Право на льготную трудовую пенсию для членов семей военнослужащих — педагогических работников

(Ильменейкина Н. С.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2012, N 1)

ПРАВО НА ЛЬГОТНУЮ ТРУДОВУЮ ПЕНСИЮ

ДЛЯ ЧЛЕНОВ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ — ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Н. С. ИЛЬМЕНЕЙКИНА

Ильменейкина Н. С., педагог.

Рассмотрены проблемы назначения пенсий членам семей военнослужащих, являющимся педагогическими работниками.

Ключевые слова: пенсии, члены семей военнослужащих, педагогические работники.

Preferential right to retirement pension for family members of military personnel — teachers

N. S. Ilmeneykina

The problems of pensions to family members of servicemen who are teaching staff.

Key words: pensions, family members of military personnel, teaching staff.

Как свидетельствуют данные статистики, наиболее распространенные профессии жен и других членов семей военнослужащих — это профессии медицинских и педагогических работников и профессии работников учреждений культуры. Кроме того, и многие работники гражданского персонала воинских частей работают по этим профессиям в ведомственных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, например в ведомственных детских садах, поликлиниках, госпиталях, в Домах офицеров и солдатских клубах. Трудовая деятельность всех этих категорий граждан регулируется нормами Трудового кодекса Российской Федерации, а трудовые пенсии им назначаются в управлениях Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Одной из главных особенностей трудовой деятельности работников указанных профессий является то, что пенсионным законодательством России им предоставлено социальное право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, т. е. при наличии у члена семьи военнослужащего установленного законом стажа работы по одной из этих профессий (специальностей) ему может быть назначена трудовая пенсия по старости досрочно, даже иногда задолго до достижения общего возраста выхода на пенсию (55 лет — для женщин, 60 лет — для мужчин), что в условиях мирового экономического кризиса и связанного с ним в ряде стран ужесточения условий и увеличения возраста для назначения трудовых пенсий представляет важную социальную гарантию для указанных категорий работников. Кроме того, и это также важно, в России выплата такой пенсии производится работнику вне зависимости от того, продолжает он работать далее или уже не работает.

В настоящей статье автор рассмотрит особенности назначения досрочной трудовой пенсии по старости для работников педагогических специальностей.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2).

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста.

Следует учесть и то, что аналогичным образом реализовывалось право работников образования на пенсию за выслугу лет и по ранее действовавшему законодательству (ст. ст. 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»). И до 90-х гг. XX в. несколько десятилетий действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 (с изменениями, внесенными Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 12 апреля 1984 г. N 313), которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В 90-е гг. XX в. рассматриваемые нами правоотношения регулировались Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», согласно п. 3 которого в выслугу, дающую право на льготную пенсию, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а периоды работы после этой даты — в соответствии с утвержденными новым Списком и Правилами.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для педагогических работников льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено главным образом на их защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения ими общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

По данному вопросу следует отметить, что, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации) для других категорий работников образовательных учреждений, т. е., как говорится в русской поговорке, по труду и честь.

Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее — Список). Кроме того, этим же Постановлением утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно указанным Правилам в стаж педагогической деятельности засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке. При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в подп. 1.1 — 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» Списка, — в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. — при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением некоторых случаев.

Периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в п. 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в п. 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в п. 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в п. 1.3 раздела «Наименование учреждений» Списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в п. 1.5 раздела «Наименование учреждений» Списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в п. 1.6 раздела «Наименование учреждений» Списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в п. 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в п. 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка.

В стаж педагогической работы руководителей засчитывается:

а) работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в п. п. 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и п. п. 1.4 — 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее шести часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в п. 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, — при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год;

б) выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в п. п. 1.1 — 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы;

в) работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в п. п. 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за период до 1 ноября 1999 г.

Работа в должностях педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы засчитывается в стаж работы за период до 1 января 1992 г.

Работа в должностях помощника директора по режиму, старшего дежурного по режиму, дежурного по режиму, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, воспитателя-методиста, инструктора слухового кабинета, родителя-воспитателя, а также в должностях, указанных в Списке, в детских домах семейного типа засчитывается в стаж работы за период до 1 ноября 1999 г.

В стаж педагогической работы, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, засчитывается работа в следующих учреждениях: общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.

Работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в Списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет.

В связи с тем что за последнее десятилетие в Российской Федерации многие образовательные учреждения поменяли свое название и свой статус, на практике часто возникают проблемы с приведением их в соответствие с названиями учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В качестве примера автор может привести реальный случай из практики, когда комиссия УПФР не включила в спецстаж педагогической работы учителя для досрочного назначения трудовой пенсии по старости три года работы учителем в 80-е гг. XX в. в средней школе только потому, что в названии этой школы в тот период не было слова «общеобразовательная», которое было введено в названия таких школ в 90-е гг. И учителю восстановить свои права, несмотря на явную абсурдность указанной ситуации, удалось только через суд.

Аналогичные проблемы часто возникают на практике и при учете стажа педагогической работы на должностях и по профессиям, названия которых отличаются от указанных в Списке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 Министерству труда и социального развития Российской Федерации было поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Впоследствии Министерство труда и социального развития Российской Федерации было преобразовано в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

С 2002 г., за время действия нового порядка назначения трудовых пенсий педагогическим работникам, рядом нормативных актов названных министерств были нормативно установлены тождество наименований отдельных должностей педагогических работников и тождество наименований учреждений образования.

Для наглядности автор приводит две таблицы соответствия.

1. Тождество наименований должностей, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»:

Наименование Тождественное Нормативный акт,

должности, наименование должности установивший тождество

предусмотренной

Списком

Воспитатель — воспитатель школьной группы; Приказ Министерства

— воспитатель школьного отделения; здравоохранения и

— воспитатель дошкольной группы; социального развития

— воспитатель дошкольного Российской Федерации

отделения; от 5 июля 2005 г.

— воспитатель логопедической N 440

группы;

— воспитатель речевой группы;

— воспитатель специальной

(коррекционной) группы;

— воспитатель коррекционной

группы;

— воспитатель группы коррекции;

— воспитатель пришкольного

интерната;

— воспитатель группы

продленного дня;

— воспитатель интерната

(при школе);

— воспитатель ясельной группы;

— воспитатель садовой группы;

— воспитатель санаторной группы;

— воспитатель интернатной группы;

— воспитатель подготовительной

группы

Музыкальный Музыкальный работник Постановление

руководитель Министерства труда и

социального развития

Российской Федерации

от 23 июня 2003 г.

N 39

2. Тождество наименований учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»:

Наименование Наименование Нормативный акт,

учреждения, тождественного установивший тождество

предусмотренного учреждения

Списком

Детский дом-интернат Детский Приказ Министерства

для умственно психоневрологический здравоохранения и

отсталых детей дом-интернат социального развития

Российской Федерации от

11 сентября 2007 г. N 585

Лицей Школа-лицей Приказ Министерства

здравоохранения и

социального развития

Российской Федерации от

15 апреля 2005 г. N 278

Гимназия Школа-гимназия Приказ Министерства

здравоохранения и

социального развития

Российской Федерации от

15 апреля 2005 г. N 278

Детская школа Экспериментальная Постановление Минтруда

искусств, в том числе детская школа Российской Федерации от

по виду (видам) искусств 25 июля 2003 г. N 57

искусств

Специальная Специальная Приказ Министерства

(коррекционная) (коррекционная) здравоохранения и

школа-интернат для школа-интернат для социального развития

детей с отклонениями детей-сирот и детей, Российской Федерации от

в развитии оставшихся без 15 сентября 2009 г. N 747н

попечения родителей, с

ограниченными

возможностями здоровья

Специальный Специальный Приказ Министерства

(коррекционный) (коррекционный) детский здравоохранения и

детский дом для детей дом для детей-сирот и социального развития

с отклонениями в детей, оставшихся без Российской Федерации от

развитии попечения родителей, с 15 сентября 2009 г. N 747н

ограниченными

возможностями здоровья

Начальная школа Комплекс «детский сад — Приказ Министерства

(школа) — детский сад начальная школа здравоохранения и

(школа)» социального развития

Российской Федерации от

20 июля 2010 г. N 527н

Указанные нормативные акты, безусловно, значительно упрощают процедуру досрочного назначения трудовой пенсии многим педагогическим работникам в управлениях Пенсионного фонда Российской Федерации, но, к сожалению, не всем. Ведь ряд педагогических профессий (к примеру, пионервожатая) сейчас уже не существует и потому, соответственно, нормативно не регулируется. Аналогичная ситуация может быть и с наименованием учреждения образования, где ранее работал педагогический работник. Либо в свое время в трудовую книжку педагогического работника по небрежности работников кадровой службы была внесена запись с неверным наименованием должности или учреждения. И потому довольно часто работники УПФР отказываются включать в стаж педагогической деятельности учителей и других педагогических работников, необходимый для досрочного назначения им трудовой пенсии по старости, периоды их безусловно педагогической работы только по той формальной причине, что наименование их должности или наименование учреждения образования в эти периоды работы не соответствует названиям должностей или названиям учреждений образования, указанным в соответствующих Списках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

В подобных ситуациях восстановить нарушенные права на льготную пенсию педагогическим работникам возможно только через суд. Но, как верно заметил недавно в своем интервью работникам СМИ Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, правосознание многих граждан России пока еще находится на низком уровне, и потому обращение в суд ими, как правило, воспринимается лишь как исключительное средство защиты их прав и редко используется. Это характерно и для тех педагогических работников, которые сейчас оформляют в УПФР льготную трудовую пенсию. Ведь, несмотря даже на явное нарушение их прав, когда в спецстаж на льготную пенсию работники УПФР не включают по формальным причинам даже периоды их явно педагогической работы, в результате чего заслуженная ими трудовая пенсия назначается им с задержкой на несколько месяцев, а то и лет, редко кто из таких педагогических работников отваживается обращаться за восстановлением нарушенных прав в суд, что в правовом государстве недопустимо. Конечно, не каждому по карману адвокат, хорошо разбирающийся в специфических вопросах назначения льготной пенсии педагогическим работникам. Но ведь можно обратиться за консультацией в профсоюз работников образования в субъекте Российской Федерации, где, как правило, хорошо разбираются в этих вопросах и могут дать квалифицированные советы по каждой конкретной ситуации. Да и кто мешает обиженным чиновниками УПФР педагогическим работникам заняться правовым ликбезом и самим изучить эти вопросы? В защите своих прав следует самим проявлять социальную активность, а не критиковать на кухнях «несправедливую власть».

В настоящей статье хотелось бы дать педагогическим работникам несколько полезных советов по рассматриваемым вопросам.

Во-первых, членам семей военнослужащих — педагогам при защите их прав в управлениях Пенсионного фонда Российской Федерации и в судах следует знать, что при исчислении стажа педагогической работы в части, не урегулированной Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, могут применяться Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.

Так, например, отдельные чиновники УПФР не понимают суть педагогической работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ошибочно принимая за таковую только лишь проведение уроков или саму непосредственную работу с детьми, и часто отказывают во включении в спецстаж периодов иной педагогической работы, например периода карантина или внешкольных мероприятий (многодневные туристические походы, сопровождение детей на отдых и т. п.).

Между тем в силу пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (выделено автором).

Таким образом, для подтверждения факта, что оспариваемый период работы подлежит зачету в спецстаж педагогической работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, педагогическому работнику часто бывает достаточно представить в суд лишь приказ руководителя учреждения образования о работе в указанный период и справку-карточку из бухгалтерии, подтверждающую факт, что в спорный период работнику выплачивалась средняя заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, следует знать, что Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 69 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, где указано, что в педагогическую деятельность входит не только педагогическая работа, непосредственно связанная с проведением занятий с детьми, но и другая часть педагогической деятельности работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

В п. п. 5.1 и 5.2 названного Положения указано: «Периоды отмены учебных занятий для обучающихся по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения. В периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе» как в каникулярный период, т. е. в пределах нормируемой части их рабочего времени и с сохранением заработной платы.

Во-вторых, судами России выработана правовая позиция, в соответствии с которой при оценке права работника на льготную пенсию в тот или иной период его трудовой деятельности должны применяться нормы действовавших в тот период нормативных правовых актов, регулировавших оспариваемое право.

Так, в настоящей статье уже было указано, что длительное время (несколько десятилетий), вплоть до 90-х гг. XX в., периоды работы включались в спецстаж педагогов для назначения им льготной пенсии на основании норм Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 (с изменениями, внесенными Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 313).

Рассмотрим для примера частые отказы работников УПФР включить в спецстаж педагогической работы для досрочного назначения педагогическим работникам трудовой пенсии периоды их работы в качестве пионервожатых.

Так, в разделе «Наименование должностей» Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, должность пионервожатой не указана. Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Вместе с тем, согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности. Но в силу п. 4 этого Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности только в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 ч. 1, ст. ст. 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «пионервожатая». С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, т. е. работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Приведем другой пример. Работники УПФР часто отказывают во включении в спецстаж педагогической работы для назначения льготной пенсии периодов учебных отпусков, предоставлявшихся педагогам в 80 — 90-е гг. XX в., тогда как периоды этих отпусков, согласно ранее действовавшему законодательству, подлежали включению в их спецстаж для назначения им льготной пенсии.

Так, в соответствии с п. 2 Полож ения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953, п. 3 Приложения N 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях при условии, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

——————————————————————