Хозяйственные товарищества и общества в странах БРИКС: опыт России, Китая и Южной Африки
(Ифраимов В. Ю.) («Адвокат», 2013, N 10)
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА И ОБЩЕСТВА В СТРАНАХ БРИКС: ОПЫТ РОССИИ, КИТАЯ И ЮЖНОЙ АФРИКИ <1>
В. Ю. ИФРАИМОВ
——————————— <1> Статья подготовлена в рамках работы по гранту Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук N МК-6159.2012.6 «Унификация частного права в разносистемных правопорядках (на примере БРИКС)» (получатель гранта — К. М. Беликова, ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», http://www. rudn. ru).
Ифраимов Владислав Юсифович, аспирант кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов.
В статье В. Ю. Ифраимова рассматривается правовое регулирование хозяйственных товариществ и обществ стран БРИКС — России, Китая и Южной Африки. Автор выделяет и подробно анализирует правовую природу и механизмы функционирования каждой из форм хозяйственных товариществ и обществ сквозь призму правовых актов, регулирующих их деятельность.
Ключевые слова: юридические лица, хозяйственные товарищества и общества, предприятия, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, закрытые корпорации, хозяйственное партнерство, полное товарищество, коммандитное товарищество, участники (партнеры, акционеры).
Введение
Тенденция к увеличению роли экономического развития, повышению товарооборота и капиталовложений как на международном, так и на внутригосударственном уровне говорит о необходимости развития правовых механизмов, регулирующих соответствующие отношения. Особое внимание привлекает перспектива дальнейшего взаимодействия на экономическом, политическом и социальном уровнях в рамках такого формата межгосударственного объединения, как БРИКС <2>. Хозяйственные товарищества и общества занимают ключевое положение в праве стран БРИКС, так как посредством их создания регулируется значительная часть бизнеса, включающая в себя большое количество инвестиций. Подтверждением этого является недавно принятый новый Закон Индии 2013 г. «О компаниях» <3>. До принятия данного Закона отношения с участием компаний в праве Индии регулировались Законом 1956 г. «О компаниях» <4>. Причинами принятия нового Закона о компаниях стали многочисленные изменения национального и международного корпоративного права, в том числе необходимость дальнейшего развития экономики страны с привлечением национальных и международных компаний. Кроме того, действующий до недавнего времени Закон 1956 г. имел множество недостатков (отсутствие возможности создания компании одного лица, положений, определяющих обязанности членов совета директоров, а также полномочий лица, осуществляющего ликвидацию компании и т. д. <5>), устранение которых было возможно исключительно путем принятия нового Закона. ——————————— <2> Аббревиатурой БРИКС обозначают форум пяти крупных интенсивно развивающихся стран в составе Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. На сегодняшний день указанные страны не стремятся координировать свою экономическую политику, также не предполагается создать некую торговую ассоциацию. См., например: Россия в БРИКС // URL: http://www. mid. ru/bdomp/brics. nsf (дата обращения: 23.03.2013). <3> The Companies Act N 18 of 2013 // Ministry of Corporate Affairs. Government of India // URL: http://egazette. nic. in/WriteReadData/2013/E_27_2013_425.pdf (дата обращения: 15.09.2013). <4> Companies Act N 1 of 1956 // Ministry of Corporate Affairs. Government of India // URL: http://www. mca. gov. in/Ministry/pdf/Companies_Act_1956_13jun2011.pdf (дата обращения: 15.09.2013). <5> См.: Shashank Tyagi. A comparative study on Companies Act 1956 & Company Bill 2011 // Law Articles — India’s Most Authentice Free legal Source Online // URL: http://www. legalservicesindia. com/article/pdf/Companies-Act-1956-and-Company-Bill-2011.pdf (дата обращения: 15.09.2013).
В России в 2011 г. был принят Федеральный закон «О хозяйственных партнерствах», на основании которого создан новый вид юридического лица — хозяйственное партнерство. В отечественной правовой доктрине до сих пор ведутся дискуссии относительно актуальности его введения <6>. При этом для отечественного законодательства остается открытым и актуальным вопрос о принятии отдельного закона, регулирующего правовое положение хозяйственных товариществ (полных и коммандитных). Для вступления в ВТО и введения своей продукции на международный уровень Китаю в свое время также пришлось привести внутренне законодательство в соответствие с международными требованиями. В результате были приняты два Закона: 1993 г. «О компаниях» и 1997 г. «О партнерствах». В Южной Африке относительно недавно (в 2008 г.) был принят Закон «О компаниях», который заменил одноименный Закон 1973 г. Причинами принятия Закона 2008 г. тоже стали изменения социально-экономических отношений в стране, а также необходимость более подробного регулирования отношений с участием субъектов, способных вести предпринимательскую деятельность. В связи с этим особый научный интерес приобретает сравнительно-правовое исследование правового положения хозяйственных товариществ и обществ в праве стран БРИКС — России, Китая и Южной Африки. Этим вопросам посвящена настоящая статья. ——————————— <6> См., например: Суханов Е. А. Хозяйственное партнерство или инвестиционная коммандита? // Развитие основных идей Гражданского кодекса России в современном законодательстве и судебной практике: Сборник статей, посвященный 70-летию С. А. Хохлова. М.: Статут, 2011. С. 173 — 187; Ломакин Д. В. Хозяйственные партнерства и параллельная «реформа» гражданского законодательства // Вестник ВАС РФ. 2012. N 4(233). С. 57 — 77.
Сравнительно-правовой анализ
В праве рассматриваемых стран среди различных юридических лиц можно выделить такие формы их объединений, как хозяйственные товарищества и общества. К ним относятся коммерческие организации, сосредоточенные в основном в частной собственности и основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Среди них выделяют акционерные общества (АО), общества с ограниченной ответственностью (ООО) и товарищества (полные и коммандитные). Несмотря на свою схожесть, данные юридические лица имеют множество различий и особенностей в зависимости от законодательного регулирования их правового положения в той или иной стране БРИКС. В России деятельность АО регулируется Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 29 декабря 2012 г.) <7>, а деятельность ООО — Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 29 декабря 2012 г.) <8>. Следует отметить, что до сих пор в системе гражданского законодательства Российской Федерации не существует отдельного закона, регулирующего деятельность хозяйственных товариществ. Правовые основы осуществления их деятельности регулируются исключительно ГК РФ. ——————————— <7> Российская газета. 1995. 29 дек. <8> Российская газета. 1998. 17 февр.
Так, акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу (п. 1 ст. 2 Закона 1995 г.). На данный момент АО в Российской Федерации могут быть как открытыми (ОАО), с неограниченным количеством акционеров, так и закрытыми (ЗАО), с количеством акционеров не более 50. Закрытым является общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц (п. 3 ст. 7 Закона 1995 г.). Помимо ограниченного количества участников, ЗАО отличается от ОАО тем, что его акционеры не вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и самого общества, а последнее — проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Акционеры обладают правами и обязанностями, предусмотренными законодательством, уставом, а в ряде случаев и соглашением акционеров <9>. Минимальный уставный капитал ОАО должен составлять не менее тысячекратной, а ЗАО — не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации АО. Управление АО осуществляется через такие специально уполномоченные органы, как общее собрание акционеров, совет директоров, исполнительный орган и ревизионная комиссия. ——————————— <9> Подробнее о правах акционеров см.: Ифраимов В. Ю. Права и обязанности акционеров в Российской Федерации и Азербайджанской Республике // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Юридические науки». 2013. N 2. С. 207 — 218.
Обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества (п. 1 ст. 2 Закона 1998 г.). Так же как и АО, ООО несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников. Кроме того, учредителями АО и ООО могут быть граждане и юридические лица, а основным учредительным документом является их устав. Уставный капитал ООО должен быть не менее 10 тыс. руб. Управление ООО осуществляется через его органы: общее собрание участников, совет директоров, единоличный исполнительный орган и ревизионную комиссию (ст. 32 Закона 1998 г.). На сегодняшний день ГК РФ предусматривает такой вид хозяйственного общества, как общество с дополнительной ответственностью (ОДО). Таковым признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества (п. 1 ст. 95 ГК РФ). Таким образом, ОДО отличается от ООО дополнительной ответственностью участников общества по его долгам своим личным имуществом. Стоит отметить, что ответственность касается не всего имущества участников (как в полном товариществе), а лишь его заранее определенной части, предусмотренной учредительными документами общества (например, в трех — или пятикратном размере стоимости вклада в уставный капитал) <10>. В остальном к ОДО применяются те же правила гражданского законодательства Российской Федерации, что и к ООО. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Гражданское право: В 4 т. Общая часть» (том 1) (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <10> См.: Суханов Е. А. Гражданское право: В 4 т. М.: Волтерс Клувер, 2010. Т. 1: Общая часть. С. 291.
Товарищества согласно российскому законодательству делятся на два вида: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество). Полным признается такое хозяйственное товарищество, участники которого, во-первых, осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и, во-вторых, субсидиарно несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом (п. 1 ст. 69 ГК РФ). Товарищество на вере, или коммандитное, представляет собой объединение лиц, в котором одни участники осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и при этом солидарно отвечают своим личным имуществом по его долгам, т. е. являются полными товарищами (и составляют полное товарищество внутри коммандитного), в то время как другие лишь вносят вклады в имущество товарищества, не участвуя непосредственно в его предпринимательской деятельности, и несут только риск их утраты (вкладчики, коммандитисты) (п. 1 ст. 82 ГК РФ). Иначе говоря, коммандита представляет собой такое объединение лиц, в котором хотя бы один участник отвечает по общим долгам всем имуществом, а другой (или другие) рискует только своим вкладом <11>. Учредительным документом товарищества является учредительный договор, подписанный всеми его участниками. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник «Гражданское право: В 4 т. Общая часть» (том 1) (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <11> Там же. С. 274, 279 — 280.
В свете нынешней реформы гражданского законодательства Российской Федерации предлагается внести небольшие изменения в систему построения форм юридических лиц: в частности, исключить положения о ЗАО, а ныне существующие ЗАО преобразовать в ОАО, ООО или производственные кооперативы <12>. Наряду с ЗАО предлагается также исключить ОДО как невостребованное на практике. Одним из практических нововведений реформы гражданского законодательства стало введение организационно-правовой формы юридического лица — хозяйственного партнерства (далее — ХП). В связи с этим в 2011 г. был принят Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» <13>. Так, хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством (п. 1 ст. 2 Закона 2011 г.). ХП в отличие от ООО не может быть учреждено одним лицом. Участниками ХП могут быть граждане и юридические лица, а учредительным документом является его устав. Система, структура и полномочия органов управления ХП определяются соглашением об управлении партнерством. ——————————— <12> См.: проект Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в первом чтении 27.04.2012) // СПС «КонсультантПлюс»; URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=128204 (дата обращения: 13.01.2013). <13> Российская газета. 2011. 9 дек.
Гражданское право Китая на данный момент состоит из развитой системы правовых норм, регулирующих отдельные вопросы частноправового характера. Несмотря на отсутствие гражданского кодекса, в Китае имеются Общие положения гражданского права КНР 1986 г. <14> (ОПГП), которые устанавливают основные начала регулирования деятельности отдельных правовых институтов, включая институт юридических лиц. ОПГП устанавливают императивные предписания относительно деятельности юридических лиц (разд. 3 ОПГП). Стоит отметить, что в ОПГП говорится о предприятиях как юридических лицах (ст. ст. 42 — 44 и др.). После введения в действие ОПГП были приняты различные законы, устанавливающие порядок деятельности данных предприятий. К таковым китайский законодатель относит: 1) совместные предприятия с иностранным капиталом, введенные на основании Закона КНР от 1 июля 1979 г. «О совместных предприятиях с иностранным капиталом» <15> (далее — Закон 1979 г.); 2) предприятия с иностранным капиталом, введенные на основании Закона КНР от 12 апреля 1986 г. «О предприятиях с иностранным капиталом» <16> (далее — Закон 1986 г.); 3) промышленные предприятия общенародной собственности, введенные на основании Закона КНР от 13 апреля 1988 г. «О промышленных предприятиях общенародной собственности» <17> (далее — Закон 1988 г.). Таким образом, согласно положениям вышеперечисленных Законов, в Китае на данный момент существуют государственные предприятия, предприятия с иностранным капиталом, совместные предприятия с китайским и иностранным капиталом. Цель создания данных предприятий заключалась в развитии планово-экономических отношений в социалистическом праве Китая. Однако для совершенствования экономики страны в целом, а также ее дальнейшего развития и вывода на международный уровень (в том числе вступления в ВТО) китайскому законодателю требовалось привести внутренне законодательство в соответствие с международными нормами, согласно которым одно из ключевых направлений экономики должно состоять в сосредоточивании капитала в частной собственности. С целью восполнения данных пробелов в КНР были приняты два Закона: 1993 г. «О компаниях» <18> и 1997 г. «О партнерствах» <19>. Кроме того, позже были приняты различные нормативные правовые акты органов исполнительной власти соответствующего характера, а именно: 1) Правила деятельности зарубежных юридических фирм в КНР 2002 г.; <20> 2) Положения о руководстве деятельностью иностранных финансовых организаций 2002 г. <21>; 3) Правила регулирования регистрации вклада капитала в виде долей (акций) других хозяйственных обществ 2009 г. <22>; 4) Постановление Государственного Совета КНР N 584 «О регистрации постоянных представительств иностранных предприятий» 2011 г. <23>. ——————————— <14> Законодательство Китая. Гражданское право // URL: http://chinalawinfo. ru/civil_law/general_principles_civil_law (дата обращения: 23.02.2013). <15> Законодательство Китая. Экономическое право // URL: http://chinalawinfo. ru/economic_law/law_equity_joint (дата обращения: 27.03.2013). <16> Законодательство Китая. Экономическое право // URL: http://chinalawinfo. ru/economic_law/law_wholly_owned_foreign_enterprises (дата обращения: 27.03.2013). <17> Законодательство Китая. Экономическое право // URL: http://chinalawinfo. ru/economic_law/law_industrial_enterprises_national (дата обращения: 27.03.2013). <18> The Company Law of the People’s Republic of China, December 29, 1993 (as revised on October 27, 2005) // URL: http://www. fdi. gov. cn/pub/FDI_EN/Laws/law_en_info. jsp? docid=50878 (дата обращения: 27.03.2013). <19> Partnership Enterprise Law of the People’s Republic of China, February 23, 1997 (as Amended on August 27, 2006) // URL: http://www. fdi. gov. cn/pub/FDI_EN/Laws/GeneralLawsandRegulations/BasicLaws/P020061018643910006967.pdf (дата обращения: 27.03.2013). <20> Правила деятельности представительств зарубежных юридических фирм в Китае от 01.01.2002 // Законы КНР, законодательство и право Китая. UGL Corporation (China); URL: http://law. uglc. ru/legal. htm (дата обращения: 23.02.2013). <21> Положения КНР «О руководстве деятельностью иностранных финансовых организаций» // Законы КНР, законодательство и право Китая. UGL Corporation (China); URL: http://law. uglc. ru/money. htm (дата обращения: 23.02.2013). <22> Правила регулирования регистрации вклада капитала в виде долей (акций) других хозяйственных обществ // Законодательство Китая. Экономическое право; URL: http://chinalawinfo. ru/economic_law/measures_reg_registration_investment_of_shares (дата обращения: 23.02.2013). <23> Постановление Государственного Совета КНР N 584 «О регистрации постоянных представительств иностранных предприятий» // Законодательство Китая. Экономическое право; URL: http://chinalawinfo. ru/economic_law/statute_representative_office (дата обращения: 23.02.2013).
Сравнительно-правовой анализ положений Законов КНР 1993 г. и 1997 г. отражает тенденцию развития института юридического лица в русле системы общего права. С научной точки зрения особый интерес представляет сравнение понятий юридического лица и предприятия. Прежде всего следует отметить: и предприятия действуют как юридические лица, и обозначенные выше компания и партнерство являются юридическими лицами. Будучи изначально различными по сути, в институциональном плане, они различаются и набором, и объемом полномочий по осуществлению предпринимательской деятельности, что является следствием различий в их правовом статусе <24>. Так, юридическими лицами являются организации, которые обладают гражданской правоспособностью и гражданской дееспособностью, самостоятельно согласно закону приобретают гражданские права и несут гражданские обязанности (ст. 36 ОПГП). Согласно ст. 2 Закона 1988 г. промышленным предприятием общенародной собственности является социалистическая организация, производящая товары и самостоятельно ведущая хозяйственную деятельность согласно закону, самостоятельно отвечающая за прибыль и убытки, использующая самостоятельный хозяйственный расчет. Полномочия данного предприятия в основном заключаются в развитии основных отраслей промышленности на основе государственного планового хозяйства. Право собственности на такое предприятие принадлежит государству, последнее также осуществляет контроль над его деятельностью <25>. Законы 1993 и 1997 гг. дают определение компании и партнерства. Компания — это предприятие со статусом юридического лица, имеющее собственное имущество и пользующееся имущественными правами в отношении данного имущества (ст. 3 Закона КНР 1993 г.). При этом Закон выделяет только две формы компании: 1) компании с ограниченной ответственностью (limited liability company) и 2) акционерное общество с ограниченной ответственностью (joint stock limited company) (ст. 2 Закона КНР 1993 г.). При этом компания с ограниченной ответственностью может быть: 1) компанией одного лица (one-man company) и 2) государственной компанией (solely state-owned company). Партнерство в праве КНР определяется как юридическое лицо, созданное на территории КНР физическими либо юридическими лицами, а также иными организациями в форме общего партнерства и партнерства с ограниченной ответственностью (ст. 2 Закона КНР 1997 г.). Отдельного определения для каждой формы компаний и партнерств законодательством КНР не предусмотрено. ——————————— <24> См. подробнее: Беликова К. М. Юридическое лицо, «экономические концентрации», предприятие в формате правового регулирования торгового оборота // Правовое регулирование торгового оборота и кодификация частного права в странах Латинской Америки: Монография. М.: Юстицинформ, 2010. С. 155 — 284; Ершова Е. А., Овчинникова К. Д. Предприятие (бизнес) в современном экономико-правовом обороте. М.: Статут, 2006. <25> См.: Беликова К. М., Ифраимов В. Ю. Государственные предприятия в странах БРИКС: опыт Бразилии, России, Китая и Южной Африки // Адвокат. 2013. N 5. С. 33 — 46.
Участники компании с ограниченной ответственностью (КОО) несут ответственность перед компанией в пределах внесенных ими сумм, а акционеры акционерного общества с ограниченной ответственностью (АООО) — в пределах акций, которыми они владеют (ст. 3 Закона КНР 1993 г.). Учредительным документом компаний является устав (ст. 11 Закона КНР 1993 г.). В КНР идеи социализма внедрены практически во все виды правоотношений, включая гражданско-правовые. Так, в компаниях должна быть создана организация Коммунистической партии Китая (КПК) и развертываться партийная деятельность. При этом компании обязаны обеспечивать необходимые условия для этой деятельности (ст. 19 Закона КНР 1993 г.). Количество участников КОО в КНР не может превышать 50 (такое же правило относительно количества участников существует в российском законодательстве в отношении ЗАО). Согласно статье 26 Закона 1993 г. минимальная сумма уставного капитала КОО установлена в размере 30 тыс. китайских юаней (более 144 тыс. руб.) <26>, а для компании одного лица — 100 тыс. юаней (ст. ст. 26, 59 Закона КНР 1993 г.). В качестве вкладов участников могут выступать деньги, а также материальные ценности, права интеллектуальной собственности, права пользования землей и иные виды имущества в неденежной форме, которое может быть оценено в денежной форме и согласно закону передано хозяйственным обществам. Однако в отношении имущества, переданного в данном случае, следует провести оценку его стоимости (ст. 27 Закона КНР 1993 г.). Управление компаниями осуществляется через собрание участников (акционеров), совет директоров, единоличный исполнительный орган и ревизионную комиссию (§ 2 гл. 2 Закона КНР 1993 г.). Число участников АООО должно быть не менее 2 и не более 200. Первичный вклад участников (акционеров) компаний не должен быть менее 20% от суммы уставного капитала (ст. ст. 26, 81 Закона КНР 1993 г.). Минимальный уставный капитал АООО должен составлять 5 млн. юаней (24 млн. руб.). Порядок управления АООО в КНР аналогичен порядку управления в КОО. ——————————— <26> См.: Базы данных по курсам валют // Официальный сайт Центрального банка РФ: URL: http://www. cbr. ru/currency_base/daily. aspx? C_month=02&C;_year=2013&date; _req=23.02.2013 (дата обращения: 23.02.2013).
Партнерства в КНР, как уже отмечалось, могут быть общими (common partnership) и с ограниченной ответственностью (limited liability partnership). Их правовое положение в определенной степени схоже с правовым положением товариществ (полных и коммандитных) в праве Российской Федерации. Согласно Закону КНР 1997 г. общее партнерство (ОП) состоит из участников, которые несут неограниченную солидарную ответственность по обязательствам партнерства. Партнерство с ограниченной ответственностью (ПОО) состоит из общих партнеров, несущих неограниченную солидарную ответственность по обязательствам партнерства и партнеров с ограниченной ответственностью, которые, в свою очередь, несут ответственность по обязательствам партнерства в пределах суммы вклада в это партнерство (ст. 2 Закона КНР 1997 г.). Государственные предприятия, размещенные на фондовом рынке, а также учреждения, созданные в общественных целях, и общественные объединения не могут являться участниками ОП. Основным учредительным документом партнерства является учредительный договор между его партнерами (ст. 4 Закона КНР 1997 г.). В качестве вкладов партнеров ОП могут быть использованы денежные средства, материальные ценности, права интеллектуальной собственности, права пользования землей или иные виды имущественных прав, а также трудовые услуги (ст. 16 Закона КНР 1997 г.). Партнеры пользуются равными правами по управлению его деятельностью. При раздельном управлении деятельностью ОП управляющие партнеры могут оспаривать действия остальных его партнеров. При подаче протеста выполнение соответствующего действия приостанавливается (ст. 29 Закона КНР 1997 г.). При вступлении в ОП нового партнера необходимо единогласное одобрение всеми партнерами и заключение письменного соглашения о вступлении в партнерство, если учредительным договором отдельно не установлено иное. В этом случае прежние партнеры должны достоверно информировать нового партнера о хозяйственном и финансовом состоянии партнерства (ст. 43 Закона КНР 1997 г.). Основные вопросы, касающиеся правового регулирования деятельности ПОО в КНР, схожи с регулированием деятельности ОП. Закон Южной Африки 2008 г. «О компаниях» <27> подразделяет все юридические лица на две категории: предпринимательские (profit) и непредпринимательские компании (non-profit companies). Предпринимательские компании, в свою очередь, делятся на четыре вида: 1) государственные компании (state-owned companies); 2) частные компании (private companies); 3) компании с неограниченной ответственностью (personal liability companies); 4) публичные компании (public companies) (ст. 8 Закона ЮАР 2008 г.). К предпринимательским компаниям согласно Закону ЮАР 1984 г. «О закрытых корпорациях» <28> также относятся закрытые корпорации (close corporations). Все эти юридические лица вместе являются субъектами, способными осуществлять предпринимательскую деятельность. ——————————— <27> Companies Act N 71 of 2008 // Government gazette. Vol. 526. 9 April of 2009. N 32121; URL: http://www. info. gov. za/view/DownloadFileAction? id=98894 (дата обращения: 23.02.2013). Заменил действовавший в ЮАР до этого момента Закон «О компаниях» 1973 г. (Companies Act N 61 of 1973 // Acts online // URL: http://www. acts. co. za/company/index. htm и http://www. cipro. co. za/legislation%20forms/companies/Companies%20Act. pdf (дата обращения: 23.02.2013)). <28> Close Corporations Act N 69 of 1984 (as amended by Act N 25 of 2005) // Government gazette. N 9503; URL: http://www. justice. gov. za/legislation/acts/1984-069-CCorp. pdf (дата обращения: 23.02.2013).
Предпринимательские компании могут быть созданы одним или более лицами, путем подписания лично или через представителя меморандума о создании компании (п. 1 ст. 13 Закона ЮАР 2008 г.). Затем необходимо подать заявление в регистрационный орган, который в итоге удостоверяет факт создания компании свидетельством об инкорпорации (certificate of incorporation) <29>, подтверждающим факт соблюдения всех требований закона, связанных с регистрацией компании. С момента своей регистрации компания в ЮАР обладает статусом юридического лица и имеет все права и обязанности, предусмотренные законом для данной компании (ст. 19 Закона ЮАР 2008 г.). Закон 2008 г. предусматривает положение об установлении единого финансового года для всех компаний (ст. 27). Бухгалтерские документы компании должны быть полными, точными и храниться в установленных порядке и форме. Свидетельство о регистрации компании содержит информацию о порядке и условиях выпуска акции компании. Согласно ст. 36 Закона ЮАР 2008 г. акции компаний могут быть разделены на три категории (class of shares): 1) простые акции; 2) привилегированные акции; 3) ограниченно привилегированные (условия их выдачи, а также права и обязанности их держателей определяются советом директоров компании). В соответствии с Законом ЮАР 2008 г. управление компаниями осуществляется общим собранием его участников (ст. 61), советом директоров компании (ст. 66), единоличным исполнительным органом (ст. 74) и ревизионной комиссией (ст. 90). Совет директоров компании может созывать собрание акционеров в любое время. Однако обязанность проведения собрания акционеров может возникнуть только в строго определенных Законом 2008 г. случаях, а именно: 1) при разрешении вопросов, прямо предусмотренных законом или уставом компании; 2) при избрании членов правления компании. В любом случае, первое собрание акционеров должно быть проведено не позднее чем за 18 месяцев с момента ее регистрации (п. 7 ст. 61 Закона ЮАР 2008 г.). При созыве очередного собрания акционеров извещение о таком собрании должно быть доведено до его участников надлежащим образом за 10 дней до его проведения (п. 1 ст. 62 Закона ЮАР 2008 г.). Извещение должно быть оформлено в письменном виде и содержать сведения: 1) о дате, времени и месте проведен ия собрания; 2) основных вопросах, которые будут обсуждаться на собрании; 3) копии документов, исходящих от компании и которые станут предметом рассмотрения на собрании (п. 3 ст. 62 Закона ЮАР 2008 г.). Очередное собрание акционеров считается легитимным, если на нем присутствуют акционеры, владеющие 25% голосующих акций (ст. 64 Закона ЮАР 2008 г.). Совет директоров вправе как определять судьбу вынесения любого вопроса на рассмотрение общего собрания акционеров, так и определять процедуру принятия решения по ним (п. 2 ст. 65 Закона ЮАР 2008 г.). Два и более акционера, имеющих право голоса, вправе определять вынесение того или иного вопроса на рассмотрение общего собрания акционеров. Принятые по итогам общего собрания акционеров документы должны быть обнародованы в течение 10 рабочих дней. Помимо собрания акционеров управление компанией осуществляется также советом директоров. Последний может разрешать любые вопросы, касающиеся управления компанией, за исключением тех, которые законом либо уставом компании относятся к исключительному ведению общего собрания акционеров. Состав данного органа также определяется Законом и не может включать в себя менее одного члена в частных компаниях и партнерствах с ограниченной ответственностью и не менее чем трех членов — в государственных и непредпринимательских компаниях. Устав компании может расширять необходимое количество членов совета директоров. Должность члена совета директоров является выборной и избирается на общем собрании акционеров. ——————————— <29> Процедура регистрации компаний путем получения свидетельства об инкорпорации известна также в праве Англии и США. См.: Гражданское и торговое право зарубежных государств / Отв. ред. Е. А. Васильев, А. С. Комаров. М.: Международные отношения, 2006. Т. I. С. 259 — 263.
Закон ЮАР 1984 г. полностью посвящен регулированию правового положения закрытых корпораций (ЗК). В отличие от Закона ЮАР 2008 г. в нем отдельно прописан порядок регулирования как внутрикорпоративных отношений (гл. 5 Закона ЮАР 1984 г. — «Internal relations»), так и внешних отношений с участием ЗК (гл. 6 Закона ЮАР 1984 г. — «External relations»). Однако с 2011 г. в ЮАР запрещено создавать ЗК. Они могут преобразоваться в компании, а существующие ЗК не ликвидируются, и продолжают функционировать согласно Закону ЮАР 1984 г.
Выводы
Анализ вышеизложенных положений Законов позволяет заключить, что правовое регулирование деятельности хозяйственных товариществ и обществ в праве рассматриваемых стран имеет сходство. Так, установлено, что к хозяйственным товариществам и обществам законодательство рассматриваемых стран относит ограниченный круг юридических лиц. В России к таковым относятся ОАО, ЗАО, ООО, ОДО, ХП и товарищества, в Китае — это предприятия в лице АООО, КОО и партнерств. В праве Южной Африки к субъектам, способным осуществлять предпринимательскую деятельность, относятся государственная, частная и публичная компании, а также закрытая корпорация и партнерство с неограниченной ответственностью. Общим для данных хозяйственных товариществ и обществ является наличие устава в качестве единого учредительного документа, включающего в себя основные внутрикорпоративные положения, и единообразных органов управления, а также зависимость меры ответственности участников товариществ и обществ от их статуса в этих предприятиях, обусловленного долей участия. Показано, что в настоящее время институт юридического лица в праве этих стран подвергается постоянному развитию и модернизации с точки зрения его законодательного регулирования. Например, в России в ходе реформы гражданского законодательства появилась новая форма юридического лица — хозяйственное партнерство; в Китае законодательство повышает требования к условиям создания предприятий в виде увеличения размера уставного капитала; в Южной Африке состоялось принятие нового законодательства в 2008 г. в связи с изменением социально-экономических отношений в стране и необходимостью более развернутого регулирования отношений с участием субъектов, способных вести предпринимательскую деятельность. Таким образом, в рассматриваемых странах наблюдается развитие правовых механизмов регулирования экономической деятельности за счет увеличения роли хозяйственных товариществ и обществ.
Библиография
Беликова К. М. Правовое регулирование торгового оборота и кодификация частного права в странах Латинской Америки: Монография. М.: Юстицинформ, 2010. Беликова К. М., Ифраимов В. Ю. Государственные предприятия в странах БРИКС: опыт Бразилии, России, Китая и Южной Африки // Адвокат. 2013. N 5. Гражданское и торговое право зарубежных государств / Отв. ред. Е. А. Васильев, А. С. Комаров. М.: Международные отношения. Т. I. 2006. Ершова Е. А., Овчинникова К. Д. Предприятие (бизнес) в современном экономико-правовом обороте. М.: Статут, 2006. Ифраимов В. Ю. Права и обязанности акционеров в Российской Федерации и Азербайджанской Республике // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Юридические науки». 2013. N 2. Ломакин Д. В. Хозяйственные партнерства и параллельная «реформа» гражданского законодательства // Вестник ВАС РФ. 2012. N 4(233). Суханов Е. А. Гражданское право: В 4 т. М.: Волтерс Клувер, 2010. Т. 1: Общая часть. Суханов Е. А. Хозяйственное партнерство или инвестиционная коммандита? // Развитие основных идей Гражданского кодекса России в современном законодательстве и судебной практике: Сборник статей, посвященный 70-летию С. А. Хохлова. М.: Статут, 2011.
——————————————————————