Граждан обанкротят?

(Жуков А.)

(«Юридическая газета», 2011, N 21)

ГРАЖДАН ОБАНКРОТЯТ?

А. ЖУКОВ

Жуков Алексей, юрист ООО «ТРЦ «Пирамида», г. Волгоград.

Современное законодательство о банкротстве ориентировано на юридических лиц. Банкротство же граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, до сих пор не урегулировано. Высший Арбитражный Суд РФ считает в принципе невозможным возбуждать дела о банкротстве «физиков», поскольку они не могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Рассмотрим перспективы развития законодательства о банкротстве физических лиц.

Закон о несостоятельности граждан

Согласно пункту 2 ст. 231 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Закон о банкротстве) предусмотренные им положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, начинают действовать со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.

И лишь спустя семь лет, 11 ноября 2009 года, в Правительство РФ был внесен законопроект «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника», направленный на создание для граждан, не занимающихся предпринимательством, особой процедуры реструктуризации долгов, содержащей определенные льготы по сравнению с обычным банкротством. Разработанный Министерством экономического развития РФ законопроект (замечания к нему направлены Минфином России в Минэкономразвития России письмом от 08.05.2009 N 05-02-15/93) нацелен на устранение пробелов законодательства в области несостоятельности физических лиц.

По мнению директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России И. В. Осколкова, «должник — физическое лицо — это не тот, кто занимался бизнесом и осознанно брал на себя помимо бизнес-рисков еще и финансовые риски. Он брал на себя риски в связи с потреблением. А процесс потребления должен быть максимально защищен. Это норма, которая напрямую в Конституции не прописана, но, если хотите, она оттуда вытекает. Вот почему наша главная задача — по максимуму использовать реабилитационный потенциал, т. е. все шансы, которые есть для того, чтобы помочь человеку перейти из неудачной финансовой фазы в новую ситуацию. Собственно, это идеология, в которой мы написали законопроект» (Должникам все простят // Известия. 19 января 2010 года).

С другой стороны, сложившееся в экономике положение, по убеждению многих юристов, препятствует развитию законодательства о банкротстве физических лиц, не являющихся предпринимателями (речь идет в первую очередь об отсутствии полной легализации доходов части населения, практике «переписывания» находящегося в собственности должников имущества в пользу родственников и о незаконченной приватизации значительной части жилой недвижимости в России). Высказываются мнения, что это может «привести к тому, что у гражданина-должника попросту не найдется имущества, которое может быть включено в конкурсную массу. Более того, с вступлением в силу положений закона, регулирующих институт банкротства гражданина-должника, у государства возникла бы необходимость обеспечить формирование дополнительных кадров в арбитражных судах, так как именно там будут рассматриваться указанные дела, а также специального отдела службы судебных приставов-исполнителей, на которых будет возложено исполнение решений арбитражных судов о банкротстве граждан. Все это, несомненно, требует дополнительных финансовых и организационных затрат» (Александрова А. Процедура потребительского банкротства в современных условиях // Корпоративный юрист. 2010. N 7).

Представители банков опасаются, что законодатели рискуют помочь недобросовестным заемщикам и даже соблазнить добропорядочных граждан стать неплательщиками. Если Закон о банкротстве физических лиц разрешит гражданам раз в пять лет объявлять о своем банкротстве, то есть фактически снимать с себя все обязательства по кредитам, розничное кредитование станет для банков очень рискованным. Кредиты подорожают, и получить их будет намного сложнее.

К примеру, в Ставропольском крае в суд направлено уголовное дело местного жителя о неуплате почти 100 млн. рублей налогов (недоплата в 51 млн. рублей налогов за 2008 год и более 45 млн. рублей за 2009 год). Он обвиняется по ст. 198, ч. 2 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с физического лица). «Задержанный полностью признал свою вину в инкриминируемом ему преступлении. Ему грозит наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет», — подчеркнули в пресс-службе ГУВД (РБК. 17.02.2011).

Разумеется, применять законодательство о банкротстве в таких обстоятельствах нельзя. Очевидно, новый законопроект рассчитан в большей степени на добропорядочных граждан, не злоупотребляющих своим положением. Только как определить степень добропорядочности в законе? Не будем заострять внимание на данном, скорее, этическом вопросе, а рассмотрим упомянутый законопроект более подробно.

Признаки банкротства

Исходя из смысла ст. 3 законопроекта, должник признается арбитражным судом банкротом, если установлена его неплатежеспособность, то есть неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Причем в сумму платежей включаются обязательства по возврату неосновательного обогащения в виде уплаченных до расторжения договора денежных средств или стоимости неосновательного обогащения в виде полученного до расторжения договора имущества, выполненных работ или оказанных услуг, а также и по возмещению убытков в виде реального ущерба, причиненных нарушением обязательства. В действующем Законе о банкротстве гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии имеющейся задолженности не менее 10 тыс. рублей. По версии законопроекта заявление о банкротстве принимается только при наличии задолженности не менее 50 тыс. рублей.

На основании ст. 8 Закона о банкротстве 2002 года должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. В пункте 4 ст. 10 законопроекта сказано, что заявление должника может быть подано только при наличии средств на выплату вознаграждения конкурсному управляющему в размере фиксированной суммы вознаграждения за два месяца и на опубликование сведений об открытии конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве. Таким образом, при отсутствии требуемого количества средств должнику будет отказано в рассмотрении его заявления и в проведении процедуры банкротства.

К примеру, согласно письму Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 01.06.2009 N 03-01-11/3-128 был рассмотрен вопрос о том, возможно ли произвести процедуру банкротства физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, и признать задолженность налоговому органу безнадежной к взысканию с последующим списанием недоимки и задолженности по пеням и штрафам, а также о возможности финансирования процедуры банкротства (вознаграждение конкурсного управляющего) из средств федерального бюджета. Из ответа Департамента следует, что действующее законодательство такой возможности не содержит.

Получается замкнутый круг. Для того чтобы заявить о банкротстве, гражданин должен иметь возможность финансировать процедуру банкротства, но на стадии банкротства ему негде взять для этого средства.

Вернемся к п. 4 ст. 10 законопроекта и уточним, что начиная с 2009 года по Закону о банкротстве фиксированная сумма вознаграждения конкурсного управляющего равняется 30 тыс. рублей (ст. 20.6 Закона о банкротстве). В редакциях Закона до 30.12.2008 данная сумма составляла не менее 10 тыс. рублей. Таким образом, должник, подающий заявление на банкротство, обязан перечислить на депозит не менее 60 тыс. рублей, в то время как денежный критерий банкротства составляет по текущему Закону 10 тыс. рублей, а по законопроекту — 50 тыс. рублей.

В законопроекте нет оговорок о вознаграждении управляющего, а значит, будут применяться положения действующего законодательства. Возникает вопрос: каким образом проект соблюдает интересы должников и кредиторов, ведь на момент его внесения в Правительство РФ действовала уже новая редакция Закона о банкротстве? Думается, что следует либо снижать сумму вознаграждения конкурсных управляющих по делам о банкротстве «физиков», либо соответственно увеличивать границу банкротства как минимум до 100 тыс. рублей. Иначе часть кредиторов рискует остаться без удовлетворения.

Конкурсное производство и реструктуризация

При рассмотрении дела о банкротстве должника — физического лица применяется конкурсное производство (КП), которое вводится на срок до шести месяцев (может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев).

С момента начала КП наступают следующие последствия:

— срок исполнения возникших до открытия КП денежных обязательств и уплаты обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве должника считается наступившим;

— требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей и иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок, могут быть предъявлены в порядке, закрепленном Законом о банкротстве;

— прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций по всем обязательствам должника;

— прекращается взыскание с должника по всем исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению, о признании права, а также по требованиям о взыскании алиментов;

— полномочия по распоряжению имуществом должника, за исключением имущества, не включаемого в конкурсную массу, переходят к конкурсному управляющему;

— снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения его имуществом.

Также это дает кредиторам основание для отказа от исполнения договора, предполагающего исполнение должником неденежного обязательства в пользу указанного кредитора.

Согласно законопроекту должник вправе внести план реструктуризации долгов в соответствии со следующими требованиями:

— должник имеет постоянный доход на дату представления плана реструктуризации долгов;

— должник не имеет неснятой или непогашенной судимости за умышленные преступления в сфере экономики и не привлекался в течение трех лет до принятия заявления о банкротстве к административной ответственности за хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, преднамеренное или фиктивное банкротство;

— должник не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов;

— в течение восьми лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов, в отношении должника не утверждался план реструктуризации долгов;

— срок реализации плана не может быть более пяти лет.

Что касается имущества, на которое обращается взыскание, то, если иное не предусмотрено планом реструктуризации долгов, в ходе реструктуризации долгов обращение взыскания на заложенное имущество не допускается, если предметом залога (ипотеки) является:

— жилое помещение (его часть), если для должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем должнику помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания;

— земельный участок, на котором расположено указанное жилое помещение, а также земельный участок, использование которого не связано с осуществлением должником предпринимательской деятельности;

— имущество, необходимое для профессиональных занятий должника;

— иное имущество, если должник докажет, что оно необходимо для обеспечения его жизнедеятельности и (или) лиц, находящихся на его иждивении (ст. 7 законопроекта).

Кроме того, в новом законопроекте, как и в текущем законодательстве, отсутствуют мероприятия, направленные на предотвращение банкротства физических лиц. В частности, большинство кредитных организаций при выдаче кредитных ресурсов предлагают осуществлять страхование жизни или ответственности за неисполнение обязательства. Это необязательно, но в значительной степени влияет на решение о выдаче кредита. На наш взгляд, законопроект существенно выиграл бы, если бы предполагал необходимость разработки мероприятий по предотвращению ситуаций с резким падением платежеспособности граждан.

Итак, законодателю пора решить вопрос о правовом регулировании процедуры банкротства физических лиц — как предпринимателей, так и не занимающихся предпринимательской деятельностью граждан. Это позволит снизить социальную напряженность и укрепить механизмы защиты прав граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

——————————————————————