Защита прав несовершеннолетних
(Беспалов Ю.)
(«Российская юстиция», N 1, 1997)
ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Ю. БЕСПАЛОВ
Ю. Беспалов, судья Владимирского областного суда.
Защита прав человека и гражданина — обязанность государства. Это конституционное положение распространяется на всех лиц независимо от их возраста и получило дальнейшее закрепление в Гражданском и Семейном кодексах РФ, Основах законодательства РФ «О нотариате» и других нормативных актах.
Интересы ребенка нотариус защищает путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации (ст. 1 Основ законодательства РФ «О нотариате», далее — Основ).
Наиболее распространены с участием детей удостоверение сделок, выдача свидетельств о праве на наследство и некоторые другие. Следует отметить, что за первое полугодие 1996 г. во Владимирской области нотариусами, занимающимися частной практикой, удостоверено более 15000 сделок, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, — около 6000 сделок и выдано более 5000 свидетельств о праве на наследство.
В настоящее время нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, когда это требуется по закону либо предусмотрено соглашением сторон (ст. 163 ГК РФ). Так, в соответствии с законом обязательному нотариальному удостоверению подлежат: соглашение об уплате алиментов (ст. 100 СК РФ), договор об ипотеке (ст. 339 ГК РФ), договор ренты (ст. 584 ГК РФ), доверенность на право заключения сделок, требующих нотариального удостоверения (ст. 186 ГК РФ), доверенности, выдаваемые в порядке передоверия (ст. 187 ГК РФ), уступка требования и перевод долга (ст. ст. 389, 391 ГК РФ), завещание (ст. 540 ГК РСФСР 1964 г.). В нотариальной форме может быть удостоверено согласие родителей на усыновление ребенка (ст. 129 СК РФ).
Необходимо отметить, что новое гражданское законодательство сократило виды сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению. Представляется, что в целях обеспечения защиты интересов детей нотариальному удостоверению должны подлежать все сделки, направленные на отчуждение имущества детей.
По соглашению сторон любую сделку можно совершить в нотариальной форме. Речь идет о сделке как правомерном действии. Надо полагать, что предложение о нотариальной форме сделки может быть заявлено как ребенком, так и его представителем.
Личность ребенка и (или) его законного представителя устанавливается на основании паспорта, свидетельства о рождении ребенка и других документов, бесспорно подтверждающих личность. Если законным представителем являются усыновители, которые не записаны в качестве родителей в свидетельстве о рождении, нотариусу должно быть представлено свидетельство или решение суда об усыновлении (ст. 42 Основ, ст. ст. 136, 137 СК РФ). От опекунов, приемных родителей нотариус должен затребовать соответствующее удостоверение или постановление органов опеки и попечительства о назначении опеки (попечительства) либо договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (ст. 42 Основ, ст. ст. 146, 153 СК РФ, ст. ст. 1, 3 Положения о приемной семье, утвержденного Постановлением Правительства РФ 17 июля 1996 г. N 829). Если в качестве представителя выступает руководитель учреждения, являющегося опекуном (попечителем) ребенка, необходимо предоставить нотариусу удостоверение руководителя учреждения, справку о нахождении ребенка на полном государственном попечении (ст. 147 СК РФ). В случае сомнения относительно подлинности документа нотариусу следует отложить совершение нотариального действия и истребовать дополнительные подтверждения от компетентных органов либо иным образом проверить личность. Судебной практике известны случаи, когда лица, обратившиеся к нотариусу за удостоверением сделки, использовали документы других граждан.
Так, межрайпрокурор г. Гусь — Хрустальный Владимирской области обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетних Лесина Константина и Гусаровой Анастасии к Гусарову С. А., Гущиной Н. В. и другим о признании договора купли — продажи жилого помещения недействительным. В обоснование иска прокурор указал, что Гусарову С. А. и Гусаровой М. В. принадлежала квартира в городе Гусь — Хрустальный, в которой они проживали совместно с детьми: Лесиным Константином, 1985 г. р., и Гусаровой Анастасией, 1981 г. р. 11 апреля 1994 г. Гусарова М. В. погибла. После ее смерти 29 апреля 1994 г. Гусаров С. А. и его знакомая Гущина Н. В. использовали паспорт на имя Гусаровой М. В., продали квартиру. Договор купли — продажи был удостоверен нотариусом, занимающимся частной практикой. Обстоятельства, на которые ссылался прокурор, подтверждались материалами уголовного дела, возбужденного в связи с убийством Гусаровой М. В., и проведенной проверки по заявлению опекунов детей в связи с отчуждением квартиры.
Установив личность ребенка и (или) его законного представителя, нотариус должен выяснить, способны ли они к участию в сделке. Субъектом гражданско — правового договора, иной сделки может быть гражданин, обладающий полной или неполной дееспособностью. Гражданская дееспособность в полном объеме наступает по достижении совершеннолетия (18 лет). Ранее этого возраста приобретение полной дееспособности возможно по двум основаниям: вступление в брак и эмансипация.
Согласно ст. 13 СК РФ при наличии уважительных причин вступление в брак может быть разрешено лицу, достигшему возраста 16 лет. Субъекты РФ вправе установить порядок и условия, при наличии которых вступление в брак возможно до достижения 16 лет. Приобретенная дееспособность сохраняется и в случае расторжения брака. Лишь при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате ребенком полной дееспособности (ст. 21 ГК РФ). Эмансипация — объявление полностью дееспособным ребенка, достигшего шестнадцати лет и работающего по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей (лиц их заменяющих) занимающегося предпринимательской деятельностью. Решение об объявлении ребенка полностью дееспособным принимается органами опеки и попечительства с согласия законных представителей. В том случае, когда представители (один из них) возражают против объявления ребенка полностью дееспособным, решение может быть принято судом (ст. 37 ГК РФ). Приобретение полной дееспособности должно быть подтверждено свидетельством о заключении брака или решением органов опеки и попечительства либо решением суда.
Малолетние граждане в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или с их согласия третьими лицами.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут самостоятельно, без согласия законных представителей: распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения литературы, науки и искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Все другие сделки несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают с письменного согласия законных представителей (ст. 26 ГК РФ). В отличие от малолетних несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет способны лично участвовать в сделках, требующих нотариального удостоверения. Следует отметить, что самостоятельно совершать сделки, требующие нотариального удостоверения, ребенок может лишь в случаях, предусмотренных законом.
Анализ закона приводит к такому выводу: принять наследство, отказаться от него, завещать имущество; заключить договор купли-продажи недвижимого имущества, а также движимого имущества, когда требуется регистрация прав на это имущество; договор дарения; соглашение об уплате алиментов и другие договоры, направленные на отчуждение имущества и (или) требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации, несовершеннолетний может лишь с письменного согласия законных представителей.
Кроме того, родители, усыновители, опекуны (попечители) ребенка не вправе без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать (от имени малолетних) и давать согласие (несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет) на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества ребенка, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества ребенка (ст. 37 ГК РФ, ст. ст. 60, 137, 146, 147, 153 СК РФ). Представляется, что согласие органов опеки и попечительства должно быть выражено в постановлении главы местного самоуправления. В том случае, когда законами субъектов РФ осуществление функций по опеке и попечительству возложено на конкретные муниципальные органы (например, на муниципальные органы управления образованием), согласие на совершение сделок может быть дано их руководителем. Другие лица вправе совершать такие действия лишь в том случае, когда уполномочены на это компетентными органами (ст. 53 ГК РФ, п. 2 ст. 121 СК РФ). Родители, усыновители, опекуны (попечители), их супруги и близкие родственники не вправе также совершать сделки с детьми, за исключением передачи имущества ребенку в качестве дара или в безвозмездное пользование, и не могут представлять ребенка при заключении сделок между ним и супругом и их близкими родственниками (ст. 36 ГК РФ, ст. 60 СК РФ).
Законным представителям запрещено делать подарки от имени малолетних, за исключением обычных, не превышающих по стоимости пяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 575 ГК РФ).
Следует отметить, что сделки, совершенные несовершеннолетним без согласия законных представителей и органов опеки и попечительства, могут быть признаны судом недействительными (ст. ст. 37, 168, 175 ГК РФ). Так, решением Ковровского городского суда от 6 сентября 1995 г. правильно был удовлетворен иск Конаревой С. А. к АО «Пик-инвест», администрации г. Коврова и др. о признании договоров приватизации, купли — продажи и мены жилого помещения недействительными. В судебном заседании установлено, что в трехкомнатной квартире в г. Коврове проживали Толиков А. Н., Толикова Е. А. и их несовершеннолетняя дочь Конарева (Толикова) С. А., 4 мая 1977 г. р. Над несовершеннолетней Конаревой С. А. было установлено попечительство. 12 июля 1993 г. квартира была передана в порядке приватизации Толиковой Е. А. в собственность. 13 июля 1993 г. Толикова Е. А. продала квартиру АО «Пик-инвест», нотариально удостоверив договор. 27 июля 1993 г. общество совершило договор мены квартиры. Приватизация квартиры и последующее ее отчуждение произведено без согласия Конаревой С. А., ее попечителя и органов опеки и попечительства. При таких обстоятельствах суд правильно признал сделки недействительными.
Представляется, что самостоятельно несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе заключить авторский договор на результат своей интеллектуальной деятельности и по соглашению с другой стороной нотариально удостоверить этот договор, распоряжаясь заработком и иным доходом совершать сделки к своей выгоде, не требующие в силу закона государственной регистрации либо нотариального удостоверения.
Удостоверяя сделку, нотариус должен проверить, не лишен ли несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет права распоряжаться своим заработком и иным доходом, а также не признан ли судом недееспособным вследствие психического расстройства либо ограниченно дееспособным ввиду злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Установив правомочия ребенка и его представителя, нотариус проверяет содержание самой сделки, соответствует ли она закону и иным правовым актам, не является ли она мнимой или притворной. Так, удостоверяя соглашение об уплате алиментов, нотариус должен выяснить, соответствует ли соглашение требованиям ст. ст. 81, 99, 103 и 104 СК РФ. В частности, размер алиментов, уплачиваемых по соглашению, не может быть ниже размера алиментов, которые дети могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) — иного дохода родителей. Соглашение не должно нарушать интересы детей. В противном случае оно может быть признано судом недействительным.
При удостоверении сделки нотариус обязан также выяснить соответствие волеизъявления подлинной воле участников; проверить, не под влиянием ли насилия, угроз, заблуждения, обмана совершена сделка; не имеется ли злонамеренного соглашения представителя ребенка с другой стороны; не вследствие ли тяжелых обстоятельств она совершена.
Выдав свидетельство о праве на наследство на имя ребенка, нотариус должен сообщить об этом органам опеки и попечительства (ст. 71 Основ). Помимо оформления сделок, нотариус вправе удостоверить факт нахождения ребенка в живых и в определенном месте (ст. ст. 82, 83 Основ).
Надо отметить, что нотариусы, совершая нотариальные действия, могут и должны защищать интересы ребенка. Гарантиями обеспечения защиты прав несовершеннолетних являются, в частности, судебный контроль за деятельностью нотариусов и их имущественная ответственность.
Ребенок и (или) его представитель могут обжаловать действия нотариуса в суд (ст. 49 Основ). Представляется, что самостоятельно воспользоваться этим правом ребенок может в том случае, когда до достижения совершеннолетия он приобрел полную дееспособность.
Имущественная ответственность нотариусов предусмотрена ст. ст. 17, 21 Основ, ст. ст. 1069, 1072 ГК РФ.
Кроме общих условий наступления ответственности (противоправное поведение, вред, причинная связь, вина), законодатель предусмотрел и специальные, которые определяются особенностями объективной стороны состава гражданского правонарушения и спецификой правового положения нотариусов.
Можно выделить условия ответственности нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов государственных нотариальных контор.
Согласно ст. 17 Основ, частнопрактикующий нотариус несет имущественную ответственность за умышленное разглашение сведений о совершенном нотариальном действии и в случае совершения нотариального действия, противоречащего законодательству Российской Федерации. В других случаях, т. е. помимо названных, вред возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке. Под иным порядком, видимо, понимается возможность возложения ответственности на участников сделки.
Вред, причиненный государственными нотариусами, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъектов РФ или муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).
Частнопрактикующий нотариус за причиненный ущерб отвечает всем своим имуществом. Здесь имеется в виду оборудование, техника конторы; строение, транспорт, принадлежащие конторе либо находящиеся в личном пользовании; мебель, одежда, драгоценности и другое имущество, за исключением того, на которое по закону не может быть обращено взыскание.
Конечно, если имущество нажито нотариусом в браке, оно подлежит разделу, т. е. доля, на которую можно обратить взыскание, будет значительно уменьшена. Также нет препятствий к тому, чтобы нотариус часть своего имущества оформил на имя родственников, приятелей. Контролером в таких случаях могут быть только нравственные принципы. К недостаточно продуманной имущественной ответственности, видимо, надо отнести и размер страхования нотариальной деятельности. В настоящее время 100-кратный размер минимальной месячной оплаты труда составляет менее 8 млн. рублей, что является слабой гарантией полного возмещения вреда.
Таким образом, имущественная ответственность нотариусов носит декларативный характер, скорее провозглашена чем применима на практике. Для решения этих вопросов необходима разработка более действенных правовых рычагов.
——————————————————————