Выплата единовременного пособия, ранее предусмотренного Федеральным законом «О борьбе с терроризмом», членам семей погибших до 1 января 2005 года в связи с участием в борьбе с терроризмом военнослужащих признается судом дополнительной мерой социальной защиты

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 9)

ВЫПЛАТА ЕДИНОВРЕМЕННОГО ПОСОБИЯ, РАНЕЕ ПРЕДУСМОТРЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ», ЧЛЕНАМ СЕМЕЙ ПОГИБШИХ ДО 1 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА В СВЯЗИ С УЧАСТИЕМ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРИЗНАЕТСЯ СУДОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ МЕРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Анализируются социальные гарантии, предоставляемые военнослужащим, принимавшим участие в мероприятиях по противодействию терроризму.

Ключевые слова: члены семьи военнослужащего, гибель, выплата, Закон «О борьбе с терроризмом».

Payment of a lump sum, earlier provided by the Federal Law «On Combating Terrorism», to families of deceased prior to 1 January 2005 in connection with participation in anti-terrorism military court recognized an additional measure of social protection A. V. Efremov

Analyzes the social guarantees to servicemen who took part in activities to counter terrorism.

Key words: military family members, death, payment of the Law «On Combating Terrorism».

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 27 декабря 2005 г. N 523-О отметил, что право на жизнь (ч. 1 ст. 20) как высшая социальная ценность, охраняемая законом, которое является основным, неотчуждаемым и принадлежащим каждому от рождения, и право на охрану здоровья (ст. 41) относятся к числу наиболее защищаемых Конституцией Российской Федерации прав. Возлагаемая на Российскую Федерацию обязанность по обеспечению реализации и защиты названных конституционных прав предполагает не только необходимость разрабатывать и осуществлять комплекс мероприятий, создающих условия, при которых исключалась бы какая-либо опасность для жизни людей и предотвращалось бы причинение вреда здоровью, но и необходимость принимать меры к возмещению или компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью <1>. ——————————— <1> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. N 523-О «По жалобе граждан Бурбан Елены Леонидовны, Жирова Олега Александровича, Миловидова Дмитрия Эдуардовича, Миловидовой Ольги Владимировны и Старковой Тамары Михайловны на нарушение их конституционных прав положениями статьи 17 Федерального закона «О борьбе с терроризмом».

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее — Закон) лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся: 1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом; 2) лица, содействующие на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий; 2.1) сотрудники следственного комитета Российской Федерации, принимающие участие в выездах на места происшествия и документальном закреплении следов совершенных преступлений на территориях (перечне объектов), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции; 3) члены семей лиц, указанных в п. п. 1, 2 и 2.1, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом. Участие военнослужащих, сотрудников и специалистов федеральных органов исполнительной власти в мероприятиях, связанных с противодействием терроризму, неизбежно сопряжено со значительным риском для их жизни и здоровья <2>. В соответствии со ст. 21 Закона в случае: ——————————— <2> Так, в ходе активной фазы проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе по состоянию на январь 2001 г. погибли около 2700 и получили ранения 7900 военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (Независимое военное обозрение. 2001. N 3. С. 2.)

— гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 600 тыс. руб.; — если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере 300 тыс. руб.; — если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере 100 тыс. руб. Военнослужащие, принимающие участие в мероприятиях по противодействию терроризму, считаются исполняющими обязанности военной службы. Статьей 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрены единовременные пособия военнослужащим и членам их семей в случае причинения вреда жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, в том числе в случае гибели (смерти) военнослужащего, досрочного увольнения с военной службы в связи с признанием военнослужащего негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы. Таким образом, одним из оснований для производства выплат разных единовременных пособий является гибель военнослужащего. Г. В. Кулешов указывает, что «законодатель урегулировал такой случай в ч. 6 ст. 21 Закона, установив, что при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя. Представляется, что командование воинской части должно взять на себя обязанность по разъяснению членам семьи погибшего в связи с участием в мероприятиях по противодействию терроризму военнослужащего указанного права выбора, с тем чтобы возмещение вреда в денежном выражении было максимальным» <3>. ——————————— <3> Кулешов Г. В. О некоторых вопросах, связанных с возмещением вреда военнослужащим, участвующим в борьбе с терроризмом, и членам их семей // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 12.

Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом (далее — Правила), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. N 105. Для получения единовременного пособия, установленного ч. ч. 3 и 4 ст. 21 Закона, лицо, участвовавшее в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом и получившее увечье или ранение, представляет в федеральный орган исполнительной власти, в котором указанное лицо проходит службу, работает, исполняет обязанности или с которым сотрудничает на постоянной или временной основе (далее — федеральный орган исполнительной власти): а) письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия; б) медицинские документы, подтверждающие причинение вреда его здоровью (ранение, увечье). Для получения единовременного пособия, установленного ч. 2 ст. 21 Закона, в случае гибели (смерти) лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, члены его семьи и (или) лица, находившиеся на его иждивении, представляют в федеральный орган исполнительной власти, в котором указанное лицо проходило службу, работало, исполняло обязанности: а) письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия; б) копию свидетельства о смерти лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом; в) документы, подтверждающие родственные отношения с лицом, погибшим (умершим) при осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, или нахождение на иждивении указанного лица. Федеральный орган исполнительной власти в течение 30 рабочих дней с даты получения документов проводит служебное расследование обстоятельств причинения вреда здоровью или гибели (смерти) лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, в ходе которого устанавливается наличие причинной связи между гибелью (смертью), получением увечья или ранением лица и его участием в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом. На основании заключения, составленного по итогам служебного расследования, руководитель федерального органа исполнительной власти принимает решение о выплате либо об отказе в выплате единовременного пособия. В случае принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи и (или) лицам, находившимся на иждивении лица, погибшего (умершего) при осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, сумма единовременного пособия выплачивается получателям в равных долях. В случае отказа в выплате единовременного пособия заявителю (заявителям) направляется письменное извещение с указанием причин отказа. К членам семьи лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, относятся: а) супруга (супруг), состоящая (состоящий) в зарегистрированном браке с лицом, участвовавшим в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, на день его гибели (смерти); б) родители; в) дети, не достигшие 18 лет, или дети старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет. Единовременные пособия выплачиваются за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, учтенных на лицевых счетах соответствующих получателей средств федерального бюджета, открытых в территориальных органах Федерального казначейства. При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для выплаты единовременных пособий выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя. Выплата единовременного пособия производится путем наличного или безналичного расчета. В контексте рассматриваемой темы необходимо обратить внимание на следующее: страховые выплаты не относятся к единовременным пособиям, в связи с чем при наличии одного и того же основания военнослужащий (члены его семьи), пострадавший (пострадавшие) в связи с его участием (с участием военнослужащего) в борьбе с терроризмом, имеет (имеют) право на получение и страховой выплаты, и соответствующего единовременного пособия. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» жизнь и здоровье военнослужащих подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы по день окончания военной службы, а также при наступлении страховых случаев, предусмотренных в ст. 4 названного Закона. Лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, если смерть (инвалидность) наступила вследствие увечья (ранения, травмы), полученного в период прохождения военной службы. К страховым случаям относятся: — гибель (смерть) военнослужащего в период прохождения военной службы либо до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы; — установление военнослужащему инвалидности в период прохождения военной службы либо до истечения одного года после увольнения с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы; — получение военнослужащим в период прохождения военной службы тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии); — досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и членов их семей регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Вред, причиненный здоровью военнослужащего в связи с его участием в борьбе с терроризмом, может служить основанием для назначения военнослужащему пенсии по инвалидности. В случае гибели (смерти) военнослужащего в связи с его участием в борьбе с терроризмом членам его семьи, имеющим право на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, назначается пенсия по случаю потери кормильца. Необходимо отметить, что причинение вреда здоровью военнослужащего, гибель военнослужащего в связи с участием в борьбе с терроризмом квалифицируются как «военная травма», что учитывается при установлении размера пенсий. Как уже указывалось ранее, большинство военных юристов высказывают мнение, что члены семей погибших при участии в борьбе с терроризмом военнослужащих на основании ч. 6 ст. 21 Закона имеют по их выбору право на получение или единовременного пособия, предусмотренного ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в случае гибели (смерти) лица, наступившей при исполнении обязанностей в боевых условиях при борьбе с терроризмом, или единовременного пособия, предусмотренного ст. 21 Закона, в связи с получением лицом при осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом увечья, повлекшего за собой наступление гибели (смерти). В то же время при гибели лица в связи с участием в борьбе с терроризмом в период действия Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» не все так однозначно. Статья 20 этого Закона до 1 января 2005 г. не содержала нормы, аналогичной норме ч. 6 ст. 21 Закона, что позволяет членам семей погибших при участии в борьбе с терроризмом до 1 января 2005 г. военнослужащих претендовать на получение двух единовременных пособий. Автор настоящей статьи предлагает читателям журнала рассмотреть в качестве примера, подтверждающего вышеназванную позицию, следующее судебное решение. Кировский районный суд г. Астрахани, рассмотрев 19 августа 2010 г. в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. Р.И., К. М.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, военному комиссариату Астраханской области о выплате единовременного пособия, установил следующее. Истцы обратились в суд с иском о выплате единовременного пособия в связи с гибелью сына, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, указав, что их сын К. Г.М. военным комиссариатом Трусовского района г. Астрахани был призван в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации и направлен для прохождения службы в войсковую часть г. Пскова. В составе 6-й роты Псковской дивизии ВДВ их сын принимал участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона — в Чеченской Республике и погиб в Аргунском ущелье при выполнении операции по обезвреживанию незаконных вооруженных формирований. Истцы просят взыскать с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере по 100000 руб. каждому, выплата которого предусмотрена ч. 2 ст. 20 Федерального закона «О борьбе с терроризмом». В судебном заседании истец К. М.А. и представитель истцов свои исковые требования поддержали, просили суд удовлетворить их в полном объеме. Представитель ответчика — военного комиссариата Астраханской области П. иск не признала и пояснила, что родителям погибшего военнослужащего К. М.А. и К. Р.И. на основании Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…» выплачено страховое обеспечение в сумме 16175 руб. на каждого, а также в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» единовременное пособие в размере 25080 руб. каждому из родителей. Требуемое истцами единовременное пособие не может быть им выплачено, так как они уже получили по выбору единовременное пособие по Федеральному закону «О статусе военнослужащих». Представитель управления Федерального казначейства Астраханской области М. иск не признала, просила в иске отказать. Выслушав истца и его представителя, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. К. Г.М. военным комиссариатом Трусовского района г. Астрахани был призван в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации и направлен для прохождения службы в войсковую часть г. Пскова. Рядовой К. Г.М. погиб в Аргунском ущелье при выполнении операции по обезвреживанию незаконных вооруженных формирований. Факт гибели военнослужащего К. Г.М. подтверждается извещением военного комиссариата Трусовского района г. Астрахани. Организация управления контртеррористическими операциями на территории Чеченской Республики регламентирована Указом Президента Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации». В соответствии с п. 4 данного Указа участие конкретного подразделения Объединенной группировки войск (сил), ее состав в одной из контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно разд. 3 приложения к Федеральному закону «О ветеранах» операция, проводимая в Чеченской Республике, имеет статус контртеррористической операции. Следовательно, рядовой К. Г.М. относился к лицам, принимавшим участие в борьбе с терроризмом, и погиб при проведении контртеррористической операции. Истцы, мать и отец военнослужащего, являлись членами его семьи. Частью 2 ст. 20 Федерального закона «О борьбе с терроризмом», действовавшего в период возникновения у истцов права на получение пособия, предусматривалось, что в случае гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 100 тыс. руб. Требуемая истцами выплата подлежит взысканию с Министерства обороны Российской Федерации. Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что вышеуказанное пособие не подлежит выплате в случае получения истцами единовременного пособия в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих». То обстоятельство, что данная выплата является дополнительной мерой по социальной защите лиц, привлекаемых к выполнению мероприятий по борьбе с терроризмом, и членов их семей, подтверждается следующим. В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» (данный Указ утратил силу в связи с принятием Федерального закона «О борьбе с терроризмом») Правительству Российской Федерации было предписано установить дополнительные меры социальной защиты указанной категории лиц. Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации было принято Постановление «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом». Пунктом 3 данного Постановления предусмотрены единовременные выплаты членам семьи погибшего военнослужащего. Указанные выплаты были сохранены и Федеральным законом «О борьбе с терроризмом». Следовательно, выплата единовременного пособия, предусмотренного указанными нормативными актами, являлась дополнительной компенсационной выплатой для лиц, принимавших участие в борьбе с терроризмом, и членов их семей и подлежала выплате наряду с единовременным пособием, предусмотренным Федеральным законом «О статусе военнослужащих». В соответствии с действующим в настоящее время Федеральным законом «О противодействии терроризму» указанная выплата составляет 600 тыс. руб. Данная норма Закона вступила в силу с 1 января 2007 г. и в силу ст. 4 ГК РФ распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты. Следовательно, взысканию в пользу истцов подлежит единовременное пособие в ранее предусмотренном размере — 100 тыс. руб. Так как К. Г.М. был призван на военную службу приказом Министра обороны Российской Федерации, то единовременное пособие в пользу истцов подлежит взысканию именно с Министерства обороны Российской Федерации за счет федерального бюджета. Приведенное в настоящей статье решение суда было своевременно обжаловано военным комиссариатом в Астраханский областной суд. Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в определении указала следующее. Доводы кассационной жалобы о том, что поскольку ранее Военно-страховой компанией по выбору членов семьи погибшего военнослужащего им выплачено единовременное пособие по Федеральному закону «О статусе военнослужащих», следовательно, вышеуказанное пособие им не полагается, являются несостоятельными по следующим основаниям. Суд первой инстанции правильно исходил из того обстоятельства, что выплата единовременного пособия по Федеральному закону «О борьбе с терроризмом» является дополнительной мерой социальной защиты. Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. N 338 «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» (действовавшим на момент возникших правоотношений) Правительству Российской Федерации предписано установить дополнительные меры социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 г. N 58 «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом» установлено, что в случае гибели лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, членам их семей (в частности, отцу и матери) выплачивается единовременное денежное пособие (на каждого члена семьи) (п. 3). Таким образом, данное единовременное денежное пособие выплачивалось дополнительно к выплатам, предусмотренным Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих», а не на правах выбора, на что необоснованно ссылается в жалобе военный комиссариат Астраханской области. В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. Согласно п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 г. N 58 «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом» выплата единовременных денежных вознаграждений и единовременных денежных пособий, а также возмещение вреда производятся за счет организаций, привлекавших лиц к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом. Поскольку рядовой К. Г.М. призван на военную службу приказом Министра обороны Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по выплате единовременного пособия в пользу истцов на Министерство обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Доводы жалобы о том, что суд незаконно сослался в обоснование своих выводов на нормативные акты, утратившие силу, являются несостоятельными, поскольку при разрешении возникшего спора суд обязан применять закон, действующий на момент возникновения спорных правоотношений. С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения. Руководствуясь п. 1 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда определила решение Кировского районного суда г. Астрахани от 19 августа 2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу военного комиссариата Астраханской области — без удовлетворения <4>. ——————————— <4> URL: http:// oblsud. ast. sudrf. ru/ modules. php? name= bsr&op;= show_text&srv;_num= 1&id;= 30400001009281015158901000165080.

По мнению автора настоящей статьи, данные судебные акты являются вполне законными и обоснованными. В юридической литературе, на наш взгляд, обоснованно отмечается, что единовременные выплаты, страховые выплаты, производимые согласно Федеральному закону от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ, являются дополнительными, выплачиваются в соответствии со специальными законами в связи с особым характером военной службы или выполнением задач по борьбе с терроризмом и не исключают возможности возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, согласно гражданскому законодательству <5>. Так, в п. 1 ст. 21 Закона указывается, что возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в ст. 20 данного Закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. ——————————— <5> Трофимов Е. Н., Файзрахманов Р. А. Об обеспечении гарантированного права на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 11; Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / Под ред. И. Л. Трунова, Ю. С. Горбунова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 146.

Статья 1084 ГК РФ устанавливает общее правило, в соответствии с которым вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным гл. 59 названного Кодекса, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Таким образом, военнослужащий (члены его семьи), здоровью (жизни) которого причинен вред в связи с его участием в борьбе с терроризмом, имеет (имеют) право на возмещение вреда в соответствии с гл. 59 ГК РФ в случае, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. При причинении вреда жизни или здоровью военнослужащего в соответствии с гл. 59 ГК РФ подлежат возмещению (компенсации): — имущественный вред (утраченный заработок и дополнительные расходы); — неимущественный (моральный) вред. Предусмотренные законодательными актами единовременные и страховые выплаты в счет возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащего в связи с его участием в борьбе с терроризмом, по мнению автора настоящей статьи, не являются мерой гражданско-правовой ответственности и не могут учитываться при применении ст. 1084 ГК РФ. Указанное подтверждается и п. 2 ст. 1085 ГК РФ, в соответствии с которым при определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья. Однако, несмотря на практически единодушное мнение ученых и юристов-практиков по данному вопросу, наличие положительной судебной практики, в настоящее время военнослужащий (члены его семьи) может (могут) реализовать свое право на возмещение вреда, причиненного здоровью (жизни) военнослужащего в связи с его участием в борьбе с терроризмом, в соответствии с гл. 59 ГК РФ только в судебном порядке <6>. ——————————— <6> Кулешов Г. В. Указ. соч.

——————————————————————