Методы государственного воздействия на предпринимательскую активность малого и среднего бизнеса
(Гильмиярова А. Ф.) («Безопасность бизнеса», 2011, N 3)
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ АКТИВНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА <*>
А. Ф. ГИЛЬМИЯРОВА
——————————— <*> Gil’miyarova A. F. Methods of state impact on the entrepreneurial activity of small and middle business.
Гильмиярова Айгуль Фаридовна, доцент Самарского филиала Академии ВЭГУ, кандидат юридических наук.
Данная статья посвящена методам государственного воздействия на предпринимательскую деятельность малого и среднего бизнеса. Автор рассматривает прямые и косвенные методы воздействия на малую предпринимательскую активность.
Ключевые слова: методы, предпринимательская активность, малый и средний бизнес, воздействие.
The present article is devoted to the methods of state impact on the entrepreneurial activity of small and middle business. The author considers direct and indirect methods of impact on small entrepreneurial activity.
Key words: methods, entrepreneurial activity, small and middle business, impact.
Актуальность темы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства сейчас обусловлена экономической ситуацией в России и социально-экономической значимостью малого предпринимательства. Об этом свидетельствует вклад малого и среднего бизнеса в достижение современного состояния экономики во всех развитых странах. Предприятия малого и среднего бизнеса вносят весомый вклад в развитие народного хозяйства индустриальных стран, в обеспечение социальной стабильности и расширение среднего класса. О малом бизнесе мы говорим практически уже 20 лет, и сегодня независимо от ранга и положения, в связи и без связи каждый не преминет упомянуть или высказаться о том, что малый бизнес нужно развивать, поддерживать, укреплять и т. д. Что же действительно предпринято за последние несколько лет? 24 июля 2007 г. Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» <1>. ——————————— <1> Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.
Указанным законом в ст. 4 установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям. Необходимо сразу отметить, что не все критерии отнесения предприятий к малым являются новыми для российского законодательства. Это прежде всего относится к такому условию, как состав учредителей юридических лиц. Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25%. Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов. Доля участия, принадлежащая иным юридическим лицам, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, также не должна превышать 25%. Аналогичное условие содержалось в действовавшем в этой сфере ранее Федеральном законе от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» <2>. ——————————— <2> Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2343.
Следующим критерием является средняя численность работников за предшествующий календарный год. В категорию средних включены предприятия от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно. В категорию микропредприятий включены предприятия до 15 человек. Данные положения являются новеллой российского законодательства. В научных работах последних 10 — 12 лет высказывалось мнение о том, что для создания должной законодательной базы государственной политики в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства необходимо нормативно закрепить понятия «среднее предпринимательство» и «микрофирма» с целью адресного разграничения функций и взаимодействия в этой сфере органов управления федерального, регионального и местных уровней. Международная организация экономического сотрудничества и развития, в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», от 100 до 499 человек как «средние» <3>. Большинство стран Европы содержат в своем законодательстве закрепление понятий «микрофирма» или «весьма малое предприятие», «малое предприятие» и «среднее предприятие». Такое нормативное закрепление носит не только теоретическое значение. Благодаря точному определению объекта можно предметно разрабатывать программы налоговой, административной, кредитной поддержки малых, очень малых и средних предприятий, а также предметно вести статистический учет хозяйственной деятельности в этом секторе экономики. Вопрос точного определения малого предпринимательства также постоянно находится в центре внимания, например, законодателей США. ——————————— <3> Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 5.
В категорию малых в Законе N 209-ФЗ попали предприятия от 16 до 100 человек. Такая предельная численность уже фигурировала в нормативных актах нашей страны. Существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году. В тот период к малым относили государственные предприятия, в которых число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Затем было принято Постановление Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» <4>, в соответствии с которым произошла корректировка отнесения предприятий к малым от отраслевой зависимости. И конечно, важной вехой в развитии малого предпринимательства Российской Федерации явилось принятие Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с данным Законом под субъектами малого предпринимательства стали пониматься коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве, научно-технической сфере — 60 человек; оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. ——————————— <4> Постановление Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» // СП СССР. 1990. N 19. Ст. 101.
Следующим условием отнесения предприятий к малым является выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год. Здесь неоценимой оказалась поддержка «Опоры России» при обсуждении вопроса о том, какими должны быть ограничения для малых и средних компаний по годовому обороту. Этого решения ждали достаточно долго. И сейчас можно утверждать, что Правительство РФ «костюм сшило на вырост»: для микробизнеса годовой объем ограничен 60 млн. руб., для малого бизнеса — 400 млн. руб., для среднего — 1 млрд. руб. Надо полагать, что определение и расширение критерия численности субъектов малого и среднего предпринимательства позволяет разрабатывать более целенаправленные программы государственной поддержки и развития этого сектора экономики. Необходимо отметить, что в последнее время Президентом РФ уделяется большое внимание малому предпринимательству. Например, подписаны Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» <5>, Указ «О мерах по противодействию коррупции» <6>, в котором предусмотрено образование Совета при Президенте по противодействию коррупции, председателем которого является глава государства. Возможно, создание такого Совета положительно повлияет на развитие малого предпринимательства в России. Не секрет, что крупные предпринимательские структуры лоббируют свои интересы, малых же предпринимателей в связи с этим никто не хочет слышать. ——————————— <5> Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» // Российская газета. 2008. 17 мая. <6> Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции» // Российская газета. 2008. 22 мая.
Были разработаны федеральные законы, которые отражены в Указе Президента России о снижении административных барьеров. Прежде всего, это решение вопроса о малой приватизации (Закон N 159-ФЗ <7>). Документ устанавливает порядок преимущественного права на приобретение субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в установленном порядке. ——————————— <7> Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. N 30. Ч. 1. Ст. 3615.
Действие Закона не распространяется на имущество, переданное организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления, и недвижимое имущество, которое ограничено в обороте. В Федеральном законе установлено, что такое преимущественное право действует только до 1 июля 2010 г. Кроме того, Президентом РФ подписан Закон, дающий право на безаукционное продление аренды для малого бизнеса до 2015 г. <8>. ——————————— <8> Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона «О защите конкуренции» // Российская газета. 2011. 23 июля.
Нормативным правовым актом устанавливаются некоторые особенности применения норм ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, до 1 июля 2015 г. разрешено заключение с субъектами малого и среднего предпринимательства (за исключением субъектов, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых, а также указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договора аренды, заключенного до 1 июля 2008 г., в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления; государственного или муниципального недвижимого имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям; государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями; государственного или муниципального имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям. Налоговый кодекс РФ <9> содержит специальные налоговые режимы, при применении которых представляется единая (упрощенная) налоговая декларация. ——————————— <9> Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
Внесены изменения в самые массовые налоговые режимы — упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход. Принятым Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» <10> заложены правовые основы для становления принципиально нового для Российской Федерации механизма регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности. ——————————— <10> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // СЗ РФ 2007. N 49. Ст. 6076.
С 1 июля 2009 г. вступил в силу закон, которым регулируются проверки малого и среднего бизнеса, — Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <11>, с соответствующими изменениями, которые были утверждены Федеральным законом от 29 апреля 2009 г. N 60-ФЗ <12>. ——————————— <11> Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2008. N 52. Ч. 1. Ст. 6249. <12> Федеральный закон N 60-ФЗ от 29 апреля 2009 г. «О внесении изменений в статьи 1 и 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2009. N 18. Ч. 1. Ст. 2140.
Глава 2 Федерального закона посвящена непосредственно государственному контролю (надзору) и муниципальному контролю. В ней говорится, что плановые проверки малого и среднего бизнеса разрешено проводить не чаще одного раза в три года. Предприятия, включенные в ежегодный план проверок, будут информироваться заранее через официальный сайт уполномоченного органа государственного или муниципального контроля либо иным способом. Что касается предприятий, чья деятельность связана с социальной сферой, здравоохранением и образованием, то такие проверки будут проводиться два и более раз в три года. В документе также оговаривается порядок проведения внеплановой проверки малого и среднего бизнеса, юридических лиц и предпринимателей и приведен весьма незначительный перечень оснований, по которым такая проверка может быть проведена (возникновение угрозы причинения вреда здоровью и жизни граждан, животных, окружающей среде, безопасности государства и некоторые другие). Внеплановые проверки малого и среднего бизнеса могут быть проведены только после согласования с органами прокуратуры. В отношении субъекта малого бизнеса общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов — для микропредприятия (за исключением особых случаев, когда необходимо провести сложные исследования, экспертизы и т. п.). Общероссийская общественная организация «Опора России» регулярно проводит мониторинг состояния малого и среднего бизнеса в условиях кризиса. Примерно 18% респондентов в октябре 2010 г. отмечают уменьшение количества проверок. С января 2009 г. с 40% до 60% увеличилось количество предприятий, утверждающих, что неформальных платежей нет. С 15% до 10% с января 2009 г. уменьшилось количество предприятий, фиксирующих случаи противоправных действий в отношении своего бизнеса со стороны правоохранительных органов. Вместе с тем эти предприятия отмечали усиление давления на бизнес (5% — в январе 2009 г., 6% — в октябре 2010 г.). Наблюдалось усиление давления со стороны налоговых органов (в конце 2008 г. 7% респондентов испытывали давление, в октябре 2010 г. — 11%). При этом 5% респондентов отмечали усиление случаев противоправных действий налоговиков (в январе 2009 г. — всего лишь 1,5%) <13>. ——————————— <13> Опора России. Экспертиза и аналитика. Презентация к мониторингу за октябрь 2010 г. URL: www. opora. ru.
В декабре президент «Опоры России» Сергей Борисов принял участие во встрече Председателя Правительства РФ Владимира Путина с представителями малого и среднего бизнеса России. В ходе мероприятия глава «Опоры» озвучил ряд вопросов, являющихся на текущий момент наиболее актуальными для представителей малого и среднего предпринимательства страны. Среди первоочередных, по данным «Опоры России», вопрос о предстоящем повышении с 1 января 2011 г. размера страховых взносов работодателей из фонда оплаты труда. Напомнив о принятом Госдумой законе, устанавливающем в производственной и социальной сферах льготную ставку страховых взносов, президент «Опоры» акцентировал внимание премьер-министра на том, что это льготы только для плательщиков УСН. Между тем среди плательщиков УСН производственников — 5 — 7%. Также глава «Опоры России» отметил необходимость расширения перечня «льготников», к примеру, за счет микрофинансовых организаций и других структур инфраструктуры поддержки предпринимательства. В качестве примера он привел данные Потребсоюза Чувашии, который ежегодно вкладывал в модернизацию и развитие бизнеса 150 млн. руб., а теперь должен платить 170 млн. руб. страховых взносов. По данным «Опоры», практически все предприниматели сейчас для себя решают, как поступить: сокращать работников, взвинчивать цены либо уходить «в тень», и это на фоне посткризисных явлений в экономике. Планируется рост нагрузки на малые предприятия почти в 2,5 раза. В связи с этим президент организации МСП напомнил о проведенной «Опорой России» 1 декабря в 60 регионах страны акции против реформы ЕСН в сегодняшнем виде. По ее итогам в Правительство РФ было направлено около 80 тыс. подписей, собранных в считанные дни. Помочь в разрешении сложившейся ситуации в том числе могли бы компенсационные меры. Так, по данным организации, микропредприятия, применяющие УСН, исправно платят налоги и дают самую высокую собираемость — здесь нет и не может быть никаких схем оптимизации. Такие компании можно совсем освободить от налогового контроля, и ФНС в этом «Опору» поддерживает. Два года назад регионами рассматривался вопрос о возможности снижения ставки по УСН с 15 до 5%. Сегодня актуально аналогичное снижение ставки по УСН (уплачивается с оборота) с 6 до 2% для всех регионов. Также актуально дальнейшее совершенствование патентной системы (УСН на основе патента), в т. ч. введения патентов для самозанятого населения. Важное место в пакете компенсационных мер, по мнению президента «Опоры», должен занять отказ от инициативы по отмене ЕНВД с 2014 г. По данным «Опоры», около половины предпринимателей категорически против такой инициативы. В связи с этим «Опора» предлагает ввести добровольность применения ЕНВД на переходный период, с тем чтобы предприниматели сами выбирали наиболее удобную систему налогообложения, а муниципалитеты были заинтересованы в работе с малым бизнесом. На основании тщательного мониторинга предпринимательских мнений предлагаем: разрешить применяющим УСН субъектам выставлять к зачету НДС расчетным методом; сдержать рост энерготарифов либо временно «заморозить» либерализацию рынка для малого бизнеса (отдельное внимание необходимо уделить «непрозрачной» практике расчета тарифа на электроэнергию, зависящего от режима потребления); решить проблемы с тарифами на подключение объектов к системе газо — и теплоснабжения с установлением льготных условия для МСП; ликвидировать муниципальные унитарные предприятия как препятствующие здоровой конкуренции на рынках РФ; решить проблему ряда норм Закона N 171-ФЗ и Закона «О полиции», одномоментно возвращающих сниженную в 2005 — 2008 гг. административную нагрузку на бизнес. Мы рассмотрели прямые и косвенные методы государственного воздействия на малую предпринимательскую активность. Однако подчеркнем условность деления средств государственного регулирования на косвенные и прямые или на экономические и административные. Любой экономический регулятор содержит элементы администрирования, управления. И в то же время любой инструмент прямого регулирования неразрывно связан с экономикой, и с этой точки зрения его вполне можно считать экономическим <14>. ——————————— <14> Губин Е. П. Правовые проблемы государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства: Дис. … докт. юрид. наук. М., 2005. С. 335.
Не преувеличивая значения малого предпринимательства, можно сказать, что его роль в удовлетворении нужд населения должна увеличиваться, особенно в современных условиях экономического кризиса. Имеется крупная научная и практическая проблема: подвести под складывающиеся организационно-правовые предпосылки развития малого предпринимательства Российской Федерации прочные научные основы. Решаются вопросы определения государственного регулирования малого предпринимательства. Определяются приоритеты государственной правовой политики в сфере малого предпринимательства. Безусловно, для оценки эффективности всех принятых нормативно-правовых актов необходимо дать этим актам поработать.
——————————————————————