Глобальные изменения налогов
(Шестакова Е. В.) («Юрист», 2012, N 5)
ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВ <*>
Е. В. ШЕСТАКОВА
——————————— <*> Shestakova E. V. Global changes of taxes.
Шестакова Екатерина Владимировна, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», кандидат юридических наук.
В мире наблюдаются попытки смены порядка налогообложения, уменьшения и увеличения налогов. Новые законы принимаются по всему миру, их целью является наполнение бюджета, привлечение инвестиций, в связи с этим важно анализировать общемировые тенденции изменения ставок налогов. Выводы, изложенные автором, могут быть использованы в правоприменительной и научной деятельности.
Ключевые слова: изменения ставок налогообложения, понижение, увеличение налогов, мировые тенденции.
There are attempts to change the procedure of taxation, reduction and increase of taxes in the world. New laws are being adopted all over the world, their purpose is to fill the budget, attract investments in this connection it is important to analyze the world tendencies of change rates of taxes. The conclusions set forward by the author can be used in law-application and scientific practice.
Key words: changes of tax’s rates, reduction, increase of taxes, world tendencies.
Основные европейские тенденции
В последнее время в связи с кризисом в Европе наблюдается тенденция увеличения налогов с целью уменьшения бюджетного дефицита. Примером стран, в которых намечено повышение налогов, являются Греция, Италия, Испания. При этом виды налогов, ставки которых повышаются, отличаются. Например, в Испании планируется повысить ставку налога на недвижимость. Ранее ставка взималась один раз в год и была равна 1% от кадастровой стоимости недвижимого имущества. Теперь она будет варьироваться от 4% до 10%. Во Франции перед выборами также ходят слухи о повышении налогов. К видам повышаемых налогов относится НДС. Президент Франции Николя Саркози объявил о повышении нормальной ставки НДС во Франции с 19,6% до 21,2% и ряде других мер, направленных на поддержку французских предприятий и борьбу с безработицей. Кроме того, в Европе ведутся переговоры о введении налога на финансовые операции. Франция введет налог на финансовые операции независимо от позиции других европейских государств. Сбор в размере 0,1% от оборота финансовых организаций будет введен с августа 2012 г. Доход государственной казны от нового налога Саркози оценил в один миллиард евро в год. Еще одной тенденцией является введение несвойственных налогов, вводятся особые виды на отдельные виды товаров или загрязнение окружающей среды. Например, американские физиологи считают, что употребление сахара следует регулировать специальным налогом, поскольку он вызывает такую же физиологическую зависимость, что и табак или алкоголь. Профессор Роберт Люстиг опубликовал в журнале Nature статью, в которой отстаивает необходимость введения новых регулирующих мер в пищевой промышленности <1>. ——————————— <1> URL: http://www. nature. com/.
В некоторых странах такие налоги на конкретные пищевые продукты уже введены; во Франции ими облагаются сладкие прохладительные напитки, а в Дании и Венгрии — продукты с повышенным содержанием жира. Таким образом, в Европе появилась тенденция введения необычных видов налогов. По новому закону в Великобритании обладательницы силиконовой груди должны будут заплатить налог. К такой мере Министерство здравоохранения Великобритании вынуждено было прибегнуть, дабы уменьшить количество совсем молодых женщин, мечтающих с помощью силиконовых имплантантов стать обладательницами шикарного бюста. Статистические исследования в 2011 г. показали, что количество подростков, которые увеличили свою грудь, выросло вдвое по сравнению с 2010 г. Врачи постоянно напоминают родителям, что у подростков организм еще не сформировался и увеличение груди при помощи силиконовых имплантантов становится причиной серьезных проблем в будущем. Несмотря на это, наблюдается интенсивный рост потребности в пластических операциях совсем молодых девушек, что заставило Министерство здравоохранения страны ввести налог на искусственную грудь. В последующем законодатели намерены обложить налогом и тех представительниц прекрасного пола, которые решат усовершенствовать любую другую часть тела при помощи пластической операции. Повышение налоговых ставок ведет и к повышению фактов сокрытия доходов и ухода от налогов. Например, суммарный объем налоговых нарушений, по которым в прошедшем 2011 г. налоговые органы Италии начали разбирательства, составил почти 60 млрд. евро. Уклонение от декларирования своих доходов и занижение размеров декларируемых доходов стало в 2011 г. основной формой налоговых нарушений и привело к возбуждению следственных действий с суммарным объемом около 50 млрд. евро. Вторым по величине сокрытых налоговых обязательств стали нарушения при оплате налога на добавленную стоимость, которые в своем суммарном объеме превысили 8 млрд. евро. Аналогичные негативные последствия ухода от налогов можно увидеть в Греции. Министерство финансов Греции представило отчет о физических лицах, которые не платят налоги. Выяснилось, что 4152 человека должны казне государства 14,9 млрд. евро неуплаченных налогов, пени и сборов. На протяжении нескольких месяцев власти грозили обнародованием имен, а полицейские арестовывали самых злостных нарушителей, но вскоре они были отпущены под залог. Еще одной необычной тенденцией является особое регулирование вопроса налогообложения. Например, церковь призывает бороться с уклонением от уплаты налогов. Один из кардиналов Ватикана по имени Анджело Баньяско заявил, что необходимо бороться с теми, кто не желает платить налоги, причем эта борьба должна быть «серьезной, эффективной и неутомимой». Кроме того, кардинал отмечает, что уклонение от уплаты налогов является грехом. Но и на этом Анджело Баньяско не остановился, призвав всех верующих бороться с неплательщиками налогов. Однако следует отметить, что Ватикан налоги в итальянскую казну не платит, поскольку согласно вышедшему в 1982 г. Закону церковь в Италии освобождена от налогообложения. Таким образом, основные тенденции совершенствования налогообложения в Европе следующие: — повышение отдельных видов налогов; — введение необычных видов налогов; — появление новых форм регулирования, в частности церковное порицание неуплаты налогов.
Основные тенденции азиатских стран
В последнее время в азиатских странах с целью повышения привлекательности инвестиций принимаются законы, позволяющие снизить бремя налогообложения. Примером наилучшего налогового климата, по оценкам специалистов, являются Объединенные Арабские Эмираты. Там ставка налога на прибыль равна 0%. Также инвестиционно привлекательным регионом является Гонконг. При этом план бюджета Гонконга на текущий финансовый год предусматривает, в числе прочих мер, существенное облегчение налогового бремени для жителей Гонконга. Среди предлагаемых новым бюджетным планом изменений одним из основных станет снижение на 75% размера налога на прибыль и снижение в таком же объеме размера налогов, выплачиваемых на заработную плату. Если такие изменения будут приняты, то они обойдутся бюджету Гонконга примерно в 10 млрд. гонконгских долл. (39 млрд. руб.) недополученных платежей по налоговым сборам в текущем финансовом году. Таким образом, для некоторых развивающихся стран характерна противоположная тенденция уменьшения налогооблагаемой базы.
Основные тенденции США
В США кризисные явления проявляются в обсуждении вопроса об увеличении налогов для богатых граждан. Так, Б. Обама выступает с инициативой об отмене налоговых льгот для богатых американцев, которые введены были его предшественником Бушем-младшим. При этом предполагается, что налоговое бремя окажется не столь обременительным. При этом граждане, имеющие годовой доход 0,5 — 1 млн. долл., должны были бы выплачивать дополнительно 10 тыс. долл., что тоже некритично для них, граждане с доходом более 1 млн. долл. должны, по мнению инициаторов закона, отчислять порядка 100 тыс. долл. В целом предлагается повысить налоги для граждан с доходом более миллиона долларов минимум до 30%. Однако пока только ведутся споры о введении налога для богатых. Благоприятной особенностью США является наличие органа, который оценивает налоговый климат в отдельных штатах <2>. В основу анализа закладывается сравнение размеров всех прямых налогов на компании и предпринимателей, а также величина и размеры налоговых скидок и льгот по налоговым платежам, которые могут получить компании, зарегистрированные и ведущие деятельность в данном штате. По результатам анализа за прошедший год, наиболее удобными для ведения бизнеса авторами отчета были признаны штаты Вайоминг, Южная Дакота и Невада, так как в этих штатах местные органы не взимают никакие дополнительные к федеральным индивидуальные или корпоративные налоги. Штаты Аляска и Флорида заняли последующие места в рейтинге, так как на их территории не взимаются местные индивидуальные налоги, а взимаемый местный корпоративный налог относительно невелик по своему размеру. ——————————— <2> URL: www. taxfoundation. org.
Наиболее тяжелое налоговое бремя, согласно данным отчета, в штатах Нью-Джерси, Нью-Йорк и Калифорния. По мнению Tax Foundation, в данных штатах не только установлена наиболее высокая налоговая нагрузка, но и действующее в них налоговое регулирование отличается излишней трудностью. Таким образом, особенностью изменений налогообложения в США являются: — обсуждение вопроса отмены льгот для богатых американцев; — проведение мониторинга наилучшей налоговой привлекательности.
Тенденции изменения налогов в России
Основной тенденцией для России является постоянное внесение изменений, установление новых порядков налогообложения. Ежегодно в области налогообложения происходят значительные изменения, и уже сегодня известно, что 2012 г. не будет исключением. В данной статье мы постараемся разобраться, каких положительных или отрицательных изменений ждать в следующем году. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. N 974 установлена новая предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. С 2012 г. взносы будут начисляться в отношении каждого физического лица на сумму, не превышающую 512 000 руб. нарастающим итогом. Предельная величина увеличилась в 1,1048 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Напомним, что в 2011 г. предельная величина составляла 463 000 руб.; а в 2010 г. — 415 000 руб. Кроме того, изменятся тарифы страховых взносов. Президент подписал соответствующий Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», Закон принят Государственной Думой 23 ноября 2011 г. и одобрен Советом Федерации 25 ноября 2011 г. На основании изменений для основной массы плательщиков тарифы взносов снизятся с 34 до 30%. Федеральным законом предусматривается установить дополнительный тариф страховых взносов, который будет уплачиваться в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10% с сумм превышения указанной предельной величины выплат, начисленных в пользу работника. Кроме того, с 2012 г. запланировано перераспределение процентов между федеральным и территориальными отделениями ФОМС. В ФФОМС компании будут перечислять 5,1%, а в ТФОМС платить ничего будет не нужно. Это закреплено в Федеральном законе от 16 октября 2010 г. N 272-ФЗ. Кроме того, расширяется перечень плательщиков взносов, которые могут применять пониженные тарифы. Федеральным законом снижаются тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, — субъектов малого предпринимательства в производственной и социальной сферах, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, сфере образования, науки и др., для благотворительных организаций. В перечень плательщиков, в отношении которых применяются пониженные тарифы страховых взносов, включены также организации, оказывающие инжиниринговые услуги, аптечные организации, применяющие специальные режимы налогообложения. Изменения вносятся и в порядок страхования неработающего населения. Так, Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ устанавливается тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в размере 18 864,6 руб. При определении размера страховых взносов к тарифу страхового взноса 18 864,6 руб. применяются коэффициенты: в 2012 г. — 0,7913, в 2013 — 2014 гг. — 0,9000. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее — Закон N 227-ФЗ) практически полностью изменяет принципы определения цены товаров. Этот Закон расширяет перечень взаимозависимых лиц и изменяет основы определения соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным. 1 января 2012 г. в Налоговом кодексе РФ появился раздел V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании». Понятие контролируемых сделок не отражено в действующей редакции Налогового кодекса, но оно будет введено Законом N 227-ФЗ. К контролируемым сделкам в первую очередь относятся сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). К таковым приравнивается совокупность сделок по реализации товаров, работ, услуг, совершаемых с участием посредников и между взаимозависимыми лицами. Таким образом, перепродажа товаров, работ, услуг взаимозависимому лицу будет контролироваться, даже если напрямую никаких операций такие лица между собой не проводили. Контролируемой признается сделка между взаимозависимыми лицами: 1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за календарный год превышает определенную сумму: применительно к 2012 г. — 3 млрд. руб.; применительно к 2013 г. — 2 млрд. руб.; с 2014 г. и далее — 1 млрд. руб.; 2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ); 3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком ЕСХН или ЕНВД (если сделка заключена в рамках деятельности под ЕНВД); 4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по этому налогу ставку 0% в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ (т. е. является организацией, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»). Не признаются контролируемыми следующие сделки: 1) между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков. На данный момент положения о такой группе только планируется внести в Налоговый кодекс РФ. Следовательно, невозможно точно сказать, с какого момента указанное исключение начнет действовать; 2) с лицами, которые соответствуют одновременно всем следующим условиям: — стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ; — у них нет обособленных подразделений в других регионах и за рубежом; — они не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов РФ; — у них нет убытков, учитываемых в целях налога на прибыль; — отсутствуют обстоятельства для признания сделок, совершаемых такими лицами, контролируемыми согласно пп. 2 — 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ. В соответствии со ст. 105.16 «Уведомление о контролируемых сделках» новой редакции НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговиков о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, направляя в «свой» налоговый орган специальные уведомления о контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены такие сделки. Налогоплательщик по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, представляет документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанной в требовании. Под документацией понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством Российской Федерации) и содержащий следующие сведения: 1) о деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку; 2) следующие сведения об использованных методах: — обоснование причин выбора и способа применения используемого метода; — указание на используемые источники информации; — расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок; — сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности; — сведения об экономической выгоде, получаемой от контролируемой сделки лицом, которым совершена эта сделка, в результате приобретения информации, результатов интеллектуальной деятельности, прав на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и других исключительных прав (при наличии соответствующих обстоятельств); — сведения о прочих факторах, которые оказали влияние на цену (рентабельность). В целом контроль за трансфертным ценообразованием был давно установлен в зарубежных странах, поэтому внесение данных изменений является ожидаемым. В 2012 г. будут повышены ставки по НДПИ в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также горючего природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья: — 446 руб. (на период с 1 января по 31 декабря 2012 г. включительно) и 470 руб. (начиная с 1 января 2013 г.) за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной; — 251 руб. (на период с 1 января по 31 декабря 2012 г. включительно), 265 руб. (начиная с 1 января 2013 г.) за 1000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Таким образом, граждане могут столкнуться со следующими негативными последствиями: — рост тарифов жилищно-коммунального хозяйства; — повышение стоимости бензина, цена которого зависит от налогообложения нефти. В соответствии с налоговым законодательством (п. 1 ст. 193 Налогового кодекса) предусмотрено постоянное повышение ставок акцизов, что может негативно отразиться на конечных потребителях. Определяя тенденции изменения налогов и сборов в России, можно выделить следующие особенности: — непоследовательность в принятии решений; — отсутствие в отличие от США институтов, которые определяют тенденции и следят за изменениями; — постоянное изменение налогового бремени. В целом наблюдаются разновекторные тенденции развития налогового законодательства. В целях обеспечения инвестиционной привлекательности многие страны снижают налоги. Однако в случае бюджетного дефицита налоговые ставки, безусловно, поднимаются или же учащаются разговоры на высшем уровне о необходимости увеличения ставок налогов.
——————————————————————