Роль социальной службы (social services) в механизме защиты прав ребенка в Англии

(Лобанова Т. В.) («Социальное и пенсионное право», 2006, N 4)

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (SOCIAL SERVICES) В МЕХАНИЗМЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В АНГЛИИ

Т. В. ЛОБАНОВА

Лобанова Т. В., кандидат юридических наук.

Одним из общепризнанных мировых лидеров в области социальной работы с детьми и их родителями является Англия. В целях совершенствования российской системы защиты прав ребенка полезно и необходимо изучить роль социальной службы (social services) Англии в механизме защиты прав ребенка. С целью ознакомления с английским опытом: — мной прослушан курс лекций по социальной работе с детьми и защите прав ребенка в Школе здоровья и социальной защиты при Оксфордском университете (School of Health and Social Care, Oxford Brookes University); — изучена деятельность работников социальной службы г. Норфолк (Англия); — познакомилась и пообщалась с людьми, которые непосредственно занимаются проблемами защиты прав ребенка в Англии: с директором Школы здоровья и социальной защиты детей (School of Health and Social Care (Oxford Brookes University)) П. Брэдлей, профессором Школы здоровья и социальной защиты детей М. Элгой, профессором и лектором курса «Защита прав детей» (University of Buckingham) С. Эдвардс, начальником Департамента работы с детьми М. Пим (Norfolk), социальным работником Д. Сиал (Oxford Shire), работником полиции по делам несовершеннолетних Дж. Велхам (Buckingham Shire). Итогом изучения теории и практической деятельности социальной службы, занимающейся защитой прав ребенка, является следующее обобщение. В Великобритании (Англии) полномочия по обеспечению прав детей с 1948 г. (Children Act, 1948) возложены на местные органы власти (local authority) <1>. До 1948 г. этим занимались церковь и волонтерские организации. В настоящее время возможности местных властей в этой области значительно расширены (Children Act, 1989). Они оказывают услуги детям, которые нуждаются в помощи, консультируют общественные организации, а также координируют работу местных департаментов и служб по защите детей. ——————————— <1> Time to listen to children: personal and professional communication / Edited by Pat Milner and Birgit Carolin. London: Routledge, 1999. P. 5.

Рассмотрим организацию социальной службы на примере английского города Норфолк (Norfolk) <2>. Она состоит из множества отделов: Assessment service (Оценочная служба), Children’s support service (Служба поддержки детей), Children with disabilities service (Служба, работающая с детьми-инвалидами), young offending teams (Служба, работающая с молодыми правонарушителями) и др. Все они тесно сотрудничают с полицией, органами здравоохранения, школами, негосударственными организациями. ——————————— <2> Pim Malcolm, Service Manager QA & SD Norfolk Country County Council Social Services, Interview, Norfolk, 08.12.2004.

Оценочная служба (Assessment service) обрабатывает поступившую информацию и выясняет, в какой помощи нуждается ребенок. Информация может поступить непосредственно от самого ребенка, его родителей, соседей, школьного преподавателя, из больницы или от полиции. Например, ребенок пришел в школу с синяком или его не забрали после уроков родители. В этом случае школьный преподаватель обязан проинформировать о случившемся социальную службу по работе с детьми. Обратиться в нее можно ежедневно в любое время суток. С этой целью существует горячая линяя помощи детям (emergency duty term), телефон которой находится на самом видном месте в каждой школе. Обратиться можно и в национальную линию помощи детям. Ее телефон указан на рекламных щитах города, на коробках с ежедневным завтраком ребенка, а также часто сообщается в СМИ. Информация может поступить и от инспектора органов образования (educational social worker), который курирует посещаемость школы детьми <3>. ——————————— <3> Milman M. A. Glossary of Social Care Terms. BEARR Trust, London, 1999. P. 73.

Обращение за помощью должно быть рассмотрено в течение 48 часов, а в некоторых случаях — немедленно. В случае если ребенок подвергся физическому или сексуальному насилию или только была попытка этого, в срочном порядке привлекаются работники полиции. Далее, в течение одного рабочего дня, социальные работники определяют план действий, поставив перед собой следующие вопросы: полномочна ли социальная служба оказывать помощь ребенку в данной ситуации или за это отвечают другие структуры; какая помощь необходима ребенку; что нужно сделать в первую очередь; кто будет проводить опрос соседей, школьных преподавателей, семьи; кто будет беседовать с ребенком; может ли потребоваться помощь другим детям из этой семьи? В случае необходимости социальные работники выезжают к соседям, в семью, школу, больницу для изучения ситуации на месте. При подтверждении или обнаружении фактов давления, избиения или насилия ребенка собирается комиссия (The Initial Child Protection Conference). На ней присутствуют: социальный работник, полицейский, врач, преподаватель школы. Желательно присутствие ребенка и его родителей. Ребенок может прийти на комиссию в сопровождении друга или адвоката, но об этом он должен заранее поставить в известность социальную службу. На комиссии решается вопрос: стоит занести имя ребенка в специальный Регистр (Child Protection Register) <4> или нет? Если нет, то семья, по поводу которой было обращение, берется только под контроль работников социальной службы. Также комиссия дает рекомендации семье, как не усугубить ситуацию далее. Если комиссия решила занести имя ребенка в Регистр, то составляется план действий (The Child Protection Plan): кто из социальных работников будет заниматься данным делом; какие меры он должен предпринять; стоит ли привлекать к делу полицию; назначается дата повторной комиссии (The Review Child Protection Conference), которая должна быть проведена не позднее трех месяцев после первой. После этого возможна еще одна комиссия (в течение шести месяцев с момента занесения имени ребенка в Регистр). ——————————— <4> Child protection register — регистр детей в определенной местности, которые, как было признано по результатам комиссии по разбору защите детей (child protection conference), могут подвергнуться нанесению ущерба или которые фактически уже пострадали, или есть подозрения, что они пострадали (от жестокого обращения с ними и т. д.) / МПтап MA. Glossary of Social Care Terms. BEARR Trust, London, 1999. P. 67.

Если существует вероятность причинения какого-либо вреда ребенку, то к делу привлекается офицер полиции. Он в соответствии с Законом о детях, 1989 (Section 3), обязан поместить ребенка в безопасное место, например в больницу. Ребенок может находиться под защитой полиции до 72 часов. В течение этого времени родители и другие лица имеют возможность общаться с ним, если это не нарушает благополучие ребенка. Офицер полиции обязан уведомить родителей и социальную службу о помещении ребенка в безопасное место, разъяснить ребенку, какие меры и почему предприняты в отношении его, а также выяснить его пожелания. Если возникает необходимость обратиться в суд, чтобы подписать Акт о защите ребенка в чрезвычайной ситуации (Emergency Protection Order), сотрудник полиции имеет право сделать это самостоятельно от имени органов местной власти <5>. Обратиться в суд для получения Акта о защите ребенка в чрезвычайной ситуации может также и социальный работник или любое другое лицо, способное доказать наличие угрозы для ребенка. Акт выдается на срок до восьми дней и может быть продлен в случаях, предусмотренных законом. ——————————— <5> Welham J. Police worker of Buckingham Shire, Interview, 2004.

Если ребенка необходимо удалить от родителей на некоторое время, например на период их развода, то детям назначается государственный опекун (Children’s Guardians). Он должен помочь ребенку выступить в суде. В его полномочия также входит работа с адвокатом ребенка. Детский опекун независим от кого-либо. Его обязанности хорошо описаны в книге Judith Masson «Out of Hearing: Representing Children in Court» (1999). Служба поддержки детей (Children’s support service). В нее входит отдел, занимающийся защитой прав ребенка через суд (Courtwork), и отдел поддержки детей (Children’s Support Team). В судебном заседании может принимать участие не каждый социальный работник, а только тот, который имеет специальную квалификацию для участия в подобных делах (Guardian ad litem). Прежде чем участвовать в суде, социальный работник всесторонне изучает обстоятельства дела, документы, беседует с учителями, работниками патронажной службы. На основании собранных данных он делает заключение о том, какое решение будет наиболее полно отвечать интересам ребенка <6>. Заключение социального работника имеет первостепенное значение при вынесении судом решения по делу. ——————————— <6> Milman M. A. Там же. P. 80.

Сотрудники Отдела поддержки детей (Children’s Support Team) оказывают помощь молодым родителям, обучая их правильно заботиться о малыше. Например, молодые родители не знают, как приготовить малышу еду, как искупать его и т. д. Служба, работающая с детьми-инвалидами (Children with disabilities service), помогает родителям заботиться о них. В социальной службе есть отдел, который готов помочь родителям в случае, если их ребенок отказывается идти в школу; отдел, занимающийся юными правонарушителями, который работает с преступниками возраста до 18 лет как до суда, так и после; отдел, работники которого могут взять ребенка к себе на выходные дни; и др. Для того чтобы не допустить рецидива насилия над ребенком, социальные службы Англии обязаны на протяжении многих лет контролировать семьи, в которых были обнаружены подобные случаи или попытки совершить их. Об этом говорится в решении судьи Bracewell J. (Re E (Care proceedings: social won practice. Family Division, 19 April, 2000)). Таким образом, социальные службы Англии выполняют колоссальную работу по защите детей. Если они не успевают справляться со своими обязанностями, то на помощь к ним приходят неправительственные организации за приличное денежное вознаграждение от государства. Правительство Англии оказывает финансовую помощь социальным службам в размере 8000 фунтов в неделю на одного ребенка (1 англ. фунт стерлингов равен 50 руб. по курсу ЦБ на 25 октября 2006 г.). Работать в социальной службе в этой стране очень престижно.

——————————————————————