К вопросу о защите интеллектуальной собственности в России

(Куркина Н. В.) («Российская юстиция», 2012, N 5)

К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ

Н. В. КУРКИНА

Куркина Н. В., кандидат юридических наук, доцент.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, защита интеллектуальной собственности.

В современных экономических и политических условиях России все большую роль играют процессы, происходящие в ключевой сфере — интеллектуальной. Эта сфера относится к главнейшим ресурсам государства, его научно-техническому потенциалу.

In the current economic and political conditions of Russia all play an important role processes occurring in the key field — intellectual. This area belongs to the most important resources of the state, its scientific and technical potential.

В каждом товаре заложены результаты интеллектуальной творческой деятельности конкретных людей. Это научно-технические, художественно-конструкторские, организационные, коммерческие и иные решения, в результате которых у продукции появились необходимые потребительские свойства. Результаты интеллектуальной деятельности — это далеко не всегда в достаточной для покупателя степени доработанная технология, чаще всего это пока только сырье, нужно еще время и средства, чтобы превратить его в технологию выпуска покупаемой продукции. Сложившаяся в настоящее время система правовой охраны интеллектуальной собственности характеризуется двумя обстоятельствами. Во-первых, период перехода от советского законодательства к российскому обусловил противоречивость отдельных положений различных правовых документов, выданных на технические решения, срок действия которых в настоящее время еще не истек. В соответствии с Законом СССР «Об изобретениях в СССР», действовавшим с 1 июля 1991 г., авторские свидетельства на изобретения сменили патенты СССР на изобретения, а после принятия Патентного закона РФ с 14 октября 1992 г. стали выдаваться патенты РФ на изобретения <1>. Менялись критерии охраноспособности, приоритеты и условия получения прав, а также их обремененность правами других лиц. ——————————— <1> Корчагин А. Д. и др. Охрана изобретений и полезных моделей по Патентному закону РФ. СПб., 2010. С. 21.

Во-вторых, необходимо отметить, что отстаивание прав интеллектуальной собственности связано с развитием гражданского, уголовного, административного, трудового права и многих других областей права <2>. Например, невозможность предъявления к работнику требования возместить ущерб от упущенной выгоды согласно действующему в настоящее время трудовому законодательству существенно ограничивает права работодателя по отстаиванию прав интеллектуальной собственности. Ведь ценность исключительных прав заключается именно в будущем доходе от предоставленных законодателем преимуществ на рынке. ——————————— <2> Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. М.: Издательство «ПБЮЛ Гриженко Е. М.», 2009. С. 31 — 33.

За нарушение обязательств по авторскому договору предусмотрена компенсация убытков, причиненных другой стороне, включая упущенную выгоду. Ответственность автора за не представленные по договору заказа произведения ограничена возмещением реального ущерба. В остальном к ответственности по авторским договорам применяются нормы ГК о нарушении обязательств (гл. 25 ГК). Часть 4 ГК РФ перечисляет способы несанкционированного использования охраняемых объектов, которые признаются нарушением установленных законом исключительных прав на эти объекты. Нарушение договоров о передаче или предоставлении исключительного права на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца влечет имущественную ответственность в соответствии с нормами ГК (см. гл. 25) и условиями договора <3>. ——————————— <3> Серегин А. Ф. Интеллектуальная собственность в Российской Федерации. М.: Теис, 2009. С. 29 — 30.

КоАП установил ответственность за незаконное использование произведений и фонограмм (ст. 7.12). В УК в гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» содержатся статьи об уголовном преследовании за нарушение авторских и смежных прав (ст. 146), изобретательских и патентных прав (ст. 147), а в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» включена статья о незаконном использовании товарного знака (ст. 180). Защита прав патентообладателей и авторов рассматривается в судебном порядке. Судебный порядок наиболее приспособлен для установления истины и защиты нарушенного субъективного права. Формой обращения в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права является исковое заявление, которое в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства предъявляется по месту нахождения ответчика. Споры об авторстве возникают в тех случаях, когда утверждается, что действительным автором является другое лицо, а не то, чье имя упоминается в патенте в качестве автора изобретения <4>. Другими словами, ставится вопрос о том, что авторство было присвоено другим лицом. Таким образом, гражданско-правовая защита нарушенного права авторства заключается в предъявлении иска о признании права авторства либо об исключении того или иного лица (лиц) из числа соавторов. ——————————— <4> Зинов В. Г. Интеллектуальная собственность. М.: Терис, 2011. С. 43.

Спор об авторстве может быть решен только после того, как будет решен вопрос о том, является ли заявленное решение изобретением, соответствующим условиям патентоспособности; без решения этого вопроса спор об авторстве в рамках защиты невозможен. Споры о соавторстве означают, что заявитель не ставит под сомнение авторство лица, указанного в качестве такового в патенте, но утверждает, что в достигнутом решении технической задачи имеется и его творческий вклад <5>. В свою очередь, лицо, оформившее изобретение на свое имя, либо полностью отрицает причастность заявителя к разработке изобретения, либо утверждает, что его участие не носило творческого характера, а сводилось лишь к оказанию технической, материальной или организационной помощи. ——————————— <5> Максимова Л. Г. Авторское право. М.: Гардарики, 2010. С. 15 — 19.

Спор об установлении авторства патентообладателя предполагает, что, по мнению истца, в патенте неправильно указан патентообладатель. Спор о праве преждепользования означает, что физическое или юридическое лицо, которое до даты приоритета изобретения, полезной модели, промышленного образца добросовестно использовало на территории Российской Федерации созданное независимо от его автора тождественное решение или сделало необходимые к этому приготовления, требует в судебном порядке признать его право на дальнейшее их безвозмездное использование без расширения объема такого использования. Спор о праве после пользования предполагает, что оспаривается право лица, которое в период между датой прекращения действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец и датой публикации в официальном бюллетене Роспатента сведений о восстановлении действия патента начало использование запатентованных изобретения, полезной модели или промышленного образца либо сделало в указанный период необходимые к этому приготовления, на дальнейшее его безвозмездное использование без расширения объема такого использования <6>. ——————————— <6> Орлова Н. С., Бромберг Г. В., Соловьева Г. М. Порядок учета и рекомендации по стоимостной оценке объектов интеллектуальной собственности. М.: ИНИЦ, 2010. С. 49 — 51.

Споры о праве автора на вознаграждение включают споры о вознаграждении за использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, созданных в порядке выполнения служебного задания, при выполнении работ по государственному контракту для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Федерации и т. д. Способы защиты нарушенных прав (имущественных и личных неимущественных) авторов и патентообладателей в ч. 4 ГК РФ не предусмотрены. В связи с этим, поскольку патентное право является частью гражданского права, применяются способы защиты, предусмотренные ст. 12 ГК. Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков. Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда. Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав в установленном законом порядке вправе обратиться для защиты своих прав в суд, арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, в порядке, установленном законом, вправе обращаться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией. Изменения в Уголовном кодексе РФ, действующие с 19 ноября 2001 г. (Федеральный закон от 17 ноября 2001 г. N 144-ФЗ), усилили ответственность за нарушение прав на товарный знак: 1. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 4 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет. 2. Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в РФ товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй ст. 180 УК РФ, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от 400 до 800 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 4 до 8 месяцев, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет. Практика отстаивания прав на результаты творческой деятельности возникает там и тогда, где и когда возникает экономическая целесообразность тратить ресурсы на эти цели. Обычно она возникает при развитии конкурентной среды в конкретной отрасли экономики. Те виды объектов интеллектуальной собственности, которые реально используются в конкурентной борьбе, становятся предметом спора в судах различной юрисдикции. Рыночные отношения пока слабо развиты в отечественной промышленности, потому исков по изобретениям, промышленным образцам и полезным моделям в судах различной юрисдикции рассматривается мало. Иллюстрирует этот факт то, что Высший Арбитражный Суд пока не обобщал практику рассмотрения споров по этому поводу между юридическими лицами. Стратегия охраны российской интеллектуальной собственности в любой стране связана с планами производства и сбыта продукции, выпущенной на основе охраняемых результатов творческой деятельности в конкретной стране <7>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебное пособие «Интеллектуальная собственность» С. П. Гришаева включено в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— <7> Гришаев С. П. Интеллектуальная собственность: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2009. С. 49.

Правовая охрана интеллектуальной собственности связана с дополнительными затратами и далеко не всегда приводит к доходам, но всегда работает на престиж разработчика, его известность на рынке новой продукции и новых технологий. Это связано с маркетинговой политикой организации и в определенной степени подобно рекламной кампании, но, в отличие от последней, правовая охрана в неизмеримо большей степени связана с выполнением многих юридических правил и процедур, действующих в интересующей экспортера стране. По мере того как все большее число стран создавало систему охраны объектов ИС, появилась необходимость гармонизировать соответствующее законодательство на международном уровне. Основополагающим всеобъемлющим международным соглашением является Парижская конвенция по охране промышленной собственности, принятая в 1883 году, которая неоднократно дополнялась и уточнялась. Советский Союз присоединился к ней 1 июля 1965 г. Российская Федерация как преемник СССР также является договаривающимся государством — участником Конвенции. Первая группа положений Конвенции дает возможность гражданам всех договаривающихся стран иметь на территории каждой из них те же преимущества по правовой охране и использованию объектов промышленной собственности, что имеют и собственные граждане. Вторая группа положений дает возможность заявителям на основании первой правильно оформленной заявки в патентное ведомство одной страны испрашивать охрану в других странах с сохранением даты приоритета первой заявки. Срок, в течение которого такое право сохраняется для изобретений и полезных моделей, составляет 12 месяцев, а для промышленных образцов и товарных знаков — 6 месяцев. Это так называемый срок конвенционного приоритета. В целом Российская Федерация является участником следующих многосторонних международных договоров в области ИС: Конвенции, согласно которой учреждена Всемирная организация интеллектуальной собственности; Парижской конвенции по охране промышленной собственности (Стокгольмский акт); Соглашения о международной классификации товаров и услуг для целей регистрации знаков (Женевский акт, г. Ницца); Договора о патентной кооперации; Страсбургского соглашения о международной патентной классификации; Конвенции о распространении сигналов, передаваемых спутниками; Будапештского договора о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры; Договора об охране олимпийского символа (г. Найроби); Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. (включая Дополнительные протоколы); Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений; Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм; Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (региональное соглашение стран СНГ); Евразийской патентной конвенции (региональное соглашение стран СНГ). Российская Федерация заключила также двусторонние межправительственные соглашения по охране промышленной собственности со странами СНГ. Кроме того, она является правопреемником СССР по ранее заключенным им двусторонним межправительственным соглашениям. Особо необходимо отметить Договор о патентной кооперации (англоязычная аббревиатура PCT — Patent Cooperation Treaty,). Это многостороннее соглашение принято для упрощения охраны изобретений. По этому Договору возможна подача и регистрация отдельных международных патентных заявок, имеющих ту же силу, что и отдельные заявки, поданные и зарегистрированные в патентных ведомствах каждой из стран — участниц PCT. Заявка обычно регистрируется патентным ведомством того государства, гражданином которого является заявитель или в котором он проживает. Это ведомство проверяет заявку с формальной точки зрения. Экспертизу по существу заявляемого решения проводит специальный международный поисковый орган, одним из которых является Всероссийский научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы. Международная заявка публикуется Всемирной организацией интеллектуальной собственности через 18 месяцев после установления даты приоритета заявки. Отчет о поиске по международной заявке направляется в патентные ведомства стран, где заявитель желает иметь охранный документ. Национальные патентные ведомства принимают решения о выдаче патента на своей территории. Отчет о международном поиске дает заявителю четкую картину, в какой из стран он может рассчитывать получить патент. При наличии такого отчета выносимые патентными ведомствами решения становятся более обоснованными. Развивается практика региональных объединений государств с созданием единой патентной системы, когда становится возможным получение единого регионального патента, действующего на всей территории объединения. Так, в течение 20 лет действует Европейское патентное ведомство, в которое входят 17 государств. Как известно, мировых патентов не существует, действуют только патенты, выданные государственными патентными ведомствами конкретных стран, каждой из которых нужно заплатить соответствующую пошлину. Региональные патенты обычно дешевле, чем сумма платежей за получение патентов сразу в нескольких странах, если этих стран более трех. В 1994 году страны СНГ создали аналогичное объединение — Евразийское патентное ведомство. Оно рассматривает изобретения, заявки на которые из Белоруссии, Казахстана, России, Таджикистана, Туркменистана (и, как ожидается, в скором времени из Азербайджана, Киргизии, Молдавии, Грузии и Украины) могут подаваться не только в национальные патентные ведомства, но и в Москву в новую международную организацию. В России первая заявка на изобретение, полезную модель, промышленный образец должна быть подана в национальное патентное ведомство не ранее чем через шесть месяцев перед зарубежным патентованием. По специальной просьбе заявителя в необходимых случаях Роспатент может разрешить патентование в зарубежных странах ранее указанного срока, но требование первоначальной подачи заявки в патентное ведомство Российской Федерации остается неизменным. Действующая в России нормативная база правовой охраны и использования результатов творческой деятельности (законодательство об интеллектуальной собственности) дает возможность превратить интеллектуальные ресурсы предприятий в объекты интеллектуальной собственности и применять их для получения дополнительного дохода. Следовательно, можно сделать вывод, что существует две основные взаимосвязанные причины, по которым разные государства принимают законы, направленные на охрану интеллектуальной собственности. Одна из них — необходимость оформлять законным образом моральные и экономические права авторов произведений интеллектуального творчества, а другая — стремление стимулировать в рамках спланированной правительственной политики творческую активность людей, распространение и применение ее результатов, что способствует развитию честной торговли между странами и внутри самого государства.

——————————————————————