Некоторые вопросы реализации приемными детьми-инвалидами права на получение образования

(Доржиева С. В.) («Социальное и пенсионное право», 2011, N 2)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИЕМНЫМИ ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ <*>

С. В. ДОРЖИЕВА

——————————— <*> Dorzhieva S. V. Certain issues of realization by adopted children-invalids of the right to receive education.

Доржиева Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Бурятского государственного университета.

Статья посвящена исследованию некоторых вопросов реализации приемными детьми-инвалидами права на получение среднего (полного) общего образования. Автором сделан анализ основных форм обучения детей-инвалидов, которые могут быть выбраны приемными родителями для своих подопечных.

Ключевые слова: приемная семья, дети-инвалиды, образование.

Article is devoted research of a question on realization by reception children-invalids of the right to reception of the average general education. The author makes the analysis of the basic modes of study of children-invalids which can be chosen reception parents for the wards.

Key words: a foster home, children-invalids, an education.

Семейное законодательство Российской Федерации, наряду с международными нормативными правовыми актами, отдает приоритет семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях их более успешной социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни. Однако добиться успеха на данном поприще очень сложно, тем более если в приемную семью на воспитание принят ребенок-инвалид. Здесь наряду с традиционными проблемами, связанными с привыканием к новым условиям жизни, как со стороны ребенка, так и со стороны приемных родителей, возникает ряд трудностей, связанных с уходом за больным подопечным, особенностями его воспитания и обучения. Согласно ст. 5 Закона «Об образовании» <1> гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Для того чтобы эти гарантии реально действовали, необходим индивидуальный подход к каждому гражданину, а особенно к ограниченному в своих возможностях. ——————————— <1> Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изм. на 08.11.2009) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г. N 30. Ст. 1797.

В соответствии со ст. 153.1 Семейного кодекса РФ договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора. Следовательно, условия воспитания, содержания и образования ребенка-инвалида в приемной семье должны быть детально отражены в договоре, причем в нем должны быть оговорены не только права и обязанности приемных родителей, но и обязанности органов опеки и попечительства по содействию в гармоничном развитии приемного ребенка, медицинском обслуживании, обучении и т. д. Это связано с тем, что основные направления реабилитации инвалидов, согласно ст. 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» <2>, включают в себя не только восстановительные медицинские мероприятия, но и профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. Отсюда следует, что процесс воспитания ребенка-инвалида в приемной семье требует специальной психологической, медицинской, педагогической подготовки приемных родителей и постоянного сопровождения семьи со стороны соответствующих специалистов. ——————————— <2> ФЗ РФ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. на 24.07.2009) // СЗ РФ от 27 ноября 1995 г. N 48. Ст. 4563.

Обратимся к проблеме образования приемных детей-инвалидов школьного возраста. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов <3>, поэтому образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обязаны обеспечивать дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение ими среднего общего образования. Как отмечено в ст. 19 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», общее образование данной категории граждан осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. ——————————— <3> Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Спарк, 2001. С. 216.

По нашему мнению, наилучший вариант обучения приемных детей-инвалидов (при отсутствии медицинских противопоказаний), в общеобразовательных учреждениях, поскольку общение детей с ограниченными возможностями со здоровыми сверстниками будет способствовать их реабилитации. Но для того чтобы отношения между детьми сложились, должна быть подготовлена почва как педагогическим коллективом школы, так и приемными родителями, поскольку здесь вдвойне трудная задача, связанная с адаптацией в обычной школе, во-первых, приемного ребенка, который является сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, а во-вторых, ребенка-инвалида. Поэтому особое значение здесь отводится органам опеки и попечительства, которые должны убедиться в том, что в общеобразовательном учреждении созданы условия для детей-инвалидов (обеспечение или освобождение от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой; наличие в штате специалистов: психологов, педагогов, медиков по работе с детьми-инвалидами и т. д.). Безусловно, необходимо и наличие специальных образовательных программ для детей-инвалидов, особенно на первое время обучения. Однако первоочередная задача здесь заключается не только в получении детьми-инвалидами такого же объема знаний, как и их сверстниками, но и в получении навыков общения, формирования собственного представления о социальной значимости той или иной профессии, реальной оценки своих возможностей для достижения в будущем материальной независимости и интеграции в общество. Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому. Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения <4>. ——————————— <4> Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы (утв. письмом Минпроса РСФСР от 8 июля 1980 г. N 281-м и Минздрава РСФСР от 28 июля 1980 г. N 17-13-186) // Официальные документы в образовании. 2007. N 21.

Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы, как правило, ближайшее к их месту жительства, которое предоставляет детям-инвалидам на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании. Приемные родители могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений, которые по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида. Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами. В случае применения надомной формы обучения приемным родителям органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому и в негосударственном образовательном учреждении, сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями) <5>, что, по нашему мнению, является недопустимым, так как все расходы приемных родителей, связанные с обучением детей-инвалидов, должны компенсироваться органами управления образованием в полном объеме. По справедливому замечанию Н. Ф. Дивицыной, социальная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с ограниченными возможностями <6>, следовательно, государство здесь должно идти по пути создания безбарьерной системы образования для детей-инвалидов, в том числе и с материальной стороны. Тем более что приемные родители не обязаны содержать подопечных за свой счет. ——————————— <5> Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» (с изм. на 01.02.2005) // СЗ РФ. 29.07.1996. N 31. Ст. 3754. <6> Дивицына Н. Ф. Семьеведение. М.: ВладосПресс, 2006. С. 218.

Надомная форма обучения, безусловно, лучше нахождения ребенка-сироты и инвалида в специальном социальном учреждении, поскольку проходит в условиях семейного воспитания, однако Министерство образования и науки РФ обращает внимание на то, что обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. С целью преодоления этих явлений органы управления образованием некоторых субъектов Российской Федерации пошли на создание экспериментальной модели образовательного учреждения — школы надомного обучения. Имеющийся опыт работы таких учреждений показывает, что организация образовательного процесса в них имеет свои особенности. Это, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии — по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида. Во-вторых, это вариативность организации занятий с обучающимися. Занятия в школе надомного обучения могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно: часть занятий проводится в учреждении, а часть на дому; часть занятий проводится индивидуально, часть занятий проводится в классе. Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы, возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствие противопоказаний для занятий в классе (группе). В-третьих, это гибкость моделирования учебного плана, вариативная часть которого позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности <7>. ——————————— <7> Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 28 февраля 2003 г. N 27/2643-6. Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения // Вестник образования. 2003. N 11.

Согласно п. 6 ст. 148.1 СК РФ, опекун или попечитель имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования и обязаны обеспечить получение им общего образования. Приемным родителям, воспитывающим ребенка-инвалида, необходимо также принимать во внимание медицинское заключение и рекомендации органов опеки и попечительства, а также мнение ребенка, если он по состоянию здоровья (даже при достижении 10 лет) может сформулировать свои взгляды и выразить их. Кроме этого, автор полагает, что приемные семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды (ребенок-инвалид), должны обеспечиваться на весь период действия договора автомашиной, приспособленной для перевозки подопечного в школу, в медицинское учреждение, для посещения культурно-массовых мероприятий; при отсутствии надлежащих жилищных условий — квартирой, площадь которой позволяла бы ребенку-инвалиду иметь место для обучения, отдыха и т. д. В договор о приемной семье должны быть включены условия по возмещению органами опеки и попечительства всех расходов, связанных с обучением и воспитанием ребенка-инвалида в общеобразовательном учреждении, на дому или в негосударственном образовательном учреждении, в школе надомного обучения. Перечисленные меры будут способствовать устройству в приемные семьи детей-инвалидов, поскольку в настоящее время эта категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет крайне низкие шансы на семейное воспитание.

——————————————————————