К вопросу о классификации договора перевозки грузов автомобильным транспортом

(Бянкина А. М.)

(«Право и экономика», 2011, N 10)

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

А. М. БЯНКИНА

Бянкина Анна Михайловна, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского, аспирантка Хабаровской академии экономики и права. Специалист по гражданскому праву, международному частному праву, транспортному праву, компаративистике («азиатское направление»), а также в области приграничного сотрудничества в транспортной сфере регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока с КНР и Монголией.

Родилась 8 мая 1984 г. в г. Чите, Забайкальский край. В 2006 г. с отличием окончила юридический факультет Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.

Автор ряда трудов: «Взаимодействие России и Китая в сфере международных перевозок автотранспортом» (Материалы международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия — Китай — Монголия». Чита, 2006); «Правовое регулирование договора перевозки грузов автомобильным транспортом на современном этапе» (Проблемы гражданского общества и правового государства: Сборник статей и материалов. Чита, 2007. Вып. 9); «ИНКОТЕРМС и его значение в сфере международных торговых отношений» (Молодая наука Забайкалья — 2008: аспирантский сборник. Чита, 2008); «Применение и развитие договора перевозки груза автомобильным транспортом» (Государство и право. Материалы заочной всероссийской научной конференции. Тамбов, 2008); «Краткий исторический аспект перевозки грузов автотранспортом» (Проблемы гражданского общества и правового государства: Сборник статей и материалов. Вып. 10. Чита, 2008); «Применение законодательства о защите прав потребителей к отношениям в сфере пассажирских автоперевозок» (Проблемы гражданского общества и правового государства: Сборник статей. Чита, 2008); «Стороны, элементы договора перевозки грузов автомобильным транспортом и его содержание» (Молодая наука Забайкалья — 2009: аспирантский сборник. Чита, 2009); «Применение законодательства о защите прав потребителей при перевозках грузов автомобильным транспортом» (Защита прав потребителей как фактор развития гражданского общества: Материалы международной научно-практической конференции. Иркутск, 2010); «Развитие правоотношений по защите прав потребителей в Китае» (в соавторстве с Хуан Хуэй Юань) (Защита прав потребителей как фактор развития гражданского общества: Материалы международной научно-практической конференции. Иркутск, 2010); «Развитие перевозок грузов автомобильным транспортом в Забайкальском крае в международном сообщении» (Материалы всероссийской научно-практической конференции «Модернизация — путь России в XXI веке». Курск, 2010); «Сравнительно-правовой анализ использования международного права как источника права в России и Монголии» (Сравнительное правоведение в России, Монголии, Китае и Японии — II: Материалы международной научной конференции студентов и аспирантов. Улан-Удэ, 2010); «Значение перевозки грузов автомобильным транспортом в приграничных регионах» (Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность — IV: Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Улан-Удэ, 2010); «Сравнительно-правовой анализ некоторых условий договора перевозки груза по российскому, китайскому и монгольскому законодательству» (Трансграничье в изменяющемся мире: Россия — Китай — Монголия (теория трансграничья, сравнительное гражданское право, трансграничное образование, прикладные исследования). Чита, 2010); «Значение международной конференции как одного из способов обобщения знаний по азиатскому праву и расширению международного правового сотрудничества» (Проблемы повышения качества юридического образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Иркутск, 2010); «Сравнительная таблица некоторых условий договора перевозки груза в соответствии с гражданским законодательством России, Китая и Монголии» (Трансграничье в изменяющемся мире: Россия — Китай — Монголия (теория трансграничья, сравнительное гражданское право, трансграничное образование, прикладные исследования). Чита, 2010); «Сотрудничество Забайкальского края и Китайской Народной Республики в сфере развития автомобильных перевозок и улучшения транспортной инфраструктуры» (Проблемы гражданского общества и правового государства. Вып. 15. 2011); «Взаимодействие Забайкальского края с приграничными регионами КНР в сфере развития грузоперевозок автомобильным транспортом» (Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность — V: Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Улан-Удэ, 2011) и др.

Статья посвящена вопросу классификации договора перевозки груза автомобильным транспортом на виды. Анализ проведен на основе действующего транспортного законодательства в отношении автомобильного вида транспорта. Предложено определение мультимодальной перевозки. Уделено внимание перевозке грузов иностранными перевозчиками.

Ключевые слова: договор перевозки груза, классификация, автомобильный транспорт, гражданское законодательство, вид транспортного сообщения.

Classification of contracts of carriage of goods by motor transport

A. M. Byankina

The article is devoted to the classification of contracts of carriage of goods by motor transport. The analysis is based on the motor transport legislation currently in force. The author works out a definition of multimodal transportation and discusses carriage of goods by foreign carriers.

Key words: contract of carriage of goods, classification, motor transport, civil legislation, types of transport service.

Исследователи указывают, что «транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированными нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых» [1. С. 373]; «транспортные обязательства имеют свою внутреннюю систему, внутри которой выделяются виды и разновидности» [2. С. 15].

Транспортная деятельность неразрывно связана с иными сферами экономики и тем самым обеспечивает реализацию процесса товарообмена. Договор перевозки обслуживает договоры купли-продажи, подряда, материально-техническое снабжение всех форм предпринимательства, оптовую торговлю, снабжение населения товарами, формирование государственных резервов [3. С. 191].

Существует несколько видов транспорта, что служит одним из критериев градации перевозок, который является наиболее классическим. Как ранее указывали специалисты, «в литературе отмечается, что транспортная система как единое организационно-правовое явление сегодня не существует, поскольку отсутствует централизованное управление всеми видами транспорта, нет единого законодательства, высок вес ведомственного нормотворчества» [1. С. 374].

Централизованное управление всеми видами транспорта в настоящее время появилось, однако единого транспортного законодательства нет и вес ведомственного нормотворчества по-прежнему высок. Несмотря на то что все виды транспорта подчиняются единому Министерству транспорта Российской Федерации, а Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлены общие положения по перевозкам для всех видов транспорта, роль ведомственного законодательства остается весомой, а для каждого вида транспорта предусмотрены отдельные нормативные правовые акты, регулирующие транспортные правоотношения на нем.

В качестве основных видов транспорта, которые, как правило, отмечается в литературе, формируют транспортную систему России, традиционно называют следующие: железнодорожный транспорт, морской транспорт, воздушный транспорт, речной транспорт, автомобильный транспорт.

Юридическим обоснованием перевозки грузов, в том числе автомобильным транспортом, является заключение договора перевозки груза. Следует отметить, что гражданское законодательство и доктрина дореволюционного периода не уделяли надлежащего внимания обязательствам, возникающим из договоров перевозки грузов автомобильным транспортом, что объяснялось более поздним периодом его появления в сравнении с железнодорожным и водными видами транспорта и недооценкой его последующих возможностей в транспортной инфраструктуре. Юридическое оформление воздушных и автомобильных перевозок появляется значительно позже — в зависимости от становления и развития воздушного и автомобильного видов транспорта.

Кроме того, говоря непосредственно об автомобильном транспорте, необходимо отметить, что он не является единой категорией, входит в дорожный транспорт, который также включает несколько видов, «имеющих различную техническую базу, но объединенных эксплуатацией на дорожной сети общего пользования. К видам дорожного транспорта относятся:

— автомобильный транспорт;

— городской электрический уличный транспорт (трамвай, троллейбус);

— немеханический транспорт — использует мускульную силу человека (велосипед, велорикша) или животных (гужевой, вьючный)» [4. С. 107].

Например, если обратиться к зарубежному опыту, можно отметить, что на территории Китая активно применяются в транспортировке небольших партий груза на сравнительно небольшие расстояния велорикши (ранее также при транспортировке использовали и животных). Велосипедный транспорт в Китае, в отличие от России, очень развит. Велосипедным транспортом пользуются граждане для личных и бытовых целей, и активно работают велорикши.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав АТ и ГНЭТ), сменивший действовавший ранее Устав автомобильного транспорта РСФСР (далее — УАТ РСФСР), объединил в себе два первых вида дорожного транспорта: автомобильный транспорт и городской наземный электрический транспорт. Относительно немеханического транспорта следует отметить, что он фактически не используется в настоящее время в России (как правило, лишь в труднодоступных районах отдельных субъектов Российской Федерации).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что договор перевозки — это транспортное обязательство. В свою очередь, данное транспортное обязательство включает несколько видов: 1) по видам перевозимых объектов бывает перевозка грузов; перевозка пассажиров; перевозка багажа (грузобагажа); 2) по видам используемого при перевозке транспорта возможна перевозка по железной дороге; воздушная перевозка; морская перевозка; автомобильная перевозка; речная перевозка (внутренние воды) [5. С. 296].

Следует отметить, что в составе автомобильного транспорта выделяют два экономических сектора: коммерческий и некоммерческий. Договор перевозки относится к коммерческому сектору. «В коммерческом секторе следует выделить два направления деятельности: во-первых, это деятельность, целью которой является оказание транспортных услуг и выполнение транспортных работ (иначе говоря, транспортная деятельность относится к основному производству); во-вторых, это деятельность, в процессе которой транспортные услуги и работы «на сторону» не оказываются и не выполняются (например, перевозка закупленных материалов автомобилями промышленного предприятия для целей осуществления основного производственного процесса)» [4. С. 108]. К некоммерческому сектору относятся перевозки при исполнении служебных обязанностей и перевозки гражданами в личных (бытовых) целях.

Коммерческая автотранспортная деятельность может быть общего и необщего пользования. Согласно п. 1 ст. 789 ГК РФ, «перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица». Этой же статьей предусмотрено, что перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, должен публиковаться в установленном порядке, а договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором. В отношении коммерческого автомобильного транспорта необщего пользования отмечено, что примером «может служить учреждение крупным промышленным предприятием дочернего автотранспортного предприятия для удовлетворения имеющихся собственных потребностей в перевозках» [4. С. 110].

Перевозки автомобильным транспортом не только груза, но и пассажиров и багажа подразделяются и по территориальному признаку. Ранее УАТ РСФСР в ст. 5 определял автомобильные перевозки как городские, пригородные, междугородные, межреспубликанские и международные. Городскими считались перевозки, осуществляемые в пределах черты города (другого населенного пункта); пригородные — это перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до пятидесяти километров включительно; междугородние — это перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более пятидесяти километров; межреспубликанские — это перевозки, осуществляемые по территории двух и более союзных республик; международные — это перевозки, осуществляемые за пределы или из-за пределов территории СССР.

В настоящее время ст. 4 Устава АТ и ГНЭТ в сфере перевозок пассажиров, багажа и груза выделяет следующие виды сообщений: городское, пригородное, междугородное, международное. В городском сообщении перевозки осуществляются в границах населенных пунктов; в пригородном сообщении перевозки осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов; в междугородном сообщении перевозки осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов; в международном сообщении перевозки осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

Из содержания норм рассмотренных статей следует, что новый Устав АТ и ГНЭТ оставил классификацию видов сообщений на прежнем уровне, за исключением существовавших ранее межреспубликанских перевозок.

Отметим, что городское сообщение включает внутригородское и пригородное сообщение, а международное сообщение подразделяется на «ближнее» и «дальнее» зарубежье. «…Вид сообщения существен с точки зрения применимых правил перевозок и требований, предъявляемых при сертификации оказываемых услуг и лицензировании деятельности в области автомобильного транспорта» [4. С. 117]. В частности, ранее лицензии выдавались с указанием на вид сообщения. Однако в настоящее время в связи с изменениями в законодательстве о лицензировании отдельных видов деятельности лицензии на грузовые перевозки не выдаются, а в международном сообщении данную роль выполняет допуск.

Кроме того, международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории России осуществляются в соответствии с российскими разрешениями и многосторонними разрешениями согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее — Федеральный закон N 127-ФЗ). Разрешением признается документ, предоставляющий право на проезд транспортного средства по территории иностранного государства. Согласно российскому законодательству разрешение может быть разовым, многократным, специальным, многосторонним. Российским разрешением признается разовое или многократное в течение определенного времени разрешение на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, по территории иностранного государства. Специальным разрешением признается разовое дополнительное разрешение на проезд конкретного транспортного средства с крупногабаритным или тяжеловесным либо опасным грузом по территории государства, а также разовое разрешение на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего перевозчику одного из договаривающихся государств, по территориям этих государств в третьи государства или из третьих государств. Многосторонним признается разрешение, действующее в течение определенного времени на неограниченное число проездов любого транспортного средства, принадлежащего владельцу такого разрешения, по территории любого государства, которое является членом Европейской конференции министров транспорта (ст. 1 Федерального закона N 127-ФЗ).

Порядок выдачи российских разрешений иностранным перевозчикам, а также иностранных разрешений и многосторонних разрешений российским перевозчикам определяется Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения, так как данными договорами на условиях взаимности может предусматриваться осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений (ст. 2 Федерального закона N 127-ФЗ). Под взаимностью понимается предоставление одним государством (группой государств) другому государству (группе государств) определенного режима международной торговли взамен предоставления вторым государством (группой государств) первому государству (группе государств) такого же режима согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

К осуществлению международных автомобильных перевозок российские перевозчики допускаются при наличии у них документа, удостоверяющего допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок. Порядок допуска устанавливается Правительством России. Разрешения и другие документы, которые в соответствии с международными договорами в области международного автомобильного сообщения требуются для осуществления международных автомобильных перевозок, должны находиться у водителей транспортных средств и предъявляться ими по требованиям контролирующих органов (ст. 2 Федерального закона N 127-ФЗ). При этом перевозчики, осуществляющие перевозки грузов в международном сообщении, должны использовать только транспортные средства, имеющие регистрационные и отличительные знаки своего государства. Однако в отношении прицепов и полуприцепов допускается возможность иметь регистрационные и отличительные знаки другого государства (ст. 9 Федерального закона N 127-ФЗ).

При перевозках грузов автомобильным транспортом в международном сообщении действует общий конституционный принцип, предусматривающий, что если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены федеральным законом, применяются правила международного договора (ст. 10 Федерального закона N 127-ФЗ).

Международные автомобильные перевозки грузов транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию третьего государства или с территории третьего государства на территорию России осуществляются в соответствии со специальными разрешениями (ст. 5 Федерального закона N 127-ФЗ). При этом законодательством запрещаются перевозки грузов транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезенным ими на территорию России, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации (ст. 7 Федерального закона N 127-ФЗ). В данном случае федеральное законодательство содержит норму, запрещающую иностранным перевозчикам осуществлять внутренние автомобильные перевозки грузов посредством принадлежащих им транспортных средств.

Кроме того, Кодекс об административных правонарушениях РФ в п. 3 ст. 18.17 предусматривает, что несоблюдение иностранным юридическим лицом, его филиалом или представительством установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа в размере от 800 тыс. до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Перевозки автомобильным транспортом подразделяют также на централизованные и децентрализованные. «При централизованных перевозках автотранспортная организация заключает договор с отправителем (поставщиком либо грузообразующим пунктом — станцией, портом и пр.), по указанию которого грузы доставляются к получателям. При децентрализованных перевозках автотранспортная организация заключает договор с каждым из получателей, по заданию которых и доставляет им грузы. Для автомобильной перевозки характерно условие договора о том, кем будут экспедироваться грузы — отправителем или же получателем» [1. С. 395].

Согласно ст. 799 ГК РФ перечень договоров между транспортными организациями остается открытым, но в самой статье помимо договоров на централизованный завоз (вывоз) грузов названы узловые соглашения. Узловые соглашения — это соглашения, заключаемые между транспортными организациями различных видов транспорта. Многие ученые пришли к выводу о том, что при заключении узловых соглашений следует использовать нормы ГК РФ (ст. 445) о заключении договора в обязательном порядке [6. С. 530 — 534].

Передача груза от одного вида транспорта к другому происходит на основании составления передаточной ведомости. Данный документ «может служить доказательством возложения перевозчиком своих обязательств на третье лицо, в качестве которого выступает транспортная организация иного вида транспорта, принимающая груз в пункте перевалки для доставки его получателю (п. 1 ст. 313 ГК РФ)» [6. С. 538].

Автомобильный транспорт наиболее мобилен, что позволяет ему активно взаимодействовать с иными видами транспорта. Такое взаимодействие требует правовой регламентации, которая в самом общем виде содержится в гражданском законодательстве. ГК РФ в ст. 788 определяет общие положения о прямом смешанном сообщении (или комбинированной перевозке), которое предусматривает перевозку пассажиров, грузов и багажа по единому транспортному документу, но различными видами транспорта. Порядок организации таких перевозок определяется соглашениями между транспортными организациями, которые должны заключаться в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, который до настоящего времени не принят. При этом отмечается, что смешанные и комбинированные перевозки не являются идентичным понятием, хотя законодатель, прописывая их в виде «смешанной (комбинированной)» перевозки, фактически их не разделяет, однако основополагающие признаки различны. Когда речь идет о смешанной перевозке, имеется в виду перевозка по одному документу, но различными видами транспорта. Ключевым здесь будет являться вид транспорта. Если же речь идет о комбинированной перевозке, то основным признаком будет являться особый характер груза, «под которым в данном случае понимается не конкретное вверенное перевозчику имущество, а его определенная масса, размещенная в/на укрупненной единице — грузовом модуле» [7. С. 36]. В этом случае отличие, прежде всего, будет в технологии организации средств, с помощью которых осуществляется перевозка, хотя понятия смешанной и комбинированной перевозки являются родственными.

Кроме комбинированных, выделяют также местные и прямые перевозки. Местной признается перевозка, осуществляемая одной транспортной организацией в рамках территориальных границ ее деятельности (как правило, для автомобильного транспорта данный вид не характерен). Прямой перевозкой признается перевозка, в которой по единому транспортному документу участвует несколько транспортных организаций одного вида транспорта. В данном случае на стороне перевозчика возникает множественность лиц, и каждое отвечает за сохранность и доставку груза на своем участке независимо от того, кем заключался договор [8. С. 393, 394].

В литературе также отмечается, что договоры на перевозку грузов в зависимости от критерия могут образовывать несколько систем: исходя из габаритов перевозимого груза — договоры на перевозку габаритных и негабаритных (тяжеловесных грузоперевозок); исходя из назначения груза — договоры на перевозку опасных и неопасных грузов; по географическому принципу — договоры на транспортное обслуживание по Москве, Московской области и регионам России, а также на транспортное обслуживание в международном сообщении [9. С. 23].

Кроме того, в международном сообщении выделяют интермодальные и мультимодальные перевозки. Данные термины активно используются на практике, но в законодательстве они до сих пор не нашли должного регулирования. Как было замечено, понятие интермодальной перевозки должно быть сформулировано следующим образом: «под интермодальной перевозкой следует понимать доставку грузов или пассажиров более чем одним видом транспорта за одну транспортную операцию, оформленную соответствующим единым договором перевозки» [7. С. 37]. Данное определение представляется вполне логичным, и с ним можно согласиться. Что касается мультимодальной перевозки, основным отличием от смешанной, комбинированной и интермодальной будет выступать наличие оператора, которым будет организовываться весь процесс перевозки, исключающий взаимодействие заказчика с фактическими исполнителями перевозки. Поэтому представляется вполне разумным в настоящее время закрепить легальное определение мультимодальной перевозки в связи с дальнейшим планированием создания на территории России в приграничных зонах мультимодальных транспортно-логистических парков.

В связи с этим предлагается следующее определение мультимодальной перевозки:

«По договору мультимодальной перевозки груза оператор обязуется в отношении заказчика осуществить транспортировку груза в пункт назначения и оказать комплекс необходимых транспортных услуг, заказчик обязуется оплатить соответствующие услуги».

Следовательно, множественность классификаций договора перевозки грузов автомобильным транспортом определена различными критериями, которые положены в основу деления перевозок грузов на виды.

Список литературы

1. Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 1997. Ч. II.

2. Гуржей С. Ю. Правовое регулирование перевозок городским общественным пассажирским автомобильным транспортом: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2007.

3. Коммерческое право: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М. М. Рассолова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.

4. Спирин И. В. Транспортное право. М.: Транспорт, 2001.

5. Пиляева В. В. Гражданское право: Учебник. М.: ТК Велби, 2004. Части Общая и Особенная.

6. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга четвертая. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003.

7. Романова А. С. Понятие мультимодальной перевозки груза: сравнительно-правовой аспект // История государства и права. 2007. N 22.

8. Гражданское право: Учебник: В 3 ч. / Под ред. В. П. Камышанского, Н. М. Коршунова, В. И. Иванова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2011. Ч. 2.

9. Лончакова Ю. А. Договор автомобильной перевозки грузов в системе транспортных договоров Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.

——————————————————————