Проверка документов на перевозимый груз

(Щепотин А. В.)

(«Законность», 2013, N 11)

ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ НА ПЕРЕВОЗИМЫЙ ГРУЗ

А. В. ЩЕПОТИН

Щепотин Антон Владимирович, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Курской области, младший советник юстиции.

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования полномочий сотрудников полиции по проверке у водителей транспортных средств документов на перевозимый груз.

Ключевые слова: груз, обязанности водителей, документы на груз, полномочия полиции.

Checking cargo documentation

A. V. Shchepotin

The article considers the problems of legal regulation of the powers of police officers to check cargo documentation of truck drivers.

Key words: cargo, duties of truck drivers, cargo documentation, powers of police officers.

Согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее — ПДД), водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки: в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз.

В соответствии с ч. ч. 1, 2, 4 ст. 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав автомобильного транспорта) этот Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные указанным Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми и грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее — транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства РФ о защите прав потребителей.

Согласно ст. ст. 6, 8 Устава автомобильного транспорта основными документами, подтверждающим законность перевозки груза, являются путевые листы и транспортные накладные, форма и порядок заполнения которых устанавливаются правилами перевозок грузов. Более того, в соответствии с ч. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Из приведенных норм Устава автомобильного транспорта следует, что перевозка багажа и грузов для личных целей, в том числе перечень документов на перевозимый груз, регулируется указанным Федеральным законом.

Вместе с тем анализ положений Устава автомобильного транспорта и Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272, свидетельствует, что по своей сути эти нормативные правовые акты регламентируют правоотношения, возникающие из коммерческой перевозки груза, и не могут применяться к перевозке грузов, а также багажа в личных целях.

В связи с этим с учетом неопределенности формулировки в ПДД обязанности водителей в установленных случаях передавать сотрудникам полиции для проверки документы на перевозимый груз в соответствии с п. 2.1.1 ПДД возникают сложности в определении таких установленных случаев и документов на перевозимый груз.

Так, согласно ст. 2 Устава автомобильного транспорта груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке; багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке. Из указанных правовых норм следует, что определения «груз» и «багаж» распространяются исключительно на коммерческую перевозку. Тогда как на практике сотрудники ГИБДД нередко требуют у водителей документы на перевозимые в личных целях вещи, которые исходя из названных правовых норм не подпадают под категории «груз» и «багаж».

Например, гражданин на личном легковом автомобиле перевозит из дома на дачу мебель, бытовую технику, строительные материалы и другие вещи, зачастую бывшие в употреблении. В связи с этим возникает вопрос, какие документы (путевой лист, транспортная накладная и т. д.), подтверждающие право законного владения вещами, должен иметь при себе водитель (либо их владелец, не являющийся водителем) и представить их сотруднику ГИБДД, а равно обязан ли он вообще представлять их в подобных случаях?

Согласно п. 82 Административного регламента Министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185 (далее — Административный регламент), основаниями для проверки документов на перевозимый груз являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий. В соответствии с п. 83 Административного регламента проверка документов на перевозимый груз включает установление соответствия транспортной накладной и прилагаемых к ней документов путевому листу, лицензионной карточке, фактически перевозимому грузу (в сочетании с проведением осмотра транспортного средства и груза, досмотра транспортного средства).

На практике сотрудники ГИБДД, осуществляющие контроль за дорожным движением, при остановке транспортных средств и обнаружении грузов (включая вещи, перевозимые на собственном автомобиле в личных целях) требуют у водителя документы на перевозимый груз. При отсутствии документов (что в подобных ситуациях происходит в большинстве случаев) сотрудники ГИБДД инициируют проверки на предмет законности нахождения у водителя тех или иных предметов. Такая практика распространена в Курской области, о чем свидетельствуют многочисленные факты регистрации в органах внутренних дел сообщений о перевозке гражданами грузов и отсутствии документов на груз. При этом подобная ситуация может дойти до абсурда, поскольку в автомобиле, а также у водителя и пассажиров есть масса предметов, на которые нет каких-либо документов (коврики в салоне, запасное колесо, автомагнитола, видеорегистратор, мобильные телефоны, одежда и т. п.).

Безусловно, проверка документов на перевозимый груз необходима в целях выявления и пресечения преступлений, прежде всего связанных с хищениями чужого имущества. Однако такие действия не должны нарушать прав законных владельцев имущества, что нередко происходит в связи с отсутствием надлежащим образом законодательно урегулированных обязанностей водителя иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам полиции документы на перевозимый груз, включая перечень таких документов. Исходя из положений регламентирующих деятельность ГИБДД нормативных правовых актов, в частности Административного регламента, для проверки документов на перевозимый груз сотрудник ГИБДД должен обладать информацией, содержащейся в ориентировках, иными сведениями (например, полученными в устной форме от иных лиц) о факте хищения тех или иных предметов или других случаях незаконного владения ими.

В связи с недостаточной правовой регламентацией вопросов оформления документов на перевозимый груз и действий сотрудников органов внутренних дел при проверках документов у водителей и последующих действий в отношении перевозчика и груза допускаются нарушения прав владельцев вещей и при коммерческой перевозке грузов.

Проверка документов на перевозимый груз, в том числе в коммерческих целях, и дальнейшие действия сотрудников правоохранительных органов, связанные с такой проверкой, в некоторых случаях влекут проведение доследственных проверок и изъятие груза, который в дальнейшем его законному владельцу вернуть затруднительно.

Так, в 2012 г. сотрудниками ГИБДД на территории области был остановлен автомобиль, перевозивший партию товара (одежды). При проверке документов на перевозимый груз сотрудник ГИБДД усомнился в достоверности содержащихся в них сведений, а соответственно, — в законности нахождения груза у водителя. Водитель пояснил, что незнакомые ему люди предложили за денежное вознаграждение перевезти партию товара из Московской в Белгородскую область, где его должны были встретить, после чего передали ему товар и документы на него (эти объяснения в ходе проверки опровергнуты не были). В дальнейшем товар был изъят следователем, по факту его перевозки проведена доследственная проверка по признакам преступления, предусмотренного ст. 180 УК РФ, в возбуждении уголовного дела было отказано. При этом законному владельцу, чтобы получить товар, понадобилось несколько месяцев.

Действия сотрудников ГИБДД по проверке документов на перевозимый груз в личных целях, а также факты неполучения законным владельцем в течение длительного времени вещей, особенно являющихся предметом предпринимательской деятельности и имеющих значительную стоимость, порождают коррупционные риски, поскольку для дальнейшего беспрепятственного движения как водители (владельцы груза), так и инспекторы ДПС и иные сотрудники органов внутренних дел могут предложить/потребовать взятку в целях разрешения ситуации.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула Закона).

Согласно п. 13 ст. 7 Федерального закона N 273-ФЗ одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности.

В связи с изложенным в целях предупреждения коррупционных рисков и повышения эффективности противодействия коррупции представляется целесообразным законодательно урегулировать случаи, когда водитель обязан в соответствии с п. 2.1.1 ПДД представлять сотруднику полиции документы на перевозимый груз, перечень таких документов, а также ввести запрет на требование документов на груз, перевозимый в личных целях, при отсутствии сведений о незаконном владении такими предметами, закрепив тем самым презумпцию законного владения вещами. Кроме того, в целях обеспечения прав хозяйствующих субъектов и недопущения фактов необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность целесообразно запретить задержание и изъятие груза, перевозимого в коммерческих целях, при отсутствии сведений о противоправном характере владения им (за исключением случаев нарушения правил перевозки тяжеловесных, крупногабаритных, опасных грузов, которые связаны с повышенной общественной опасностью для окружающих).

——————————————————————