Квартира с паспортом
(Редакционный материал)
(«Жилищное право», 2010, N 10)
КВАРТИРА С ПАСПОРТОМ
К каждой технически сложной (и не очень) вещи прилагается документ: паспорт или инструкция по эксплуатации. А для такого непростого и дорогого объекта, как квартира, ничего подобного не предлагается, как будто бы покупатель от рождения все о ней знает. Впрочем, столичные власти еще в 1995 году начали заниматься паспортизацией московского жилья, а в 2001-м были выданы первые квартирные паспорта. О том, зачем квартире паспорт, как его получить и в каких ситуациях он необходим, рассказывает журнал Metrinfo. Ru.
СТАТИСТИКА И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
Первые паспорта, выданные 9 лет назад, были экспериментальными. Всего же ГУП города Москвы «Центр паспортизации помещений» изготовило более 90 000 паспортов квартир. Для Москвы это немного: по данным Московской ассоциации риелторов, на начало 2010 г. в столице было примерно 3,8 млн. квартир. Получается, что квартир с паспортом — около 2,4%. Все эти квартиры находились в новостройках. Впрочем, заказать паспорт для своей квартиры может практически любой желающий. Только вот зачем?
ПОЛЬЗА ОТ ПАСПОРТА
«Современная квартира — сложное и дорогое инженерно-техническое «изделие». В ее стенах и за ее пределами — множество конструкционных элементов, инженерных коммуникаций и оборудования»,- говорит Василий Жуков, генеральный директор ГУП города Москвы «Центр паспортизации помещений». И о многих из них мы с вами даже не имеем понятия.
Но поинтересоваться этим надо — ради нашей же безопасности. Не так уж редки, например, случаи, когда жильцы, делая ремонт, сталкиваются с запрятанной в стены или по периметру дверей проводкой и от несчастного случая их спасают только удача да сноровка. А имея на руках паспорт квартиры, где приведена соответствующая схема, можно безбоязненно приступить к ремонту, зная обо всех опасных местах заранее. В паспорте есть сведения о максимально допустимой мощности электрооборудования, размещенного в квартире. Обычно она составляет 11 или 14 кВт, и, зная точную цифру, можно принять правильное решение о покупке мощного кондиционера или джакузи.
Квартирный паспорт помогает правильно выбрать материалы для ремонта. Например, зная все о материале стен и полов в вашей квартире, вы не задумываясь купите нужный клей или шпатлевку, правильно выберете дрель (так, для ванных комнат в большинстве случаев не подходя ударные дрели, нужны вращательные). А если увидите, что квартира соседствует со щитовой, не поставите в этом месте кровать.
Еще одна маленькая деталь — как паспорт помогает узнать скрытую информацию о собственной квартире. Далеко не все знают, что под окнами или рядом с рамами установлены вентиляционные клапаны, с помощью которых можно проветрить помещение, не открывая створки окон, а квартирный паспорт укажет на них.
Паспорт квартиры — еще и «шпаргалка», подсказывающая, когда надо делать ремонт и менять инженерные системы, потому что в нем указывается срок их службы. Например, для смесителей, полотенцесушителей и электроплит он обычно равен 15 годам, для умывальников и унитазов — 20, для эмалированных ванн — 25, а краска выдерживает 4 — 8 лет эксплуатации. Правда, цифры, фигурирующие в паспорте, справедливы все же для оборудования и отделочных материалов, которые были в квартире на момент выдачи документа.
Квартирный паспорт также гарантия качества квартиры, ведь в нем указываются нормативы эксплуатации, например сведения об отопительных приборах и температуре, которую они должны поддерживать в отопительный сезон. Например, в комнатах минимально допустимая температура +20°C, в кухне +16°C, в ванной +25°C. «И поскольку паспорт содержит сведения о правах и обязанностях жильцов при эксплуатации квартиры и нормативы по ее эксплуатации, в случае чего вы можете предъявлять обоснованные требования к эксплуатирующей организации, ссылаясь на него», — сообщает Василий Жуков.
С ПАСПОРТОМ — В СУД
Вообще необходимость изготовления технического паспорта квартиры определена требованиями Жилищного кодекса РФ, Закона города Москвы «Основы жилищной политики города Москвы» и Закона РФ «О защите прав потребителей». А значит, на квартирный паспорт можно ссылаться при обращении в суд, если возникнет такая необходимость. Например, можно отсудить недостающие квадратные метры в новостройке, ведь часто по плану у квартиры один метраж, а по факту он оказывается другим, и не в пользу покупателя. БТИ измеряет фактическую площадь, а вот в квартирном паспорте обозначены размеры, указанные в проектной документации застройщика. Таким образом, можно либо вернуть «украденные» метры (добиться того, чтобы застройщик поменял квартиру), если это возможно, либо потребовать компенсацию, а в некоторых случаях и расторгнуть договор купли-продажи.
ТРИ РАЗДЕЛА
Информация о квартире размещается в трех разделах довольно «упитанной» брошюры. Первый называется «Сведения адресного и технического учета», в нем отражены адресный и поэтажный план жилого помещения, экспликация, код здания и другие сведения, относящиеся к государственному техническому учету (т. е. данные БТИ). Во второй раздел — «Сведения о потребительских свойствах, технических характеристиках и условиях эксплуатации» заносятся данные о конструкциях и системах жилого дома и его технологическом оборудовании, о технических и вспомогательных общедомовых помещениях. Также здесь приводятся общие характеристики квартиры, ее электрических сетей, систем отопления, вентиляции, водопровода и канализации, связи и сигнализации, пути эвакуации при пожаре, санитарно-гигиенические и экологические нормативы, основные правила эксплуатации. И, наконец, в третьем разделе — «Справочная информация» имеются сведения об обязанностях эксплуатирующих, строительных и ремонтно-строительных организаций, о правах, обязанностях и ответственности жильцов, а также информация о возможных неисправностях и рекомендации по их устранению. В паспорта квартир, передаваемых покупателю квартиры без отделки, включается и еще один раздел, там описываются технические условия доведения жилья до полной готовности.
«В целом структура и объем паспортной информации обеспечивают принцип необходимости и достаточности. То есть минимум информации по визуально доступным элементам жилых помещений и максимум по визуально недоступным конструктивным элементам и элементам инженерно-технического назначения, неправильная эксплуатация которых может нанести вред здоровью или имуществу», — говорит Василий Жуков.
НОВОСТРОЙКАМ — ОБЯЗАТЕЛЬНО, ОСТАЛЬНЫМ — НЕТ
Если вы покупаете квартиру в новостройке, то ее паспорт вам просто обязаны дать — таково требование Постановления Правительства Москвы от 31.01.2006 N 59 «О порядке проведения технической паспортизации жилых помещений (квартир) в городе Москве». Об этом должен позаботиться застройщик или заказчик строительства.
На деле застройщики включают затраты на изготовление паспорта в стоимость квартиры. Благо затраты по сравнению с ценником квадратного метра невелики (несколько тысяч рублей), но для каждого дома индивидуальны.
Если же жилье некоммерческое и строится за счет средств бюджета города Москвы, то жители, заселяющие такие дома, получают технические паспорта квартир на безвозмездной основе.
Паспорта квартир, которые оформляются в течение 6 месяцев, должны быть готовы до заселения дома. «А собственник, арендатор или наниматель жилья получает технический паспорт квартиры от управляющей организации под расписку в журнале установленной формы, как правило, одновременно с ключами от объекта недвижимости», — рассказывает Василий Жуков. И если такой документ вам не предлагают, то, значит, девелопер или застройщик не выполняют своих обязательств и нарушают закон. Вы смело можете требовать паспорт для своей квартиры.
А вот если вы проживаете в давно построенном доме в квартире и решите, что паспорт вам нужен, то сможете его заказать в территориальном подразделении МосгорБТИ. Изготовление паспорта стандартной одно-, двухкомнатной квартиры стоит порядка 700 — 1000 руб. Цена зависит от площади, рассчитывает стоимость технический инженер.
В БТИ принимают заявки и выдают технические паспорта в режиме «одного окна», а делать его будут полгода. При этом в квартиру придут сотрудники БТИ для замеров и за необходимой им информацией.
В БТИ можно обратиться и через некоммерческое партнерство инновационной деятельности в социальной сфере «МосГорУслуга» (бывшая «Мосжилрегистрация»), там с вас возьмут 3 тысячи рублей. Чуть дороже, зато вы не будете стоять в очередях!
КОГДА ПАСПОРТ НУЖЕН СОБСТВЕННИКАМ СТАРОГО ЖИЛЬЯ
Есть два момента, когда паспорт необходим собственникам старых квартир. Без него не получить разрешений при переустройстве и перепланировке жилых помещений (см. Постановление Правительства Москвы N 502-ПП от 22.06.2010), а также при переводе жилого помещения в нежилое. «Для этих целей собственник, наниматель или арендатор жилья имеет право заказать технический паспорт квартиры в объеме сведений первого раздела (т. е. сведений государственного технического учета)»,- говорит Василий Жуков. Паспорт также желателен, если вы планируете грандиозный ремонт, пусть даже и без переустройства, ведь с ним вы защитите себя и соседей от его возможных неприятных последствий.
Однако обязывать получать паспорта жителей старой застройки никто не будет: «Жилищный фонд города постоянно обновляется, и все большую и большую долю его составляют вновь построенные, реконструируемые и капитально ремонтируемые жилые дома, где непрерывно осуществляется техническая паспортизация квартир», — заключает Василий Жуков. Значит, долго ли, коротко ли, но наступит момент, когда все квартиры в Москве будут с паспортом.
РЕЗЮМЕ ЖУРНАЛА О НЕДВИЖИМОСТИ METRINFO. RU
Паспорт может стать хорошим помощником при грандиозных ремонтах, переустройствах и перепланировках, а также обеспечит безопасность жильцов при эксплуатации жилого помещения. А еще будет весомым аргументом в судебных тяжбах. Впрочем, паспортизация жилья — это еще и шаг к цивилизованным отношениям на рынке недвижимости, когда все делается по закону, а не «по понятиям». А это можно только приветствовать.
Основные документы, регламентирующие процесс технической паспортизации квартир в Москве:
— Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 (с изменениями);
— Закон города Москвы «О паспортизации жилых помещений (квартир) в городе Москве» от 03.11.2004 N 66 (с изменениями);
— Постановление Правительства Москвы «О порядке проведения технической паспортизации жилых помещений (квартир) в городе Москве» от 31.01.2006 N 59-ПП (с изменениями);
— Постановление Правительства Москвы «О Регламенте взаимодействия участников процесса технической паспортизации жилых помещений (квартир) в городе Москве» от 24.08.2006 N 1668-РП (с изменениями);
— распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы «Об утверждении Методики проведения паспортизации жилых помещений (квартир) при новом строительстве в городе Москве» от 30.03.2005 N 105.
Тексты всех этих документов можно найти на сайте Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в разделе «Паспортизация жилищного фонда».
——————————————————————