Защита прав граждан при замене социальных льгот денежными выплатами и обеспечении бесплатными лекарственными средствами
(Данилевский А. В.)
(«Законность», 2013, N 6)
ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЗАМЕНЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ
ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕСПЛАТНЫМИ
ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ
А. В. ДАНИЛЕВСКИЙ
Данилевский Александр Владимирович, прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе.
В статье рассматриваются проблемные вопросы защиты прав граждан при замене социальных льгот денежными выплатами и обеспечении бесплатными лекарственными средствами.
Ключевые слова: социальная поддержка, прокурор, лекарственные средства.
The protection of human rights in case of replacement of social benefits with payments and provision of free medicine
A. V. Danilevsky
The article considers problematic issues of protection of human rights in case of replacement of social benefits with payments and provision of free medicine.
Key words: social support, public prosecutor, medicine.
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 122-ФЗ) полностью изменил схему предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
В целях обеспечения их прав органы прокуратуры в Дальневосточном федеральном округе систематически проводят соответствующие проверки.
Анализ результатов проверок свидетельствует о стабилизации ситуации и существенном сокращении допускаемых органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами нарушений прав граждан. Вместе с тем до настоящего времени нарушения широко распространены на территории Дальневосточного федерального округа, число их остается весьма значительным.
По итогам 2011 г. прокурорами субъектов Федерации федерального округа внесено 123 представления, принесено 15 протестов на незаконные правовые акты, в суд направлено 6654 заявления. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено 105 лиц.
После вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ прокуроры субъектов Федерации округа провели значительную работу по обеспечению законности при принятии региональными органами государственной власти нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в связи с предоставлением мер социальной поддержки. В настоящее время на территории Дальневосточного федерального округа приняты и действуют все необходимые нормативные правовые акты.
Фактов непринятия органами государственной власти и местного самоуправления региональных и муниципальных правовых актов в развитие положений Федерального закона N 122-ФЗ органами прокуратуры округа не установлено.
Вместе с тем при осуществлении надзора за законностью правовых актов систематически выявляются нарушения, требующие вмешательства прокурора.
В 2011 г. по актам прокурорского реагирования приведены в соответствие с федеральным законодательством 11 нормативных правовых актов органов государственной власти в 6 из 9 субъектов Федерации Дальневосточного федерального округа (Камчатский и Приморский края, Магаданская и Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ).
Так, решением Приморского краевого суда от 23 марта 2011 г. признан противоречащим п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» п. 2 Методики определения объема электрической энергии, потребляемой на освещение жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками образовательных учреждений, проживающими и работающими в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, а также поселках городского типа и поселках, существовавших в соответствии с административно-территориальным делением по состоянию на 1 января 2004 г. на территории Приморского края (утв. Постановлением администрации края от 11 января 2011 г. N 2-па), которым в нарушение норм федерального законодательства ограничивался объем электрической энергии, расходы на оплату которой компенсировались за счет средств краевого бюджета.
Постановлением администрации Приморского края от 24 июня 2011 г. N 170-па указанное Постановление и утвержденная им Методика признаны утратившими силу.
Определением Сахалинского областного суда 15 июля 2011 г. в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора прекращено производство по делу о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу положений подраздела II раздела II Областной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ, проживающим на территории Сахалинской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 г. (утв. Постановлением Правительства области от 14 февраля 2011 г. N 43), предусматривавших меньший по сравнению с федеральным законодательством перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Необходимые изменения внесены Постановлением Правительства области от 22 июня 2011 г. N 234.
Заявления направлены прокурорами в суд в связи с затягиванием процесса приведения правовых актов в соответствие с федеральным законодательством по результатам рассмотрения принесенных протестов.
Во всех случаях основанием для принятия мер реагирования стало ограничение объема предоставляемой социальной поддержки по сравнению с федеральным законодательством.
При реализации положений нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление компенсационных выплат, не всегда обеспечивается их безусловное исполнение.
Так, в Приморском крае прокуроры в интересах ветеранов труда и инвалидов в течение 2011 г. направили 5497 заявлений о взыскании компенсации 50% стоимости проезда на автомобильном транспорте общего пользования междугородных маршрутов. Право на предоставление указанной меры социальной поддержки предусмотрено ст. 8 (2) Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». При этом соответствующей статьи расходов в бюджете края не было (необходимые изменения в бюджет внесены только по представлению прокурора края). В настоящее время заявления рассмотрены и удовлетворены, решения суда исполнены, права ветеранов труда и инвалидов на получение компенсации восстановлены.
В бюджете края на последующие периоды предусмотрены средства для выплаты компенсации.
В Амурской области основанием для обращения прокурора в суд послужило наличие задолженности по выплате мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг работникам образовательных учреждений (241 заявление), а в Магаданской области — необоснованное взыскание организациями, предоставляющими коммунальные услуги, с работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках, платы за отопление и освещение в полном объеме (96 заявлений).
В Сахалинской области основная часть исков предъявлена в связи с нарушением прав пенсионеров на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно (241 заявление), прав педагогических работников на обеспечение твердым топливом для жилых помещений, не имеющих центрального теплоснабжения (93 заявления).
Требования прокуроров удовлетворены, права граждан восстановлены.
На протяжении длительного времени одним из наиболее проблемных вопросов является предоставление лекарственных средств отдельным категориям граждан.
Средства для оказания социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на протяжении нескольких лет поступают в полном объеме, задолженности по финансированию поставленных лекарственных средств нет.
Вместе с тем своевременное обслуживание рецептов граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств, обеспечивается не во всех случаях. Причины, влекущие нарушение срока предоставления, могут быть разделены на две группы.
К первой следует отнести недостаточность средств, выделяемых на обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан, обусловленную дополнительными заявками от учреждений здравоохранения при изменении либо продлении курса лечения, выявлением новых больных с одновременным выписыванием рецептов и другие, которые условно можно назвать объективными.
Вторая группа причин — это нарушения в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и учреждений, обеспечивающих непосредственное предоставление лекарственных средств, которые выявляются во всех субъектах Федерации округа.
Так, в течение 2011 г. прокурорами нескольких городов и районов установлено, что КГУП «Приморская краевая аптека» несвоевременно выполняет заявки аптек на поставку препаратов по рецептам, находящимся на отсроченном обслуживании. Нарушения устранены по результатам рассмотрения 10 внесенных представлений, граждане обеспечены необходимыми лекарственными средствами.
Решением суда Магдагачинского района Амурской области от 26 апреля 2011 г. по заявлению прокурора на ОАО «Амурфармация» возложена обязанность обеспечить необходимым лекарственным препаратом инвалида К. Выданный гражданину рецепт аптекой N 23 с. Тыгда ОАО «Амурфармация» на отсроченное обслуживание поставлен только после вмешательства прокуратуры. Решение суда исполнено, лекарственный препарат К. предоставлен. Кроме того, по представлению прокурора заведующая аптекой привлечена к дисциплинарной ответственности.
Помимо устранения нарушений прав отдельных граждан органы прокуратуры принимают меры реагирования, направленные на устранение недостатков системы обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на их бесплатное получение.
К примеру, в Хабаровском крае в дополнение к разработанному ранее по требованию прокурора механизму перераспределения лекарственных средств между аптеками (в том числе различных муниципальных образований) в 2011 г. в учреждениях здравоохранения и аптечных организациях, участвующих в отпуске лекарственных препаратов, внедрена единая региональная информационная система, позволяющая врачу при назначении лекарств владеть информацией об их наличии в аптечной сети. Эта информация также доводится до пациента.
Комплекс принятых в округе мер позволил снизить к концу 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. число находящихся на отсроченном обслуживании льготных рецептов на 30% (с 573 до 405; для сравнения, всего за год выписано более 2,5 млн. таких рецептов), по отсроченному обслуживанию свыше 10 дней — в 3,6 раза (с 89 до 25).
С учетом актуальности и социальной значимости рассмотренных вопросов прокурорский надзор за соблюдением прав граждан при замене социальных льгот денежными выплатами и обеспечении бесплатными лекарственными средствами на территории Дальневосточного федерального округа остается одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.
——————————————————————