Вопросы административно-правового статуса акционерных обществ в зарубежных странах
(Дойников И. В.) («Международное публичное и частное право», 2013, N 3)
ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ <*>
И. В. ДОЙНИКОВ
——————————— <*> Dojnikov I. V. Issues of administrative-law status of joint-stock societies in foreign countries.
Дойников Игорь Валентинович, профессор кафедры коммерческого права Московского гуманитарного университета, доктор юридических наук, профессор.
Европейский союз является важным субъектом правотворчества. Одним из видов нормативных правовых актов ЕС являются директивы. Автором в статье рассматриваются особенности правового регулирования акционерных обществ с их специфическими особенностями.
Ключевые слова: акционерное общество, компании, административный контроль, реорганизация, слияние, наблюдательный совет, уставный капитал.
The European Union is an important subject of law-making. One of the types of normative legal acts of the European Union is a directive. The author considers the peculiarities of legal regulation of joint-stock societies with specific peculiarities thereof.
Key words: joint-stock society, companies, administrative control, reorganization, merger, board of directors, charter capital.
Следует отметить, что с момента подписания Римского договора (1957 г.) <1>, провозгласившего создание Общего рынка для стран Европейского экономического сообщества <2>, участниками соглашения было принято решение о создании общего правового поля на всей территории Союза. Первоочередной задачей, поставленной Европейским союзом, стало регулирование экономики, направленное на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности, на усиление административного надзора и нормативного регулирования производства. ——————————— <1> Международный договор, подписанный между Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Италией и Люксембургом о ликвидации всех преград на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала. Римский договор 1957 г. стал документом, заложившим основу для Европейского экономического сообщества. <2> В 1992 г. с подписанием Маастрихтского договора о Европейском союзе Европейское экономическое сообщество было переименовано в Европейское сообщество. Европейское сообщество считается одним из трех столпов Европейского союза.
Важной особенностью развития корпоративного права ЕС является приведение унификации и гармонизации норм. Пункт «g» абз. 2 ст. 44 Договора о Европейском союзе является ключевой нормой для сближения корпоративного права государств — членов ЕС. В соответствии с ней Совет и Комиссия «по мере необходимости координируют защитные предписания, которые государства-члены адресуют компаниям в смысле абз. 2 ст. 48 в интересах участников компаний и третьих лиц, с тем чтобы обеспечить равноценность этих предписаний» <3>. Гармонизация осуществляется посредством принимаемых Советом директив. ——————————— <3> Journal officiel des Communautes europeennes. C 325 du 24.12.2002. P. 5. Official Journal of the European Communities. C 325, 24.12.2002. P. 5.
В настоящее время Советом ЕС приняты следующие директивы: — Первая директива 68/151/ЕЭС от 9 марта 1968 г. (Директива о публикации) <4>; ——————————— <4> Вестник ЕС N L 65. С. 8. См. также изменения, внесенные Директивой 2003/58/EC от 15 июля 2003 г. // Вестник ЕС N L 221. С. 13.
— Вторая директива 77/91/ЕЭС от 13 декабря 1976 г. (Директива о капитале) <5>; ——————————— <5> Вестник ЕС N L 26. С. 1. См. также изменения, внесенные Директивой 2006/68/EC от 6 сентября 2006 г. // Вестник ЕС N L 264. С. 32.
— Третья директива 78/855/ЕЭС от 9 октября 1978 г. (Директива о слиянии) <6>; ——————————— <6> Вестник ЕС N L 295. С. 36. См. также изменения, внесенные Директивой 2007/63/EC от 13 ноября 2007 г. // Вестник ЕС N L 300. С. 47.
— Четвертая директива 78/660/ЕЭС от 25 июля 1978 г. (Директива о годовой отчетности) <7>; ——————————— <7> Вестник ЕС N L 222. С. 11. См. также изменения, внесенные Директивой 2006/46/EC от 14 июня 2006 г. (Вестник ЕС N L 224. С. 1) и Директивой 2006/43/EC от 17 мая 2006 г. (Вестник ЕС N L 157. С. 87).
— Шестая директива 82/891/ЕЭС от 17 декабря 1982 г. (Директива о разделении) <8>; ——————————— <8> Вестник ЕС N L 378. С. 47.
— Седьмая директива 83/349/ЕЭС от 13 июня 1983 г. (Директива о консолидированной отчетности) <9>; ——————————— <9> Вестник ЕС N L 193. С. 1. См. также изменения, внесенные Директивой 2006/46/EC от 14 июня 2006 г. и Директивой 2006/43/EC от 17 мая 2006 г. // Вестник ЕС N L 157. С. 87.
— Директива Совета ЕС N 2001/86/EC (О дополнении статуса европейского акционерного общества правилами, регулирующими привлечение работников к управлению) <10>; ——————————— <10> Вестник ЕС N L 294. 10.11.2001. P. 22.
— Десятая директива 2005/56/EC от 26 октября 2005 г. (Директива о транснациональном слиянии) <11>; ——————————— <11> Вестник ЕС N L 310. С. 1.
— Директива 2006/43/EC от 17 мая 2006 г. (Директива об аудиторах) <12>; ——————————— <12> Вестник ЕС N L 157. С. 87.
— Одиннадцатая директива 89/666/ЕЭС от 21 декабря 1989 г. (Директива о филиалах) <13>; ——————————— <13> Вестник ЕС N L 395. С. 36.
— Двенадцатая директива 89/667/ЕЭС от 22 декабря 1989 г. (Директива об обществах одного лица) <14>; ——————————— <14> Вестник ЕС N L 395. С. 40.
— Тринадцатая директива 2004/25/ЕЭС от 21 апреля 2004 г. (Директива о поглощениях) <15>; ——————————— <15> Вестник ЕС N L 142. С. 12.
— Директива 2007/36/ЕЭС от 11 июля 2007 г. (Директива о правах акционеров) <16>. ——————————— <16> См.: Вестник ЕС N L 184. С. 17.
Проводя анализ директив, принятых Советом Европы, представляется целесообразным остановиться на более значимых из них. Первая директива, или Директива о публикации, была принята в 1968 г., она стала первым актом ЕС в сфере частного права. Ее действие распространяется лишь на хозяйственные общества (акционерные общества, коммандитные товарищества на акциях). Директива направлена на регулирование: 1) правил о публикации обществом определенной информации и юридической силы такой публикации для третьих лиц; 2) действительности обязательств общества; 3) недействительности общества. Целью Директивы является минимизация числа оснований недействительности и защита третьих лиц от неблагоприятных последствий недействительности компании. В абз. 1 ст. 2 Директивы закреплена обязанность хозяйственных обществ публиковать определенные документы и сведения. Это относится в первую очередь к учредительному договору и уставу общества; уставному капиталу; балансу и счетам прибылей и убытков за каждый финансовый год; переносу места нахождения общества; любому судебному решению о недействительности общества; прекращению и ликвидации общества. На основании ст. 4 общества обязаны указывать в деловой корреспонденции свою организационно-правовую форму, место нахождения, реестр, в котором они зарегистрированы, а также свой регистрационный номер. Действительность обязательств общества регулируется ст. ст. 7 — 9 Директивы. Статья 7 определяет, что в случае, если была заключена сделка от имени общества до приобретения им правоспособности, а впоследствии общество не принимает на себя обязательств, вытекающих из такой сделки, то лица, действовавшие от его имени, отвечают по ним как солидарные должники. Статья 9 регулирует действительность сделок и иных действий, совершаемых органами компании, т. е. определяет их представительские полномочия. Недействительность общества урегулирована в ст. ст. 10 — 12, в них устанавливается, что, если в государстве отсутствует предварительный административный или судебный контроль за созданием компании, учредительный договор и устав компании подлежат нотариальному удостоверению. Несоблюдение этого требования может являться основанием для признания общества недействительным. В остальном же контроль за созданием общества находится в ведении национального законодательства. Первой директиве удалось существенно сблизить право государств — членов ЕС и повысить уровень защиты участников компаний. В целях обеспечения стабильности имущественного оборота в Директиве закрепляется правило о том, что компания может быть признана недействительной только судом, что влечет за собой ее ликвидацию, но не влияет на действительность сделок, заключенных компанией до момента вынесения судебного решения. Иностранные кредиторы могут быть уверены, что признание общества недействительным никак не повлияет на обязательства компании перед ними. Важным моментом является то, что перечень оснований недействительности является закрытым, следовательно, компания не может быть признана недействительной по основаниям, не указанным в Директиве. В 1976 г. была принята Директива о капитале, распространившая свое действие только на акционерные общества, акции которых подлежат свободному обращению. Директива закрепила континентальную систему твердого капитала. Положения данной Директивы были незначительно изменены после принятия Директивы 2006/68/EC, которая облегчила процедуру увеличения капитала путем имущественного вклада, приобретения собственных акций и оказания третьим лицам поддержки при приобретении акций, а также были гармонизированы некоторые нормы о защите кредиторов при уменьшении капитала <17>. ——————————— <17> См.: Директива 2006/68/EC Европейского парламента и Совета от 6 сентября 2006 г. о внесении изменений в Директиву 77/91/ЕЭС, касающуюся создания акционерного общества, а также сохранения и изменения размера его капитала // Вестник N L 264. С. 32.
На основании ст. 6 данной Директивы уставный капитал общества должен составлять не менее 25 тыс. евро. В национальном законодательстве размер минимального уставного капитала может быть увеличен. Директива предусматривает, что при создании общества все акции должны быть распределены между учредителями (ст. 9). В случае банкротства компании требования лиц, предоставивших заемный капитал (требования банков, кредитных компаний), имеют приоритет перед требованиями лиц, предоставивших обществу собственный капитал (требования учредителей и участников) <18>. ——————————— <18> Habersack M. Europaisches Gesellschaftrecht. S. 135.
Для увеличения или уменьшения уставного капитала необходимо решение общего собрания акционеров. Решение считается правомочным, если за него проголосовали 2/3 акционеров. Статьей 29 Директивы предусматривается право акционеров на преимущественную покупку новых акций пропорционально принадлежащей им части капитала при увеличении уставного капитала посредством денежных вкладов. В случае уменьшения уставного капитала его размер не должен быть меньше минимального капитала, указанного в ст. 6 Директивы. Так как в Директиве закреплена континентальная система твердого капитала, то она оказала большее влияние на английское и ирландское законодательство <19>. В Великобритании трансформация директивы повлекла за собой серьезные различия в регулировании private company <20> и public company <21>, ранее оба вида компаний регулировались одинаково. Ограничив действие второй Директивы лишь на акционерные общества, оставив нормы о капитале обществ с ограниченной ответственностью негармонизированными, разработчики Директивы стремились уменьшить сопротивление со стороны государств участников, для которых континентальная система твердого капитала является абсолютно чуждой. ——————————— <19> Lutter M. / FS fur Ferid. S. 602. <20> Компания, имеющая небольшое число стабильных членов, передача акций ограничена, акционерный капитал образуется путем размещения акций между учредителями. <21> Компания, акции которой допущены к обращению на фондовом рынке.
В целом же можно сказать, что принятие второй директивы направленно на защиту прав кредиторов и акционеров общества. Защита кредиторов проявляется в положениях о денежных вкладах в уставной капитал, о запрещении неправомерных выплат акционерам, об уменьшении и увеличении уставного капитала. Интересы акционеров нашли отражение в нормах о праве преимущественной покупки акций при увеличении уставного капитала общества, о рассмотрении общим собранием акционеров общества вопросов, связанных с капиталом общества, а также обязательном информировании акционеров компании о понесенных обществом «значительных убытков». В 1978 г. была принята третья директива Европейского Союза Директива о слиянии <22>. Директива посвящена регулированию слияния обществ, подчиняющихся праву одного государства (национальное слияние), и распространяется только на акционерные общества. ——————————— <22> См.: Директива Совета 78/855/ЕЭС от 9 октября 1978 г. о слиянии акционерных обществ // Вестник N L 295. С. 36.
В Директиве различаются две формы слияния: слияние путем присоединения, когда активы и пассивы переходят к уже существующему обществу; слияние путем создания нового общества, когда активы и пассивы переходят к вновь возникшему обществу. Решение о слиянии общества принимается общим собранием акционеров (ст. 7) квалифицированным большинством в 2/3 голосов. Государство-член может закрепить в национальном праве, что решение о слиянии, принятое простым большинством, является правомочным, если на общем собрании акционеров представлена половина размещенного капитала. В Директиве предусматривается, что до принятия решения общим собранием составляется план слияния и закрепляется перечень обязательных сведений, содержащихся в плане. План слияния подлежит оценке независимыми экспертами, по итогам которой составляется отчет для акционеров. В отчете эксперты должны высказать свое мнение о справедливости предложенного курса обмена акций (ст. 10). Важной особенностью третьей Директивы является то, что в ст. 2 закреплена обязанность государств-членов, ранее не содержавших в национальном законодательстве института слияния, ввести его в свое национальное право <23>. Основной целью принятия Директивы является защита интересов акционеров и кредиторов при слияниях обществ. ——————————— <23> См.: Ganske J. Anderungen des Verschmelzungsrechts // DB. 1981. S. 1551.
Третья директива регулирует «формальные» слияния акционерных обществ, их особенностью являются: передача всех активов и пассивов одного общества другому в обмен на акции последнего; прекращение как минимум одного из участвующих в слиянии обществ (ст. ст. 3, 4 Директивы). Одним из важнейших нормативных актов в рамках унификации корпоративного права стал Регламент Совета ЕС N 2157/2001 «О статусе европейского акционерного общества» <24>, установивший новую организационно-правовую форму юридических лиц — Европейское акционерное общество (от латинского Societas Europaea — далее SE). Также совместно с Регламентом N 2157 была принята Директива Совета ЕС N 2001/86/EC <25>, которая установила основы правового регулирования привлечения работников к управлению SE. ——————————— <24> JO L 294 du 10.11.2001. P. 1. Регламент изменен Регламентом (ЕС) N 885/2004 (JO L 168 du 01.05.2004. P. 1). <25> JO L 294 du 10.11.2001. P. 22.
Регламентом предусматривается, что Европейское акционерное общество может быть учреждено либо путем преобразования уже существующего общества в SE, либо путем слияния компаний из разных государств — членов ЕС. Подводя итог исследования, мы можем сказать, о том, что международно-правовые нормы ЕС достаточно подробным образом регулируют статус акционерных обществ, учитывая всю специфику их формирования и функционирования.
——————————————————————