Практическая реализация Федерального закона «О государственной социальной помощи» по предоставлению медико-социального пакета гражданам, отбывающим наказание в учреждениях УИС и имеющим право на получение социальной помощи

(Пономарев С. Б., Гасников В. К., Тоцкий С. И., Сергиенко А. С., Логинова С. Г., Чубаров А. Л., Перцева Н. А.) («Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2006, N 6)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ» ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ПАКЕТА ГРАЖДАНАМ, ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС И ИМЕЮЩИМ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

С. Б. ПОНОМАРЕВ, В. К. ГАСНИКОВ, С. И. ТОЦКИЙ, А. С. СЕРГИЕНКО, С. Г. ЛОГИНОВА, А. Л. ЧУБАРОВ, Н. А. ПЕРЦЕВА

Пономарев С. Б., начальник Ижевского филиала НИИ ФСИН России, доктор медицинских наук, профессор.

Гасников В. К., директор УНАЦ Минздрава Удмуртской Республики, доктор медицинских наук, профессор.

Тоцкий С. И., начальник медицинского отдела УФСИН России по Удмуртской Республике.

Сергиенко А. С., начальник отдела изучения проблем внутренней патологии, социально значимых заболеваний, гигиены и экологии Ижевского филиала НИИ ФСИН России.

Логинова С. Г., заместитель начальника медицинского отдела УФСИН России по Удмуртской Республике.

Чубаров А. Л., ведущий научный сотрудник Ижевского филиала НИИ ФСИН России, кандидат медицинских наук.

Перцева Н. А., старший инспектор — врач медицинского отдела УФСИН России по Удмуртской Республике.

Известно, что Федеральный закон N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», принятый 17 июля 1999 г. (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), определяет правовые и организационные основы оказания государственной помощи лицам, имеющим право на получение социального пакета. Вместе с тем недостаточная детальная проработка данного Закона в отношении граждан, имеющих право на социальную помощь и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), на фоне все возрастающих требований по медико-социальному обеспечению осужденных часто создает организационно-правовые несоответствия в практике реализации данного Закона. Для изучения возникшей ситуации нами были проведены два скрининговых исследования, с интервалом в один год, на предмет определения числа лиц, имеющих право на получение медико-социальной помощи, по отношению к общему числу осужденных, содержащихся в учреждениях УИС УФСИН России по Удмуртской Республике. Установлено, что общее количество осужденных в 2005 г. составляло 9989 человек. Из них лиц, имеющих право на получение социальной помощи, — 243 человека. Среди лиц, имеющих право на получение социальной помощи: инвалидов — 222 человека, ветеранов БД — 20 человек, ликвидаторов ЧАЭС — 1 человек. Желающих получать дополнительное лекарственное обеспечение — 6 человек (2,5%). В целом число лиц, имеющих право на получение социального пакета, составило 2,4% по отношению к общему числу осужденных. В настоящее время общее количество осужденных составляет 10181 человек. Из них лиц, имеющих право на получение социальной помощи, — 234 человека. Среди лиц, имеющих право на получение социальной помощи: инвалидов — 207, ветеранов БД — 26 человек, ликвидаторов ЧАЭС — 1 человек. Желающих получать дополнительное лекарственное обеспечение — 59 человек (26%). Таким образом, число лиц, имеющих право на получение социального пакета, составляет 2,3% по отношению к общему числу осужденных (см. таблицу).

2005 год

Всего Имеющие право на соц. пакет Дополнительное осужденных лекарственное обеспечение

Всего Инвалиды Ветераны БД Ликвид. Желает Отказалось ЧАЭС

9989 243 222 20 1 6 237

2006 год

Всего Имеющие право на соц. пакет Дополнительное осужденных лекарственное обеспечение

Всего Инвалиды Ветераны БД Ликвид. Желает Отказалось ЧАЭС

10181 234 207 26 1 59 175

По результатам данного исследования можно сделать следующие выводы. 1. Статистически подтвержденный числовой показатель лиц, отбывающих наказание в учреждениях УФСИН России по Удмуртской Республике, имеющих право на дополнительное лекарственное обеспечение, во-первых, значителен и, во-вторых, имеет тенденцию ежегодного прироста, не связанную с динамикой изменения других показателей. 2. Успешному решению данного вопроса, кроме всего прочего, препятствует круг юридических противоречий, возникших между законодательством РФ, строго регламентирующим деятельность учреждений ФСИН России, с одной стороны, и обсуждаемым Федеральным законом — с другой. Таким образом, исходя из всего сказанного выше, указанная проблема видится чрезвычайно актуальной и требующей безотлагательного теоретического осмысления и практического решения. В ходе проведения исследований в Ижевском филиале НИИ ФСИН России был разработан и практически апробирован в условиях территориального органа ФСИН алгоритм предоставления медико-социальной помощи отдельным категориям граждан, отбывающих наказание в учреждениях УИС, имеющих право на льготное медико-социальное обеспечение. При создании алгоритма было предусмотрено: — наличие четкой схемы взаимодействия между всеми заинтересованными организациями: территориальным фондом обязательного медицинского страхования (ТФОМС), Министерством (Департаментом) здравоохранения субъекта Федерации (МЗ/ДЗ), аптечными учреждениями МЗ/ДЗ, Фондом социального страхования (ФСС), территориальным органом Федеральной службы исполнения наказания России (ТоФСИН России), исключающей возможные сбои в реализации Закона; — возможность взаимного контроля при назначении и передаче лекарственных средств отдельным категориям граждан, отбывающих наказание в учреждениях УИС, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Последовательность организационных мероприятий представлена на рисунке 1 в виде алгоритма, который включает в себя пять этапов, показывающих взаимодействие заинтересованных ведомств и служб. 1. Этап разработки Приказа ТоФСИН России «О порядке предоставления набора социальных услуг в части дополнительного лекарственного обеспечения отдельных граждан в учреждениях ТоФСИН России». 2. Этап согласования проекта Приказа ТоФСИН России «О порядке предоставления набора социальных услуг в части дополнительного лекарственного обеспечения отдельных граждан в учреждениях ТоФСИН России». 3. Этап издания приказов МЗ/ДЗ. 4. Этап подписания согласованного с ТФОМС, МЗ/ДЗ Приказа ТоФСИН России «О порядке предоставления набора социальных услуг в части дополнительного лекарственного обеспечения отдельных граждан в учреждениях ТоФСИН России». 5. Этап заключения договора между учреждениями ТоФСИН России, ТФОМС, МЗ/ДЗ «О порядке взаимодействия МЗ/ДЗ, ТФОМС и учреждений ТоФСИН России по реализации Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) в части дополнительного лекарственного обеспечения».

Рис. 1

Алгоритм реализации прав отдельных категорий граждан, находящихся в исправительных учреждениях ТоФСИН России, по дополнительному лекарственному обеспечению

Министерство (Департамент) здравоохранения субъекта Федерации

Шаг 1 Шаг 4

МЗ/ДЗ субъекта Согласование Согласование МЗ/ДЗ субъекта Федерации отдел < Федерации лекарственного > лечебный отдел обеспечения

Приказ МЗ/ДЗ «О Приказ МЗ/ДЗ «О закреплении МЧ ИУ внесении в реестр МЧ ТоФСИН за аптечными ИУ и внесении в реестр учреждениями субъекта врачей ИУ, имеющих Федерации» право на выдачу льготных рецептов» V V Согласование Согласование Медицинский > отдел ТоФСИН <

Приказ ТоФСИН о лекарственном обеспечении льготной категории граждан, V находящихся в V исправительных Шаг 2 учреждениях Шаг 3

ТФОМС МИАЦ МЗ/ДЗ субъекта Федерации

Согласование: Согласование вопроса 1. Перечня учетных о программном и отчетных форм обеспечении АРМ 2. Порядка врача «Поликлиника» предоставления учреждений ТоФСИН отчетов России 3. Порядка проведения контроля за правильностью и обоснованностью выписки льготных рецептов

\ /

ДОГОВОР

ДОГОВОР \/

Совместный договор МЗ/ДЗ субъекта Федерации, ТФОМС и ИУ ТоФСИН России о порядке предоставления услуг по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан

1. Этап разработки Приказа ТоФСИН России «О порядке предоставления набора социальных услуг в части дополнительного лекарственного обеспечения отдельных граждан в учреждениях ТоФСИН России». Данный этап включает в себя три «шага». 1. Из числа сотрудников медицинского отдела назначается ответственный за разработку Приказа. 2. Ответственный сотрудник анализирует пакет нормативных документов, касающихся порядка предоставления социальных услуг (Федеральные законы N 122-ФЗ, 178-ФЗ, Приказы Министерства здравоохранения и социального развития N 328, 623, 255, 257). 3. На основе указанных нормативных документов разрабатывается проект Приказа ТоФСИН России «О порядке предоставления набора социальных услуг в части дополнительного лекарственного обеспечения отдельной категории граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг в учреждениях ТоФСИН России», утверждающий: — порядок предоставления набора социальных услуг в части дополнительного лекарственного обеспечения отдельных граждан в учреждениях ТоФСИН России; — список учреждений ТоФСИН России, имеющих право выписывать льготные рецепты лицам, имеющим право на получение набора социальных услуг; — перечень прикрепленных к учреждениям ТоФСИН России аптечных учреждений; — список врачей (фельдшеров) учреждений ТоФСИН России, имеющих право выписывать льготные рецепты лицам, имеющим право на получение набора социальных услуг; — учетные формы бланков для работы с льготными категориями граждан. 2. Этап согласования проекта Приказа ТоФСИН России «О порядке предоставления набора социальных услуг в части дополнительного лекарственного обеспечения отдельных граждан в учреждениях ТоФСИН России». Этап согласования состоит из четырех частей. 1. Согласование проекта Приказа в отделе лекарственного обеспечения МЗ/ДЗ. Включает в себя: — согласование перечня лекарственных средств для льготной категории граждан, находящихся в учреждениях УИС; — согласование перечня аптечных учреждений МЗ/ДЗ, закрепленных за учреждениями ТоФСИН России. 2. Согласование проекта Приказа в ТФОМС включает в себя: — согласование перечня учетных и отчетных форм для работы с льготными категориями граждан в учреждениях ТоФСИН России; — согласование порядка предоставления отчетов учреждениями ТоФСИН России в ТФОМС; — согласование порядка проведения контроля специалистами ТФОМС за правильностью и обоснованностью выписки льготных рецептов в учреждениях ТоФСИН России. 3. Согласование проекта Приказа в МИАЦ МЗ/ДЗ включает в себя: — внесение в базу данных МИАЦ сведений об учреждениях и врачах (фельдшерах) ТоФСИН России; — решение вопроса о программном обеспечении АРМ врача «Поликлиника» учреждений ТоФСИН России. 4. Согласование проекта Приказа в лечебном отделе МЗ/ДЗ, предусматривающее: — согласование списка учреждений ТоФСИН России, имеющих право на выписку льготных рецептов; — согласование списка врачей (фельдшеров) учреждений ТоФСИН России, имеющих право на выписку льготных рецептов. 3. Этап издания приказов МЗ. 1. Отделом лекарственного обеспечения издается Приказ МЗ/ДЗ «О закреплении учреждений ТоФСИН России за аптечными учреждениями». 2. Лечебным отделом издается Приказ МЗ/ДЗ «О внесении в реестр субъекта Федерации учреждений ТоФСИН России и внесении в реестр врачей учреждений ТоФСИН России, имеющих право на выдачу льготных рецептов». 4. Этап подписания согласованного с ТФОМС, МЗ/ДЗ Приказа ТоФСИН России «О порядке предоставления набора социальных услуг в части дополнительного лекарственного обеспечения отдельных граждан в учреждениях ТоФСИН России». 1. Приказ ТоФСИН России «О порядке предоставления набора социальных услуг в части дополнительного лекарственного обеспечения отдельных граждан в учреждениях ТоФСИН России» после согласования с МЗ/ДЗ и ТФОМС подписывается начальником ТоФСИН России. 2. Приказ доводится до заинтересованных лиц. 5. Этап заключения договора между учреждениями ТоФСИН России, ТФОМС, МЗ/ДЗ «О порядке взаимодействия МЗ, ТФОМС и учреждений ТоФСИН России по реализации Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) в части дополнительного лекарственного обеспечения». Договора заключаются с каждым учреждением ТоФСИН России. Договор предусматривает следующую ответственность и обязанности сторон. 1. МЗ/ДЗ принимает на себя обязательства по утверждению перечня фармацевтических (аптечных) предприятий, отпускающих бесплатные лекарственные средства гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи; по утверждению перечня врачей, имеющих право на выписку бесплатных лекарственных средств, и его передаче в ТФОМС. 2. ТФОМС принимает на себя обязательства: — по предоставлению регионального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и справочно-информационных материалов по вопросу дополнительного лекарственного обеспечения; — проведению медико-экономического контроля за назначением и обеспечением лекарственными средствами отдельных категорий граждан. 3. Учреждение ТоФСИН России берет на себя обязательства: — по обеспечению конфиденциальности использования регионального сегмента Федерального регистра Пенсионного фонда Российской Федерации; — по выписке рецептов на лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи; — по предоставлению информации по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан в ТФОМС в соответствии с «Регламентом централизованной обработки данных и информационного взаимодействия участников дополнительного лекарственного обеспечения». Механизм реализации предусмотренного Законом дополнительного лекарственного обеспечения в учреждениях территориальных органов ФСИН РОССИИ включает в себя следующие этапы (см. рис. 2).

Рис. 2

Алгоритм реализации прав отдельных категорий граждан по дополнительному лекарственному обеспечению в учреждениях ТоФСИН России

Этап прибытия осужденного в учреждение

Производится проверка наличия в личном деле осужденного документов, подтверждающих право на получение соц. пакета

Есть Нет

\/ \/

Группа социальной защиты проводит проверку данных осужденного в региональном сегменте Федерального Запрос в органы МСЭ, регистра лиц, имеющих < соцзащиты, военкомат право на получение и т. д. государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

\/

Обеспечение дополнительного лекарственного обеспечения в соответствии с имеющейся патологией медицинскими частями и их аптечными подразделениями

1. Прибытие в учреждение осужденного. Этот этап предусматривает: — проверку наличия в личном деле документов, подтверждающих право на получение соц. пакета. Осуществляется группой социальной защиты совместно с медицинской частью; — проведение запросов (при отсутствии указанных документов) в органы МСЭ, соцзащиты, военкомат и при необходимости в другие организации по месту пребывания гражданина до осуждения. Осуществляется группой социальной защиты. 2. Этап проверки данных осужденного предусматривает: — проведение проверки или внесения данных осужденного (при наличии документов) в региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Осуществляется группой социальной защиты. 3. Этап обеспечения дополнительными лекарственными средствами предусматривает: — издание приказа в учреждении на основании Приказа ТоФСИН России «О порядке предоставления набора социальных услуг в части дополнительного лекарственного обеспечения отдельных граждан в учреждениях ТоФСИН России» с закреплением ответственных врачей (фельдшеров) за выписку льготных рецептов и аптечных работников за получение в аптеках лекарственных средств; — обеспечение дополнительными лекарственными средствами в учреждении в соответствии с имеющейся патологией у осужденного; — выписку льготных рецептов на лекарственные средства врачом (фельдшером) в соответствии с Перечнем лекарственных средств; — получение необходимых лекарственных средств в аптечном учреждении, закрепленном за подразделением ТоФСИН России, и передачу их в медицинскую часть ответственным аптечным сотрудником; — выдачу и списание полученных дополнительных лекарственных средств, которые проводятся в установленном порядке. Таким образом, алгоритм регулирует предоставление медико-социальной помощи лицам, отбывающим наказание в учреждениях УИС, имеющим право на получение набора социальных услуг в виде дополнительного лекарственного обеспечения в учреждениях ТоФСИН России. Алгоритм предусматривает следующие действия. Врач при первичном медицинском осмотре пациента: — заводит «Медицинскую карту амбулаторного больного» (учетная форма N 025/у-04 с маркировкой литерой «Л»); — проводит углубленное обследование с участием специалистов; — устанавливает клинический диагноз; — определяет индивидуальный план лечебно-оздоровительных мероприятий и порядок диспансерного наблюдения, в соответствии с которым производит запись в «Контрольной карте диспансерного наблюдения» (форма N 030/у-04). 1. Обязательное диспансерное наблюдение проводится по схеме: — 1 раз в год — углубленный медицинский осмотр с участием необходимых специалистов; — 1 раз в полугодие — дополнительное лабораторное и инструментальное обследование. 2. Врач, имеющий право на выписку рецепта: — выписывает лекарственные препараты (в рецепте указывается международное непатентованное наименование лекарственного препарата), предусмотренные соответствующим Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Перечня лекарственных средств», в соответствии с медико-экономическими стандартами лечения. 3. При выписке рецептов (учетная форма N 148/у — «Л»): — делается отметка в соответствующей учетной документации, которая маркируется литерой «Л»; — иногороднему гражданину в правом верхнем углу делается отметка «иногородний». 4. Представитель учреждения ТоФСИН России, на которого администрацией данного учреждения возложена обязанность получения лекарственных средств: — получает лекарственные средства в прикрепленных аптечных учреждениях по оформленным должным образом рецептам. 5. Факт получения лекарственного препарата подтверждается личной подписью подследственного, обвиняемого, подозреваемого или осужденного. 6. В случае временного отсутствия необходимых лекарственных средств, аптечное учреждение организует его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту. 7. Врачом составляется: — «Паспорт медицинской части о гражданах, имеющих право на получение набора социальных услуг» (учетная форма N 030-П/у); — учетная форма N 30-Р/у «Сведения о лекарственных средствах, выписанных и отпущенных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг». 8. Заместитель начальника учреждения по лечебно-профилактической работе предварительно: — определяет потребность в необходимых лекарственных средствах на планируемый период; — представляет составленные заявки в прикрепленные фармацевтические (аптечные) предприятия в предусмотренные МЗ/ДЗ сроки. 9. Заместитель начальника учреждения по лечебно-профилактической работе: — осуществляет контроль над предоставляемой медико-социальной помощью гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг; — представляет в медицинский отдел ТоФСИН России информацию о проводимой работе не реже 1 раза в квартал. 10. Ответственный сотрудник: — представляет отчеты в электронном виде и на бумажном носителе в ТФОМС в соответствии с договором «О порядке взаимодействия ТФОМС, аптечных учреждений ДЗ/МЗ, МЗ/ДЗ и ТоФСИН России». 11. Контроль над назначением и обеспечением лекарственными средствами отдельных категорий граждан, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, будет осуществлять ТФОМС в соответствии с договором. Подводя итог изложенному, можно сделать следующие выводы. 1. С применением схемы алгоритма стала возможной практическая реализация основных положений Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» по предоставлению медико-социального пакета отдельным категориям граждан, отбывающим наказание в учреждениях УИС УФСИН РФ. При этом противоречие с законодательством РФ, жестко регламентирующим деятельность ФСИН РФ, отсутствует. 2. Разработанный и апробированный на примере УФСИН РФ по Удмуртской Республике алгоритм по предоставлению медико-социальной помощи отдельным категориям граждан, отбывающим наказание в учреждениях УИС, имеющим право на медико-социальные льготы, показал свою высокую эффективность на практике. 3. Практическое применение данного алгоритма может быть рекомендовано территориальным органам ФСИН РФ. При этом схема алгоритма может быть в короткие сроки адаптирована к условиям выбранного региона.

——————————————————————