Порядок и особенности признания военнослужащих безвестно отсутствующими и умершими. Правовые последствия

(Машин И. П.)

(«Право в Вооруженных Силах», N 10, 2000)

ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ПРИЗНАНИЯ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМИ И УМЕРШИМИ.

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

И. П. МАШИН

И. П. Машин, полковник юстиции, начальник отдела военного законодательства Министерства обороны Российской Федерации.

В условиях привлечения военнослужащих для участия в боевых действиях в последнее время приобретает актуальное значение установление юридически значимого факта признания лица безвестно отсутствующим либо объявления его умершим, когда нет достоверно установленных сведений о его гибели или пленении, невозможно установить его место пребывания и отсутствуют сведения о таком месте.

Порядок признания лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим законодательно урегулирован ст. ст. 42 — 46 Гражданского кодекса Российской Федерации и некоторыми другими нормативными правовыми актами.

Так в силу норм ГК РФ «гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года».

«Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет (в соответствии с ранее действовавшим гражданским законодательством этот срок составлял 3 года — прим. автора), а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев».

Для военнослужащих законом предусмотрены специальные сроки. Так, «военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести (дополнительные социальные льготы членам семей военнослужащих, пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей, установлены Приказом Министра обороны РФ от 24 января 2000 г. N 44 — см. далее) в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий».

Возникает вопрос, а что считать днем окончания военных действий? Это день (дата), когда соответствующее должностное лицо объявило об их окончании, либо это фактическое их окончание?

Так, руководство группировкой в Чечне объявило в средствах массовой информации об окончании ведения боевых действий, однако и после этого продолжаются вооруженные конфликты, боевые операции по ликвидации оставшихся бандитских формирований.

В соответствии с п. 3 ст. 45 Гражданского кодекса РФ: «Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели».

Главной целью установления факта признания гражданина безвестно отсутствующим либо объявления его умершим является защита его прав и имущества. Длительное отсутствие лица и неизвестность его места пребывания затрагивают интересы прежде всего членов семьи, у которых при таких обстоятельствах возникают права и соответствующие обязанности (например, право на пенсию по случаю потери кормильца; обязанности перед кредиторами такого лица и т. д.).

Установление данных фактов производится в суде общей юрисдикции в порядке особого производства. Судебный порядок признания лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим определен ст. ст. 252 — 257 ГПК. Суд рассматривает данную категорию дел с обязательным участием прокурора.

Кто может возбуждать данного рода дела?

Прежде всего, это право предоставлено заинтересованным лицам. Относится ли заявитель к заинтересованным лицам, устанавливает суд; в заявлении должно быть указано, для какой цели ему необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим. Заявитель и суд принимают меры для установления места пребывания гражданина, выясняют, когда были получены последние сведения о нем.

Дела особого производства возбуждаются в суде посредством направления в суд заявления (не иска!), так как в данной категории дел нет материально — правового спора. Особенность данного заявления состоит в том, что в нем не указывается другая сторона — ответчик, так как отсутствует гражданско — правовой спор, а выводы суда об установлении данных фактов основываются:

— при признании лица безвестно отсутствующим — на предположении нахождения его в живых;

— при объявлении лица умершим — на предположении его смерти.

Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить в судебном заседании два факта:

1) его постоянное отсутствие в течение года в месте жительства;

2) отсутствие сведений о месте его пребывания и невозможность это место установить.

Для объявления гражданина умершим необходимо установить не факт, удостоверяющий его гибель, а лишь ситуацию, которая дает основание предполагать его смерть. Изъятия, установленные в законе для военнослужащих, предусмотрены необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер по возвращению их к постоянному месту жительства или установления их гибели (примерные образцы заявлений приводятся далее).

Объявление лица умершим по правовым последствиям приравнено к естественной смерти. На основании решения суда, вступившего в законную силу, производится запись в соответствующей книге органов загса, открывается наследство, брак считается прекращенным.

В заявлении об объявлении умершим военнослужащего, пропавшего без вести в связи с военными действиями, необходимо изложить обстоятельства, подтверждающие длительное и безвестное отсутствие лица. Это могут быть сообщения военкомата, данные розыска, отрицательные ответы на соответствующие запросы и т. п., а также истечение двухлетнего срока со дня прекращения военных действий.

В силу ст. 247 ГПК РСФСР суд устанавливает факт смерти лица при отказе органов загса зарегистрировать событие смерти, если от этого факта зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций.

Большое правовое значение имеет место жительства граждан. С ним связано признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим. Место жительства определяет подсудность при установлении данных фактов.

Правовые последствия признания гражданина безвестно

отсутствующим и объявления его умершим

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим служит основанием для назначения органом опеки и попечительства управляющего имуществом безвестно отсутствующего лица.

В соответствии с Инструкцией о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 октября 1969 г. N 592, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Совета Министров РСФСР от 18 марта 1981 г. N 156, от 5 июня 1984 г. N 232, судебное решение необходимо направить в орган загса в трехдневный срок.

——————————————————————

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Совмина РСФСР от 17.10.1969 N 592 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 06.07.1998 N 709 «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

——————————————————————

В своем решении суд указывает фамилию, имя, отчество гражданина, год и место его рождения, последнее известное место жительства, начало безвестного отсутствия.

При регистрации смерти лиц, признанных в установленном законом порядке умершими, временем смерти в записи акта о смерти указывается дата вступления в законную силу решения суда. Если решением суда установлен факт смерти лица в определенное время, то в записи акта о смерти записывается дата, указанная в решении суда.

Опека назначается органом опеки и попечительства по месту нахождения имущества.

При необходимости постоянного управления имуществом оно передается по решению суда в доверительное управление лицу, которое определяется органом опеки и попечительства; он же заключает договор о доверительном управлении в соответствии с правилами, предусмотренными ст. ст. 1012 — 1026 ГК РФ.

Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

Заключенный договор о доверительном управлении имуществом подопечного является срочным договором. Его действие прекращается по общему правилу со дня прекращения опеки или попечительства. Одностороннее досрочное расторжение договора допускается только в случаях, прямо указанных в законе. К ним, в частности, относится смерть гражданина, являющегося выгодоприобретателем (т. е. подопечного), смерть гражданина, являющегося доверительным управляющим, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

Доверительный управляющий вправе совершать любые действия, в том числе сделки, в интересах безвестно отсутствующего. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и на возмещение необходимых расходов за счет доходов от использования имущества безвестно отсутствующего.

Из имущества безвестно отсутствующего и полученных от него доходов выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан был содержать (иждивенцам), погашаются обязательства перед кредиторами.

Действующим законодательством предусмотрены и другие последствия признания гражданина безвестно отсутствующим.

1. Прекращается действие выданной им доверенности.

Действие доверенности прекращается в связи с прекращением существования одного из участников отношений представительства.

Со смертью гражданина представительство прекращается автоматически, так как отсутствует уполномоченное лицо или лицо, от имени которого должны совершаться юридические действия. То же правило действует в случае признания лица безвестно отсутствующим.

2. Брак с безвестно отсутствующим лицом расторгается в органах записи актов гражданского состояния согласно ст. 19 Семейного кодекса РФ.

Данное правило предусматривает исключительный порядок производства развода в органах загса.

Основанием для регистрации развода в загсе служит заявление одного из супругов, если другой супруг признан в установленном законом порядке безвестно отсутствующим.

Брак, расторгнутый в загсе, считается прекращенным со дня регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния.

Документом, который при этом необходимо представить в орган загса, является решение суда о признании супруга безвестно отсутствующим.

Иски о расторжении брака с лицами, признанными в установленном порядке безвестно отсутствующими, могут предъявляться по месту жительства истца.

Расторжение брака может быть рассмотрено без извещения ответчика. Однако назначенный недееспособному лицу опекун должен быть извещен о времени и месте судебного заседания с тем, чтобы он в интересах опекаемого мог принять участие в судебном разбирательстве, особенно тогда, когда при расторжении брака решаются вопросы имущественных отношений супругов. Если при расторжении брака с лицом, признанным безвестно отсутствующим, возникает спор об имуществе, являющемся общей совместной собственностью супругов, то к участию в деле привлекается лицо, с которым органы опеки и попечительства заключили договор о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим.

3. Ребенок безвестно отсутствующего родителя может быть усыновлен без его согласия.

В соответствии с Положением о порядке передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление гражданам РФ и иностранным гражданам (Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1995 г. N 917 // СЗ РФ. 1995. N 39. Ст. 3768) усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых: признаны в судебном порядке безвестно отсутствующими или умершими.

——————————————————————

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 15.09.1995 N 917 «Об утверждении Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории российской федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами российской федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».

——————————————————————

Согласие родителей ребенка на его усыновление в подобном случае не требуется.

4. У нетрудоспособных членов семьи, состоящих на иждивении лица, признанного безвестно отсутствующим, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца.

В силу Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. N 340-1: «Семьи безвестно отсутствующих граждан приравниваются к семьям умерших, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. При этом семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших вследствие военной травмы (ст. 66)».

5. Порядок снятия граждан, признанных безвестно отсутствующими, с регистрационного учета по месту жительства регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан российской федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. N 512, от 14 февраля 1997 г. N 172, от 16 марта 2000 г. N 231):

«Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: … признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда».

В соответствии с Инструкцией МВД РФ «О применении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»:

«Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства в случаях признания их безвестно отсутствующими, выселения из занимаемых жилых помещений или признания утратившими право пользования жилыми помещениями, обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации, производится на основании представленных заинтересованными физическими и юридическими лицами надлежаще заверенных копий вступивших в законную силу решений судов».

Правовые последствия обнаружения места

пребывания либо явки лица, признанного безвестно

отсутствующим либо объявленного умершим

При явке или обнаружении места пребывания лица, признанного безвестно отсутствующим либо умершим, суд новым решением отменяет ранее вынесенное. Заявление в суд может быть подано как самим гражданином, так и другими заинтересованными лицами.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР «О применении норм ГПК РСФСР при рассмотрении дел в суде первой инстанции» от 14 апреля 1988 г. N 3 в случае явки гражданина, ранее признанного судом безвестно отсутствующим или умершим, суд по заявлению заинтересованного лица возобновляет производство по делу и выносит новое решение в том же производстве, в котором гражданин был признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим. Возбуждения нового дела не требуется.

В подобном случае с заявлением в суд могут обратиться как сам гражданин, признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, так и те лица или организации, по инициативе которых рассматривалось дело о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении его умершим. Это заявление не подлежит оплате государственной пошлиной, поскольку имеет место продолжение прежнего дела.

Рассмотрев дело, суд отменяет ранее вынесенное решение и направляет копию решения органу опеки и попечительства для отмены управления его имуществом. На основании нового решения суда аннулируется актовая запись о смерти лица, объявленного умершим.

Решение суда является основанием для отмены опеки над его имуществом и прекращения договора о доверительном управлении. Если брак был расторгнут, то он может быть восстановлен органом загса по совместному заявлению супругов при условии, что ни один из них не вступил в новый брак.

Восстановление происходит автоматически, каких-либо формальных действий, кроме подачи совместного заявления, супруги совершать не должны.

Возврат принадлежащего гражданину имущества зависит от того, сохранилось ли оно в натуре, и от оснований перехода его к другим лицам. Безвозмездно полученное имущество, например, по наследству, по договору дарения и другим основаниям, подлежит возврату, за исключением денег и ценных бумаг на предъявителя.

Лица, возмездно приобретшие имущество гражданина, объявленного судом умершим, обязаны возвратить это имущество или его стоимость, если они знали, что гражданин жив. В этом случае они признаются недобросовестными владельцами и к ним применяются положения ст. 303 ГК РФ. Во всех остальных случаях имущество или его стоимость возврату не подлежат.

При возвращении имущества гражданину, ранее объявленному умершим, часто возникают споры по доходам и расходам, полученным и произведенным во время использования этого имущества другим лицом. Подобные вопросы должны разрешаться также в соответствии с положениями ст. 303 ГК РФ.

Собственник вправе потребовать от владельца возврата или возмещения доходов с зачетом произведенных владельцем необходимых расходов на имущество. Вопрос об улучшениях, произведенных владельцем, решается в зависимости от того, являются они отделимыми без повреждения имущества или нет. В первом случае владелец вправе оставить за собой произведенные им улучшения. Если отделение их невозможно, он вправе требовать компенсации затрат на улучшение имущества. Затраты не должны превышать размера увеличения стоимости имущества.

——————————————————————