Бизнес и биография Алексея Тайчера, владельца холдинга «ТФМ»
Карьера менеджера: от помощника до генерального директора
Алексей Роменович родился в Ленинграде в 1979 году. С отличием окончил экономический факультет Петербургского госуниверситета путей сообщения. В 2003-м получил степень MBA.
Путь в большом бизнесе он начал еще студентом, совмещая учебу и работу помощником финансового директора многопрофильного холдинга «Евросиб».
В 2003 году Тайчер переехал в Москву, где занял управляющую должность в концерне «Союзвнештранс» — работал с проблемными активами предприятия.
В 2005-м Алексея Роменовича пригласили в ОАО «Российские железные дороги», предложив пост советника первого вице-президента компании. Как эксперт он был привлечен к разработке модели грузовых железнодорожных перевозок.
Позже он занял должность заместителя гендиректора дочерней организации госмонополии — ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК). Он участвовал в развитии и подготовке предприятия к приватизации, которая была проведена осенью 2011 года. За 75% минус 2 акции победитель аукциона заплатил 125,5 млрд рублей. В течение трех лет также возглавлял и другую структуру РЖД — АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК). В этот раз пришлось выполнять функции антикризисного менеджера, поскольку к моменту назначения Алексея Роменовича ФГК находилась на грани банкротства. Тайчеру удалось не только кардинально изменить финансовое положение, но и вывести компанию в число лидеров по объему грузовых ж/д перевозок.
Партнерский бизнес
В 2012 году Тайчер вместе с предпринимателем Владимиром Евтушенковым (владелец холдинга АФК «Система») приобрел компанию «СГ-Транс». Партнерство с одним из крупнейших бизнесменов России стало знаковым для Тайчера. На момент приобретения «СГ-Транс» занимался несколькими направлениями, включая закупку, транспортировку и продажу сжиженных углеводородных газов (СУГ). Компания владела сетью автомобильных газозаправочных станций и баз хранения СУГ.
Новыми собственниками было принято решение развивать деятельность в сфере транспортных услуг и сервисного обслуживания подвижного состава. Под личным управлением Тайчера компания «СГ-Транс» вышла в лидеры отрасли и стала крупнейшим в стране перевозчиком сжиженных газов и нефтехимических грузов. На территории России действуют 10 филиалов и 10 ремонтно-испытательных пунктов предприятия. По состоянию на 2021 год его кредитный рейтинг, согласно новости агентства НКР, находился на уровне A+.ru со стабильным прогнозом.
Холдинг «ТФМ»
В 2019 году Тайчер вместе с партнерами приобрел ПАО «ТрансФин-М», специализировавшееся на оказании лизинговых услуг. Сделку финансировал один из крупнейших российских банков. За актив пришлось побороться с финансовыми корпорациями, также претендовавшими на «ТрансФин-М». Команда Тайчера предложила цену выше остальных и стала владельцем предприятия.
Спустя год стратегия новых собственников себя полностью оправдала — им удалось повысить операционную эффективность компании, а также укрепить положение на рынке как самой «ТрансФин-М», так и ее дочерних структур.
В настоящее время «ТрансФин-М» выступает в роли головного предприятия группы «ТФМ», где мажоритарным акционером (75% акций) является Алексей Тайчер. Компания занимает шестое место в России по объему лизингового портфеля, который превысил 170 млрд рублей. Основным видом деятельности служит лизинг наземного и морского транспорта, оборудования и специальной техники. Предприятие владеет 21 судном различного класса и назначения. Весною 2020 года ПАО было включено в перечень системообразующих организаций транспортного комплекса, подготовленный Министерством транспорта России. Собственный капитал на 30 июня 2021 года составлял свыше 43 млрд рублей.
На базе активов группы «ТФМ» в 2019-м был создан железнодорожный оператор «Атлант». Мажоритарным акционером «Атланта» является «ТрансФин-М», еще 25% акций принадлежит ВЭБ.РФ. Инициатором партнерства с госкорпорацией выступил Тайчер.
С 2019 года парк подвижного состава «Атланта» увеличился в три с лишним раза и в настоящее время превышает 60 тысяч единиц. Предприятие оказывает транспортные услуги более чем 300 грузоотправителям, представляющим различные сектора российской экономики, включая нефтепереработку, металлургию, производство минеральных удобрений и добывающую промышленность. Компания входит в число ведущих грузовых перевозчиков России.
Важнейшим и перспективным направлением деятельности холдинга служит оказание майнинговых услуг при разработке открытых горных месторождений. В данном сегменте группа представлена двумя компаниями: «ТФМ-Спецтехника» и «ТФМ-Восток». Текущий портфель заказов компаний превышает 180 млрд руб. Они выполняют весь комплекс услуг, начиная от бурения скважин и взрывных работ, заканчивая содержанием дорог и рекультивацией территорий. В их распоряжении 240 единиц специальной техники, силами которой ведется разработка 10 крупных месторождений на территории России. Уже сейчас «ТФМ-Спецтехника» является лидером среди российских компаний, оказывающих майнинговые услуги на условиях аутсорсинга.