Понизьте тариф!
(Храпова О.)
(«ЭЖ-Юрист», 2009, N 9)
ПОНИЗЬТЕ ТАРИФ!
О. ХРАПОВА
Ольга Храпова, руководитель юридической службы ООО «Сервис-нафта», аспирантка Института государства и права РАН.
Я зарегистрировал ООО «Юридическая консультация «Ваше право». Арендовал помещение, провел отопление и подал заявление на поставку газа. Поставщик газа установил в договоре условие о применении повышающего коэффициента за перерасход газа. Согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 05.02.98 N 162 «Об утверждении Правил поставки газа в РФ» такие правила не применяются к населению и коммунально-бытовым потребителям. В нормативных документах не могу найти понятия «коммунально-бытовой потребитель». Мне говорят, что моя организация не подпадает под это понятие, поскольку оказывает юридические услуги. Однако я потребляю газ на коммунально-бытовые нужды, отопление офиса. Собираюсь передавать спор на рассмотрение суда. Как доказать, что я коммунально-бытовой потребитель?
Р. Антонюк, г. Москва
Российское законодательство действительно не дает определение понятию «коммунально-бытовой потребитель», хотя активно им оперирует. Поэтому четкого и однозначного алгоритма доказывания того факта, что юридическое лицо относится к категории коммунально-бытовых потребителей газа, нет. Тем не менее исходя из сложившейся судебной практики, а также обычаев делового оборота можно выделить некоторые основные моменты.
Так, Федеральный закон от 31.03.99 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» дает определение понятия «потребитель газа», под которым понимается юридическое или физическое лицо (абонент, субабонент газоснабжающей организации), приобретающее газ поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
Определение понятий «коммунально-бытовой потребитель» приведено в стандарте организации «Газораспределение. Термины и определения. СТО Газпром РД 2.5-141-2005», утвержденном распоряжением ОАО «Газпром» от 03.02.2005 N 18. Согласно п. 3.2.18 указанного руководящего документа коммунально-бытовыми признаются те потребители, которые используют газ для коммунально-бытовых нужд (приготовление пищи, подогрев воды для отопления и горячего водоснабжения, производство технического пара).
Вместе с тем вопрос о том, будут ли суды руководствоваться данным документом при квалификации потребителя в качестве коммунально-бытового, является на сегодняшний день дискуссионным.
Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которые в п. 3 оперируют понятием «абонент» и указывают, что в качестве последнего может выступать в том числе и юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Анализ судебной практики показывает, что в настоящее время сложилась устойчивая тенденция к сужению круга субъектов, относимых к категории коммунально-бытовых потребителей, по сравнению с тем кругом субъектов, который можно было бы определить исходя из критериев, приведенных в РД 2.5-141-2005.
Доказывая возможность отнесения указанной в вопросе организации к категории коммунально-бытовых потребителей газа, представляется целесообразным обратить внимание на следующее.
Цель приобретения и использования газа является важнейшим критерием для определения статуса потребителя. Показательно Постановление ФАС СКО от 13.01.2009 N Ф08-7935/2008, в котором суд признал истца — коммерческую организацию, использующую поставляемый газ для отопления производственных и административных помещений, не подпадающих под льготный режим. Суд, в частности, указал, что «понятие «коммунально-бытовой потребитель», как и «коммунально-бытовые нужды», законодателем не определено, поэтому для отнесения конкретного покупателя газа к категории «коммунально-бытовой потребитель» (коммунально-бытовые нужды) должна быть известна цель приобретения им газа. Отопление производственных помещений общества, используемых в предпринимательской деятельности, не относится к коммунально-бытовым нуждам…».
Этот вопрос был предметом рассмотрения Высшего Арбитражного Суда РФ, который указал, что «израсходованный организацией газ сверх договорных объемов направлен на выработку и бесперебойное обеспечение тепловой энергией объектов коммунально-бытовой сферы (медицинских учреждений, больниц, роддома, детского образовательного учреждения). Таким образом, судебные инстанции, установив в качестве цели приобретения ответчиком транспортируемого газа обеспечение населения и объектов коммунально-бытовой сферы теплом и горячей водой, сделали вывод о возможности отнесения ответчика к числу коммунально-бытовых потребителей» (Определение от 06.06.2008 N 5708/08 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»).
Важно доказать тот факт, что услуги, оказываемые указанной в вопросе организацией, относятся к коммунально-бытовой или социальной сфере. В данном аспекте представляется небезынтересным Постановление ФАС ЗСО от 24.02.2005 N Ф04-568/2005(8718-А46-12).
Отметим, что исходя из ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Как уже упоминалось ранее, в рассматриваемом случае указанные тарифы определены п. 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.98 N 162, который носит императивный характер.
Следовательно, основанием для возможности применения поставщиком газа к покупателю повышающего коэффициента является совокупность следующих фактов: перерасход покупателем газа и отсутствие предварительного согласования перерасхода газа с поставщиком. При отсутствии хотя бы одного из них, например при наличии соглашения сторон о согласовании дополнительного объема газа, правовых оснований для требования оплаты газа по повышенным тарифам не имеется, что в полной мере корреспондирует с судебной практикой, в частности с Постановлением ФАС СКО от 02.08.2007 N Ф08-4485/2007.
——————————————————————