Совершенствование регулирования оборота информационной продукции: защищая детей
(Щур-Труханович Л. В.) («Торговое право», 2012, N 7)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ: ЗАЩИЩАЯ ДЕТЕЙ
Л. В. ЩУР-ТРУХАНОВИЧ
Щур-Труханович Л. В., главный эксперт журнала «Торговое право», кандидат экономических наук.
В первый день сентября вступает в силу Федеральный закон N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», принятый в конце 2010 года, нормы которого применительно к торговле подробно анализировались на страницах журнала в начале 2012 года. Посчитав необходимым уточнить отдельные положения резонансного нормативного правового акта, законодатель внес изменения, содержание которых рассматривается в настоящей статье.
Ключевые слова: дети, оборот, защита, эксперты, Интернет, информация, общественный контроль, информационная продукция, знак информационной продукции.
За 3 дня до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» <1> Президент РФ подписал Федеральный закон от 28.07.2012 N 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» <2>, которым изменено первоначальное регулирование порядка распространения информации, в том числе посредством печатных источников. ——————————— <1> СЗ РФ. 03.01.2011. N 1. Ст. 48. <2> СЗ РФ. 30.07.2012. N 31. Ст. 4328.
В основном новеллы и уточнения направлены на регулирование отношений в связи с размещением информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей подвижной радиотелефонной связи. В частности, расширен перечень видов информационной продукции, оборот которой разрешается без знака информационной продукции. Теперь, помимо 1) учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, 2) телепрограмм, телепередач, транслируемых в эфире без предварительной записи, 3) информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания, 4) информационной продукции, демонстрируемой посредством зрелищных мероприятий, 5) периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера, в указанный перечень вошли: а) информация, распространяемая посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, кроме сетевых изданий; б) комментарии и (или) сообщения, размещаемые по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания в порядке, установленном редакцией этого средства массовой информации. Поскольку техническими регламентами вопросы обозначения информационной продукции специальными знаками не регулируются, законодатель отказался от ссылок на акты технического регулирования и подзаконное регулирование в принципе, определив содержание указанного знака непосредственно в Федеральном законе.
Знак информационной продукции
Согласно новой редакции части первой статьи 12 Федерального закона обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований данного Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
1) применительно к категории информационной продукции для детей, не
достигших возраста 6 лет, — в виде цифры «0» и знака «плюс» (то есть 0+ );
2) применительно к категории информационной продукции для детей,
достигших возраста 6 лет, — в виде цифры «6» и знака «плюс» (то есть 6+ )
и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 6 лет»; 3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста 12 лет, — в виде цифры «12» и знака «плюс» (то есть
12+ )и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей
старше 12 лет»; 4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста 16 лет, — в виде цифры «16» и знака «плюс» (то есть
16+ )и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей
старше 16 лет»; 5) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста 18 лет, — в виде цифры «18» и знака «плюс» (то есть
18+ )и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей
старше 18 лет».
В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции среди детей выполняется на русском языке, а в случаях, установленных Федеральным законом от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» <1>, на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках. ——————————— <1> СЗ РФ. 06.06.2005. N 23. Ст. 2199.
Интернет-магазины и сайты торговых организаций
Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, принципиальное значение имеет статья 14 Федерального закона. Согласно частям 1 и 2 названной статьи доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети Интернет в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не зарегистрированный как средство массовой информации, может содержать знак информационной продукции (в том числе в машиночитаемом виде) и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей, соответствующие одной из категорий информационной продукции. При этом классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно в соответствии с требованиями данного Федерального закона. Если в первоначальной редакции Федерального закона экспертиза информационной продукции проводилась по одним правилам, то в редакции, применяемой с сентября 2012 года, эти правила изменились. Согласно статье 17 Федерального закона экспертиза информационной продукции проводится экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями, аккредитованными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений, граждан на договорной основе. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.10.2011 N 859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части распределения полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» <1> на выполнение указанной функции уполномочена Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Рособрнадзор). ——————————— <1> СЗ РФ. 31.10.2011. N 44. Ст. 627.
Аккредитация экспертов и экспертных организаций
Рособрнадзор осуществляет в установленном им порядке аккредитацию экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции, включая выдачу аттестатов аккредитации, приостановление или прекращение действия выданных аттестатов аккредитации, ведение реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций и контроль за деятельностью аккредитованных им экспертов и экспертных организаций. Информация об аккредитованных экспертах и экспертных организациях размещается на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в виде сведений из реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций: — о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании, организационно-правовой форме юридического лица, адресе его места нахождения, адресах мест осуществления экспертной деятельности (в отношении аккредитованных экспертных организаций); — о фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчестве индивидуального предпринимателя, адресах мест осуществления экспертной деятельности (в отношении аккредитованных экспертов, являющихся индивидуальными предпринимателями); — о фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчестве физического лица, наименовании и организационно-правовой форме экспертной организации, адресах мест осуществления экспертной деятельности (в отношении аккредитованных экспертов, являющихся работниками экспертных организаций); — о номере и дате выдачи аттестата аккредитации; — о номере и дате приказа (распоряжения должностного лица) Рособрнадзора об аккредитации эксперта или экспертной организации; — о виде информационной продукции, экспертизу которой вправе осуществлять аккредитованный эксперт или аккредитованная экспертная организация; — о сведениях о приостановлении или прекращении действия выданного аттестата аккредитации.
Эксперты
В качестве экспертов для проведения экспертизы информационной продукции могут выступать лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии, за исключением лиц: 1) имеющих или имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности; 2) являющихся производителями, распространителями информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представителями. Срок проведения экспертизы информационной продукции не может превышать 30 дней с момента заключения договора о ее проведении. Оплата услуг экспертов, экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением экспертизы информационной продукции расходов осуществляются за счет заказчика экспертизы. В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона экспертное заключение составляется в 3 экземплярах для передачи заказчику экспертизы информационной продукции, для направления в течение 2 рабочих дней со дня подписания экспертного заключения в Рособрнадзор и для хранения у эксперта или в экспертной организации в течение 5 лет. Информация о проведенной экспертизе информационной продукции и ее результатах размещается Рособрнадзором в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на своем официальном сайте в течение 2 рабочих дней со дня получения экспертного заключения.
Общественный контроль
Изменилось и первоначальное содержание общественного контроля за соблюдением Федерального закона. Осознав, что количество обращений граждан с требованиями о проведении экспертизы информационной продукции, расходы в связи с проведением которой ранее предполагалось возмещать преимущественно за счет бюджета, а в новой редакции перенесены на заказчика, законодатель исключил из содержания общественного контроля данный вид взаимодействия. Таким образом, в сентябре запускается довольно ограниченный механизм общественного контроля общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, гражданами посредством мониторинга оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством «горячих линий». В остальном для торговых операторов, осуществляющих торговлю информационной продукцией (печатными изданиями, полиграфией, аудиовизуальными произведениями на любых видах носителей, программами для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базами данных) правовое регулирование правил торговли не изменилось <1>. ——————————— <1> Прим. ред. Содержание нового правового регулирования оборота информационной продукции подробно рассматривалось на страницах «Торгового права» (2012. N 1. С. 27).
Однако под предлогом защиты детей от вредной информации существенно обогатилось законодательство об информации, о котором следует знать юридическим службам торговых операторов. В частности, понятийный аппарат Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <1> дополнен следующими терминами и их легальными определениями: ——————————— <1> СЗ РФ. 31.07.2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448; …; 11.04.2011. N 15. Ст. 2038.
— сайт в сети Интернет — совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет; — страница сайта в сети Интернет (интернет-страница) — часть сайта в сети Интернет, доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети Интернет; — доменное имя — обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети Интернет; — сетевой адрес — идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему; — владелец сайта в сети Интернет — лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети Интернет, в том числе порядок размещения информации на таком сайте; — провайдер хостинга — лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети Интернет. Указанные термины вводятся в действие с 01.11.2012 одновременно с началом формирования в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Таким образом, комплексно решая вопросы управления информационной средой в целях защиты интересов детей, законодатель фактически создает основу для более тонкого и точного регулирования отношений, возникающих в связи с использованием сетевых технологий. Для осваивающих интернет-ритейл торговых операторов это означает реальную перспективу администрирования дистанционной торговли не только информационной продукцией.
——————————————————————