Перед рейдерами все равны. Рейдерский захват бизнес на мелкий и крупный не разделяет

(Андрианова С.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 16)

ПЕРЕД РЕЙДЕРАМИ ВСЕ РАВНЫ.

РЕЙДЕРСКИЙ ЗАХВАТ БИЗНЕС НА МЕЛКИЙ И КРУПНЫЙ НЕ РАЗДЕЛЯЕТ

С. АНДРИАНОВА

Светлана Андрианова, вице-президент межрегиональной общественной организации «Аудиторы корпоративной безопасности», г. Москва.

Лет пять назад в недружественные поглощения «играли» преимущественно крупные коммерческие структуры, отнимая друг у друга фабрики, банки и комбинаты. В последнее время в тревожных сводках все чаще фигурируют предприятия среднего и малого бизнеса. Разберемся почему.

Она умрет тихо…

Уязвимы абсолютно все предприятия — и маленькие, и большие. Независимо от организационно-правовой формы и рода деятельности — будь то производственная компания, торговое предприятие или кооператив, выращивающий репу. Если есть хоть какой-нибудь стоящий актив: недвижимость, станки, выгодный контракт, даже пусть небольшая, но стабильная прибыль, компания — потенциальная жертва.

Но представители малого и среднего бизнеса имеют меньше возможностей для обороны, они более уязвимы при нападении хищной и хорошо организованной рейдерской компании, в штате которой состоят высокооплачиваемые юристы и аналитики и у которой «все схвачено». Как может противостоять им, например, парикмахерская? Захватчик вкладывает 100 тысяч долларов, чтобы прибрать к рукам компанию, владеющую помещением стоимостью в миллион. Сотрудники-собственники, всю жизнь корпевшие над головами клиентов, впервые вдруг слышат ужасное слово «поглощение». О захвате парикмахерской не станет кричать ТВ, не будут сокрушаться в газетах. Она умрет тихо, и только местные жители заметят, как поменяется на фасаде вывеска, а на площадях обоснуется новый собственник, например круглосуточный магазин.

Многие проблемы захватов связаны с нашей безграмотностью как собственников, с нашей незащищенностью и прежде всего с правовой наивностью. Руководитель и/или собственник часто оказывается не готов ни к жесткой конкуренции, ни к нестандартным правовым ситуациям. А процесс захвата, как правило, протекает не по правилам игры. Кроме того, предприятия в силу разных причин иногда сами создают все возможные условия для их захвата.

Основные причины рейдерской активности…

Активизации рейдеров способствует следующее.

1. Большое количество предприятий в России стали частными по принципу распределения уставного капитала среди членов трудового коллектива. Но ведь такая ситуация недолговечна, экономика развивается по определенным законам, так же как и институт собственности. И рано или поздно обязательно произойдет переход от коллективной собственности к собственнику реальному, который возьмет на себя ответственность и за производство, и за управление. Собственнику, который знает, как этой собственностью управлять себе во благо.

2. В законодательстве и по сей день присутствуют пробелы, позволяющие совершать полулегальные действия с активами. Собственность не защищена на государственно-правовом уровне.

3. Далеко не все собственники еще осознали, что необходимо выстраивать серьезную систему защиты своего бизнеса (прежде всего правовую, но не только).

4. Захваты предприятий, недружественные поглощения стали очень прибыльным видом бизнеса (при покупке долей в уставном капитале прибыль достигает 500%, а при силовых захватах «по беспределу» или на основании поддельных документов доходит до 1000%).

…и поглощений предприятий

Причины поглощений делятся на экономические и организационные. При этом экономические, безусловно, являются главными и определяющими, так как это сущностные (содержательные) причины, которые труднее всего устранить и которые, как правило, не лежат на поверхности.

1. Экономические

Главной причиной недружественных поглощений предприятия и критерием отбора предприятия рейдером является так называемая недооцененность актива.

Ситуация недооцененности возникает в результате:

— неэффективного использования актива собственниками предприятия;

— когда рыночная стоимость долей в уставном капитале общества ниже стоимости активов, принадлежащих данному обществу.

Достаточно одной из указанных причин, для того чтобы предприятие стало объектом притязаний рейдеров.

При неэффективном использовании актива доходы от его использования существенно ниже, чем могли бы быть при правильном подходе. В результате стоимость такого актива, по мнению текущего собственника, а также по мнению других лиц, которые не знают, как добиться от него большей прибыли, существенно ниже реальной. Инвестор, заказывающий у рейдера поглощение какого-либо актива, знает, как добиться от использования такого актива существенно большей прибыли — соответственно, ценность актива для инвестора существенно выше. Поэтому рейдер готов вкладывать значительные деньги на его приобретение — последующее эффективное использование актива окупит вложенные средства. Рассмотрим следующий пример.

Общество с ограниченной ответственностью (назовем его для простоты «Одуванчик») всегда было парикмахерской. В период приватизации мастера стали собственниками долей в уставном капитале общества: все поровну — по 10%. И жили они так не тужили, пока их помещение, расположенное на севере Москвы (район Алтуфьево), площадью 370 кв. м не показалось интересным одной известной рейдерской структуре (кстати сказать, потом помещение было перепродано за рыночную сумму).

При скупке долей участников каждой собственнице было предложено за 10-процентную долю по 15000 долларов США. И каждая согласилась, потому как никогда таких денег в глаза не видела и даже не представляла, что за долю дадут столько. А все дело в том, что сотрудники парикмахерской даже не задумывались, что стоимость их доли как-то связана со стоимостью актива. А актив-то был не дешевый. Примерно 2500000 долларов США.

А теперь посчитаем. Затраты на покупку 100% долей обошлись в 150000 долларов США. Плюс затраты на оформление документов, перерегистрацию в налоговой, «прогон» денег для вывода актива на подконтрольное лицо — все вместе будет еще 350000 долларов США. Итого: чистая прибыль от реализации актива составила не менее 2000000 долларов США.

Вот примерно так выглядит ситуация с недооцененным активом, собственники которого не только не знают его реальную рыночную цену, но и не умеют его использовать для максимального извлечения прибыли.

В последнее время все чаще можно услышать циничное мнение о том, что актив стоит ровно столько, сколько средств необходимо вложить в его поглощение. В этой связи особое значение приобретает стоимость такого количества долей в уставном капитале предприятия, которого достаточно для принятия легитимного решения о смене директора и одобрении крупной сделки. Его стоимость, как правило, не совпадает с рыночной стоимостью всех активов предприятия. Причин такого несовпадения две: несовпадение рыночной стоимости долей и стоимости части активов, соответствующей долям, а также тот факт, что для приобретения контроля над обществом, как правило, нет необходимости приобретать все 100% долей в уставном капитале.

Несовпадение рыночной стоимости долей в уставном капитале общества вытекает из отсутствия у участников общества представления об их реальной стоимости и незнания рыночных механизмов определения стоимости долей, а также ряда других факторов.

Как же обстоят дела, если речь идет о захвате общества, где единственный участник — владелец 100% долей? Тут все еще проще и затрат еще меньше. И вне зависимости от размера актива, который принадлежит обществу, схема захвата практически не меняется. «Себестоимость» такого захвата составляет порядка 30000 — 50000 долларов США.

2. Правовые и организационные

Безусловно, экономические причины поглощений являются определяющими, однако даже если общество эффективно с точки зрения экономики, но у него есть существенные проблемы в правовом и организационном обеспечении своей деятельности, оно становится хорошей мишенью для поглощения. Такую ситуацию можно сравнить с оставленными на скамейке в парке деньгами. Деньги есть, но забрать их может любой прохожий, и это не составит никакого труда.

Организационные проблемы делятся на правовые и собственно организационные.

Правовые проблемы:

— противоречие внутренних документов общества действующему законодательству;

— имевшие место нарушения при приобретении активов и/или долей;

— неправильное оформление владения активами/долями;

— ошибки при определении функций и полномочий органов управления обществом;

— неурегулированность корпоративных отношений в обществе;

— случаи нарушения законодательства, особенно порядка созыва и проведения собраний участников общества и заседаний совета директоров, компетенции органов управления;

— нарушение порядка одобрения сделок;

— номинальные лица в органах управления;

— прочие причины.

К организационным относятся все иные неправовые причины, не связанные с недооцененностью актива. Таких причин много, приведем лишь некоторые наиболее часто встречающиеся:

— отсутствие физической охраны объектов;

— отсутствие защиты информации, несоблюдение режима конфиденциальности, в результате которого ценная информация об обществе может быть получена без особых усилий;

— нарушения при работе с почтой и приемом корреспонденции;

— отсутствие нормально функционирующей службы безопасности (а не только физической охраны объектов);

— иные причины.

Справка

Поглощение предприятия — смена собственника юридического лица и/или его активов. С подобной ситуацией мы сталкиваемся, когда акции/доли одной компании покупаются другой (продажа юридического лица) либо продается весь имущественный комплекс предприятия (активы). Это наиболее общее понятие.

Недружественное поглощение — поглощение предприятия, происходящее помимо воли текущих собственников и/или менеджеров, в том числе по принуждению экономическими, организационными, правовыми и иными средствами. Такие ситуации складываются, например, когда крупный холдинг хочет приобрести какое-либо предприятие, но акционеры/участники не хотят продавать свои акции/доли, а менеджмент отказывает в процедурах добровольного слияния с холдингом. Чтобы добиться цели, холдинг начинает применять различные методы воздействия на предприятие: снижает цены на продукцию (недобросовестная конкуренция), перехватывает наиболее привлекательные заказы и т. п.

Силовой захват — физическая стадия реализации проекта поглощения, которая наступает в любом проекте по поглощению, когда предыдущий собственник (менеджмент) не хочет добровольно передать актив новому собственнику (менеджменту).

Криминальный захват — поглощение предприятия с использованием действий, содержащих состав преступления (то есть с применением так называемых черных схем). Это подделка документов, физическое насилие, угрозы, шантаж и т. п.

На практике между понятиями «силовой захват» и «криминальный захват» часто ставят знак равенства, однако это не так. Силовой захват происходит тогда, когда текущий собственник не освобождает актив добровольно. Такие ситуации возможны как при правомерном поведении рейдера, когда все его действия абсолютно законны и есть злоупотребление со стороны предыдущего руководства, так и при незаконных (криминальных) действиях рейдера. Поэтому в самом по себе силовом захвате нет ничего противозаконного, но если при этом в действиях рейдера (либо ЧОПа) есть признаки состава преступления, то речь идет о так называемом криминальном захвате.

——————————————————————