Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса
(Загоруйко И. Ю., Фролович Э. М.)
(«Вестник Пермского университета», 2012, N 3)
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО КРИЗИСА
И. Ю. ЗАГОРУЙКО, Э. М. ФРОЛОВИЧ
Загоруйко И. Ю., доцент кафедры предпринимательского права, Пермский государственный национальный исследовательский университет.
Фролович Э. М., старший преподаватель кафедры предпринимательского права, Пермский государственный национальный исследовательский университет.
Статья посвящена анализу существенного влияния финансового кризиса в Российской Федерации на доступность кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса, на реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения, что также негативно сказалось на малом и среднем бизнесе.
Авторы указывают, что присущие мелким предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы общества обусловливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики.
В статье описывается, что для мелких предприятий характерны такие слабости, как чрезмерная зависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т. п. Очевидно, полагают авторы, что начавшийся мировой финансовый кризис в большей степени окажет негативное влияние на ситуацию в сфере предпринимательства, но особенно это коснется малого бизнеса. Недостаток финансовых ресурсов — одна из важнейших проблем малых предприятий в условиях кризиса. Более того, банкам не выгодно выдавать небольшие кредиты (а именно такие кредиты требуются малым предприятиям).
Авторы исследуют проблематику финансирования в России и указывают, что в этих условиях государство в последнее время выделяет определенные финансовые средства на поддержку малого бизнеса, но они, как правило, перечисляются банкам, фондам, ассоциациям и нередко просто не доходят непосредственно до предпринимательских структур.
В статье описывается и зарубежный опыт финансирования, излагается материал о том, что в странах с развитой рыночной экономикой превалируют такие тенденции, как последовательный перенос государственной поддержки и затрат на нее на региональный и местный уровень, сокращение прямой финансовой помощи и преобладание так называемых мягких, косвенных методов поддержки, включая расширенное применение налоговых льгот, устранение административных барьеров, обеспечение консультационными и информационными услугами и др.
Авторы делают выводы о том, что в 2009 — 2012 годах радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела малого бизнеса. Усилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы, Счетной Палаты.
Кроме того, при разработке мер поддержки необходимо учитывать специфические российские черты малого бизнеса, существенно отличающие его от зарубежного.
Все эти особенности должны учитываться при разработке действенных, конкретно-целевых мер государственной и негосударственной поддержки сектора малого бизнеса. При этом меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органично дополнять друг друга.
Статья посвящена теме влияния мирового финансового кризиса на развитие малого предпринимательства в России. Предлагается комплекс мер, направленных на поддержку малого бизнеса.
Ключевые слова: развитие малого бизнеса; влияние мирового финансового кризиса; государственная поддержка малого предпринимательства в России.
Research of development and optimization of small business in Russia in conditions world crisis conditions
I. Ju. Zagorujko, Je. M. Frolovich
Zagorujko I. Ju., Perm State National Research University.
Frolovich Je. M., Perm State National Research University.
This article analyzes the significant impact of the financial crisis in the Russian Federation on the availability of credit for small and medium businesses, the implementation of investment projects, as well as consumer activity, which also had a negative impact on small and medium sized businesses.
The authors point out that the inherent flexibility of small enterprises, the simplicity and low cost of management, the ability to promote scientific and technological progress, accelerate the introduction of its results and to mobilize substantial financial and operational resources of the society determine significant economic, antitrust, innovation and social role of the sector.
The article explains that small businesses are characterized by such weaknesses as an over-reliance on the external environment, the instability, especially due to financial crises, lack of resources, sales challenges etc.
The authors believe that the global financial crisis is likely to have a more negative impact on the situation in the business sphere with especially small businesses to be affected. The lack of financial resources is one of the most important challenges faced by small businesses in the crisis.
Furthermore, it is not profitable for banks to lend small loans (i. e. loans are required for small businesses).
The authors explore the issues of finance in Russia and indicate that in these circumstances the state has recently allocated some funds to support small business. However, these funds are generally transferred to banks, foundations, associations, and, often, just do not get directly to the businesses.
The article describes the financial and international experience. The study shows that the countries with a developed market economy are dominated by the trends such as the serial transfer of state support and the cost of it to the regional and local level, the reduction of direct financial assistance and the prevalence of so-called «soft», indirect methods of support, including increased tax breaks, eliminating administrative barriers, providing consulting and information services etc.
The authors conclude that in 2009 — 2012 there have been radically enhanced efforts to prevent and suppress acts of officials, aimed at corrupt interference in small business. The fight against the phenomena has been strengthened by the prosecution, the Federal Antimonopoly Service and the Chamber of Accounts.
In addition, the development of support measures should take into account the specific features of Russian small businesses that are substantially different from foreign ones.
All these features should be considered in the development of effective, concrete measures targeted state and private sector support for small businesses. In this case, measures to promote small businesses at the federal, regional and municipal levels, should not be duplicating but rather supplementing each other.
The paper explores the impact of the global financial crisis on the development of small business in Russia. It proposes a set of measures to support small businesses.
Key words: small business development; the impact of the global financial crisis; government support of small business in Russia.
Причина современного мирового финансового кризиса заключается в том, что послевоенная мировая экономическая система базировалась на выполнении Соединенными Штатами функции центрального банка мира. Именно доллар был и остается сейчас главной расчетной валютой в международной торговле. И пока доля США в общем объеме мирового ВВП доминировала, а размер международной торговли был относительно незначительным, доллар уверенно выполнял функцию средства платежа [5, с. 78 — 81].
Снижение надежности доллара США как средства платежа и средства сбережения неизбежно привело к параличу всей системы международных расчетов. Существенное сокращение объемов международной торговли — как следствие падения спроса на основные виды ресурсов и рост экономического кризиса в большом количестве стран, экономика которых в большей степени зависит от экспорта сырьевых ресурсов. Это во многом касается и России, с ее бюджетом, основанным на цене за баррель нефти.
Так, по мнению аналитиков, России, как и другим развивающимся рынкам, еще предстоит «новая волна» мирового финансового кризиса.
При этом делается упор на то, что выйти из кризиса в одиночку невозможно, только совместные усилия помогут преодолеть скопившиеся проблемы. Не случайно еженедельно в мире собираются представители разных стран, то в формате «восьмерки», то «двадцатки», то 27 стран ЕС для обсуждения совместных действий [1, с. 11 — 13].
Несмотря на всю серьезность ситуации, если говорить о России, то сравнивать нынешнюю ситуацию с дефолтом 1998 года нельзя, за прошедшие десять лет многое изменилось. Тогда Россия была практически нищей, обремененной долгами, которые в то время невозможно было вернуть. Сегодня страна признана примерным заемщиком, поскольку она расплатилась с внешними долгами, создала огромные золотовалютные резервы и стабфонд. С другой стороны, за десять лет российский бизнес стал более открытым, а финансовая система страны либеральной. Капиталы спокойно перемещаются через границу в обоих направлениях, на фондовые биржи страны приходят иностранцы, российский бизнес привычно берет кредиты на Западе. Причем привык это делать в таком объеме, что сейчас, когда западные банки оказались некредитоспособными, российский бизнес испытывает острый дефицит ликвидности. Между тем в условиях мирового финансового кризиса западные инвесторы стали выводить свои средства из России. Та же ситуация сегодня — на всех развивающихся рынках.
Так, финансовый кризис в Российской Федерации существенно повлиял на доступность кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения, что также негативно сказывается на малом и среднем бизнесе. Однако, по мнению экспертов, в условиях мирового кризиса малый бизнес России испытывает меньшее давление финансового кризиса при осуществлении производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности по сравнению с крупными и средними предприятиями. Учитывая периодизацию проявлений кризиса, можно констатировать, что российская экономика находится на первом-втором этапе. Ряд экспертов считают, что сложности в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности у малых предприятий начинаются на четвертом-пятом этапе [3, с. 11 — 12].
Между тем присущие мелким предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы общества обусловливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики.
В то же время для мелких предприятий характерны чрезмерная зависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т. п. Очевидно, что начавшийся мировой финансовый кризис в большей степени окажет негативное влияние на ситуацию в сфере предпринимательства, но особенно это коснется малого бизнеса.
Из-за девальвации рубля, произошедшей в последние месяцы, в крайне тяжелом положении оказался торговый сектор экономики, особенно его малые сегменты. Нарушены связи между производителями товаров и торговыми организациями, особенно в сфере импорта товаров народного потребления, привычные схемы товаропотоков перестают функционировать.
Ощущается нехватка оборотных средств, прежде всего у торговых предприятий. По данным экспертов, средняя обеспеченность ими даже в г. Москве снизилась в 2 — 3 раза. Как следствие, магазины нередко вынуждены торговать тем, что производители или оптовики поставляют с отсрочкой платежа до реализации. Действующая отечественная система безналичных расчетов все еще имеет много недостатков, а товарный бартер в сфере малого бизнеса практически не развит. Это существенно снижает возможности выживания предпринимательских структур и малых предприятий в условиях кризиса.
В целом недостаток финансовых ресурсов — одна из важнейших проблем малых предприятий в условиях кризиса. Более того, банкам невыгодно выдавать небольшие кредиты (а именно такие кредиты требуются малым предприятиям), в пределах 200 — 300 тысяч руб. Затраты на изучение деятельности потенциального крупного заемщика и малого предприятия практически одинаковы, а доход банка будет существенно различаться. При этом такие широко распространенные за рубежом направления финансовой поддержки малого бизнеса, как микрофинансирование, финансовый лизинг, кредитная кооперация, в нашей стране практически не получили развития [4, с. 22 — 27].
Сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях (МП) в целом по стране сопровождалось снижением показателя в ряде федеральных округов. Наибольшее сокращение среднесписочной численности занятых на МП произошло в Северо-Западном и Южном федеральных округах — на 17,8% и 16,8% соответственно. В то же время в отдельных федеральных округах был зафиксирован рост показателя. В Дальневосточном ФО среднесписочная численность работников на малых предприятиях выросла на 17,1%, в Уральском ФО — на 11,5%, в Центральном ФО — на 7,7% [2].
По итогам 2010 г. в целом по РФ по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается негативная динамика.
В этих условиях государство в последнее время выделяет определенные финансовые средства на поддержку малого бизнеса, но они, как правило, перечисляются банкам, фондам, ассоциациям и нередко просто не доходят непосредственно до предпринимательских структур.
Между тем, например, в странах с развитой рыночной экономикой превалируют такие тенденции, как последовательный перенос государственной поддержки и затрат на нее на региональный и местный уровень, сокращение прямой финансовой помощи и преобладание так называемых мягких, косвенных методов поддержки, включая расширенное применение налоговых льгот, устранение административных барьеров, обеспечение консультационными и информационными услугами и др.
Ряд специалистов, особенно в банковской сфере, считают, что в условиях кризиса поддерживать необходимо только эффективно работающие малые предприятия. Так, выступая на заседании Совета руководителей Торгово-промышленных палат Московской области 11 февраля 2009 г., председатель правления ОАО «Москомбанк» Ю. Караваев провозгласил: общая задача и бизнеса, и власти — поддерживать эффективный бизнес, который платит налоги, создает рабочие места, пополняет бюджеты всех уровней. «Эффективный бизнес будет расти, а неэффективный умирать, какую бы государственную поддержку ему ни оказывали», — считает Ю. Караваев [3, с. 11 — 12].
Однако заметим, что в условиях кризиса даже эффективно работающие предприятия могут дать сбой. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что подход, предлагаемый выше, иногда возможен, но только в условиях стабильно функционирующей экономики, причем стабильной в течение относительно длительного периода. В современных же российских условиях ориентация только на эффективно работающие малые предприятия может окончательно развалить сектор малого бизнеса.
Необходимо признать, что по мере углубления мирового финансового кризиса нередко возникают дискуссии о целесообразности оказания финансовой поддержки всей совокупности функционирующих малых и средних предприятий. Учитывая опыт промышленно развитых государств, подчеркнем, что они помогают именно всему малому бизнесу в решении проблемы доступа к источникам финансирования, используя при этом различные подходы (субсидии, займы, кредиты, налоговые льготы и т. п.).
Во многих странах формируются специальные резервы для инвестирования в основные средства, выделения малому бизнесу субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций. Причем в ряде стран (Бельгия, Франция и др.) малому бизнесу в условиях кризиса на особо льготных условиях предоставляется рисковый капитал, в других (Великобритания, Нидерланды и др.) — гарантии под займы. Кроме того, во всех промышленно развитых странах обеспечение финансовой поддержки малым и средним предприятиям (МСП), в тех случаях, когда она недоступна из других источников, является важнейшей функцией организаций, занятых поддержкой МСП. Очевидно, что игнорировать этот международный опыт поддержки малого предпринимательства, особенно в условиях кризиса, вряд ли целесообразно.
В 2009 — 2012 годах радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела малого бизнеса. Усилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы, Счетной палаты.
Будет продолжена работа по устранению законодательно установленных в прошлые годы излишних административных барьеров. С 1 июля 2009 года вступил в силу новый Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее количество предприятий в которых — это субъекты малого и среднего предпринимательства. В этих же сферах будет легче всего начать собственное дело тем, кто останется без работы. Проверки малых компаний будут осуществляться не чаще чем 3 раза в год, а внеплановая проверка — только с санкции прокурора [2, с. 11 — 13].
Вместе с тем следует отметить, что разрабатываемые планы по поддержке малого бизнеса пока ориентированы абстрактно на весь данный сектор. При этом совершенно не учитываются социально-организационные различия в среде малых предприятий. Например, помощь предприятиям, созданным представителями социально уязвимых групп населения (инвалидами, женщинами, молодежью), мелким фирмам, экспортирующим свою продукцию, инновационному бизнесу в условиях кризиса должна быть более конкретной, точечно целенаправленной. Таким предприятиям должны предоставляться специфические налоговые льготы, а возможно, и льготные кредиты на инвестиции в основные фонды, на модернизацию оборудования, устанавливаться ускоренные амортизационные списания и т. п.
Кроме того, при разработке мер поддержки необходимо учитывать специфические российские черты малого бизнеса, существенно отличающие его от зарубежного. Среди них можно выделить следующие: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких направлений и видов деятельности в отличие от узкой специализации зарубежных малых предприятий; наличие значительного инновационного потенциала работников и общий низкий уровень технической вооруженности и оснащенности большинства малых и средних предприятий в отличие от нередко противоположной картины на западных фирмах; высокий общий и профессиональный уровень образования и квалификации руководителей малых предприятий при отсутствии или недостатке опыта управленческой и коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений, и особенно в кризисных ситуациях; быстрая приспосабливаемость малых предприятий к сложной экономической обстановке в условиях дезорганизованной системы государственного управления и отсутствие постоянной, полной и достоверной информации о состоянии, динамике и конъюнктуре рынка; почти полное отсутствие кооперации с крупным бизнесом, другими малыми и средними предприятиями и др.
Все эти особенности должны учитываться при разработке действенных, конкретно-целевых мер государственной и негосударственной поддержки сектора малого бизнеса. При этом меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органично дополнять друг друга.
Библиографический список
1. Карпов С. А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист. 2009. N 1. С. 11 — 13.
2. Российский статистический ежегодник. 2008. М.: Росгостат, 2009.
3. Симонов А. В. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть. 2009. N 2. С. 11 — 12.
4. Шулятьева Н. А. Малый бизнес в условиях рынка // Деньги и кредит. 2008. N 9. С. 22 — 27.
5. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008. С. 5 — 12.
Bibliograficheskij spisok
1. Karpov S. A. Posledstvija mirovogo krizisa dlja rossijskogo malogo predprinimatel’stva: vyzovy i vozmozhnosti adaptacii // Finansist. 2009. N 1. S. 11 — 13.
2. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2008. M.: Rosgostat, 2009.
3. Simonov A. V. Global’nyj jekonomicheskij krizis i plany vneshnejekonomicheskoj jekspansii rossijskih TNK // Vlast’. 2009. N 2. S. 11 — 12.
4. Shuljat’eva N. A. Malyj biznes v uslovijah rynka // Den’gi i kredit. 2008. N 9. S. 22 — 27.
5. Wetinin O. Razvitie malogo biznesa v Rossii. M.: Sfera, 2008. S. 5 — 12.
——————————————————————