Досрочное увольнение военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением условий контракта: проблемы и противоречия

(Закиров Р. А., Землин А. И., Корякин В. М., Шанхаев С. В.) («Военно-юридический журнал», 2012, N 9)

ДОСРОЧНОЕ УВОЛЬНЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В СВЯЗИ С НЕВЫПОЛНЕНИЕМ УСЛОВИЙ КОНТРАКТА: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ <*>

Р. А. ЗАКИРОВ, А. И. ЗЕМЛИН, В. М. КОРЯКИН, С. В. ШАНХАЕВ

——————————— <*> Zakirov R. A., Zemlin A. I., Koryakin V. M., Shankhayev S. V. Breach of contract servicemen as the Foundation of his early discharge from military service: issues of law enforcement practice. Статья основана на материалах научного заключения, подготовленного авторами по запросу Конституционного Суда Российской Федерации в связи с обращениями граждан О., С. и Б.

Закиров Рафаэль Абдуллович, преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук. Землин Александр Игоревич, профессор Военного университета, доктор юридических наук. Корякин Виктор Михайлович, профессор Военного университета, доктор юридических наук. Шанхаев Сергей Вячеславович, преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук.

В статье проводится анализ практики, связанной с применением командованием и судами общей юрисдикции подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», который предусматривает возможность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы по инициативе командования в связи с невыполнением военнослужащим условий заключенного им контракта о прохождении военной службы.

Ключевые слова: военная служба, контракт о прохождении военной службы, увольнение с военной службы, невыполнение условий контракта.

The article is the analysis of practices involving the use of command and courts of General jurisdiction of subparagraph «b» of paragraph 2 of article 51 of the Federal law «On military duty and military service», which provides for the possibility of early dismissal of a soldier from the military service on the initiative of command in respect of the failure of the servicemen of the conditions of the agreement of the contract on passage of military service.

Key words: military service, the contract on passage of military service, dismissal from the military service, failure to meet the conditions of the contract.

1. В чем состоит проблема? В ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» содержится более 30 различных оснований увольнения военнослужащих с военной службы. Всю эту обширную совокупность оснований увольнения можно подразделить на три большие группы: а) основания, когда военнослужащий подлежит увольнению в безусловном порядке, независимо от воли и желания как командования, так и самого военнослужащего; б) основания, когда военнослужащий может быть уволен по инициативе командования, и при этом субъективное мнение военнослужащего правового значения не имеет; в) основания увольнения, когда инициатива об увольнении исходит от самого военнослужащего, и это право военнослужащего на увольнение подлежит исполнению командованием. Ко второй группе относится, в частности, основание увольнения, предусмотренное подп. «в» п. 2 ст. 51 указанного Закона: военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта. Как показывает практика, многие командиры трактуют понятие «невыполнение условий контракта» достаточно широко, нередко нарушая права подчиненных им военнослужащих. Вот несколько примеров на этот счет. 1) Прапорщик О. приказом начальника Пограничного управления от 23 сентября 2011 г. был уволен с военной службы по указанному основанию. Поводом для увольнения послужило наличие у него пяти неснятых дисциплинарных взысканий (четыре выговора и один строгий выговор). Наличие у военнослужащего в совокупности указанного числа дисциплинарных взысканий командование посчитало достаточным основанием для применения к нему санкции в форме досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. 2. Старший лейтенант С. приказом командующего флотом от 4 октября 2010 г. был досрочно уволен с военной службы в соответствии с подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Поводом для увольнения послужил приговор гарнизонного военного суда от 31 августа 2009 г., которым С. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 318 и ст. 319 УК РФ, и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 40 тыс. руб. 3. Капитан-лейтенант Б. приказом командующего флотом от 30 мая 2011 г. был уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта. Причиной увольнения явился вступивший в законную силу приговор гарнизонного военного суда, которым офицер был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 тыс. руб. Во всех трех указанных случаях суды, в которые обратились военнослужащие с заявлениями об отмене приказов об увольнении, отказали в удовлетворении заявленных требований и признали правомерными действия командования, связанные с увольнением данных граждан с военной службы по основанию, предусмотренному подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы). Не согласившись с такими решениями судов общей юрисдикции, граждане О., С. и Б. обратились в Конституционный Суд Российской Федерации. По их мнению, норма подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» противоречит ст. ст. 2, 15, 17, 18, 19, 37, 45, 50, ч. 2 ст. 54, ст. ст. 55 и 59 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет досрочно увольнять с военной службы военнослужащего, ранее привлекавшегося к юридической ответственности и не совершившего какого-либо нового проступка, допуская тем самым применение двух санкций за одно и то же правонарушение; содержит неопределенность в вопросе оснований и порядка такого увольнения, что влечет нарушение конституционного принципа равенства граждан перед законом, неправомерное ограничение права военнослужащих на труд, которое они реализуют посредством прохождения военной службы; права на жилище, поскольку увольнение с военной службы по указанному основанию лишает гражданина права на получение жилого помещения при увольнении с военной службы. 2. Что следует считать невыполнением условий контракта о прохождении военной службы и что является основанием для увольнения? К условиям заключенного контракта согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» относятся: 1) добровольность поступления на военную службу; 2) обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах, т. е. там, где гражданин заключил контракт о прохождении военной службы; 3) срок, в течение которого военнослужащий обязуется проходить военную службу; 4) обязанность добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 5) право гражданина на соблюдение прав его и членов его семьи и получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы. В соответствии с Типовой формой контракта о прохождении военной службы (прил. N 1 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237) военнослужащий добровольно дает обязательства: а) проходить военную службу по контракту в течение установленного настоящим контрактом срока; б) в период прохождения военной службы по контракту добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. в) возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в установленном размере. Соблюдение указанных условий является юридической обязанностью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, и выступает мерой необходимого поведения, предписанной ему законом, в случае необходимости обеспеченной государственным принуждением. При этом выделяются две основные формы юридической обязанности военнослужащего: необходимое поведение, т. е. воздержание от запрещенных действий (обязанность проходить военную службу в особом статусе — статусе военнослужащего в течение определенного срока); активное выполнение конкретных действий (обязанность добросовестно исполнять общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих) <1>. ——————————— <1> Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Комментарий к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М.: За права военнослужащих, 2009.

Представляется, что в рамках подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» основанием для увольнения военнослужащего может являться недобросовестность исполнения общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Что включает понятие «добросовестность»? Согласно Словарю русского языка С. И. Ожегова добросовестный — это честно выполняющий свои обязательства, обязанности <2>. Однако законодательного определения «добросовестности» исполнения общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих в настоящее время не имеется. В этой связи можно говорить, что термин «добросовестность» носит оценочный характер и в контексте исполнения общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих трактуется правоприменителями достаточно широко и в различных смыслах, подчас субъективно, что порождает противоречивую практику применения подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в том числе — и в отношении граждан О., С. и Б. ——————————— <2> Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1986. С. 145.

Как отмечается в научной литературе, включение в формулировку указанного основания увольнения слова «невыполнение» свидетельствует о том, что это основание увольнения может быть применено лишь в случае, если военнослужащим допущено существенное нарушение условий контракта. Допущенные военнослужащим несущественные нарушения условий контракта, в том числе ненадлежащее выполнение им условий контракта, не должны признаваться достаточным основанием для увольнения военнослужащего в соответствии с подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» <3>. ——————————— <3> Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе». 3-е изд., перераб. и доп. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М.: За права военнослужащих, 2007. С. 536.

Увольнение в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы является одним из видов дисциплинарного взыскания, предусмотренного п. 2 ст. 28.4 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 54 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 (далее — ДУ ВС РФ). Данное дисциплинарное взыскание применяется к солдатам, матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по контракту (ст. 55 ДУ ВС РФ), к прапорщикам и мичманам (ст. 62 ДУ ВС РФ), к младшим и старшим офицерам (ст. 67 ДУ ВС РФ). В соответствии с п. 1 ст. 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, т. е. за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. В соответствии с п. 1 ст. 28.4 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дисциплинарное взыскание является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков. Прекращение военно-служебного отношения в результате увольнения с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта представляет собой фактический состав, включающий совокупность юридических действий (фактов) управомоченных должностных лиц в рамках предоставленной им дисциплинарной власти, направленных на прекращение с военнослужащим военно-служебных отношений в связи с невыполнением последним добровольно взятых на себя обязательств по надлежащему исполнению военной службы в течение срока заключенного контракта <4>. ——————————— <4> Кудашкин А. В. Военная служба Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 326 — 327.

Таким образом, основанием применения к военнослужащему такого дисциплинарного взыскания, как «досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта» может являться только дисциплинарный проступок, т. е. противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. При этом военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка. Рассматривая положения подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» во взаимосвязи с п. 2 ст. 28.4 Федерального закона «О статусе военнослужащих», необходимо учитывать, что увольнение с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта не может осуществляться иначе как в порядке реализации дисциплинарного взыскания. В противном случае создавалась бы угроза нарушения конституционного права на труд, реализуемого военнослужащими посредством прохождения военной службы (ст. ст. 37 и 59 Конституции Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), а также конституционных принципов справедливости, соразмерности и равенства (преамбула, ст. ст. 1, 19 и 55 Конституции Российской Федерации), которые должны соблюдаться при привлечении лиц к любым видам ответственности, включая дисциплинарную. Кроме того, оказывалась бы невозможной эффективная судебная проверка решений о наложении на военнослужащих дисциплинарных взысканий и, следовательно, существенно снижался бы уровень конституционной гарантии судебной защиты (ч. ч. 1 и 2 ст. 46, Конституции Российской Федерации), что недопустимо <5>. ——————————— <5> Фатеев К. В., Харитонов С. С. О правомерности привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащего, который за совершение административного правонарушения привлечен к административной ответственности // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 11.

Из сказанного следует, что само по себе преступление, совершенное военнослужащим, не может являться основанием привлечения к дисциплинарной ответственности в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. Такая мера дисциплинарной ответственности применима к военнослужащему только в том случае, если в действиях военнослужащего имеются признаки лишь дисциплинарного проступка, т. е. противоправного, виновного действия (бездействия), выражающегося в нарушении воинской дисциплины. При этом срок привлечения к дисциплинарной ответственности будет исчисляться с момента совершения дисциплинарного проступка и ограничиваться одним годом. Если же военнослужащим совершено преступление и вина его доказана вступившим в законную силу приговором суда, то в данном случае имеются самостоятельные основания для его досрочного увольнения с военной службы. Так, согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий подлежит увольнению с военной службы: — в связи с лишением его воинского звания (подп. «д» п. 1) <6>; ——————————— <6> Согласно п. 1 ст. 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе или находящийся в отставке, могут быть лишены воинского звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

— в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подп. «е» п. 1); — в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно (подп. «е.1» п. 1); — в связи со вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подп. «з» п. 1). При наличии перечисленных выше оснований военнослужащий, совершивший преступление, подлежит безусловному увольнению с военной службы вне субъективной воли командования. Кроме того, в п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» также содержится основание увольнения с военной службы военнослужащего, совершившего преступление, но при этом данная мера применяется к военнослужащему по усмотрению командования (об этом свидетельствует использованная в данном пункте формулировка «может быть уволен»). Таким основанием является возможность увольнения военнослужащего с военной службы в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности (подп. «д» п. 2 Закона). Таким образом, по нашему мнению, при принятии решений об увольнении заявителей С. и Б. с военной службы соответствующие должностные лица должны были руководствоваться перечисленными выше нормами п. п. 1 и 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в зависимости от того, умышленно или по неосторожности указанные военнослужащие совершили преступления), а не подп. «в» п. 2 ст. 51 указанного Закона (невыполнение условий контракта). 3. Является ли увольнение в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта дисциплинарным взысканием, либо не всегда является таковым и может применяться за совокупность правонарушений? Как уже было указано выше, увольнение в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта является одним из видов дисциплинарного взыскания, предусмотренного п. 2 ст. 28.4 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст. 54 ДУ ВС РФ. При этом под «невыполнением» условий контракта следует понимать не любое отступление военнослужащего от установленных правил прохождения военной службы, а именно существенное нарушение условий контракта. В свою очередь, по нашему мнению, к существенному нарушению условий контракта в данном случае относится неоднократное совершение грубых дисциплинарных проступков. При этом неоднократность совершения грубых дисциплинарных проступков в процессе применения подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» должна определяться двумя и более случаями, зависеть от степени противоправности и виновности и должна иметь место в течение непродолжительного времени. Вывод о необходимости наличия двух и более случаев грубых дисциплинарных поступков, которые могут послужить основанием для увольнения военнослужащего по подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», основан на применении аналогии. Так, например, в соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» существенным нарушением условий контракта со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба <7>, должны признаваться многократные нарушения предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих прав военнослужащего (повторяющиеся более двух раз) в течение непродолжительного времени. ——————————— <7> Подпункт «а» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Можно согласиться с разъяснениями Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации по данному вопросу, о том, что по вышеуказанному основанию могут быть досрочно уволены военнослужащие, систематически совершавшие деяния, не совместимые со взятыми ими на себя обязательствами по контракту о прохождении военной службы, при условии применения к ним дисциплинарной практики в порядке, предусмотренном ДУ ВС РФ (указание Главного управления кадров и военного образования Министерства обороны Российской Федерации от 16 апреля 1998 г. N 173/2/599, с изменениями от 10 июля 1998 г. N 173/2/1102). Таким образом, применение дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта в соответствии с подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» может быть применено лишь в случае, если военнослужащим допущено два и более грубых дисциплинарных проступка в зависимости от степени их противоправности и виновности. При этом указанные дисциплинарные взыскания не должны быть сняты. Следует также иметь в виду очень важную норму ДУ ВС РФ (ст. 96), которой урегулированы порядок и последствия применения к военнослужащему такой особой меры дисциплинарного воздействия как «предупреждение о неполном служебном соответствии». В указанной статье сказано, что дисциплинарное взыскание — предупреждение о неполном служебном соответствии — применяется один раз за время пребывания военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в занимаемой штатной воинской должности. По истечении года после применения этого дисциплинарного взыскания командир (начальник) в срок до 30 суток принимает решение (ходатайствует) о снятии данного дисциплинарного взыскания либо, если военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, — о снижении этого военнослужащего в воинской должности или досрочном увольнении его с военной службы в установленном порядке. Такой военнослужащий может быть представлен к снижению в воинской должности или досрочному увольнению с военной службы до окончания срока действия данного дисциплинарного взыскания в случае систематического нарушения исполнения должностных и (или) специальных обязанностей. При этом обращает на себя внимание тот факт, что в ст. 96 ДУ ВС РФ идет речь о возможности увольнения с военной службы военнослужащего, имеющего дисциплинарное взыскание «предупреждение о неполном служебном соответствии» и в течение года не исправившего своего поведения, но при этом не указано, по какому именно основанию он может быть уволен. Однако, исходя из общего смысла указанной нормы в ее соотношении с нормами Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», можно сделать вывод, что речь идет именно об основании, предусмотренном подп. «в» п. 2 ст. 51 данного Закона, т. е. об увольнении в связи с неисполнением условий контракта. Из анализа приведенных норм можно, на наш взгляд, сделать два важных вывода: а) если военнослужащий наказан в дисциплинарном порядке и к нему применено дисциплинарное взыскание «предупреждение о неполном служебном соответствии», то в случае если он продолжает систематически нарушать исполнение должностных и (или) специальных обязанностей, он может быть представлен к увольнению с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. При этом не имеет правового значения, за какой дисциплинарный проступок — грубый или «негрубый» — он привлечен к ответственности; б) если военнослужащий имеет иные дисциплинарные взыскания (выговор, строгий выговор и т. п.), то необходимым условием его увольнения с военной службы в связи с несоблюдением условий контракта должно быть то обстоятельство, что эти дисциплинарные взыскания наложены на него за грубые дисциплинарные проступки (не менее двух в течение непродолжительного времени) и на момент решения вопроса об увольнении не сняты. Право применять дисциплинарное взыскание «досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта» предоставлено ограниченному кругу должностных лиц, указанному в п. 8 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237. В соответствии с п. 9 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы круг командиров (начальников), имеющих право применять указанное дисциплинарное взыскание, ограничен прямыми начальниками. Право применения данного дисциплинарного взыскания в отношении офицеров предоставлено должностным лицам не ниже командующего войсками округа, флотом. Порядок применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий урегулирован ст. ст. 80 — 90 ДУ ВС РФ. Как указывалось выше, по нашему мнению, достаточным основанием для применения к военнослужащему дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта является совершение двух и более грубых дисциплинарных проступков, либо он имеет дисциплинарное взыскание «предупреждение о неполном служебном соответствии» и в течение года не исправил своего поведения добросовестным исполнением воинского долга. Согласно ст. 81 ДУ ВС РФ при совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка или при получении данных о его совершении непосредственный командир (начальник) военнослужащего обязан немедленно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части. Командир воинской части принимает решение о проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка и назначает ответственного за его проведение. Разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка заканчивается составлением протокола. Командир воинской части обязан в срок до двух суток рассмотреть протокол и материалы о совершении грубого дисциплинарного проступка и принять решение либо о направлении их в гарнизонный военный суд, либо о применении к военнослужащему иного дисциплинарного взыскания, предусмотренного ДУ ВС РФ. Исходя из указанных уставных норм можно сделать вывод, что решение о мере дисциплинарного взыскания принимает командир воинской части. При этом в ст. 87 ДУ ВС РФ указано, что если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным дисциплинарного проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о применении к виновному дисциплинарного взыскания властью вышестоящего командира (начальника). Ходатайство оформляется в виде рапорта и представляется вышестоящему командиру (начальнику) в срок до 10 суток со дня, когда стало известно о совершенном дисциплинарном проступке. Из сказанного следует, что если к моменту окончания разбирательства и составления протокола о грубом дисциплинарном проступке у военнослужащего-правонарушителя уже имеется неснятое дисциплинарное взыскание за ранее совершенный грубый проступок, то командир воинской части имеет полное право ходатайствовать перед вышестоящим командованием о применении к данному военнослужащему дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта и оформить соответствующее представление к увольнению. Таким образом, досрочное увольнение военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением условий контракта может осуществляться только в качестве меры дисциплинарной ответственности. При этом правом наложения и реализации данного вида дисциплинарного взыскания обладает ограниченный круг командиров (начальников), указанных в п. п. 8 и 9 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы. Важная норма содержится в ст. 88 ДУ ВС РФ, где сказано, что вышестоящий командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, примененное нижестоящим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти. Вышестоящий командир (начальник) имеет право отменить дисциплинарное взыскание, примененное нижестоящим командиром (начальником), если сочтет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного дисциплинарного проступка, и применить более строгое дисциплинарное взыскание. Исходя из указанных норм, можно утверждать, что в ситуации с военнослужащим О. юридически правильным решением начальника Пограничного управления должна была быть отмена одного из пяти ранее наложенных О. дисциплинарных взысканий и замена его более строгим — увольнением в связи с невыполнением условий контракта. 4. Есть ли основания полагать, что сложилась единообразная практика толкования и применения положения подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»? Правоприменительная, в том числе судебная практика по вопросу увольнения военнослужащих с военной службы по подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» является, по нашему мнению, неоднозначной, в связи с тем что не сформировано единообразное понимание того, что именно подразумевается под «невыполнением условий контракта». Дело в том что в широком смысле слова под невыполнением условий контракта можно понимать любое отступление военнослужащего от установленных правил прохождения военной службы. Так, например, частными случаями невыполнения военнослужащим условий контракта вполне можно считать основания увольнения, предусмотренные подп. «д.1» и «д.2» п. 1 ст. 51 (в связи с утратой доверия к военнослужащему); подп. «е.1» п. 2 ст. 51 (в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы) Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». И, конечно же, сюда можно отнести все основания увольнения, связанные с совершением военнослужащими преступлений. В связи с этим в целях формирования единообразной судебной практики имеется настоятельная потребность во внесении соответствующих дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Р оссийской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», в котором необходимо дать официальное толкование вопроса о том, что следует считать неисполнением военнослужащим условий контракта и в каком случае командование вправе применять основание увольнения, предусмотренное подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». В частности, можно было бы разъяснить, что увольнение в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта может быть применено только при отсутствии оснований его досрочного увольнения с военной службы в соответствии с подп. «д», «д.1», «д.2», «е», «е.1», «з» п. 1 и подп. «д», «е», «е.1», «е.2» п. 2 ст. 51 указанного Закона. По нашему мнению, во всех трех случаях, о которых идет речь в обращениях заявителей в Конституционный Суд Российской Федерации, имеют место не дефекты действующего Законодательства о военной службе и статусе военнослужащих, а неправильное истолкование и применение соответствующими должностными лицами и судами общей юрисдикции правовых норм. В случае с прапорщиком О. имело место нарушение командованием процедуры применения к нему дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с неисполнением условий контракта. Как указывалось выше, юридически правильным решением начальника Пограничного управления должна была быть отмена им одного из пяти ранее наложенных О. дисциплинарных взысканий и замена его более строгим — увольнением в связи с невыполнением условий контракта. Такие действия в полной мере соответствовали бы нормам ДУ ВС РФ. В результате военнослужащий О., по сути, был дважды наказан в дисциплинарном порядке за один и тот же дисциплинарный проступок, что недопустимо. Ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни Федеральный закон «О статусе военнослужащих», ни Положение о порядке прохождения военной службы, ни ДУ ВС РФ не предусматривают возможность применения рассматриваемой меры дисциплинарного воздействия за совокупность дисциплинарных проступков, за каждый из которых военнослужащий уже получил соответствующее дисциплинарное взыскание. К сожалению, суды, рассматривавшие данное дело, не заметили данной ошибки командования. Что касается увольнения с военной службы заявителей С. и Б., то полагаем, что здесь имел место неверный выбор командованием основания увольнения. В п. п. 1 и 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» содержится пять самостоятельных оснований увольнения военнослужащих с военной службы в связи с совершенными ими преступлениями, дифференцированными по степени их тяжести и форме вины. Поэтому командование, увольняя данных граждан с военной службы, должно было руководствоваться не подп. «в» п. 2 ст. 51 данного Закона (невыполнение условий контракта), а основаниями увольнения, прямо вытекающими из факта совершения военнослужащими преступлений. В целом полагаем, что действующее нормативное правовое регулирование досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта обеспечивает надлежащий баланс публичных и частных интересов. В связи с этим необходимости внесения каких-либо изменений в действующее законодательство не имеется, за исключением поправки в ст. 96 ДУ ВС, где предлагается уточнить, что военнослужащий, которому объявлено дисциплинарное взыскание «предупреждение о неполном служебном соответствии», в течение года не исправивший своего поведения, может быть представлен к увольнению с военной службы в связи с невыполнением условий заключенного им контракта о прохождении военной службы.

——————————————————————