Вспомним о RFID-технологиях

(Дружинин В. П.) («Таможенное дело», 2011, N 4)

ВСПОМНИМ О RFID-ТЕХНОЛОГИЯХ <*>

В. П. ДРУЖИНИН

——————————— <*> Druzhinin V. P. Let’s recall RFID technologies.

Дружинин В. П., доцент кафедры «Правовое регулирование ВЭД и таможенного дела» Российского нового университета, кандидат философских наук.

В своей статье автор рассматривает механизм, обеспечивающий согласование интересов государства и участников внешней торговли при проведении таможенного контроля в условиях многократного возрастания документооборота. Автор полагает, что эффективная работа единой автоматизированной системы таможенного контроля способствует более четкому прохождению всех стадий таможенного оформления. Особое внимание уделяется правовому регулированию данного вопроса. Также автор рассматривает RFID (англ. Radio Frequency Identification, радиочастотная идентификация) — метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках.

Ключевые слова: RFID-технологии в таможенном деле, Киотская конвенция, единое экономическое пространство, автоматизированная система таможенного контроля, информационные таможенные технологии, радиочастотная идентификация.

The author of the article considers the mechanism ensuring coordination of interests of the state and participants of external trade in the process of carrying out of customs control in conditions of significant increase of document turnover. The author believes that efficient work of a uniform automatized system of customs control promotes more precise passing of all stages of customs formalization. The special attention is drawn to legal regulation of this issue. The author also considers RFID (Radio Frequency Identification) — method of automated identification of objects which by radio signals reads or records the data kept in so called transponders or RFID-marks.

Key words: RFID technologies in customs affairs, Kyoto Convention, uniform economic territory, automatized system of customs control, information customs technologies, radio frequency identification.

В соответствии с Киотской конвенцией применение таможенного законодательства должно осуществляться при максимальном облегчении условий для международной торговли. Реализация конвенционных начал направлена на ускорение внешнеторгового оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле, что ведет к снижению объемов таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Механизмом, обеспечивающим согласование интересов государства и участников внешней торговли при проведении таможенного контроля в условиях многократного возрастания документооборота, может быть эффективная работа единой автоматизированной системы таможенного контроля. Одной из составляющих единой автоматизированной системы является единая база данных всех разрешительных документов, используемых контролирующими органами при перемещении товаров и автотранспортных средств, направляемых через таможенную границу. Так, в частности, Минтранс РФ письмом от 30 сентября 2011 г. N СА-19/11175 напоминает, что при осуществлении международных автомобильных перевозок грузов, в т. ч. между государствами — членами Таможенного союза, подтверждением заключения договора перевозки грузов является международная накладная, которая должна содержать сведения, установленные положениями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, подписанной в г. Женеве 19 мая 1956 г. (КДПГ). В настоящее время наиболее распространено применение международной транспортной накладной CMR. В условиях формирования единого экономического пространства успешное функционирование такой системы невозможно без использования современных информационных технологий. Совершенствование работы автоматизированной системы таможенного контроля, на наш взгляд, должно идти по пути снижения затрат на ее эксплуатацию и внедрения новых информационных технологий при общем снижении уровня таможенных рисков. Одним из таких направлений, в определенном смысле объединяющих эти два направления работы, может быть использование в таможенном деле RFID-технологий. RFID-технологии появились на российском рынке информационных технологий сравнительно недавно. Их применение, особенно в складской логистике, на первых порах сдерживала относительно высокая стоимость, которая была выше стоимости «традиционной» системы учета, основанной на штрих-кодах. RFID (англ. Radio Frequency Identification, радиочастотная идентификация) — метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках. RFID-метка прикрепляется к объекту, который необходимо идентифицировать. В RFID-метке хранятся уникальные идентификационные данные об объекте, к которому она прикрепляется. Когда такой отмеченный объект подносится к соответствующему считывающему устройству — RFID-считывателю, метка передает эти данные в считыватель (через антенну считывателя). Затем считыватель читает данные и может ретранслировать их прикладной программе, выполняющейся на компьютере, через подходящие для этого каналы связи, например сетевое или последовательное соединение. После этого данная программа может использовать такие уникальные данные для идентификации объекта, поднесенного к считывателю. Она может затем выполнять самые различные действия, например, обновление информации в базе данных о местоположении данного объекта, посылку сигнала тревоги персоналу торгового зала или полностью игнорировать данные (например, при повторном их считывании). Преимущества RFID-меток перед штрих-кодами особенно наглядно могут проявиться при осуществлении отдельных таможенных операций, т. к. они обладают рядом специфических свойств, которые отсутствуют у штрих-кодов: данные RFID-метки могут многократно перезаписываться; для считывания метки не требуется ее прямая видимость; RFID-метка может считываться на значительно большем расстоянии, чем штрих-код; метка хранит значительно больше информации, чем штрих-код; RFID-считыватель может автоматически считывать несколько RFID-меток за очень короткий период времени; RFID-метки устойчивы к воздействию окружающей среды и обладают повышенной прочностью и сопротивляемостью жестким условиям рабочей среды. RFID-технологии могут найти применение в таможенном деле при решении следующих задач: — в учете и контроле товаров и транспортных средств в местах прибытия товара на таможенную территорию Таможенного союза. Учет и контроль товаров и транспортных средств в местах прибытия товара на таможенную территорию Таможенного союза предполагают получение информации о прохождении товаров и транспортных средств через определенные «контрольные точки», которыми могут быть места перемещения товаров (места прибытия), склад временного хранения или таможенный склад. Полученная информация сохраняется в базе данных автоматизированной информационной системы таможенного поста. Для этого используются RFID-метки, установленные на подконтрольных изделиях. Такими подконтрольными средствами могут быть транспортные средства или транспортная тара, средство пакетирования, которое имеет жесткую площадку и место, достаточное для создания укрупненной грузовой единицы; — при применении таможенной процедуры таможенного транзита. В мировой практике транспортной логистики существуют примеры комплексных разработок с использованием RFID — для морских контейнерных перевозок. Каждый контейнер оснащается меткой RFID, содержащей информацию о грузе и скомбинированной с датчиками (например, открытия, содержания кислорода и т. п.) и передающей данные на центральную станцию сбора данных на борту контейнеровоза, которая, в свою очередь, передает данные через спутниковую связь. Таким образом владелец груза получает возможность отслеживать местоположение и сохранность груза. Радиочастотные метки позволяют фиксировать не только номер автомобиля, но и большое количество сопутствующей информации, например номера накладных, путевых листов, дату следующего технического обслуживания и т. д. Благодаря использованию подобной системы отпадает необходимость в ведении бумажного учета движения автотранспортных средств. Отсутствие этапа перевода бумажных документов в цифровую форму позволяет избавиться от влияния человеческого фактора и исключить ошибки, сократить затраты труда и времени персонала. Все данные в реальном времени могут быть переданы в систему логистики, учета рабочего времени, технического состояния автопарка и т. п. Что дает в итоге полную картину жизнедеятельности предприятия. На основе этой информации можно провести анализ, который покажет, какие шаги необходимо предпринять для достижения большей эффективности перевозок; — при применении таможенной процедуры таможенный склад как защита товаров от хищения; — при осуществлении контроля за перемещением и доступом персонала таможни в зоны таможенного контроля. Схемы работы достаточно просты: радиочастотная метка с данными сотрудника является, по сути, электронным пропуском, изготовленным в виде брелока для ключей, фирменного значка, браслета или даже циферблата для наручных часов. Считыватели радиочастотных меток устанавливаются на турникетах при входе, а также на дверях помещений с ограниченным доступом сотрудников. Достаточно только иметь при себе электронный пропуск, чтобы код был считан, проверен компьютером, сличен со списком сотрудников, которым разрешен допуск, и одновременно с автоматическим открытием дверей отмечен в памяти компьютера с указанием должности, фамилии и инициалов сотрудника, а также даты и времени прохода. Недостатком системы может быть проход группы по одному пропуску, который устраняется установкой турникетов и визуальным контролем со стороны службы наблюдения.

Литература

1. URL: www. itprojekt. ru. 2. URL: http://ru. wikipedia. org/ wiki/RFID.

——————————————————————