Рекомендации Круглого стола «О концепции региональной семейной политики» в рамках проведения семинара-совещания «Проблемы формирования региональной семейной политики и становления ювенальной юстиции в Приморском крае» (г. Владивосток, 22 сентября 2005 г.)

(Редакционный материал)

(«Государственная власть и местное самоуправление», 2006, N 4)

РЕКОМЕНДАЦИИ КРУГЛОГО СТОЛА «О КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ

СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ» В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ

«ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ И

СТАНОВЛЕНИЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ»

(Г. ВЛАДИВОСТОК, 22 СЕНТЯБРЯ 2005 Г.)

Целью государственной семейной политики является создание условий для формирования социально благополучной семьи, которая в состоянии самостоятельно решать свои проблемы и в полной мере выполнять свойственные семье в современном обществе функции.

Необходимость поддержки обществом молодой семьи определяется нарастанием негативных тенденций в ее составе и структуре, проявляющихся в снижении рождаемости и уменьшении количества детей, в увеличении числа разводов и неполных семей, в росте внебрачной рождаемости и сиротства при живых родителях, в участившихся проявлениях психологической напряженности в семейных отношениях.

Проблемы молодой семьи во многом связаны с недостаточным уровнем материальной и финансовой обеспеченности. Также на уровне рождаемости и состоянии брачных отношений молодых семей сказывается формирование в молодежной среде особого типа демографического поведения, преобладающими ценностно-целевыми установками которого являются предпочтение бездетной или однодетной семьи, снижение брачности, высокий уровень одобрения альтернативных традиционной форм семейно-брачных взаимоотношений (свободные отношения, гомосексуальные семьи и т. п.). Эти явления становятся порою атрибутом молодежной субкультуры.

Большая подверженность молодых людей социальным рискам в обществе требует гарантированной поддержки молодой семьи во всех сферах жизнедеятельности. Это должно выражаться в систематической подготовке молодежи к семейной жизни; стимулировании активности самой семьи в определении и осуществлении жизненной стратегии; формировании ответственности молодых за рождение детей, за осуществление родительских обязанностей; полноценной социально-правовой защите и поддержке молодой семьи в решении жилищных проблем, обеспечении занятости и развитии молодежного семейного предпринимательства, повышении социально-профессионального статуса молодых тружеников, формировании здорового образа жизни.

Участники Круглого стола считают целесообразным предложить:

Правительству Российской Федерации:

разработать стратегический план улучшения жизни граждан; разработать и принять Концепцию государственной семейной политики, закрепив в ней основные направления поддержки молодой семьи;

развивать и совершенствовать нормативную базу по вопросам поддержки молодых семей в строительстве и приобретении жилья, предусмотреть в проекте федерального бюджета на 2006 год значительное увеличение объема финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы.

Министерству образования и науки Российской Федерации,

Федеральному агентству по образованию Российской Федерации:

разработать межведомственную концепцию семейной политики, предусмотрев эффективные механизмы доведения ее до потребителя;

предусмотреть комплексные меры по поддержке молодой семьи в рамках Федеральной целевой программы «Молодежь России»;

продолжить работу по увеличению объема финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы.

Министерству культуры и массовых коммуникаций,

Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям,

средствам массовой информации:

включать в сетку телерадиовещания программы, формирующие позитивный образ молодого человека, пропагандирующие ценности семьи.

Органам исполнительной власти субъектов

Российской Федерации и местного самоуправления:

разработать Концепцию региональной семейной политики, предусмотрев эффективные механизмы доведения ее до потребителя;

создать межведомственную комиссию по вопросам семьи и детей;

обобщать и тиражировать положительный опыт молодых семей и учреждений, работающих в данной сфере;

совершенствовать формы поддержки молодых семей в приобретении и строительстве жилья;

развивать новые социальные технологии поддержки семьи, в том числе создание и развитие системы социальных служб для молодежи;

поддерживать молодежные социально значимые инициативы в отношении молодых семей;

поддерживать мероприятия по духовно-нравственному воспитанию молодежи и возрождению семейных традиций, в частности проведение в Международный день семьи (15 мая) региональных фестивалей молодых семей;

создать единую доступную систему психологической помощи молодежи «Телефон доверия»;

создать молодежные сайты с информацией для всех категорий молодых людей, в том числе молодых семей;

закреплять молодые семьи на предприятиях и селе через формирование социального пакета;

создать механизмы разработки и размещения социальной рекламы;

разработать механизмы льготирования негосударственных образовательных учреждений и общественных организаций, реализующих программы поддержки молодых семей;

ввести в региональный компонент образовательных программ учебных заведений курс «Семьеведение».

Рекомендации Круглого стола «Перспективы развития

системы ювенальной юстиции в Российской Федерации»

в рамках проведения семинара-совещания

«Проблемы формирования региональной семейной политики и

становления ювенальной юстиции в Приморском крае»

(г. Владивосток, 22 сентября 2005 г.)

Участники Круглого стола «Перспективы развития системы ювенальной юстиции в Российской Федерации» признают, что Россия относится к немногим странам современного мира, где правосудие по делам молодежи (ювенальная юстиция) как самостоятельная подсистема общего правосудия отсутствует. В то же время почти столетний период существования в мире различного вида элементов ювенальной юстиции, в том числе и в дореволюционной России, доказал их достаточную эффективность в деле защиты прав и законных интересов детей и подростков, в предотвращении противоправного поведения.

Интересы охраны прав несовершеннолетних и молодежи, обеспечения наиболее эффективного содействия их благополучию, сокращения использования в отношении детей карательных санкций делает актуальной задачу создания в России системы ювенальной юстиции.

Основополагающим принципом при разработке этой системы должно стать положение ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, в соответствии с которым во всех действиях государственных, частных учреждений, суда, административных и законодательных органов, предпринимаемых в отношении детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению их интересов.

Ювенальная юстиция должна быть построена на более гуманистических процессуальных нормах и могла бы включать в себя сеть разнообразных социальных, правоохранительных служб для несовершеннолетних правонарушителей, специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних.

В систему ювенальной юстиции в широком понимании должны входить:

институт ювенального судьи;

ювенальная прокуратура;

детская адвокатура;

агентства уполномоченных по правам ребенка;

инфраструктура социальных учреждений и институт социальных работников.

Непосредственное уголовное наказание должно стать чрезвычайной мерой наказания для подростка. Распространенной формой правоприменительной практики, основанной на реализации в отношении несовершеннолетнего мер воспитательного воздействия, не связанных с уголовным наказанием, должно стать присуждение подростка к различным социально-психологическим и реабилитационным программам, направленным на его ресоциализацию.

Таким образом, ювенальная юстиция должна обеспечивать:

эффективную профилактику правонарушений среди несовершеннолетних;

справедливость любого правового решения в отношении несовершеннолетних;

защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи при разрешении гражданских, административных и уголовных дел, связанных как с их условиями жизни и воспитанием, так и совершаемыми ими правонарушениями;

обеспечение социализации личности детей в максимально благоприятных условиях жизни.

На сегодняшний день мы вынуждены признать отсутствие ювенальной юстиции в Российской Федерации. Основная часть специалистов пока не задумывается, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно отличаться от общего правосудия. Проблемы правосудия в отношении несовершеннолетних по-настоящему не изучаются.

Поэтому в обществе недостает знания и понимания этих проблем. В связи с этим важно своевременно проанализировать развитие судебной системы и увидеть перспективы правосудия в отношении несовершеннолетних с учетом имеющегося российского и международного опыта.

Одной из основных задач семинара-совещания «Проблемы формирования региональной семейной политики и становления ювенальной юстиции в Приморском крае» были анализ и оценка действующей системы правосудия в отношении несовершеннолетних, обобщение положительного опыта, достигнутого в различных регионах, и поиск путей ее совершенствования.

Участники семинара выразили глубокую озабоченность возрастающими масштабами молодежной преступности, представляющими серьезную угрозу национальной безопасности страны.

Главными причинами молодежной преступности в России являются, по мнению участников семинара-совещания, серьезные недостатки и пробелы в нормативном правовом обеспечении правовой защиты подростков и молодежи, отсутствие эффективной системы предупреждения молодежной преступности, в частности проблемы трудоустройства молодежи, получения образования, социального обеспечения, правового воспитания, организации досуга.

Участники семинара рекомендуют Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, главам администраций субъектов Российской Федерации обратить пристальное внимание на следующие направления в сфере профилактики молодежной преступности:

Президенту Российской Федерации:

на необходимость приведения российских правовых норм в соответствие требованиям международного права (Конвенции о правах ребенка), а также пункта 3 Пекинских правил осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних (в части введения ювенальных судов);

на совершенствование и развитие действующего законодательства в области предупреждения молодежной преступности, содействие принятию и реализации комплекса нормативных правовых актов, направленных на внедрение ювенальной юстиции в российскую правоприменительную практику;

на усиление организационно-правовых мер профилактики асоциальных явлений в молодежной среде.

Правительству Российской Федерации:

на расширение действия принципа диспозитивности (спектра используемых мер ответственности при привлечении к работе неправительственных организаций, вариативности мер социализирующего характера, предлагаемых для осуществления выбора самим несовершеннолетним и его семьей);

на формирование системного и последовательного подхода к установлению особого социально-правового статуса граждан в возрасте 18 — 21 года («молодых совершеннолетних») — для повышения степени внимания, уделяемого данной возрастной группе молодых граждан;

на необходимость создания единого информационного пространства и его насыщения (получения сведений для обеспечения прозрачности и открытости всей системы защиты прав несовершеннолетних).

Министерству образования и науки Российской Федерации:

на формирование основ единой государственной молодежной политики в сфере профилактики наркомании и зависимости от психоактивных веществ, асоциальных явлений в молодежной среде, правовой защиты и сохранения психического здоровья молодежи;

на инициирование разработки дополнительных мероприятий по правовой защите несовершеннолетних и молодежи в соответствии с Федеральной целевой программой «Молодежь России (2001 — 2005 годы)», а также региональных комплексных программ работы с несовершеннолетними и молодежью с применением ювенальных технологий;

на разработку и реализацию комплексных программ, направленных на социально-экономическую поддержку молодежи, которые должны включать систему мер, обеспечивающих трудовое и бытовое устройство, образование, правовое воспитание, досуг молодежи, социальные льготы и пособия молодой семье;

на обеспечение широкого участия общественных институтов и органов местного самоуправления в реализации профилактических программ.

Органам исполнительной власти субъектов

Российской Федерации и местного самоуправления:

на разработку и принятие закона о комиссиях по делам несовершеннолетних;

на подтверждение значимости и приоритетности внедрения ювенальных судов и системы ювенальной юстиции в российскую правоприменительную практику;

на расширение практики деятельности социальных служб, социальной работы с семьей и ребенком на всех этапах взаимодействия с ними системы ювенальной юстиции;

на создание центров психолого-педагогической, правовой помощи семье и ребенку;

на создание системы дифференцированной материальной помощи семьям с детьми;

на развитие системы деятельности центров по профилактике наркомании и деструктивного воздействия среди несовершеннолетних.

Учреждениям и службам, занимающимся данной проблематикой:

на продолжение исследований мирового опыта в области ювенальной юстиции и практики применения ювенальных технологий для их последующего внедрения в практику работы с несовершеннолетними и молодежью.

——————————————————————