Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью ребенка

(Беспалов Ю.)

(«Российская юстиция», N 10, 1998)

ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ

И ЗДОРОВЬЮ РЕБЕНКА

Ю. БЕСПАЛОВ

Ю. Беспалов, судья Владимирского областного суда, кандидат юридических наук.

Необходимость в особой защите прав ребенка предусмотрена Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей и другими международными актами, признанными Российской Федерацией.

Однако действующее национальное законодательство не в полной мере обеспечивает защиту нарушенных (оспоренных) прав и интересов ребенка. Дети в РФ остаются, как и прежде, самой незащищенной социальной группой. До нашего времени не приняты Законы «О правах ребенка», «О предотвращении насилия в семье», на что не раз указывалось в прессе. Обеспечить защиту прав и интересов ребенка сейчас может прежде всего суд.

Примерный перечень способов защиты гражданских прав в суде закреплен в ст. 12 ГК РФ. Одним из них является возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, в том числе ребенка.

Под вредом, причиненным жизни и здоровью ребенка, понимаются неблагоприятные последствия в виде повреждения и (или) расстройства здоровья (увечье, заболевание, в том числе профессиональное, психическое расстройство и т. п.), физических и нравственных страданий, смерти кормильца, смерти ребенка, а также умаление связанных с жизнью и здоровьем имущественных прав: утрата заработка (полностью или частично), дополнительные расходы на лечение, питание, приобретение транспортного средства, повреждение одежды, расходы на погребение и т. п.

При возмещении вреда, причиненного здоровью ребенка, во внимание принимается, как правило, физический (телесный) вред и имущественный интерес. Между тем противоправные действия причиняют не только телесный вред, они вызывают зачастую недостатки умственного, нравственного и задержку психического развития и т. п. Эти формы проявления вреда здоровью, как правило, не учитываются.

Кроме того, неблагоприятные последствия воздействия на здоровье ребенка, например загрязненным воздухом, водой, некачественными продуктами питания, ненадлежащим воспитательным, образовательным процессом, психическим насилием, ненадлежащей заботой о детях, не всегда могут быть выявлены в полном объеме. Объясняется это как недостаточно разработанным механизмом определения вреда здоровью (характера вреда, его размера), так и тем, что он может проявиться не сразу, а впоследствии, иногда по истечении длительного периода времени. А в этом случае возникают трудности и при установлении причинной связи. Поэтому необходимо, в частности, проводить судебно — медицинскую и психолого — психиатрическую экспертизы. Они позволят определить уровень интеллектуального, нравственного, физического вреда и период времени, необходимый для восстановления состояния полного физического и иного благополучия ребенка.

В зависимости от этих обстоятельств суд сможет определить размер имущественной компенсации, который будет складываться из всех расходов на восстановление здоровья.

Вред здоровью ребенка может быть причинен как при исполнении им трудовых, иных договорных обязательств, так и при отсутствии таких договорных отношений.

Кроме того, вред может быть причинен родителями (лицами, их заменяющими) неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию и образованию. Нормы, регулирующие условия, порядок, размер и способы возмещения вреда, содержатся в ГК (гл. 59), в Правилах возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязательств (далее Правила), и в других нормативных актах. Представляется, что в Семейном кодексе необходимо закрепить норму, предусматривающую возмещение вреда здоровью ребенка родителями, усыновителями при удовлетворении иска о лишении родительских прав и об отмене усыновления, в том случае, когда противоправные действия родителей, усыновителей выражаются в жестоком обращении с детьми, злоупотреблении родительскими правами, уклонении от выполнения родительских обязанностей и совершении преступления против жизни и здоровья детей (ст. ст. 69, 140 — 141 СК).

В настоящее время вопрос о возмещении вреда при рассмотрении дел о лишении родительских прав и об отмене усыновления судом не обсуждается. Суд в случае удовлетворения иска вправе лишь взыскать алименты. Такое положение, думается, является несправедливым. Нарушенные права ребенка остаются не восстановленными в полном объеме.

Возмещению в этих случаях должен подлежать и моральный вред, поскольку противоправными действиями родителей, усыновителей (оставление детей без пищи, без теплой одежды в зимний период, психическое насилие и т. п.) причиняются и физические, и нравственные страдания ребенку.

Обязанность по возмещению вреда возлагается на лицо, причинившее вред противоправным виновным действием (бездействием), а в отдельных случаях на другое ответственное за вред лицо. Если вред причинен совместными действиями нескольких лиц, они несут солидарную ответственность (ст. 1080 ГК). Надо полагать, что моральный вред, причиненный совместными действиями нескольких лиц, подлежит возмещению в долевом порядке как в случаях, когда вина является условием ответственности, так и в тех случаях, когда ответственность не зависит от вины.

Такой вывод можно сделать, анализируя правила, изложенные в ст. ст. 151, 1099 — 1101 ГК. Так, при определении размера компенсации морального вреда суд исходит из заслуживающих внимания обстоятельств, в том числе имущественного положения причинителя вреда, его поведения после причинения вреда, степени вины и т. п. Вина потерпевшего в возрасте до 14 лет не должна учитываться при определении размера возмещения вреда, поскольку ребенок в этом возрасте не достиг необходимого уровня умственной и психической зрелости. Вина потерпевшего в возрасте от 14 до 18 лет может быть учтена по правилам ст. 1083 ГК.

По общему правилу причинитель вреда несет ответственность при установлении его вины. Надо отметить, что такая обязанность может быть возложена на причинителя вреда и при отсутствии его вины (ст. 1079 ГК, ст. 3 Правил).

Правом на обращение в суд обладают законные представители ребенка (родители, усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, иные лица, на которых возложена обязанность по образованию, воспитанию и содержанию детей). Причем истцом является сам ребенок, который, как показывает судебная практика, довольно часто не привлекается к участию в деле, что нельзя признать правильным. В случае непривлечения ребенка к участию в судебном разбирательстве нарушаются его процессуальные права, предусмотренные ст. 30 ГПК. Однако самостоятельно ребенок может обратиться в суд лишь по достижении совершеннолетия.

Ребенок, приобретший полную гражданскую дееспособность до достижения 18 лет в порядке эмансипации или в связи с вступлением в брак, также вправе самостоятельно обратиться в суд, поскольку, как представляется, в этих случаях он наделяется и полной гражданской процессуальной дееспособностью (п. 1 ст. 56 СК). Кроме того, если вред здоровью ребенка причинен его родителями (лицами, их заменяющими), он может самостоятельно обратиться в суд по достижении возраста четырнадцати лет (п. 2 ст. 56 СК).

Необходимо отметить, что до предъявления иска в суд ребенок (его представитель) обязан обратиться с заявлением к работодателю, если вред причинен при исполнении трудовых или иных договорных обязанностей (ст. 31 Правил). Работодатель в десятидневный срок обязан рассмотреть заявление и принять решение. При несогласии с решением работодателя или при неполучении ответа в установленный срок заинтересованное лицо вправе обратиться в инспекцию труда либо в суд. В других случаях ребенок (его представитель) вправе непосредственно обратиться в суд.

Для правильного разрешения спора необходимо, в частности, определить объем и виды возмещения вреда, причиненного здоровью ребенка, или вызванного смертью кормильца, или причиненного жизни ребенка (смертью ребенка).

В свою очередь объем и виды возмещения вреда, причиненного здоровью, жизни, смертью кормильца, определяются возрастом ребенка, наличием либо отсутствием трудовых или иных договорных обязательств, размером заработной платы, которую имеет или мог иметь ребенок, либо размером минимальной месячной оплаты труда, степенью утраты трудоспособности, наличием иждивенцев, обучением в учебном заведении на дневном отделении и другими условиями.

К видам возмещения вреда, причиненного здоровью, относят ежемесячные платежи, компенсацию дополнительных расходов, выплату единовременного пособия и компенсацию морального вреда (ст. 8 Правил, ст. 1085 ГК).

К видам возмещения вреда, причиненного смертью кормильца, относят: ежемесячные платежи иждивенцам, в том числе ребенку — единовременное пособие, расходы на погребение, компенсацию морального вреда (ст. ст. 26 — 30 Правил, ст. ст. 1088 — 1089 ГК РФ).

Если же вред причинен жизни ребенка, возмещение может состоять в выплате ежемесячных платежей иждивенцам (детям умершего несовершеннолетнего родителя), компенсации морального вреда близким родственникам, единовременного пособия (в том случае, когда ребенок работал), возмещении расходов на погребение.

Так, в случае повреждения здоровья ребенка, не достигшего 14 лет и не имеющего заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья.

Речь идет о расходах на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно — курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств и др. (п. 1 ст. 1087 ГК).

Дополнительные расходы возмещаются в том случае, если ребенок нуждается в этих видах помощи и не получил их бесплатно. Размер расходов определяется на основании соответствующих документов: счетов организаций, справок медицинских учреждений и других документов.

Необходимо отметить, что согласно ст. 22 Правил различают специальный медицинский уход и бытовой. Специальный медицинский уход понимается как систематическая помощь лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями, как правило, лежачим больным. Наряду с обслуживанием бытового характера таким лицам оказывается и медицинская помощь. Представляется, что договор об оказании таких услуг должен быть заключен в письменной форме.

Время ухода за инвалидами первой группы включается в общий трудовой стаж на основании решения органов местного самоуправления (ст. 92 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации»). Нуждаемость в медицинском уходе определяется на основании медицинского заключения. Инвалидам первой группы заключение о необходимости ухода не требуется, кроме случаев нуждаемости в специальном медицинском уходе. Расходы на санаторно — курортное лечение, на приобретение специального транспортного средства также определяются на основании медицинских документов.

Следует отметить, что взыскание дополнительных расходов может быть произведено и на будущее время, в пределах сроков, указанных в медицинском заключении. Расходы должны быть возмещены лицу, их понесшему. Кроме дополнительных расходов ребенку должен быть возмещен моральный вред, вызванный физическими и нравственными страданиями.

Размер морального вреда определяется по правилам, изложенным в ст. ст. 151, 1099 — 1101 ГК РФ. При этом суд учитывает характер причиненных физических и нравственных страданий, степень вины причинителя вреда, когда вина является основанием возмещения вреда, имущественное положение причинителя вреда и другие обстоятельства.

Следует отметить, что ребенку, не достигшему 14 лет, не выплачивается единовременное пособие. Такое правило нельзя признать обоснованным. Думается, кроме того, что выплата единовременного пособия не должна быть связана с наличием либо отсутствием трудовых, иных договорных отношений ребенка. Необходимо исходить из цели этого вида возмещения, состоящей, как представляется, в полном и эффективном восстановлении здоровья.

Надо полагать, что законодателю необходимо обсудить вопрос о внесении соответствующих изменений в ГК. По достижении малолетним потерпевшим 14 лет, а также в случае причинения вреда несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет, не имеющему заработка (дохода), лицо, ответственное за причинение вреда, обязано возместить потерпевшему помимо расходов, вызванных повреждением здоровья, также вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности, исходя из пятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда (п. 2 ст. 1087 ГК). Если же несовершеннолетний на момент причинения вреда имел заработок, то вред возмещается исходя из размера этого заработка, но не ниже пятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда.

После начала трудовой деятельности ребенок (его представитель) вправе требовать увеличения размера возмещения вреда исходя из получаемой им заработной платы, но не ниже размера вознаграждения, установленного по занимаемой им должности или заработка работника той же квалификации по месту его работы. Если вред причинен ребенку при исполнении трудовых обязанностей, он имеет также право на единовременное пособие. Размер пособия определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из установленного (на день выплаты) минимального размера оплаты труда за пять лет.

В случае смерти кормильца право на возмещение наряду с другими лицами имеют и дети, состоящие на иждивении умершего, а также ребенок умершего, родившийся в течение 300 дней после его смерти.

Несовершеннолетним вред возмещается до достижения 18 лет в размере той доли заработка умершего, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни (ст. ст. 1088 — 1089 ГК РФ).

Учащиеся в возрасте 18 лет и старше имеют право на возмещение вреда до окончания учебы в учебных заведениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет (ст. 1088 ГК, ст. 26 Правил). При повышении стоимости жизни платежи по возмещению вреда подлежат индексации пропорционально повышению минимального размера оплаты труда (ст. 1091 ГК РФ). Кроме того, гражданину (в том числе ребенку), имеющему право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, работодатель выплачивает в месячный срок единовременное пособие в сумме не менее установленной (на день выплаты) минимальной оплаты труда за 5 лет и компенсацию морального вреда (ст. ст. 29, 30 Правил). Возмещаются также расходы на погребение, если ребенок понес таковые. Надо отметить, что возмещению подлежат лишь необходимые расходы на погребение. К ним относят расходы на приобретение одежды, ритуальные услуги, транспортные услуги, на поминальный обед.

При невыплате сумм возмещения вреда в установленный срок работодатель обязан выплатить пени в размере одного процента от невыплаченной суммы возмещения вреда за каждый день просрочки (ст. 51 Правил). Кстати, данная норма применяется судами по-разному. Одни суды применяют ст. 51 Правил в случае невыплаты всех видов возмещения вреда, в том числе и единовременного пособия, а другие — только в случае невыплаты в срок ежемесячных платежей. Представляется, что ст. 51 Правил следует применять при невыплате в срок всех видов возмещения вреда, перечисленных в ст. 8 Правил.

Думается, что в том случае, когда вред причинен не при исполнении трудовых обязанностей и ответственным лицом является не работодатель, а иное лицо, при невыплате им сумм возмещения вреда следует руководствоваться ст. 395 ГК, применять к суммам возмещения вреда проценты исходя из ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения и для обеспечения интересов ребенка в необходимых случаях взысканные суммы возмещения вреда необходимо зачислять на счет в кредитном учреждении, открытый на имя ребенка, и использовать эти средства под контролем органов опеки и попечительства либо взыскивать эти суммы непосредственно ребенку, достигшему 14 лет.

——————————————————————

Вопрос: Должен ли нотариус истребовать согласие на совершение сделки несовершеннолетним от обоих супругов или же допустимым будет получить такое согласие только от одного из них?

(«Российская юстиция», 1998, N 5)

Вопрос: Должен ли нотариус истребовать согласие на совершение сделки несовершеннолетним от обоих супругов или же допустимым будет получить такое согласие только от одного из них?

Ответ: Поскольку п. 3 ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает принцип равенства прав супругов в семье как одно из общих начал семейного законодательства, то представляется, что и вопросы дачи согласия на совершение сделки несовершеннолетним должны решаться обоими супругами.

Вместе с тем следует заметить, что вышеназванная статья кодификационного акта содержит указание на приоритет интересов защиты прав несовершеннолетних детей. Указанный приоритет позволяет утверждать о наличии ситуаций, когда согласие одного из супругов на заключение сделки несовершеннолетним не требуется. Например, при разводе супругов и уклонении одного из них от воспитания ребенка представляется проблематичной необходимость получения его положительного волеизъявления на сделку, совершаемую несовершеннолетним. В подобных ситуациях судебная практика исходит не из формального признака — наличия согласия обоих супругов, а из соответствия сделки интересам несовершеннолетнего. Дача согласия родителей — это лишь один из способов обеспечения интересов несовершеннолетних, а не абсолютное самодовлеющее требование. В частности, Верховный Суд Российской Федерации в своем письме от 28 ноября 1996 г. N 77ф96-211 согласился с решением Советского района суда Липецкой области, признавшим допустимым наличие согласия на совершение сделки несовершеннолетним лишь одного из бывших супругов в ситуации, когда другой содержанием и воспитанием ребенка не занимался.

С. В.Крылов

Начальник методического отдела

Федеральной нотариальной палаты

——————————————————————