Управленческий аспект учетной политики в процедуре финансового оздоровления

(Безбородова Т. И.) («Юрист», 2012, N 11)

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОЦЕДУРЕ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ <*>

Т. И. БЕЗБОРОДОВА

——————————— <*> При подготовке данной статьи использовалась СПС «КонсультантПлюс».

Безбородова Татьяна Ивановна, доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности, Финансовый университет при Правительстве РФ, ЗФЭИ, филиал в г. Пензе, кандидат экономических наук.

Серьезной проблемой, препятствующей эффективной работе административного управляющего в ходе процедуры финансового оздоровления, являются широкие возможности собственников, руководителей кризисных предприятий. В статье представлены мероприятия учетной политики, усиливающие контроль за выполнением плана финансового оздоровления и соблюдением графика погашения задолженности, что позволит отразить данную информацию не только в отчете административного управляющего, но и в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Ключевые слова: финансовое оздоровление, контроль, хозяйственные операции, учетная политика, отчетность.

Administrative aspect of accounting policies in procedure of financial improvement T. I. Bezborodova

Wide opportunities of owners and leaders of the crisis companies is the serious problem which interferes with efficient operation of the administrative supervisor during the procedure of financial recovery. The article presents the activities of accounting policies that enhance control over the implementation of financial recovery plan and compliance schedule of debt repayments, which will allow reflect the information not only in the report of an administrative supervisor but also in financial (accounting) statements.

Key words: financial recovery, control, transactions, accounting policy, statement (report).

Под арбитражным управлением в рамках антикризисного бизнес-регулирования на макроуровне понимается управление несостоятельным предприятием под руководством назначенного арбитражным судом субъекта Федерации (по месту нахождения должника) арбитражного управляющего (временного, административного, внешнего и конкурсных управляющих). Действующим законодательством четко регламентируются задачи арбитражных управляющих, последовательность и продолжительность их работы, определен уровень их компетенции, ответственности в каждом деле о банкротстве, поставлены цели для каждого рассматриваемого уровня управления, методы их достижения, режим антикризисного бизнес-регулирования [9, с. 102 — 107]. Каждый из них имеет свои характерные черты, задачи и функции, определяемые особенностями действия каждой процедуры банкротства, накладывая определенный отпечаток на организацию бухгалтерского учета, прежде всего через учетную политику, которая должна отображать последствия и управление должником с даты вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры банкротства. На примере процедуры финансового оздоровления рассмотрим изменения, предлагаемые для внесения в учетную политику должника на период ее проведения. Согласно ПБУ 1/2008 учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации, в частности: порядок контроля за хозяйственными операциями; рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета [3]. Остановимся на порядке контроля за хозяйственными операциями, отражаемого хозяйствующими субъектами в организационно-техническом разделе учетной политики, указывая прежде всего руководителей подразделений и руководителя организации, осуществляющих этот контроль. На период проведения процедуры банкротства контроль за совершением хозяйственных операций осуществляют собственники, арбитражные управляющие и комитет кредиторов, представляющий законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и контролирующий действия арбитражного управляющего, а также реализующий иные предоставленные собранием кредиторов полномочия. «Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя)» [2, п. 19]. Однако положение об организации внутреннего контроля существует лишь для кредитных организаций и банковских групп. В нем система внутреннего контроля трактуется как совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством РФ, учредительными и внутренними документами кредитной организации. При этом система органов внутреннего контроля определяется учредительными и внутренними документами кредитной организации как совокупность органов управления, а также подразделений и служащих (ответственных сотрудников), выполняющих функции в рамках системы внутреннего контроля [6]. Термин «система внутреннего контроля» в правилах (стандартах) аудиторской деятельности означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. При этом данная система выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и включает контрольную среду [5]. Однако присутствие пункта «Порядок контроля за хозяйственными операциями» в учетной политике при проведении процедур банкротства позволяет предположить, что в качестве контрольной среды в системе внутреннего контроля могут быть такие элементы, как: — порядок контроля за хозяйственными операциями; — распределение ответственности и полномочий лиц, участвующих в деле о банкротстве, на примере совершаемых должником сделок. Федеральным законом N 127-ФЗ определяются последствия введения процедуры банкротства и управление должником в этот период, что и положено в основу контроля за хозяйственными операциями в учетной политике организации-должника (табл. 1, 2) [1].

Таблица 1

Порядок контроля за хозяйственными операциями при процедуре финансового оздоровления

Хозяйственные операции, Хозяйственные Хозяйственные не допускаемые операции, действие операции, к исполнению которых отменяется действие которых ограничено

Требования кредиторов

Изъятие собственником имущества Ранее принятые меры По денежным должника — унитарного предприятия по обеспечению обязательствам и принадлежащего должнику имущества требований об уплате кредиторов обязательных платежей, за Прекращение денежных обязательств Неустойки (штрафы, исключением должника путем зачета встречного пени), подлежащие текущих однородного требования, уплате проценты и платежей, могут предоставления отступного или иным иные санкции за быть предъявлены способом, если при этом нарушается неисполнение или к должнику очередность удовлетворения, ненадлежащее только с установленная п. 4 ст. 134 ФЗ-127, исполнение денежных соблюдением либо если такое прекращение приводит обязательств и установленного к преимущественному удовлетворению обязательных законом порядка требований кредиторов одной очереди, платежей, за предъявления обязательства которых прекращаются, исключением текущих перед другими кредиторами платежей

Требования учредителей

Удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников)

Выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам, доходов по долям (паям)

Распределение прибыли между учредителями (участниками) должника

Выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплата действительной стоимости доли (пая)

Таблица 2

Распределение ответственности и полномочий лиц, участвующих в процедуре финансового оздоровления, на примере совершаемых должником сделок

Кредиторы: сделки, Лица, Административный совершаемые с их согласия предоставившие управляющий: сделки, обеспечение: совершаемые с его согласия сделки, совершаемые с их согласия

1. Совершать сделки или Совершать сделки, влекущие за несколько взаимосвязанных собой увеличение кредиторской сделок, в совершении которых задолженности должника более у него имеется чем на 5% суммы требований заинтересованность или кредиторов, включенных в которые: реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления

— связаны с приобретением, Сделки, связанные с отчуждением или возможностью приобретением, отчуждением отчуждения прямо либо или возможностью отчуждения косвенно имущества должника, прямо либо косвенно имущества балансовая стоимость должника, за исключением которого составляет более 5% реализации имущества балансовой стоимости активов должника, являющегося готовой должника на последнюю продукцией (работами, отчетную дату, услугами), изготавливаемой предшествующую дате или реализуемой должником в заключения сделки; процессе обычной хозяйственной деятельности

— влекут за собой выдачу Влекут за собой уступку прав займов (кредитов), выдачу требований, перевод долга; поручительств и гарантий, а влекут за собой получение также учреждение займов (кредитов) доверительного управления имуществом должника

2. Принимать решение о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании)

3. При размере денежных обязательств, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов

Одним из условий введения процедуры финансового оздоровления арбитражным судом несостоятельной организации является предоставление достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на двадцать процентов. Или это может быть сумма, на которую выдана банковская гарантия, превышающая размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на двадцать процентов. Сведения о лицах, предоставивших обеспечение, и о предоставленном ими обеспечении исполнения должником его обязательств раскрываются в отчете арбитражным управляющим обособленно [1]. Существенность такой информации требует ее отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении, с включением соответствующих дополнительных показателей и пояснений [4]. Информация Минфина РФ от 22 июня 2011 г. N ПЗ-5/2011 «О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организации» дает дополнительные разъяснения по этому вопросу, не рассматривая при этом в качестве обеспечений под собственные обязательства выданные кредиторам организации поручительства третьих лиц по обязательствам отчитывающейся организации [7, п. 10б]. Поэтому для учета таких обязательств счет 08 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» не предназначен, и с целью контроля за процессом предоставления достаточного обеспечения третьих лиц, как и банковской гарантии, в рабочий план счетов на период проведения процедуры финансового оздоровления предлагается ввести отдельный забалансовый счет, например 012 «Обеспечения под собственные обязательства, выданные кредиторам организации поручительства третьих лиц по обязательствам организации-должника». При этом раскрываемая информация может являться существенной не только с точки зрения ее стоимостной оценки, но и характера ее взаимосвязи с существенными показателями в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках. Ввиду перечисления денежных средств, полученных в результате исполнения лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств, на счет должника для расчетов с кредиторами, необходимо откорректировать строки отчета о движении денежных средств с учетом качественной оценки существенности информации, например способ или вид обеспечения. Однако, несмотря на ограничения, введенные ФЗ N 127-ФЗ в части принятия управленческих решений лицами, участвующими в проведении процедуры финансового оздоровления, серьезной проблемой, препятствующей эффективной работе административного управляющего, являются широкие возможности собственников, руководителей кризисных предприятий, которые применяют «формально законные» методы по искусственному наращиванию кредиторской задолженности, включению ее в реестр кредиторов. Поэтому для достоверного учета основных средств, контрактов и договоров в электронных системах бухгалтерского учета необходимо внедрение комплексного документооборота с органами ГИБДД, Росреестра, Гостехнадзора о наличии зарегистрированного имущества должника. Часть работы в этом направлении уже проведена: принят Приказ ФНС РФ от 20 декабря 2011 г. N ММВ-7-6/948@ «Об утверждении Справочника форматов документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при реализации электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (СФНД)» [8]. Наладив систему информационного обеспечения управления в процедурах банкротства, можно сократить период получения и обработки информации, а также объем совокупных расходов на проведение процедуры банкротства. Надеемся, что указанные мероприятия учетной политики усилят контроль за выполнением плана финансового оздоровления и соблюдением графика погашения задолженности и позволят организации наладить отражение данной информации не только в отчете административного управляющего, но и в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) «О несостоятельности (банкротстве)». 2. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». 3. Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н (в ред. от 08.11.2010) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации») (ПБУ 1/2008)». 4. Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н (в ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)». 5. Правило (стандарт) N 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом». Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 405 «О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности». 6. Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (утв. Банком России 16.12.2003 N 242-П) (в ред. от 05.03.2009). 7. Информация Минфина РФ от 22 июня 2011 г. N ПЗ-5/2011 «О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организации». 8. Приказ ФНС РФ от 20 декабря 2011 г. N ММВ-7-6/948@ «Об утверждении Справочника форматов документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при реализации электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (СФНД)». 9. Ряховская А. Н. Трансформация антикризисного управления в антикризисном бизнес-регулировании // Эффективное антикризисное управление. 2011. N 2(65).

——————————————————————