Определение места жительства ребенка

(Беспалов Ю.)

(«Российская юстиция», N 2, 2002)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА РЕБЕНКА

Ю. БЕСПАЛОВ

Ю. Беспалов, судья Московского городского суда, кандидат юридических наук.

В Семейном кодексе РФ урегулирован вопрос о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (ст. ст. 41, 43, 55, 65). В Гражданском кодексе РФ дано понятие места жительства и урегулирован вопрос о месте жительства детей, не достигших возраста 14 лет, независимо от того, совместно или раздельно проживают родители ребенка (ст. 20). О месте жительства детей в возрасте от 14 до 18 лет в ГК ничего не сказано.

Много проблем возникает в правоприменительной деятельности судов и других органов, соответственно разрешающих споры о месте жительства детей либо содействующих этому.

Согласно ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка государства — участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддержку программ, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

В силу ст. 27 Конституции РФ, ст. 18 ГК, положений Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства избирается гражданами по своему усмотрению. Совершеннолетний гражданин России может реализовать это право, а вот ребенок, не достигший 14-летнего возраста, такой возможности не имеет.

В соответствии с п. 2 ст. 20 ГК местом жительства детей в возрасте до 14 лет признается место жительства их законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов).

Следует отметить, что при определенных обстоятельствах наличие либо отсутствие у ребенка права на жилое помещение не влияет на его место жительства. Этот вывод основан на анализе законодательства, регулирующего формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей. Место жительства усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей будет признано местом жительства ребенка, независимо от того, имеет он либо не имеет права на другое жилое помещение. Нахождение ребенка в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения на полном государственном попечении свидетельствует о его месте жительства. Эти лица и учреждения решают самостоятельно вопрос о месте жительства ребенка. Таким образом, критерии, характеризующие понятия «место жительства» и «жилище» совершеннолетних лиц и детей, изменчивы и могут не совпадать. В данном случае в отношении ребенка не действует критерий добровольного выбора места жительства, характерный для совершеннолетних граждан.

В судебной практике возник вопрос о праве ребенка на жилое помещение при раздельном проживании родителей.

Так, Р. обратился в суд с иском к бывшей супруге М. об изменении договора найма жилого помещения и заключении с ним отдельного договора найма на комнату 19,6 кв. м в двухкомнатной квартире жилой площадью 33,7 кв. м. В обоснование иска он указал на то, что до 1999 года пользовался квартирой и занимал комнату площадью 19,6 кв. м. После расторжения брака и создания новой семьи вынужден временно не пользоваться жилой площадью. В другом браке у него родился сын Алексей, который зарегистрирован по его месту жительства. Р. считал, что с ним должен быть заключен отдельный договор.

М. иск не признала и обратилась в суд со встречным иском о признании малолетнего ребенка — сына Р. — не приобретшим право пользования жилым помещением, ссылаясь на то, что Р. оставил жилую площадь добровольно и ему не может быть выделена комната 19,6 кв. м, а его сын Алексей не вселялся в квартиру, не пользовался этим помещением и не приобрел на него право пользования. Р. отверг встречный иск о признании ребенка не приобретшим право на квартиру.

Ковровский городской суд Владимирской области в иске Р. отказал, а встречный иск удовлетворил исходя из того, что малолетний Р. не приобрел право пользования квартирой, поскольку не вселялся в это жилое помещение и не пользовался им.

Представляется, что решение суда не соответствует требованиям ст. 20 ГК и п. 3 ст. 65 СК. Из дела видно, что родители по устному соглашению между собой определили место жительства ребенка в месте жительства отца и зарегистрировали ребенка по месту жительства отца. Хотя Р. временно не пользуется квартирой, но его место жительства связано с этим жилым помещением. Временное отсутствие не лишает его права им пользоваться, а следовательно, и права вселить туда ребенка.

Какие-либо критерии избрания места жительства ребенка при добровольном соглашении на этот счет между законными представителями законодательством не предусмотрены. Таким образом, законные представители, проживающие раздельно, самостоятельно определяют, с кем из них будет проживать ребенок. Следует отметить, что содержащееся в п. 2 ст. 20 ГК правило о признании местом жительства ребенка места жительства одного из законных представителей не всегда применяется. Иногда законные представители определяют место жительства ребенка по месту жительства других лиц (например, дедушек, бабушек, иных родственников), хотя ГК запрещает такой вариант.

В семейном законодательстве это обстоятельство не регламентировано. Можно сделать вывод, что п. 3 ст. 65 СК позволяет определять место жительства ребенка не по месту жительства законных представителей, что объясняется нечеткостью данной нормы.

При добровольном соглашении между законными представителями они не вправе определять место жительства ребенка местом жительства других лиц (за отдельными исключениями, о чем будет сказано далее). В противном случае утрачивают всякий смысл многие нормы СК, регламентирующие права и обязанности законных представителей (право на воспитание, право ребенка жить и воспитываться в семье, право на совместное проживание и т. д.).

К числу законных представителей ГК относит в первую очередь родителей, затем усыновителей и опекунов (ст. 20). В институтах усыновления, опеки и попечительства, приемной семьи этот вопрос не регламентируется. Но исходя из смысла ст. ст. 137, 150, 153 СК можно сделать вывод, что усыновители, опекуны и приемные родители наделены аналогичным правом. Таким образом, круг законных представителей семейное законодательство расширяет, включая в их состав и приемных родителей.

Соглашение, заключаемое между законными представителями, должно соответствовать нормам семейного и гражданского законодательства. Одно из требований касается его содержания и состоит в определении места жительства лишь местом жительства одного из законных представителей. Речь в первую очередь идет о родителях, не лишенных родительских прав и не ограниченных в родительских правах. Другим существенным условием соглашения следует признать соблюдение интересов ребенка при разрешении вопроса о его месте жительства. Об этом будет свидетельствовать множество различных обстоятельств. К их числу следует отнести наличие жилого помещения, степень его благоустройства, возможность создания условий для надлежащего воспитания и содержания, поведение законных представителей, отношение к детям и т. п. Важным следует признать и требование, относящееся к субъектному составу. Надо полагать, что соглашение может быть заключено только законными представителями. Они должны быть дееспособными либо обладать неполной дееспособностью. Правило о возможности определять место жительства детей распространяется и на несовершеннолетних родителей в возрасте от 14 до 18 лет.

Усыновители, опекуны и приемные родители должны быть полностью дееспособны.

Отобрание ребенка у родителей, лишение родительских прав, отмена усыновления, расторжение договоров о передаче ребенка в приемную семью исключают участие этих лиц в соглашении. Место жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, определяет орган опеки и попечительства (как правило, одновременно с избранием формы устройства).

Существенным является и форма соглашения. Представляется, что оно должно быть заключено в письменной форме, что поможет исключить в дальнейшем недоразумения и конфликты. Целесообразно было бы предусмотреть и нотариальное удостоверение такого соглашения с последующей регистрацией его в органе опеки и попечительства.

Соглашение может быть изменено законными представителями в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение места жительства (переезд законных представителей в другую местность, предоставление другой жилой площади, длительная командировка, болезнь, препятствующая исполнению прав и обязанностей по совместному проживанию, и т. п.).

Действует соглашение до достижения ребенком возраста 14 либо 18 лет. При достижении 14-летнего возраста он вправе с согласия законных представителей сам определить свое место жительства. Такой вывод следует из требований ст. 26 ГК. Несогласие законных представителей может быть оспорено в судебном порядке.

В случае спора между законными представителями вопрос о месте жительства ребенка решается судом по заявлению одного из них или органа опеки и попечительства, других учреждений, на которые возложена обязанность по охране прав детей, или прокурора (п. 3 ст. 65 СК).

Суд при разрешении спора исходит из интересов детей, учитывает их мнение и принимает во внимание отношения между ребенком и законными представителями, личные качества последних, их материальное и семейное положение, другие обстоятельства.

Если возникла необходимость изменить место жительства, законные представители вправе вновь обратиться в суд с соответствующим требованием. Ранее вынесенное судебное решение нельзя рассматривать как неизменное и действующее до совершеннолетия ребенка.

Под правом ребенка на место жительства следует понимать юридическую возможность ребенка в возрасте до 14 лет через законных представителей, а в возрасте от 14 до 18 лет — лично, но с их согласия определять место жительства в пределах Российской Федерации (возможность избирать место жительства, обустроиться по месту жительства, встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (если имеются для этого основания), изменить место жительства, требовать от других лиц не нарушать это право, обратиться за защитой к правомочному органу государства в случае нарушения этого права и т. д.).

Ребенок в возрасте до 14 лет не участвует лично в определении места жительства, хотя при разрешении некоторых вопросов, касающихся, например, устройства его в семью и в этом случае связанных с местом жительства, требуется согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет (ст. ст. 132, 143, 154 СК). Обычно это право реализуют родители, иные законные представители, органы опеки и попечительства.

В случае лишения родителей родительских прав они согласно ст. 98 ЖК РСФСР подлежат выселению из жилого помещения. Данная норма, как правило, не применяется. Это вызвано, скорее всего, тем, что она противоречит ст. 40 Конституции РФ, закрепляющей право граждан на жилище. Выход из такой ситуации обычно предлагают органы опеки и попечительства. Он состоит в определении формы устройства ребенка и переселении его к усыновителю, опекуну, приемному родителю.

Впоследствии возникает вопрос о сохранении за ребенком жилой площади. К сожалению, органы местного самоуправления не всегда сохраняют жилую площадь.

Если родители ребенка проживают в различных государствах, они также по соглашению между собой определяют место его жительства. В случае спора между ними следует руководствоваться законодательством государства, на территории которого они и ребенок постоянно проживают, а при отсутствии совместного места жительства родителей и детей — законодательством государства, гражданином которого является ребенок (ст. ст. 6, 163 СК).

——————————————————————