Работа с творческими сотрудниками: разоблачение 12 опасных заблуждений
(Митягин К. С., Зайченко Н. М.)
(«Имущественные отношения в Российской Федерации», 2013, N 12)
РАБОТА С ТВОРЧЕСКИМИ СОТРУДНИКАМИ:
РАЗОБЛАЧЕНИЕ 12 ОПАСНЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ
К. С. МИТЯГИН, Н. М. ЗАЙЧЕНКО
Митягин К. С., партнер Юридического общества имени Александра Невского, кандидат юридических наук (г. Москва).
Зайченко Н. М., партнер Юридического общества имени Александра Невского, кандидат юридических наук (г. Москва).
Авторы статьи разбирают типичные ситуации, возникающие при работе с творческими сотрудниками, которые обычно приводят к конфликтам и нарушениям прав работника или работодателя. Причиной нарушений и конфликтов, по мнению авторов, являются опасные заблуждения в сфере регулирования прав на объекты интеллектуальной собственности. На конкретных примерах авторы анализируют заблуждения и дают практические советы, как следует поступить в случае конфликта и что можно заранее предпринять, чтобы не допустить нарушения прав творческих работников и работодателя.
Ключевые слова: творческий работник, результат интеллектуальной деятельности, право на интеллектуальную собственность, служебное произведение.
Working with creative employees: unmasking 12 dangerous fallacies
K. S. Mityagin, N. M. Zaychenko
Authors analyze typical situations arising from working with creative employees that usually cause conflicts and either employee’s or employer’s rights infringement. Authors state that dangerous fallacies concerning legal regulation of intellectual property are the reason of such conflicts and infringements. Using specific examples authors analyze these fallacies and give practical tips on how to deal with such conflict and what possible ways to prevent infringement of creative employee’s or employer’s rights exist.
Key words: result of intellectual activity, intellectual property rights, intellectual property, works for hire.
Наш опыт показывает, что российские бизнесмены в работе с творческими сотрудниками зачастую руководствуются вредными заблуждениями и даже опасными привычками. Откуда и как они появились — дело историков, наше дело как юристов — назвать их и дать профессиональные (а не любительские) советы.
Мы твердо знаем, что есть типовые ошибки, типовые (и нетиповые) решения. При этом многие проблемы можно прогнозировать заранее — до того, как они ударят по бизнесу. Кто предупрежден, тот вооружен.
Заблуждение/опасная привычка
Жалобы клиентов
Как следует поступить
Нормативный документ
РАБОТА С СОТРУДНИКОМ, С КОТОРЫМ ЗАКЛЮЧЕН ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
1. С творческими сотрудниками можно заключить типовой трудовой договор (легко скачанный из Интернета) и даже не думать закреплять в договоре специальные обязанности персонала
«У нас штатный дизайнер разрабатывал сайт, до конца не сделал и уволился, унес все с собой, а теперь еще и денег требует»
Закрепить в трудовом договоре условия о создании по заданию работодателя результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД):
— произведения науки, литературы или искусства;
— программы для ЭВМ;
— технические и дизайнерские решения и т. д.
Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации
2. Хороший способ сэкономить деньги компании и акционеров — не тратиться на оформление своих прав
«Наш автор писал статьи и делал иллюстрации для компании. Позже мы узнали, что эти же тексты (с минимальными изменениями) он продавал «налево», другим интернет-порталам»
Внедрить систему оформления прав компании-работодателя на РИД: изобретения, научные произведения, ноу-хау (секреты производства), дизайнерские проекты, изображения товарных знаков, тексты, графики, фото — и видеоматериалы.
Учитывать расходы на создание РИД.
Ставить на баланс нематериальные активы
Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)
3. Никогда не выплачивать сотрудникам авторские вознаграждения (они ведь даже заработную плату не отрабатывают)
«Наш маркетолог потребовал бонус при продаже Клиенту концепции разработанной рекламной компании. Да, он автор, но мы же платим ему зарплату, почему еще должны дополнительно платить как автору?»
Заключать с сотрудниками авторские договоры
Разделить оплату труда на части:
(1) заработная плата + (2) авторские вознаграждения за творческие решения.
Бонус — введение системы мотивации персонала
Статьи 1285 — 1288 Гражданского кодекса Российской Федерации
4. Отказаться от оформления документов: служебные задания, отчеты об их исполнении, акты передачи результатов интеллектуальной деятельности — это лишняя трата времени и бумаги. Надо верить людям, особенно тем, кто скоро увольняется
«Разработчик нашего программного обеспечения заявил, что права на программу принадлежат ему, так как сделал он ее в нерабочее время. Предъявил многомиллионный иск о выплате компенсации»
Разработать систему корпоративного документооборота.
Внедрить в компании систему менеджмента интеллектуальной собственности
Статья 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации
5. Сделать допуск к информации в компании максимально доступным и демократичным для всех
«Сотрудники проработали у нас 3 месяца, обучились, скопировали нашу базу данных клиентов и открыли свое кадровое агентство»
Разработать и внедрить локальные нормативные акты о защите конфиденциальной информации.
Установить режим коммерческой тайны и юридическую ответственность (например штрафную неустойку) за разглашение.
Подписывать с каждым сотрудником соглашение о неразглашении информации
Федеральный закон от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Статья 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 81 Трудового кодекса Российской Федерации
РАБОТА С СОТРУДНИКОМ, С КОТОРЫМ ЗАКЛЮЧЕН ДОГОВОР ПОДРЯДА ИЛИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ (АУТСОРСИНГ)
6. Приобретать авторские права у юридического лица, ни о чем не задумываясь
«Заказали прототип сайта крупной дизайнерской студии, а они не смогли передать нам авторские права, так как у них самих не оформлены отношения с авторами»
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации автором результата творческой деятельности может быть только физическое лицо.
Получайте права непосредственно у автора или проверяйте цепочку перехода прав
Статья 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации
7. Выплачивать аванс авторам без гарантий, а требования к результату работ формулировать максимально размыто и в устной форме
«Заплатил за разработку рекламного видеоролика, сроки были нарушены, предложенные варианты не устроили, а аванс мне вернуть отказались»
Оформлять письменное техническое задание (приложение к договору) и четко формулировать требования к результатам работ.
Получать гарантии возврата аванса.
Устанавливать штрафы за просрочку
Статья 1288 Гражданского кодекса Российской Федерации
8. Доверяй — не проверяй (на плагиат)
«Под видом своей работы исполнитель нам продал, оказывается, чужие работы, а теперь авторы нас обвиняют в нарушении авторских прав и требуют компенсацию, хотя мы за них сами же заплатили»
Проверять на плагиат.
Получить гарантии отсутствия нарушений прав третьих лиц.
Предусмотреть обязанность компенсации за нарушения прав третьих лиц
Статья 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации
9. Всегда верить устным заверениям контрагента, его репутации и имиджу
«Передали разработчику исходные материалы, посвятили в суть бизнес-модели (идеи), а он ею воспользовался: параллельно сделал собственный проект и зарегистрировал название, домен и уже подал заявку на товарный знак»
Подписывать соглашения о неразглашении информации со всеми участниками проекта
Устанавливать ответственность за разглашение информации
Заключать соглашения о неконкуренции
Статья 1472 Гражданского кодекса Российской Федерации
10. Не беспокойтесь о деятельности за границей. Если уж начали оформлять, то только на Родине!
«Зарегистрировали в России товарный знак на свои услуги. Обнаружили, что аналогичный товарный знак уже зарегистрирован на Украине»
Регистрировать товарные знаки и объекты интеллектуальной собственности во всех странах, в которых планируется вести бизнес
Статья 1479 Гражданского кодекса Российской Федерации
11. Отказаться от четкого описания целей и результатов совместной творческой деятельности
«Мы заказали авторский тренинг специально для нашей компании, сами принимали участие в его разработке, заплатили дополнительно к обычной цене. Потом оказалось, что этот же тренинг с минимальными отличиями продается другим компаниям»
Заключать договоры на «эксклюзивных» условиях.
Предусматривать объем, территорию и срок действия приобретаемых прав
Статья 1286 Гражданского кодекса Российской Федерации
12. Подписать документы можно в процессе работы, главное — не сбавлять ее темпы, а бумажные формальности — только помеха бизнесу, их можно оставить «на потом»
«Начали съемки до подписания контракта с актером. Договорились о цене за съемочный день, а после съемок актер сказал, что думал, что это цена за одну сцену, и требовал оплату за все 3 сцены. Поссорились, пришлось пойти на уступки (ведь снимать заново с другим актером еще дороже!). Все остались недовольны друг другом»
Уделять пристальное внимание оформлению всех документов.
Сделать типовые формы и требовать от исполнителей работать по этим формам (с типовыми формами смогут работать даже сотрудники без «выдающейся» квалификации).
Договариваться «на берегу»
Статьи 152.1 и 1317 Гражданского кодекса Российской Федерации
Литература
1. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ.
2. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2007 года N 153н (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ.
4. Федеральный закон от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
——————————————————————