Наука и проблемы молодежи. Регион Россия: проблемы дисбалансов в «обществе риска» и ювенальная политика
(Слуцкий Е. Г.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2007, N 1)
НАУКА И ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ. РЕГИОН РОССИЯ: ПРОБЛЕМЫ ДИСБАЛАНСОВ В «ОБЩЕСТВЕ РИСКА» И ЮВЕНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Е. Г. СЛУЦКИЙ
Слуцкий Е. Г., директор центра ИРЭ РАН, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН.
Дисбалансы в обществе риска
Россия как регион планеты представляет собой крупное государственное территориальное образование с федеративным устройством, определенной общностью исторических традиций, языка, культуры, социальной психологии и менталитета народов, ее населяющих. Наиболее острой для России проблемой («общество риска», по мнению западных аналитиков) являются дисбалансы, сформировавшиеся как в советское время, так и в результате перестройки (1985 г.) и последующего (с 1992 г.) реформирования методом проб и ошибок. Первый дисбаланс вытекает из особенностей самого реформирования евразийской державы, где проживает население с постсоветским менталитетом, строится американский капитализм, действуют французская конституция, немецкая налоговая система и элементы социальной защиты, используемой в Швеции и Канаде. Именно этот дисбаланс делает российский социум крайне сложным и мозаичным, со всеми вытекающими отсюда минусами, которые определяют экономическое, политическое и социокультурное поведение населения, а значит, и его психологическую готовность к инновациям и нововведениям. Второй глобальный дисбаланс связан с выраженными противоречиями между огромными потенциалами, которыми располагает страна, — территориальным (включая наличие больших и неиспользуемых площадей пахотной земли), природно-ресурсным, экологическим, энергетическим — и ее относительно низким человеческим (в т. ч. трудовым) потенциалом. По мнению зарубежных аналитиков, население нашей страны не сможет самостоятельно освоить колоссальные национальные активы, которыми располагает, ни в количественном (россиян должно быть не менее 400 — 450 млн. человек), ни в качественном отношении. По данным ООН, Россия среди 174 стран мира по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), учитывающему здоровье, образование и уровень жизни, занимала в 1998 г. 72-е место, по другим — 113-е. Российская Федерация постепенно утрачивает человеческий потенциал, способный обеспечить устойчивое и динамичное экономическое развитие современного типа. Во всех субъектах Федерации населения становится все меньше, а его качество — хуже. В результате деструктивных тенденций в российском обществе естественные адаптивные возможности населения снижаются, а его защитные механизмы практически исчерпаны. Даже имеющиеся человеческие ресурсы не задействованы в полной мере. Россия вступила в XXI в. предельно ослабленной. Сложившееся положение в социальной сфере оценивается как кризисное. Основными проявлениями кризиса выступают: резкое падение уровня жизни большинства населения; обострение демографической ситуации, выражающееся в депопуляции, потере здоровья экономически активного населения, старении рабочей силы и сокращении средней продолжительности жизни, а также в разрушении образовательной системы, оскудении интеллектуального потенциала, утрате ценностных ориентиров подрастающим поколением, что является предвестниками воспроизводства негативных явлений и процессов в будущем. Критическое падение цены и престижа труда, увеличение социального расслоения и отсутствие механизмов социального партнерства могут провоцировать социальные конфликты, а значит, неэффективность всей российской экономики. Перевод хозяйства на рыночные формы происходил в основном за счет социальной сферы и снижения качества населения, включая молодежь. Небывалое падение уровня жизни — не только результат кризиса, но и причина его затяжного характера. Оно связано с проводимой жесткой финансовой политикой, ставящей во главу угла подавление инфляции, но подрывающей при этом элементарные условия нормального экономического процесса, а также процессы сбережения, воспроизводства, развития и активного использования человеческого потенциала. Россия оказалась не готова к тем вызовам времени, которые обозначились в начале третьего тысячелетия. В связи с активизацией международной конкуренции из-за дележа сырьевых рынков и невозобновляемых ресурсов в начале XXI в. возрастает потенциальная угроза «поглощения» отдельных этносов и территории Российской Федерации сопредельными (многочисленными) нациями. Активная миграционная политика, на которую рассчитывает руководство страны, не принесет желаемых результатов, но сама потребует немалых капиталовложений и повлечет многочисленные конфликты на межнациональной почве (как, например, во Франции и Германии в 2001 — 2002 годах). Расчеты свидетельствуют: к 2050 г. нас, россиян, может остаться от 60 до 93 млн. человек. Актуализируется проблема развития экономики страны с ее особыми геополитическими проблемами, низкой плотностью населения на значительной территории (особенно на наименее освоенных территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока) на фоне перенаселенности ряда приграничных стран и наличия у них определенных территориальных претензий к России (бывшему СССР). Названные выше комплексы противоречий дополняются и опосредуются: 1) высоким уровнем техногенных рисков, связанных с повышенным износом техники, оборудования и машин, 2) глубоким системным кризисом как условием жизнедеятельности нынешних и будущих поколений россиян, 3) геополитическими тенденциями и 4) выраженной экономической конкуренцией в мире. Последняя все более обостряется в условиях дефицита невозобновляемых ресурсов и уже к 2040 г. примет острый характер.
Национальное богатство (активы) ряда стран в середине 90-х годов (в расчете на душу населения)
Страны Всего В том числе потенциал
человеческий природный воспроизводимый
тыс. долл. США
Россия 400 200 160 40 Северная Америка <*> 326 249 16 62 Западная Европа 237 177 6 55 Тихоокеанские страны 302 205 8 90 ОЭСР <**> Ближний Восток 150 65 58 27
в % к итогу
Россия 100 50 40 10 Северная Америка <*> 100 76 5 19 Западная Европа 100 75 2 23 Тихоокеанские страны 100 68 2 30 ОЭСР <**> Ближний Восток 100 43 39 18
——————————— <*> США и Канада. <**> Япония, Австралия и Новая Зеландия.
Россия — самая богатая страна в мире. По данным экспертных учреждений ООН, стоимость только разведанных, осваиваемых и оцененных запасов основных видов полезных ископаемых в России составляет более 400 триллионов долларов. В США, для сравнения, эта стоимость не превышает 8 триллионов долларов. На территории Российской Федерации сосредоточено 35% запасов мировых ресурсов (топливно-энергетических, минеральных, экологических и проч.) и более 50% стратегического сырья (алюминия, платины, урана, палладия и т. д.). Почти 90% экспорта России составляют топливно-энергетические активы, что делает нашу страну «ориентированно-сырьевой» державой в сравнении, например, с высокотехнологичной Японией, у которой вообще нет сырьевых ресурсов. В России, чья территория сузилась ныне до 12% суши, сосредоточено 15% практически не затронутых деятельностью человека пахотных земель и 46% нетропических лесов планеты (а это целлюлоза, строительные материалы). На каждого жителя нашей страны приходится 11,7 условной единицы природно-энергетических ресурсов, в то время как на жителя США — 2 единицы, на жителя Западной Европы — 0,67. Каждый из нас в 6 раз богаче американца и в 17,5 раз богаче любого европейца. Запас экологической устойчивости в России в 3,3 раза больше, чем в США, и в 18,6 раза выше, чем в Японии. После распада СССР Россия унаследовала 76% (1705,5 млн. га) территории бывшего союзного государства и менее половины населения. Территория ее уменьшилась не столь значительно и непропорционально сокращению населения. На одного россиянина теперь приходится 11,4 га. В результате плотность населения в Российской Федерации значительно уменьшилась по сравнению с аналогичным показателем, который был в СССР. По прогнозам Римского клуба, в ближайшие 10 — 15 лет возможны глобальные природно-климатические изменения, которые приведут в России к снижению доли рискованного земледелия и значительному увеличению земель, находящихся в сельскохозяйственном обороте. Предполагается, что произойдет снижение производства сельскохозяйственной продукции в 1,5 раза только на Американском континенте и одновременно увеличение плодородия земель Урала, Сибири и Дальнего Востока в 2 раза. По расчетам ЮНЕСКО, стоимость гектара пашни превысит к 2020 г. стоимость любых находящихся в его пределах ископаемых. Большая часть пахотных земель будет сосредоточена в России. Именно на ее территории активная сельскохозяйственная деятельность позволит решить продовольственную проблему для многих промышленно развитых стран мира. Одним из наиболее угрожающих стратегических последствий процесса глобализации постепенно становится проблема дефицита природных, невозобновляемых ресурсов (прежде всего топливно-энергетических), необходимых для интенсивного мирового экономического развития. В свое время об объективном характере возрастания такой опасности предупреждали еще первые доклады Римского клуба, в частности проекты Мидоуз и Тинденберга. В них предполагалось, что затраты капитала на поиск и эксплуатацию месторождений невозобновляемых ресурсов будут расти по экспоненте, так как наиболее богатые и доступные месторождения в мире будут исчерпаны значительно раньше, в первой четверти XXI в. Уже в ближайшие 10 — 20 лет разразится, по мнению западных аналитиков, настоящая битва за контроль и обладание мировыми невозобновляемыми ресурсами. На нынешней стадии борьбы за ресурсы пока преобладают меры экономического характера, подкрепляемые порой активными дипломатическими или реже — военными действиями. Однако надо быть трезвыми реалистами. Вполне возможно, что и силовые меры в борьбе за ресурсы могут быть задействованы в будущем. По мнению иностранных военных специалистов, Российская Федерация при нынешнем соотношении обширных территорий и стремительно сокращающихся людских ресурсов нежизнеспособна. Этот дисбаланс обостряется рядом негативных процессов и явлений. Россия превращается в криминогенную страну с высоким уровнем коррумпированности чиновничьего аппарата. Россия все более становится не великим государством, даже не «просто страной», а лишь «территорией», своего рода «географическим феноменом», по заявлению известного специалиста по СССР — России Збигнева Бжезинского, которое прозвучало в Вашингтоне на Международной конференции в 2001 г. Сегодня стало очевидно, что Ялтинский мир рухнул. В планетарном масштабе вырисовывается новая и во многом трагическая геополитическая реальность, где России как евразийской цивилизации с богатейшими ресурсами и острой проблемой дисбалансов отводится далеко не первое место. Тенденции депопуляции и ухудшения качества человеческого потенциала ведут к тому, что Россия не сможет восприниматься и в азиатском, и в европейско-американском сообществе как социально-экономический, военно-политический и международный субъект. «Нет населения — нет и территории», — так сегодня заявляют в адрес Российской Федерации некоторые политики на Западе, которые хотят свести нашу страну к «территории Московии». Из-за колоссальных природных ресурсов и обширных пространств Россия представляет все больший интерес и для Запада, и для Востока. Если предположить, что мир не сможет прожить без огромных ресурсов России, то отечественным ученым следует разработать такую стратегию развития, которая будет защищать национальные интересы Российской Федерации и сведет негативное влияние дисбалансов на наше население к минимуму. Это и есть первостепенная задача российской науки. В условиях коренных трансформаций актуален поиск учеными основного элемента (звена), способного «вытянуть» страну из системного кризиса и депрессии, послужить решающим фактором ее развития. Среди ученых нет пока единого мнения о главном факторе эффективного реформирования, но большинство исследователей делают акцент на человеческом потенциале и главное — его молодежной составляющей. Именно человек в новом тысячелетии становится основополагающим фактором, от которого зависит эффективность реализации любой макроэкономической модели в любом регионе мира. Возможность приведения в действие и эффективного использования составляющих национального богатства страны зависит от качества человеческого потенциала, который может быть количественно измерен уровнем здоровья, образования, культуры, профессиональной подготовки населения и напрямую зависит от характера социализации, воспитания и образования молодого поколения. В противном случае при деградации молодого поколения и снижении качества человеческого потенциала в целом у России нет будущего. Это аксиома. Итак, решить проблемы дисбалансов можно лишь при условии увеличения численности и повышения качества российского населения (факторы риска мировых экономических или политических кризисов и природных катаклизмов здесь не учитываются).
О субъекте общественного реформирования
Мировой опыт свидетельствует: наибольший эффект в экономическом развитии достигнут в тех странах, где многие годы реализуется эффективная национальная политика человеческих ресурсов, например в Финляндии, Норвегии, Австралии, Китае, Кубе, Ю. Корее, Японии и др. В этих странах ставка делается на молодое поколение, что позволит, например, Китаю уже в первой половине XXI в. стать основной экономической державой в мире. Политика человеческих ресурсов в России должна носить мобилизационный характер и включать три задачи: — сбережение, воспроизводство, параметрирование и активное использование человеческого потенциала — как ключевая задача обеспечения национальной безопасности России и ее регионов; — повышение уровня жизни и качества населения — как важнейший элемент национальной идеи России; — формирование и реализация эффективной единой ювенальной политики РФ в отношении семьи, детства и молодежи, выступающей главным средством воспроизводства молодежной составляющей человеческого потенциала с заранее заданными качествами и свойствами, отвечающими ориентирам экономики будущего. Ставка на подрастающее поколение — вот ключ к решению многих проблем российской действительности. Сегодня не вызывает сомнений, что реформирование российского общества, социальное и экономическое развитие страны в значительной мере зависят от молодежного фактора, который определяет контуры будущего человеческого потенциала, будущих трудовых ресурсов. Действительно, качество нынешней молодежи во многом предопределяет качество будущего экономически активного населения: его демографические и психофизиологические характеристики, уровень образования и профессиональной подготовки, нравственность, патриотизм и гражданскую зрелость. Когда речь заходит о современной молодежи, ученые, политики и журналисты говорят о самых разных ее проблемах — бездуховности и социальной апатии, ухудшении здоровья и безработице, падении интереса к политической жизни и деформациях в отношении к труду юношей и девушек, об отношении к сексу, о росте преступности и наркомании среди несовершеннолетних. Все перечисленные и многие другие проблемы действительно характеризуют в той или иной степени состояние молодого поколения российского общества. Но такого «разношерстного» подхода в исследовании молодежи недостаточно. Сегодня необходимо развивать целостное, комплексное изучение подрастающего поколения как объекта и субъекта общественного воспроизводства, как предмета междисциплинарного исследования. В нашей стране молодое поколение привыкли рассматривать лишь как объект воспитания и образования, забывая, что от ее свойств и качеств зависит или экономическое развитие страны и ее регионов, или социальная деградация. Историческое предназначение молодежи обязательно связано с ее активной позицией в качестве субъекта социального воспроизводства и гаранта его развития. Молодежь выступает также важным условием и фактором социальных перемен и инновационной силой общества. Не следует забывать и об обратной связи. Государство и общество устанавливают через политику в отношении семьи, детства и молодежи социальный статус и роль подрастающего поколения в изменяющемся мире, а вместе с ним и будущее качество человеческого потенциала в соответствии со стратегическими ориентирами. Возможности успешного реформирования во все времена определялись эффективным воспитанием, образованием и социализацией молодого поколения, способного не только адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, но и быть готовым поддержать и развивать позитивные начала в экономической, социально-культурной и политической жизни общества. Прогрессивность и эффективность преобразовательной деятельности молодого поколения определяются теми свойствами, которые целенаправленно формируются в процессе его социального, духовного и биологического взросления и развития. Современная молодежь может и должна стать гарантом возрождения страны в соответствии с социально-экономической, внешнеполитической и военной доктринами России. Поэтому именно сегодня, как никогда ранее, требуются научно обоснованная политика в отношении молодого поколения, целенаправленное формирование у него необходимых свойств и качеств для эффективного труда в будущем на благо Отечества. Обществу и государству пора, наконец, обратить особо пристальное внимание на качество молодежной составляющей человеческого потенциала как важнейшее условие экономического развития. Необходимо по-новому отнестись и к стратегическому планированию развития России, учитывая возможные изменения параметров человеческого (в том числе трудового) потенциала в связи с ухудшением качества населения в целом, а также объективно, критически оценивая характер проводимой в регионах политики в отношении семьи, детства и молодежи (заметим, весьма неудовлетворительной). Эта политика должна стать важным средством воспитания, образования и социализации подрастающего поколения, фактором эффективной подготовки его к активной самостоятельной жизни, условием успешного реформирования российского общества. Новая политика будет базироваться на комплексном междисциплинарном знании (ювенологии) — науке о взрослении, становлении и развитии молодого поколения в диалектическом единстве социального, духовного и биологического начал. Такой подход соответствует единству процессов воспитания, образования и социализации молодежи, а также будет соответствовать основным ориентирам стратегического развития России на долгосрочную перспективу с учетом активизации человеческого фактора в экономической, политической и социальной сферах. Для разработки базовых положений современной политики в отношении молодого поколения как средства, фактора и условия улучшения и повышения качества населения, его молодежной (ювенальной) составляющей, а также целевого параметрирования будущего человеческого потенциала страны необходимо разобраться в сложных и противоречивых процессах, происходящих в обществе, семье, в среде детей, подростков и молодежи. Именно поэтому автор считает необходимым интенсивно развивать и новое междисциплинарное знание о молодом поколении — ювенологию и только на ее основе формировать концепцию единой ювенальной политики, способную решить в ближайшее десятилетие ряд острых социально-экономических проблем, стать основой будущей национальной политики человеческих ресурсов. Рассматривая молодежь в качестве активного субъекта общественного воспроизводства, автор особо выделяет ее инновационную роль, способность не только быстро адаптироваться к социальной действительности, но и активно воздействовать на ее позитивное изменение. Прогрессивность и эффективность преобразовательной деятельности молодого поколения определяются теми свойствами, которые целенаправленно формируются обществом и государством в процессе его взросления, становления и развития. Таким образом, разрешить проблему дисбалансов возможно при условии значительного повышения качества человеческого потенциала, в первую очередь его ювенальной составляющей. Человеческий потенциал представляет собой человеческие ресурсы (население), обладающие определенными качествами и свойствами, определяющими потенциальную возможность развития социума (или его деградацию). Исследование и формирование человеческого потенциала возможны только на основе комплексного междисциплинарного подхода.
Основные положения концепции единой государственной ювенальной политики
Единая государственная ювенальная политика — приоритетная составляющая социально-экономической политики государства и основа (база) политики человеческих ресурсов РФ. Концепция единой государственной ювенальной политики координирует законодательные, организационные и финансовые усилия федеральных, региональных и муниципальных органов власти в отношении детей и молодежи. В широком смысле она представляет собой систему законодательных и нормативных актов, организационных мероприятий и мер по установлению и поддержанию определенного социального статуса молодежи. В узком смысле — это специфическая деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направленная на поддержание нормативного жизнеобеспечения детей, подростков и молодежи в современном обществе. Эффективность проводимой государством ювенальной политики определяет качество подрастающего поколения, степень его соответствия необходимым стандартам для реализации стратегии развития страны.
Принципы ювенальной политики
Первым основополагающим принципом является сочетание целей и задач государственной ювенальной политики с прогнозом социально-экономического развития России до 2015 г. Второй принцип — сочетание федеральных, региональных и местных интересов с интересами семьи и молодого поколения при формировании системы жизнеобеспечения российского общества. Третий принцип — сбалансированность законных интересов и прав подрастающего поколения с интересами и правами других социальных институтов общества, а также различных социально-демографических групп и слоев населения. Четвертый принцип — взаимная ответственность государства и молодежи за социально-экономическое, культурное, экологическое и научно-техническое состояние страны. Пятый принцип — обеспечение преемственности поколений в процессе формирования и реализации единой государственной ювенальной политики.
Цели ювенальной политики
Генеральная цель ювенальной политики связана с обеспечением национальной безопасности России на основе активизации и целевого параметрирования молодежи как основы человеческого потенциала российского общества. Основная цель ювенальной политики триедина и заключается в: — создании правовых, организационных, экономических, социальных, политических, информационных, финансовых и других условий для успешного функционирования системы жизнеобеспечения молодого поколения и института семьи; — повышении качества жизни детей, подростков и молодежи; — социально-правовой защите многодетной, неполной, кризисной семьи с несовершеннолетними детьми, социально-экономическом поддержании статуса молодой семьи как основополагающего института общества.
Задачи ювенальной политики
Исходя из триединства цели, решаются следующие взаимосвязанные задачи: — нормативно-правовая: развитие ювенального законодательства, ювенального права и ювенальной юстиции; внедрение государственных стандартов и нормативов жизнеобеспечения семьи и молодого поколения; — воспитательно-образовательная: организация, развитие и внедрение единой системы подготовки подрастающего поколения к современной жизни; трудовое, гражданское, патриотическое, нравственное и физическое воспитание молодого поколения; формирование у него высокой общей культуры; — социально-экономическая: создание материальной базы и формирование в обществе социально-экономических условий для решения приоритетных задач жизнеобеспечения подрастающего поколения и социально-правовой защиты семьи; создание условий для оптимального и нормативного (в соответствии, например, с медико-биологическими нормами) физического, психического, духовного и социального развития и становления детей, подростков и молодежи; — кадровая: совершенствование и дальнейшее развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для организаций и учреждений жизнеобеспечения семей и молодого поколения; реализация эффективной социальной работы с детьми и молодежью на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном; — репродуктивная: обеспечение безопасного материнства и охрана здоровья новорожденных; рождение только желанных детей; охрана репродуктивного здоровья несовершеннолетних; — реабилитационная: профилактика врожденной инвалидности детей; профилактика и реабилитация детей, подростков и молодежи, оказавшихся в критической ситуации; медико-социальная реабилитация детей-инвалидов; разработка мер по оптимальной интеграции в общество детей-сирот, безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, жертв межнациональных или вооруженных конфликтов, несовершеннолетних безработных; формирование и развитие механизмов, позволяющих обеспечить воспитание детей-сирот в условиях семьи; — девиантно-превентивная: формирование упредительной системы комплексного решения проблем профилактики правонарушений среди несовершеннолетних с последующей их социальной реабилитацией; повышение эффективности мер упреждения любых видов девиантного поведения; развитие ювенального права и ювенальной юстиции; — инфраструктурная: создание, развитие и оптимизация деятельности сети учреждений, предоставляющих разнообразные социальные услуги семье, детям, подросткам и молодежи; обеспечение необходимых физиологических потребностей детей раннего возраста в специальных и лечебных продуктах питания при условии активной поддержки отечественного производителя; — материально-техническая: создание необходимой материальной базы и формирование экономических условий для достижения приоритетных ориентиров жизнеобеспечения молодого поколения и семьи; адресная социальная помощь многодетной, неполной и кризисной семье, беспризорным и безнадзорным детям, а также детям-сиротам; — социально-стимулирующая: активизация молодежи для подготовки ее к взрослой жизни — служению обществу, Отечеству через интенсивную познавательную, творческую и трудовую деятельность; формирование и развитие активной жизненной позиции, когда молодое поколение способно самостоятельно решать большую часть своих социально-экономических проблем; поддержка талантливой и одаренной молодежи всех возрастов; — научно-исследовательская и информационная: разработка научных основ ювенальной медицины, ювенального права, ювенальной юстиции; проведение специальных научных изысканий и ювенологических исследований (включая поисковые); организация социально-экономического и социально-психологического мониторинга различных типов семей с детьми и различных категорий и когорт молодого поколения; формирование банка данных о процессах, происходящих в среде детей, подростков и молодежи, различных типах семей с несовершеннолетними детьми; прогнозирование социальных ситуаций в семьях с детьми, а также в среде молодого поколения, различных его категориях и когортах на основе анализа тенденций; — определение социального и экономического потенциала: выявление и анализ потенциальных возможностей молодежной популяции и российской семьи как основной базы воспроизводства социально-демографической структуры населения, человеческого потенциала.
Правовые основания ювенальной политики
Правовую основу, обеспечивающую реализацию ювенальной политики в регионах, составляют Конституция Российской Федерации (1993 г.), федеральные законы, нормативные акты федеральных органов государственной власти, а также правовые и нормативные акты органов власти субъектов Федерации. Ювенальная политика должна базироваться на ювенальном законодательстве. Уже в ближайшее время необходимо разработать проект Федерального закона «Об основах и приоритетах единой государственной ювенальной политики в Российской Федерации». Реальная возможность пересмотра уже принятых законодательных актов и нормативных документов по вопросам семьи, детства и молодежи появилась после объединения Республики Беларусь и Российской Федерации в единое Союзное государство, где будут формироваться на новых концептуальных основах и доктринах развития общества ювенальная политика, ювенальное право, ювенальная юстиция, ювенальная медицина.
Объекты и субъекты ювенальной политики
Объектами ювенальной политики выступают: — дети в возрасте от 1 года до 12 лет включительно; — молодые люди — граждане Российской Федерации в возрасте от 13 до 25 лет включительно (до принятия нового закона РФ о статистике — до 29 лет); — молодые семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 25-летнего возраста; — многодетные, неполные и кризисные семьи с детьми в возрасте до 18 лет; — детские и молодежные объединения и движения, а также частные лица, чья деятельность направлена на формирование и реализацию единой государственной ювенальной политики; — российские семьи с детьми в возрасте до 18 лет; — российские граждане с двойным гражданством, а также лица без гражданства в возрасте от 14 до 25 лет — в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет соответствующие обязанности государственных органов. Субъектами ювенальной политики являются: — молодые граждане от 13 до 25 лет включительно (до 29 лет до принятия нового закона РФ о статистике); — молодые семьи; — семьи с несовершеннолетними детьми; — государственные (федеральные и региональные) и местные (муниципальные) органы и их должностные лица, чья деятельность направлена на реализацию ювенальной политики; — общественные организации, а также частные лица, имеющие право (в соответствии с действующим российским законодательством) на реализацию государственной ювенальной политики; — молодежные коммерческие организации (молодежные предприятия со штатным составом работающих преимущественно молодежного возраста); — социальные службы для детей, подростков и молодежи (организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющие мероприятия по социальной поддержке, оказанию социально-правовых, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, психолого-педагогических услуг семьям с несовершеннолетними детьми, а также самим детям, подросткам и молодежи; — социальная инфраструктура для молодежи — система необходимых объектов (зданий, строений, сооружений), а также организаций, деятельность которых направлена (в том числе) на обеспечение охраны прав здоровья, образования, воспитания, социального обслуживания подрастающего поколения.
Механизмы реализации ювена льной политики
Механизм реализации ювенальной политики обеспечивает согласование общенациональных интересов с интересами территорий — регионов, городов, административных районов, муниципальных образований, а также коллективных и личных интересов детей, подростков и молодежи. Программы ювенальной политики муниципалитетов, деятельность различного рода общественных молодежных и детских организаций, частных фирм и благотворительных фондов призваны оптимизировать и адаптировать единую ювенальную политику с учетом специфики развития территорий (районов). Ювенальная политика реализуется через законодательные акты и специальные государственные целевые программы, мероприятия как федерального, так и регионального уровня. Она формируется и реализуется с учетом времени, а также специфики федеральных округов — регионов, субъектов Федерации, представляя собой систему законов, правовых и нормативных актов. Учитывая природную, демографическую, этническую, социально-экономическую и другую специфику территории, местные программы всегда адаптируются к целевым государственным программам, законодательным и нормативным актам в отношении подрастающего поколения. Многовариантность ювенальной политики обеспечивает согласование общенациональных интересов с интересами территорий — регионов, городов, административных районов, а также коллективных и личных интересов молодых людей и семей с детьми. Законодательные акты и местные программы муниципалитетов, деятельность различного рода негосударственных, общественных организаций, частных фирм и благотворительных фондов призваны оптимизировать и адаптировать единую ювенальную политику с учетом специфики развития общественной ситуации и конкретной территории. Ювенальная политика осуществляется в области здравоохранения, образования, воспитания, профессиональной подготовки, занятости, социального обеспечения, социальной работы, досуга. Она реализуется государственными органами при активном участии общественных организаций и самого молодого поколения, а также семей с несовершеннолетними детьми. В ювенальной работе на местном уровне используются разнообразные методы и формы, отражающие разнообразные общественные и групповые интересы. Многообразие в работе проистекает из разнообразия потребностей молодых людей, живущих в разных регионах и районах. Ювенология предполагает межотраслевую координацию ювенальной политики. Задача реализации общей программы деятельности заключается в создании единого «ювенального поля», где будут целенаправленно формироваться прогрессивные свойства и качества молодого поколения всеми доступными обществу средствами. Суть «ювенального поля» заключается в единстве взглядов государственных, региональных и муниципальных органов власти и общественных организаций на содержание процессов воспитания, образования, биосоциального, экономического и духовного становления молодого поколения.
Основные приоритеты региональной ювенальной политики
Разработка программ по реализации местной ювенальной политики должна опираться на ювенологическую науку, междисциплинарный системный подход, мониторинг качества жизни, высокую практическую направленность проводимых исследований и принимаемых решений, серьезное обобщение зарубежного и отечественного опыта в деле защиты прав и свобод семьи и молодого поколения, формирования активной жизненной позиции молодежи. Именно на данной основе возможен качественный прорыв в политике по отношению к семье, детям и молодежи. Среди основных приоритетов направлений региональной ювенальной политики следует назвать следующие: — совершенствование законодательного обеспечения единой государственной ювенальной политики, включая развитие ювенального права и ювенальной юстиции в регионах; — государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих структур, граждан, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов семьи, детей и молодежи; — развитие ювенальной (детской и подростковой) медицины; — укрепление семьи как главного социального института российского общества; — содействие ребенку (в том числе подросткового возраста) в реализации и защите его прав и законных интересов в области воспитания и образования, профессиональной ориентации, подготовки к труду и занятости; — государственный заказ на производство товаров, продуктов и услуг для семей с несовершеннолетними детьми, детей, подростков, молодежи; — защита прав детей и молодежи на отдых и оздоровление, организация культурно-массовой работы среди детей и подростков; — защита детей и молодежи от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, патриотическому воспитанию; — разработка социальных норм и нормативов, обеспечивающих реализацию прав и законных интересов молодежи в области воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, социальной защиты на уровне региона; — обеспечение здоровья (включая репродуктивное) и создание благоприятных условий для здорового образа жизни молодой семье и подрастающему поколению россиян; — содействие экономической самостоятельности многодетной, неполной, кризисной семьи, молодой семьи и молодежи; — участие семьи и молодого поколения в формировании и реализации единой государственной ювенальной политики; — предупреждение правонарушений среди детей и молодежи, защита прав с последующей реабилитацией несовершеннолетних правонарушителей; — защита законных прав и интересов, реабилитация подростков, оставшихся без попечения родителей и находящихся в критической ситуации, социальная защита детей-сирот и беспризорных; — защита законных прав и социально-экономическая поддержка молодой семьи; — научно-информационное и идеологическое обеспечение ювенальной политики; — профилактика разводов среди молодых семей и одиночества лиц до 25 лет; — проведение общесемейных и детских праздников для социально незащищенных категорий населения; — информационное обеспечение и научное обоснование деятельности по реализации государственной ювенальной политики в регионе; — долевое финансирование межрегиональных целевых программ в области ювенальной политики в регионе; — ведение реестров молодежных, детских общественных объединений и осуществление государственной поддержки деятельности указанных объединений; — обеспечение летнего отдыха детей и молодежи, в т. ч. молодых семей с детьми; — организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и социальных работников, осуществляющих реализацию государственной ювенальной политики на местах; — обеспечение координации деятельности различных организаций и ведомств по реализации единой ювенальной политики в федеральных округах, субъектах Федерации и муниципальных образованиях; — обеспечение соблюдения законодательства о государственной ювенальной политике в округах, регионах и муниципальных образованиях России; — поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности детей, подростков и молодежи, молодежных и детских общественных объединений; — содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд; — обеспечение полноценных условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни молодых граждан (детей, подростков и молодежи).
Информационное обеспечение ювенальной политики включает:
— объективное освещение в СМИ наиболее актуальных проблем молодого поколения (детей, подростков, молодежи), тенденций в его жизнедеятельности, качестве жизни, анализ прогностических ситуаций в ближайшей и отдаленной перспективе; — регулярное разъяснение необходимости социальных (правовых, экономических, политических, социокультурных и др.) изменений, принятия конкретных решений центральными, региональными и местными — муниципальными органами власти в области ювенальной политики; — мониторинг общественного мнения и прогнозирование на этой основе социальной напряженности в случае неэффективной реализации целевых программ, принятие соответствующих превентивных мер. Эффективная единая государственная ювенальная политика РФ является фактором, средством и условием целевого параметрирования, формирования и активизации человеческого потенциала молодого поколения как важнейшего элемента экономического развития России и ее регионов.
Национальная политика человеческих ресурсов
Национальная политика человеческих ресурсов представляет собой систему организационно-управленческих, нормативно-правовых, социально-экономических и финансовых мер, направленных на формирование и регулирование человеческого потенциала в соответствии с будущими экономическими ориентирами и стратегическими задачами. Эта политика должна носить, как уже отмечалось, в течение ближайших 15 — 20 лет мобилизационный характер и включать в себя три основные задачи-направления, дифференцированные по характеру реализации с учетом различных климатических районов страны. В ближайшие годы государству потребуется выровнять и стабилизировать уровень жизни населения в соответствии с медицинскими нормами; уменьшить социальное расслоение; активно стимулировать трудовую деятельность людей для достижения социально-экономической мобильности и стабильности; сделать ставку на молодое поколение как ведущий общественный резерв. Только эффективная национальная политика человеческих ресурсов, в основе которой лежит единая государственная ювенальная политика в отношении семьи, детства и молодежи, позволит выйти в перспективе из системного кризиса, стабилизировать политическую обстановку, обеспечить экономический рост и вывести Россию в число ведущих держав мира к 2040 г. Важно соотнести политику, проводимую государством, социальными институтами по параметрированию будущего трудового потенциала, с потребностями страны и ее регионов. Речь идет об ответе на вопрос: какими свойствами и качествами должно обладать работающее население через 10, 15, 20 лет, чтобы успешно трудиться в различных сферах народного хозяйства? Долгие годы в нашей стране мы забывали о важной роли человеческого фактора в стабилизации и развитии экономики, где он является определяющим. Зафиксированная в Основном Законе страны — Конституции Российской Федерации (1993 г.) норма отношения к человеку гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). Пока же следует согласиться с тем фактом, что это положение высшего Закона остается лишь декларацией. И хотя Президент РФ и Правительство РФ не выступают против важной роли человеческого фактора в жизни общества, им (да и нам, ученым) следует наполнить конкретным содержанием на практике ст. 2 Конституции РФ. Именно эта статья должна в первую очередь последовательно претворяться в жизнь. В перспективе вся деятельность властных структур, общества и государства будет проникнута, по нашему мнению, переосмыслением роли человеческого фактора в экономической и социальной жизни российского общества, всех субъектов Федерации. Нельзя не согласиться с известным российским ученым-академиком РАН И. Фроловым, когда он заявляет: «Задаваемое Конституцией РФ понимание места и роли человека в государстве и обществе кардинально расходится с господствующими воззрениями по данному вопросу». «Более того, — продолжает он, — реальная ситуация с годами не меняется. Например, «все правильные вопросы» в современной Концепции национальной безопасности России могут изначально оказаться бессмысленными, так как отсутствует методология сопоставления и сопряжения понятий «человек» и «национальная безопасность». Причем она полностью отсутствует и в академической науке по человеческой проблематике, и в идеологии правящих кругов, и в обыденном сознании и социальной психологии российского народа». Категория «человеческий потенциал» для отечественной науки не является пока объектом (предметом) серьезного исследования. Научное сообщество еще не согласовало использование этого термина для своих фундаментальных и прикладных исследований. Следует вспомнить, что и словосочетание человеческий фактор за десятилетия своего пребывания на страницах научных изданий и отечественных СМИ в 80-х годах XX в. тоже не сформировалось в разработанную научную категорию. Учитываются ли будущие параметры человеческого потенциала, характеристики экономически активного населения при составлении стратегических концепций в России, федеральных округах и субъектах Федерации? Увы, нет. Есть ли выход из тупика и системного кризиса? Безусловно, но вначале следует признать, что осуществляемое в стране стратегическое планирование не учитывало и не учитывает главный составляющий фактор — человеческий. Авторы стратегических планов идут на поводу у иллюзорных идей, пытаясь копировать западные схемы или «подыгрывать» руководству страны и ее регионов в их оптимистических надеждах на «экономическое чудо» за счет западных инвестиций. Устойчивое развитие всех сфер общественной жизни, как и стратегическое планирование, должно базироваться на системном междисциплинарном анализе (исследовании) ресурсных возможностей территории, в первую очередь качестве населения, человеческого потенциала. Затем следует экстраполировать качество нынешнего молодого поколения на качество будущего человеческого (и уже — трудового) потенциала. Важно соотнести политику, проводимую государством и социальными институтами общества по сбережению, воспроизводству, параметрированию и активному использованию человеческого потенциала, с экономическими задачами, потребностями страны и ее регионов в будущем (правда, пока их мало кто знает). Государству следует целенаправленно параметрировать человеческий потенциал в соответствии с заданными социально-экономическими свойствами, обозначенными в стратегии развития страны. Вот почему доктрина развития России должна содержать ясные, четко сформулированные идею развития, стратегию и тактику, связанную с формированием и активизацией человеческого потенциала как фактора, условия и средства, обеспечивающих достижение поставленных задач реформирования страны. В итоге стратегия социально-экономического развития российского общества в значительной степени зависит от молодежного фактора, который и определяет контуры будущего человеческого потенциала, качество населения в целом. С целью сбережения, воспроизводства, параметрирования и активного использования будущего человеческого потенциала России необходимо акцентировать внимание на нынешнем подрастающем поколении. Эффективность проводимой ювенальной политики определяет качество нынешнего подрастающего поколения, его соответствие (несоответствие) существующим и необходимым в будущем стандартам реализации стратегии развития общества. Качество это обеспечивается комплексом мер правового, социально-экономического, организационного, духовно-нравственного, психологического характера, которые создают соответствующие (приемлемые) условия для самовыражения, «самозащиты» социально активной части молодежи, а также обеспечивают стабильную защиту социально ослабленных групп молодого поколения, например детей подросткового возраста, молодых безработных, инвалидов, студентов, детей беженцев (и других категорий), и социальную защиту многодетной, неполной и кризисной семьи с несовершеннолетними детьми, поддержку молодой семьи как основополагающего института российского общества. Реализация ювенальной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях позволит воспроизводить, целенаправленно формировать, параметрировать и активно использовать человеческий потенциал как важнейший элемент экономики. Организационное, правовое и финансовое объединение целевых программ в области семьи, детства и молодежи позволит эффективнее проводить государственную социальную политику в регионах при относительно ограниченных бюджетных ассигнованиях. Среди приоритетов ювенальной политики: укрепление здоровья молодых людей; предупреждение наркомании, алкоголизма, вредных привычек, отрицательно влияющих на формирование здорового образа жизни; гарантии правовой и социальной защищенности молодой, многодетной, неполной и кризисной семей с несовершеннолетними детьми; возрождение системы культурно-массовой работы и оздоровительных учреждений; предупреждение детской беспризорности, безнадзорности и социального сиротства; гарантии качественного и бесплатного образования; единство обучения и воспитания; полная занятость и экономическая самостоятельность молодежи; широкий доступ молодых людей к кредитам, современным технологиям и информации; предоставление юношам и девушкам прав и возможностей активного участия в политической и экономической жизни общества; партнерские отношения власти, детских и молодежных организаций и ассоциаций. Формирование и реализация ювенальной политики невозможны без разработки эффективного ювенального права, становления ювенальной юстиции, отвечающих требованиям нынешней ситуации в стране, перспективам развития демократического общества и учитывающих большой опыт такого рода законодательства в промышленно развитых странах. Для улучшения здоровья молодого поколения следует развивать и ювенальную (подростковую) медицину. Успех реализации ювенальной политики находится в прямой зависимости также и от создания «ювенального поля» — координационной деятельности различных ведомств, учреждений, правительственных структур и общественных организаций на основе единых взглядов на социально-экономическое, духовное и психофизиологическое взросление, становление и развитие молодого поколения, формирование у него необходимых прогрессивно воспроизводящих качеств и свойств всеми доступными и законными средствами и способами. Российскому обществу нужны комплексные программы совместных действий комитетов по делам семьи, детства и молодежи, социальной защиты населения, здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, труда и занятости, военкоматов, учреждений культуры, правоохранительных органов. С учетом новых реалий необходима ориентация социальных институтов, органов власти на активный диалог с подрастающим поколением, общественными молодежными движениями, детскими и молодежными организациями, привлечение семьи и молодежи в качестве полноправных партнеров в постановке и решении актуальных социально-экономических и политических проблем общества. Патернализм и формализм в работе важно заменить на активное взаимное сотрудничество во всех сферах общественной жизни, в результате чего молодое поколение сможет выступить на практике субъектом общественного воспроизводства и гарантом его развития.
——————————————————————