Коммерческие агентские контракты: рекомендательные акты МТП

(Власова Н. В.) («Журнал российского права», 2012, N 2)

КОММЕРЧЕСКИЕ АГЕНТСКИЕ КОНТРАКТЫ: РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ МТП

Н. В. ВЛАСОВА

Власова Наталия Викторовна, младший научный сотрудник отдела международного частного права ИЗиСП.

Рассматриваются проблемы негосударственной унификации правового регулирования представительства в международном коммерческом обороте. Анализируются Руководство МТП по составлению коммерческих агентских контрактов и Типовой коммерческий агентский контракт МТП. Делается вывод о возможности использования рассматриваемых актов в качестве договорных условий во взаимоотношениях участников внутригосударственного, в том числе и российского, коммерческого оборота, если они не противоречат императивным нормам национального права.

Ключевые слова: унификация, МТП, представительство, агент, принципал, Типовой коммерческий агентский контракт МТП, Руководство МТП по составлению коммерческих агентских контрактов.

Commercial agency contracts: recommendatory acts of international chamber of commerce N. V. Vlasova

The article is devoted to the problems of private uniform regulation of agency in international commerce. Author analyses provisions of the ICC Guide for the Drawing up Commercial Agency Contracts and ICC Model Commercial Agency Contract. Author concludes that provisions of concerned acts can be used as contractual terms in relations of contracting parties in domestic (including Russian) commerce, if they are not contrary to mandatory provisions of national law.

Key words: unification, ICC, agency, agent, principal, ICC Model Commercial Agency Contract, ICC Guide for the Drawing up Commercial Agency Contracts.

Под унификацией в международном частном праве понимается разработка единообразных юридических норм, устраняющих противоречия в регулировании частноправовых отношений правопорядками различных государств. Это важный инструмент «преодоления коллизионной проблемы развития интеграционных процессов, углубления международного сотрудничества» <1>. Особенно успешно осуществляется унификация правового регулирования внешнеэкономических сделок. При этом в современных условиях все большее значение приобретают акты частноправовой (неконвенционной) унификации, т. е. разрабатываемые международными правительственными и неправительственными организациями рекомендательные акты, обобщающие международную коммерческую практику и обычаи (типовые контракты, руководства по составлению контрактов, унифицированные правила, модельные законы и т. п.), к которым обращаются «непосредственно участники международного коммерческого оборота в повседневной договорной практике, а также государства при разработке проектов собственного законодательства» <2>. ——————————— <1> Звеков В. П. Международное частное право: Учебник. 2-е изд. М., 2004. С. 86. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография Н. Г. Вилковой «Договорное право в международном обороте» включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2004. —————————————————————— <2> Вилкова Н. Г. Договорное право в международном обороте. М., 2002. С. 330.

Значительное число актов универсальной частноправовой унификации в области регулирования внешнеэкономических сделок разрабатывается Международной торговой палатой (далее — МТП) — международной некоммерческой неправительственной организацией. Согласно Уставу МТП <3> основной задачей организации является содействие улучшению экономических отношений между странами и установлению международных контактов, устранению экономических и политических преград, препятствующих свободному движению товаров, капитала и рабочей силы. Ключевым видом деятельности данной организации является создание унифицированных правил, стандартов и обобщение международной практики ведения деловых операций. Подготовленные в рамках МТП рекомендательные акты охватывают разные сферы международного экономического сотрудничества и находят широкое применение в деловых кругах. ——————————— <3> URL: http:// www. iccwbo. org/ uploadedFiles/ ICC_Constitution_EN_June_2011.pdf.

С развитием и расширением границ международного коммерческого оборота возрастает роль третьих лиц — представителей (комиссионеров, агентов), оказывающих услуги по продвижению товаров на рынки зарубежных государств и проведению сопутствующих мероприятий. В странах континентальной системы права отношения представительства традиционно оформляются договорами поручения и комиссии. Англо-американское право включает соответствующие отношения в понятие агентского договора, согласно которому агент обладает более широкими полномочиями по сравнению с поверенным или комиссионером, поскольку может совершать не только юридические, но и фактические действия. Полномочия агента могут быть ограничены совершением действий только фактического характера (поиск контрагентов, проведение переговоров, рекламные мероприятия). Однако правовой институт агентирования постепенно проникает и в континентальную систему права, в том числе и в российское законодательство (гл. 52 ГК РФ). Несмотря на указанные обстоятельства, конструкции агентского договора, используемые в странах континентальной и англо-американской систем права, существенно различаются. Заключая договоры, оформляющие отношения представительства, участники международного коммерческого оборота сталкиваются с отсутствием унифицированных норм, регулирующих такие отношения. Межгосударственная унификация (путем заключения государствами многосторонних международных договоров) норм о представительстве не получила широкого развития <4>. Даже в рамках Европейского союза (ЕС) несмотря на принятие 18 декабря 1986 г. Директивы Совета ЕС 86/653/EEC «О сближении законодательств государств — членов ЕС в отношении независимых коммерческих агентов» (далее — Директива 86/653/EEC) <5> сохраняются значительные различия в регулировании коммерческого агентирования национальным законодательством государств — членов ЕС. Таким образом, можно говорить об отсутствии эффективного межгосударственного регулирования отношений представительства. Основой регулирования рассматриваемых отношений остается коллизионный метод. В этом случае стороны вынуждены обращаться к нормам соответствующего национального законодательства, которые не только заметно различаются в государствах, но и не всегда учитывают специфику международной торговли. Достижение единообразия в регулировании коммерческого представительства является актуальной задачей. ——————————— <4> Вопросам представительства посвящены две конвенции: Гаагская конвенция о праве, применимом к агентским соглашениям (1978), явившаяся результатом унификации коллизионных норм, а также Женевская конвенция о представительстве в договорах международной купли-продажи товаров (1983), содержащая унифицированные материально-правовые нормы. Гаагская конвенция вступила в силу, но насчитывает лишь четырех участников. Женевская конвенция не вступила в силу. <5> URL: http:// eur-lex. europa. eu/ LexUriServ/ LexUriServ. do? uri= OJ:L:1986:382:0017:0021:EN:PDF.

В рамках деятельности МТП разрабатываются акты частноправовой унификации, затрагивающие в том числе вопросы представительства в международном коммерческом обороте. В 1961 г. было подготовлено Руководство по составлению торговых агентских соглашений между сторонами, находящимися в разных странах (далее — Руководство), которое впоследствии пересматривалось. Действующая редакция этого документа была принята в 1983 г. (публикация МТП N 410) <6>. В 1991 г. Комиссией МТП по коммерческой практике был подготовлен первый из серии типовых контрактов МТП <7> — Типовой коммерческий агентский контракт (публикация МТП N 496) <8>, который разрабатывался в связи с принятием Директивы 86/653/EEC с учетом изменений, внесенных на ее основе в национальное законодательство государств — членов ЕС <9>. В 2002 г. была подготовлена вторая редакция Типового коммерческого агентского контракта (публикация МТП N 644) <10>, представляющая собой полностью пересмотренное издание, положения которого разрабатывались с учетом современных тенденций развития законодательства о представительстве, а также с учетом положений иных типовых контрактов МТП. Руководство и Типовой коммерческий агентский контракт являются равными по силе взаимно дополняющими друг друга документами. Их положения в целом совпадают, за исключением незначительных расхождений, о которых будет сказано ниже. Руководство содержит более детальные рекомендации и пояснения с отсылкой к нормам национального права. В то же время стоит отметить, что Типовой коммерческий агентский контракт, изданный в 2002 г., в большей степени отвечает современным условиям осуществления внешнеэкономической деятельности, нежели Руководство. ——————————— <6> Руководство по составлению коммерческих агентских контрактов. Публикация N 410. Пер. с англ. М., 1996. <7> МТП позднее были разработаны, в частности, Типовой дистрибьюторский контракт (1-е изд. — публикация N 518, 1996; 2-е изд. — публикация N 646, 2002); Типовой контракт международной купли-продажи готовых изделий, предназначенных для перепродажи (публикация N 556, 1997); Типовой контракт случайного посредничества (публикация N 619, 1999); Типовой контракт международного франчайзинга (1-е изд. — публикация N 557, 2000; 2-е изд. — публикация N 712, 2011); Типовой субконтракт (публикация N 706, 2011) и др. <8> Типовой коммерческий агентский контракт МТП. Публикация N 496. Пер. с англ. М., 1996. <9> См.: Кузьмишин А. А. Виды представительства и полномочия в гражданском праве // Журнал российского права. 2000. N 11. С. 61 — 62. <10> Типовой коммерческий агентский контракт МТП. Публикация N 644. 2-е изд. На рус. и англ. языках. М., 2005.

Составители рассматриваемых актов МТП использовали гибкий альтернативный подход, разрабатывая унифицированные нормы, основанные не на положениях национального законодательства какого-либо отдельного государства, а на общепринятой практике международной торговли и принципах регулирования отношений представительства, признаваемых различными правовыми системами. Более того, одной из основных целей разработки типовых контрактов МТП является содействие развитию lex mercatoria. Будучи инкорпорированными в контракт, они служат созданию единообразного регулирования, составляющего основу lex mercatoria <11>. ——————————— <11> См. об этом: Berger K. P. The Creeping Codification of the Lex Mercatoria. Hague; L.; Boston, 1999. P. 39.

Как отмечает Н. Г. Вилкова, разработка типовых контрактов МТП осуществляется на основе прежде всего договорной практики, которая обобщается национальными комитетами МТП и затем обсуждается в комитете экспертов Комиссии МТП по коммерческой практике. Цель типовых контрактов МТП состоит в предоставлении участникам международных контрактов обобщенной информации, в ознакомлении их с наиболее важными вопросами, встречающимися в практике, и в акцентировании их внимания на возможных рисках, возникающих в ходе реализации таких контрактов. В необходимых случаях внимание участников типовых контрактов обращается на целесообразность получения консультации юристов <12>. ——————————— <12> Вилкова Н. Г. Вступительная статья // Типовой коммерческий агентский контракт МТП. Публикация N 644. С. 9.

Типовые контракты МТП представляют собой проекты, образцы контрактов, используемые при составлении индивидуальных контрактов. Они могут быть полностью изменены и адаптированы под конкретную ситуацию <13>. В отличие от типовых форм, разрабатываемых организациями, представляющими отдельные категории участников международного коммерческого оборота (агентов, дистрибьюторов, продавцов и т. д.), и в силу своей природы направленных на удовлетворение интересов только одной из сторон, типовые контракты МТП разрабатываются с целью поддержания баланса интересов обеих сторон <14>. Таким образом, это сбалансированные документы, не отдающие предпочтения той или иной стороне контракта, поскольку в МТП представлены различные участники международного коммерческого оборота <15>. ——————————— <13> Ercument Erdem H. ICC Model Contracts // URL: http:// www. erdem-erdem. com/ pdf/ ICC%20model%20contracts — Tezic%20Armagan. pdf. P. 5. <14> Унифицированные формы ICC (дополнительные материалы к выступлению Фабио Бортолотти) // Международная конференция «ИНКОТЕРМС и международные коммерческие контракты: новые тенденции 2010». Москва, 9 апр. 2010 г. <15> См.: Houtte H. van. ICC Model Contracts // International Business Law Journal. 2003. N 3. P. 264.

В литературе отмечается, что «хотя вырабатываемые негосударственными организациями и иные необязательные для государств своды обычаев вносят большую правовую определенность, их недостатком является возможность противоречия императивным нормам внутреннего права, исключающего применение их норм. Кроме того, такие своды принципов, как и типовые договоры, сами нуждаются в регулярном обновлении» <16>. Подчеркнем, однако, что в п. 1 введения ко второму изданию Типового коммерческого агентского контракта (далее также — Типовой контракт) специально оговорено, что он может содержать отдельные статьи, которые не отвечают определенным императивным предписаниям конкретной правовой системы. Типовые контракты МТП регулярно модернизируются с учетом развития законодательства и международной коммерческой практики. Так, МТП помимо названного Типового контракта были обновлены редакции Типового дистрибьюторского контракта, а также Типового контракта международного франчайзинга. ——————————— <16> Муранов А. И., Давыденко Д. Л. Унификация и согласование права международной торговли: развитие, проблемы и тенденции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2008. N 3. С. 84.

Типовой коммерческий агентский контракт содержит детальное введение, 28 статей, 7 приложений. Во 2-е издание Типового контракта включены также три дополнения (Директива 86/653/EEC; Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) 1994 г.; сведения о национальных законах о коммерческом агентском контракте) с целью упрощения для сторон агентского контракта поиска документов, регулирующих отношения представительства в международном коммерческом обороте. Во введении к Типовому контракту обращается внимание участников внешнеэкономических сделок на некоторые особенно важные моменты заключения коммерческого агентского контракта, отдельно оговаривается необходимость соблюдения норм антимонопольного законодательства и императивных норм национального законодательства. Сфера применения Типового контракта ограничена международными контрактами с независимыми (не являющимися служащими по найму) коммерческими агентами, действующими при продаже товаров. Его положения не распространяются на агентов, содействующих закупке товаров и выступающих от имени покупателя, а также на агентов по предоставлению услуг. Кроме того, в Типовом контракте не рассматриваются вопросы консигнации товаров. Данный документ может использоваться сторонами во внутригосударственном обороте, как сказано в п. 7.1 Введения, «только после выяснения вопроса о том, какие дополнения могут потребоваться с тем, чтобы они соответствовали местным условиям». Типовой контракт регулирует отношения сторон агентского договора, только будучи включенным в текст этого договора. Типовой контракт содержит положения, касающиеся определения договорной территории и товаров, продаже которых способствует агент; определяет функции агента, правила привлечения субагентов, порядок принятия заказов принципалом, организацию продаж и проведение рекламы (в том числе через Интернет), ярмарок; закрепляет права агента и принципала на информацию, финансовую ответственность агента, правила использования агентом товарных знаков и обозначений принципала, ограничения прав агента и принципала, право агента на комиссионное вознаграждение, метод его исчисления и порядок уплаты; регулирует срок действия и досрочное прекращение договора. Новеллами второго издания Типового контракта являются, в частности, учет правил ЕС о недопущении конкуренции (Регламент Комиссии ЕС от 22 декабря 1999 г. N 2790/1999 «О применении статьи 81(3) Договора к категориям вертикальных соглашений и согласованных действий» <17>); регулирование купли-продажи через Интернет; альтернативные положения о возмещении агенту убытков за привлеченную им клиентуру при прекращении действия договора. ——————————— <17> URL: http:// eur-lex. europa. eu/ LexUriServ/ LexUriServ. do? uri= OJ:L:1999:336:0021:0025:EN:PDF.

Руководство по составлению коммерческих агентских контрактов, разработанное МТП значительно раньше Типового контракта, способствует более плодотворному его использованию, поскольку содержит подробные комментарии по различным вопросам, возникающим при заключении Типового контракта. Во введении Руководства выделяются наиболее важные моменты, на которые сторонам следует обратить внимание при заключении контракта, а также особо указывается на необходимость учитывать императивные предписания национального права, которое может быть применено к контракту. Сфера применения Руководства ограничена наиболее часто встречающимися в международной торговле соглашениями, когда агенту доверяется продажа товара. Этот документ касается отношений между принципалами и коммерческими агентами, принимающими на себя в рамках постоянного полномочия проведение исследований и посещение клиентов для переговоров и возможного заключения договоров купли-продажи от имени и за счет принципала. Руководство не применяется к контрактам, заключаемым агентами, являющимися наемными служащими, связанными с принципалом трудовым контрактом. Рекомендации, содержащиеся в Руководстве, охватывают определение юридической природы контракта коммерческого представительства, договорных товаров, территории и клиентуры; регулируют монопольное и исключительное право агента, права и обязанности принципала и агента; определяют общие условия продажи, способы и порядок выплаты комиссионного вознаграждения, истечение срока действия или прекращение контракта; затрагивают вопросы возмещения при расторжении контракта и (или) за утрату клиентуры и др. Вопрос об определении объема полномочий агента решается в рассматриваемых документах следующим образом. В соответствии с положениями Типового контракта функции агента ограничены сбором заказов у потребителей для принципала. Если иное специально не согласовано, агент не вправе заключать от имени принципала договоры с третьими лицами или иным образом возлагать на принципала обязанности в отношении третьих лиц (ст. 3.3 Типового контракта). Однако было бы неправильным считать такого агента просто посредником. Он представляет принципала, но не в строго юридическом смысле (как лицо, уполномоченное заключать контракты от имени и в интересах принципала), а в более общем понимании — как лицо, действующее в интересах принципала. Агент содействует продажам товаров принципала, посещая покупателей, вступая с ними в переговоры, собирая заказы и т. п., т. е. «представляет принципала с экономической точки зрения» <18>. Как отмечается в комментарии к ст. 3.3 Типового договора, иная альтернатива, состоящая в предоставлении агенту права на заключение договоров от имени принципала, не предусмотрена в данной модели, поскольку это не является обычным для международной торговли. Однако при наличии у сторон особых причин для предоставления агенту права на заключение договоров от имени принципала они могут предусмотреть это в ст. 3.3 своего контракта. ——————————— <18> Унифицированные формы ICC.

В свою очередь, Руководство рекомендует сторонам четко формулировать в контракте возможность заключения агентом от имени принципала соглашений, обязывающих последнего. Как отмечается, в обычной деловой практике предоставление агенту права заключать обязывающие соглашения от имени и за счет принципала встречается редко, если только такой агент не располагает товарами принципала. Если в силу особых обстоятельств или обычаев конкретной области торговли подобное решение представляется целесообразным, то расширенный объем полномочий агента должен быть обозначен в ясно выраженной форме (п. 10б Руководства). Согласно Типовому контракту в обязанности агента входит информирование принципала о своей деятельности, конъюнктуре рынка и состоянии конкуренции на договорной территории, а также о действующих на договорной территории законах и правилах, которым должны соответствовать товары и деятельность самого агента в той мере, в какой они затрагивают интересы принципала. Кроме того, агент обязан обеспечивать надлежащую организацию продаж и, в случае необходимости, послепродажного сервиса. Стороны могут ежегодно договариваться об объеме продаж на предстоящий год. На агента также может быть возложена обязанность обеспечения гарантированного минимума продаж. В целом аналогичные положения содержит и Руководство (п. 10). Агент обязан с необходимым усердием убедиться в платежеспособности потребителей, чьи заказы он передает принципалу (ст. 10 Типового контракта). Стороны могут договориться о том, что агент действует в качестве агента делькредере, что означает ручательство агента перед принципалом за исполнение сделок третьими лицами. Руководство тоже содержит положения о делькредере и рекомендует сторонам сделать необходимые уточнения в ясной форме в отношении объема и существа гарантируемых операций (п. 10н). В контракте может быть согласовано специальное вознаграждение за делькредере и определен срок, в течение которого оно подлежит выплате агенту. По Типовому контракту агент имеет право на полное и сокращенное комиссионное вознаграждение. Сокращенное комиссионное вознаграждение он получает, если выполняет заказы, являющиеся результатом договоров купли-продажи с покупателями, находящимися за пределами договорной территории, и принципал одобряет такие заказы, а также в ряде других случаев. Сокращенное комиссионное вознаграждение может быть заранее согласовано принципалом и агентом для случаев, когда потребителю предлагаются условия, более благоприятные по сравнению со стандартными условиями принципала. Закрепляя право агента на вознаграждение, а также порядок и способы его уплаты, Руководство содержит положения о дополнительных периодических выплатах агенту (гарантированный минимум дохода), если он «отказывается от иных агентских отношений и занимается исключительно или главным образом отношениями, являющимися предметом соответствующего контракта, или по иным основаниям» <19>. ——————————— <19> Руководство по составлению коммерческих агентских контрактов. С. 49.

Большой удельный вес в рассматриваемых документах имеют положения, касающиеся ограничения прав агента и принципала. Согласно Типовому контракту без предварительного письменного разрешения принципала агент в течение периода действия контракта не вправе представлять, производить или размещать любые товары, которые могут конкурировать с товарами принципала. Более того, агент обязан воздерживаться от представления или распространения неконкурентоспособных товаров производителя, являющегося конкурентом принципала, если последний этого требует, при условии, что требования принципала являются разумными. Обязательство агента воздерживаться от конкуренции с принципалом после прекращения действия контракта редко встречается в практике международной торговли и не было включено в Типовой контракт, что, однако, не препятствует сторонам включить подобное положение в контракт. Так, к примеру, в Руководстве содержатся положения о возможности включения в контракт оговорки о неконкуренции после истечения срока действия контракта, но отмечается, что она должна быть ограничена во времени и пространстве и в ней должен быть уточнен также вид деятельности, в отношении которой вводится ограничение. Кроме того, агентский контракт может предусматривать право агента на вознаграждение, если действие такого ограничения не прекращается по истечении срока агентского контракта. В соответствии со ст. 20 Директивы 86/653/EEC оговорка о неконкуренции действительна в течение не более двух лет после прекращения действия агентского соглашения, а ее действие ограничено определенным географическим районом или определенной группой лиц, закрепленных за агентом, в отношении которых он должен осуществлять представительство в рамках агентского соглашения. Следуя традиции англо-американской правовой системы, составители Руководства проводят различия между исключительным и монопольным правом агента (п. 7). «При предоставлении агенту исключительного права принципал обязуется не продавать товар на территории помимо такого агента. Если же контракт заключен с монопольным агентом, принципал сохраняет за собой право непосредственно продавать товары на договорной территории и обязуется не заключать соглашений с другими агентами или дистрибьюторами» <20>. При предоставлении агенту монопольного или исключительного права на договорной территории стороны должны согласовать, может ли принципал зарезервировать для себя или для своих служащих право действовать на этой же территории самостоятельно или через агента с уплатой ему комиссии или без этого. Сторонам также рекомендуется всегда определять обязанность исключительного агента в отношении заказов, поступающих непосредственно принципалу. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография Н. Г. Вилковой «Договорное право в международном обороте» включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2004. —————————————————————— <20> Вилкова Н. Г. Договорное право в международном обороте. С. 344.

В отличие от Руководства в Типовом контракте оговаривается, что принципал обязуется не предоставлять на договорной территории любому лицу или хозяйствующему субъекту право представлять или продавать товары. Однако он вправе самостоятельно заключать сделки с покупателями на договорной территории. Если в результате этого будут заключены сделки по продаже, агент может рассчитывать на комиссионное вознаграждение. Стороны также могут предусмотреть в приложении к контракту право принципала заключать прямые сделки с конкретными потребителями. В отношении продаж таким потребителям агент имеет право на сокращенное комиссионное вознаграждение. Новеллой Типового контракта является регулирование купли-продажи через Интернет (ст. 13.4). Так, принципал обязуется осуществлять продвижение и продажу товаров через сайт по Интернету. В этом случае вопрос о выплате комиссионного вознаграждения агенту может быть решен одним из следующих способов: агенту причитается комиссионное вознаграждение в отношении осуществленных принципалом по Интернету продаж потребителям на территории либо агенту не причитается комиссионное вознаграждение в отношении таких продаж. В последнем случае принципал будет принимать разумные меры предосторожности для снижения влияния продвижения товаров через Интернет на деятельность агента. Члены рабочей группы Комиссии МТП по коммерческой практике при разработке Типового контракта исходили из того, что первая ситуация предполагает, что принципал совершает прямые продажи на том же рынке, на котором агент осуществляет свою деятельность (и поэтому агенту причитается полное комиссионное вознаграждение за такие продажи). Во второй ситуации принципал создает новый канал распространения товаров и в связи с этим разумно не признавать право агента на комиссионное вознаграждение за такие продажи при условии, что агент не осуществляет продажи по Интернету. Типовой контракт устанавливает различный правовой режим незаключенных и незавершенных сделок. Незаключение договора купли-продажи товаров принципалом лишает агента права на комиссионное вознаграждение. Если же договор на основе заказов, переданных агентом принципалу, был заключен, но не вступил в силу, агент имеет право на получение комиссионного вознаграждения за исключением случаев, когда неисполнение договора произошло по причинам, за которые принципал ответственности не несет. В отношении незавершенных сделок агент имеет право на комиссионное вознаграждение, если заказы, переданные им принципалу или полученные принципалом от потребителей, находящихся на договорной территории, до истечения срока действия контракта или до его прекращения, привели к заключению договора купли-продажи по истечении не более шести месяцев после прекращения действия контракта. Агент не имеет права на комиссионное вознаграждение в отношении договоров купли-продажи, заключенных на основе заказов, полученных по истечении срока действия или прекращения данного контракта, за исключением случаев, когда такие сделки возникли вследствие усилий агента, осуществляемых в период действия агентского контракта, и если такой договор купли-продажи вступил в силу в течение разумного периода времени после истечения срока действия или прекращения агентского контракта. Большое внимание в Типовом контракте уделяется условиям досрочного расторжения агентского контракта в случае существенного нарушения другой стороной обязательств, вытекающих из контракта, или при возникновении исключительных обстоятельств, оправдывающих досрочное расторжение. Существенным нарушением признается неисполнение одной из сторон всех или части обязательств по контракту, наносящее другой стороне ущерб, такой, как лишение другой стороны того, на что она могла рассчитывать по условиям контракта. Это определение, сформулированное в ст. 20.2 Типового контракта, в целом совпадает с определением существенного нарушения договора, содержащимся в ст. 25 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980). В качестве исключительных обстоятельств признаются: банкротство, мораторий, управление имуществом по доверенности, ликвидация или любая иная договоренность между должником и кредиторами, а также любые иные обстоятельства, которые могут существенно повлиять на возможность одной из сторон в выполнении ее обязательств по настоящему контракту. В соответствии с положениями Руководства, если контракт заключен на определенный срок, сторонам следует уточнить в тексте самого контракта, что он может быть расторгнут в любой заранее согласованный ими момент при условии предварительного извещения. Кроме того, в контракте может быть предусмотрено, что определенные обстоятельства (банкротство, добровольная ликвидация или ликвидация в судебном порядке, реорганизация, слияние, передача клиентуры, отставка определенного физического лица) влекут за собой либо автоматическое прекращение контракта, либо пред оставляют каждой из сторон право на его расторжение. Еще одной новеллой Типового контракта является ст. 21, содержащая альтернативные положения о возмещении агенту убытков за привлеченную клиентуру (goodwill indemnity): агент при прекращении действия контракта имеет право на возмещение (ст. 21.1A) или не имеет права на возмещение за клиентуру или на аналогичную компенсацию (ст. 21.1B). Сторонам агентского контракта следует иметь в виду, что альтернатива, содержащаяся в ст. 21.1B, нарушает императивные нормы ст. 17 Директивы 86/653/EEC, которая предусматривает выплату агенту возмещения за привлеченную клиентуру после прекращения соглашения. Рассматриваемые акты МТП содержат положения, касающиеся определения права, подлежащего применению к отношениям сторон агентского контракта. Руководство рекомендует сторонам в ясно выраженной форме согласовывать право, подлежащее применению к их контракту. Однако оговорка о применимом праве не может исключить использование национального законодательства страны местонахождения агента, особенно если споры подлежат разрешению судом его страны. Подобная оговорка должная быть сделана сторонами и в отношении правил о выборе компетенции. Стороны могут предусмотреть, что вытекающие из контракта споры должны передаваться либо в обычные суды определенной страны, либо в арбитраж (как правило, Международный арбитражный суд МТП). В отличие от Руководства к Типовому контракту неприменимо национальное право, отношения сторон регулируются только положениями самого контракта и принципами права, общепринятыми в международной торговле, которые могут быть применены к агентским контрактам (lex mercatoria). Как отмечают разработчики типовых контрактов МТП, исключение применения к взаимоотношениям участников международного коммерческого оборота национального права — основной мотив, побудивший МТП разработать типовые контракты <21>. Данный подход, как отмечает Н. Г. Вилкова, был впервые сформулирован в решениях Международного арбитражного суда МТП, который в отсутствие соглашения сторон о применимом праве предпочитает не поиск применимого права на основе коллизионных норм <22>, а именно обращение к указанным общепризнанным принципам <23>. ——————————— <21> Ercument Erdem H. Op. cit. P. 5. <22> Как это предусмотрено, к примеру, п. 1 ст. VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (1961): «Если не имеется указаний сторон о подлежащем применению праве, арбитры будут применять закон, установленный в соответствии с коллизионной нормой, которую арбитры сочтут в данном случае применимой». Регламент Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ содержит аналогичные правила. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография Н. Г. Вилковой «Договорное право в международном обороте» включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2004. —————————————————————— <23> См.: Вилкова Н. Г. Договорное право в международном обороте. С. 331.

В соответствии со ст. 17 Арбитражного регламента МТП <24> при отсутствии договоренности сторон о выборе норм права, которые должны применяться к существу спора, состав арбитража применяет нормы права, которые сочтет подходящими. Аналогичный подход закреплен в ст. 33 Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ <25>. Как считает В. А. Канашевский, поскольку в данном случае идет речь не о праве, а о нормах права, это толкуется многими арбитрами как возможность прямого применения вненациональных норм, таких, как lex mercatoria <26>. Подобное решение предоставляет арбитрам больше свободы при толковании агентского контракта, поскольку позволяет избежать особенностей, присущих положениям национального права, рассчитанного на регулирование внутригосударственных отношений. ——————————— <24> URL: http:// www. iccwbo. org/ uploadedFiles/ Court/ Arbitration/ other/ rules_arb_russian. pdf. <25> Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. <26> См.: Канашевский В. А. Методы установления применимого права в практике международного коммерческого арбитража // Журнал российского права. 2007. N 5. С. 118.

Согласно п. 2 введения к Типовому контракту при определении права, подлежащего применению к отношениям, не урегулированным агентским контрактом, он предполагает обращение также к Принципам УНИДРУА. Так, в соответствии со ст. 24.1A Типового контракта любые возникающие из контракта вопросы, которые в явно выраженной или подразумеваемой форме не урегулированы положениями, содержащимися в Типовом контракте, подлежат регламентации в следующем порядке: принципами права, общепризнанными в международной торговле в качестве применимых к международным агентским контрактам; соответствующими торговыми обычаями; Принципами УНИДРУА. Если коммерческое предприятие агента находится в ЕС и (или) он осуществляет свою деятельность на территории ЕС, подлежат применению императивные нормы Директивы 86/653/EEC. В любом случае, арбитры учитывают императивные нормы права страны места нахождения коммерческого предприятия агента. Кроме того, стороны коммерческого агентского контракта могут договориться о применении к их отношениям национального права какого-либо государства (ст. 24.1B). В случае если стороны не выбрали ни одной из альтернатив, предложенных в ст. 24.1, то применяется вариант 24.1A. Стоит заметить, что такой подход нередко подвергается критике на тех основаниях, что «принципов права, общепризнанных в международной торговле» не существует либо они слишком неопределенны, чтобы руководствоваться ими в случае возникновения спора. «Но даже с учетом отсутствия свода общепризнанных принципов lex mercatoria, применимых к отдельным видам контрактов, если контракт содержит детальное регулирование наиболее важных моментов, отсутствие определенных норм, которыми следует руководствоваться по вопросам, не урегулированным в контракте, едва ли хуже, чем применение норм национального права государства одной из сторон, что часто не отвечает интересам и ожиданиям другой стороны контракта. Что касается общих положений о договорах (заключение, исполнение, ответственность и т. д.), неопределенность может быть устранена путем применения Принципов УНИДРУА» <27>. ——————————— <27> См.: Унифицированные формы ICC.

Первоначально Типовой контракт предусматривал разрешение споров только Международным арбитражным судом МТП, сейчас он содержит альтернативный вариант — избранный сторонами национальный суд (ст. 23.2). Условие о передаче спора в Международный арбитражный суд МТП применяется автоматически при отсутствии выбора сторонами варианта разрешения возможных споров. Разрешение споров арбитражем МТП особенно рекомендуется в случае, когда применяются общие принципы lex mercatoria — категории, которые могут быть неизвестны национальным судам или могут быть неверно ими истолкованы <28>. Кроме того, как говорится в примечании к ст. 24.1A, при выборе данной альтернативы для разрешения споров целесообразно избрание арбитража, поскольку весьма сомнительно, чтобы государственные суды применяли общие принципы права вместо норм национального права. ——————————— <28> Ercument Erdem H. Op. cit. P. 10.

Помимо разрешения возможных споров в международном коммерческом арбитраже и национальных судах Типовой контракт, равно как и другие типовые контракты МТП, изданные после 2002 г., предлагает сторонам обращение к альтернативным способам разрешения споров (ADR) в соответствии с Правилами МТП об альтернативных способах разрешения споров (публикация МТП N 809) <29>, позволяющими сторонам прийти к соглашению о любом методе урегулирования, который они считают наиболее приемлемым для разрешения их спора, без обращения в международный коммерческий арбитраж или национальные суды. В отсутствие соглашения сторон таким методом будет являться посредничество, осуществляемое в соответствии с данными Правилами. ——————————— <29> URL: http:// www. iccwbo. org/ uploadedFiles/ Court/ Arbitration/ other/ ADR_809_russe. pdf.

Подводя итог, отметим, что хотя Руководство по составлению коммерческих агентских контрактов и Типовой коммерческий агентский контракт носят факультативный характер и не являются обязательными для участников международного коммерческого оборота, они широко применяются в договорной практике участниками внешнеэкономических сделок. Кроме того, их положения могут быть использованы в качестве договорных условий во взаимоотношениях участников внутригосударственного (в том числе и российского) коммерческого оборота, если они не противоречат императивным нормам национального права.

Библиографический список

Вилкова Н. Г. Вступительная статья // Типовой коммерческий агентский контракт МТП. Публикация N 644. М., 2005. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография Н. Г. Вилковой «Договорное право в международном обороте» включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2004. —————————————————————— Вилкова Н. Г. Договорное право в международном обороте. М., 2002. Звеков В. П. Международное частное право: Учебник. 2-е изд. М., 2004. Канашевский В. А. Методы установления применимого права в практике международного коммерческого арбитража // Журнал российского права. 2007. N 5. Кузьмишин А. А. Виды представительства и полномочия в гражданском праве // Журнал российского права. 2000. N 11. Муранов А. И., Давыденко Д. Л. Унификация и согласование права международной торговли: развитие, проблемы и тенденции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2008. N 3. Руководство по составлению коммерческих агентских контрактов. Публикация N 410. Пер. с англ. М., 1996. Типовой коммерческий агентский контракт МТП. Публикация N 496. Пер. с англ. М., 1996. Типовой коммерческий агентский контракт МТП. Публикация N 644. 2-е изд. На рус. и англ. языках. М., 2005. Унифицированные формы ICC (Дополнительные материалы к выступлению Фабио Бортолотти) // Международная конференция «ИНКОТЕРМС и международные коммерческие контракты: новые тенденции 2010». Москва, 9 апр. 2010 г. Berger K. P. The Creeping Codification of the Lex Mercatoria. Hague; L.; Boston, 1999. Ercument Erdem H. ICC Model Contracts // URL: http:// www. erdem-erdem. com/ pdf/ ICC %20model %20contracts-Tezic %20Armagan. pdf. Houtte H. van. ICC Model Contracts // International Business Law Journal. 2003. N 3.

——————————————————————