Уборка снега с крыш
(Дьякова И. В.)
(«Административное право», 2011, N 1)
УБОРКА СНЕГА С КРЫШ
И. В. ДЬЯКОВА
Ирина Владимировна Дьякова, консультант-юрист ООО «Юридическая консультация Платонова», консалтинговый холдинг «Платонов и Партнеры».
Все мы ежегодно сталкиваемся с опасностью, которую таят в себе крыши домов и которая в буквальном смысле нависает над нами, представляя серьезную угрозу для нашего здоровья. Административная ответственность организаций, на которые возложена обязанность по очистке зданий, сооружений и прилегающих территорий, — одна из волнующих тем.
Очередная суровая зима 2011 года заставила побеспокоиться власти Санкт-Петербурга, равно как и большинство других российских городов. Нынешней зимой в Северной столице выпало 2 метра 71 сантиметр снега, что превысило рекорд прошлой зимы. Об этом на заседании правительства Петербурга сообщил вице-губернатор Алексей Сергеев.
С ростом снежных заносов пропорционально увеличивается количество административных, гражданских и даже уголовных дел из-за некачественного обслуживания домов, зданий, сооружений и прилегающих территорий. Перепады температур способствуют скорому таянию снега и образованию сосулек длиною до 2 метров и больше. Это крайне опасно. Снег и лед на проезжей и пешеходной части также представляют большую угрозу как для пешеходов, так и для автомобилей.
Уборка наледи и снега с крыш зданий, сооружений и прилегающих к ним территорий четко регламентируется различными нормативными актами.
Так, например, Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Постановлением от 27 сентября 2003 г. N 170 устанавливает Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Правилами установлены в том числе и порядок очистки, складирования, вывоза снега, обработки скользких дорожных покрытий, а также особенности зимней уборки в городах северной климатической зоны.
Кроме того, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге власти вводят собственное регулирование вопросов снегоочистки в силу их важности и имеющихся особенностей организации муниципальных служб.
Так, правительством Москвы вынесено Постановление от 9 ноября 1999 г. N 1018 «Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве». Его последние изменения прошли 28 декабря 2010 г.
На территории г. Санкт-Петербурга действует аналогичное Постановление правительства от 16 октября 2007 года N 1334 «Об утверждении Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга».
Статья 4 настоящего Постановления устанавливает распределение обязанностей и ответственности по уборке территории Санкт-Петербурга. Так, для собственников зданий, строений, сооружений и объектов некапитального характера, а также иных объектов благоустройства участки уборки ограничены территорией принадлежащих собственникам земельных участков, используемых для размещения объектов. Кроме того, владельцы объектов должны обеспечивать работы по очистке прилегающих территорий, понятие которых раскрывается в том же Постановлении.
Статьей 5 Постановления конкретизируется порядок зимней уборки Санкт-Петербурга по распределенным территориям.
Что немаловажно, стандартный период зимней уборки в Санкт-Петербурге определяется законодательством с 16 октября по 15 апреля. В зависимости от погодных условий указанный период может быть сокращен или продлен по решению Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству.
Контроль выполнения требований Правил возлагается на администрации районов Санкт-Петербурга, Государственную административно-техническую инспекцию, Государственную жилищную инспекцию и иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с их компетенцией.
Представители указанных органов могут создавать выездные комиссии для проведения осмотра территорий и составления акта осмотра, на основании которого при обнаружении нарушений впоследствии будет составлен протокол об административном правонарушении.
Причем перечень представителей, которые имеют такие полномочия, ограничен.
Таким образом, вопросы административной ответственности организаций, на которые возложена обязанность по очистке зданий, сооружений и прилегающих территорий, — наиболее волнующая часть вопроса.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности ст. 7.22, установлена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Следовательно, для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
В настоящее время это деяние влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Размеры штрафов могут показаться не столь значительными, но ответственность не исчерпывается одним Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Города федерального значения имеют собственные унифицированные кодексы об административных правонарушениях, где также раскрывается рассматриваемый вид ответственности.
К ним относятся Кодекс города Москвы об административных правонарушениях от 21 ноября 2007 года N 45 и Закон Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. N 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», который вступил в действие только с 1 января 2011 года (ранее в Санкт-Петербурге ответственность по административным правонарушениям устанавливалась большим количеством тематических, а не унифицированных законов, и принятие единого кодекса существенно упорядочит и упростит применение законодательства об административных правонарушениях).
Итак, с 1 января 2011 года уже по новому Закону в соответствии со статьей 23 в г. Санкт-Петербурге предусмотрена ответственность за нарушение сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства. Сюда включены нарушения сроков и порядка работ по очистке территории Санкт-Петербурга от снега и наледи, очистке кровель, удалению атмосферных осадков и их образований.
Материальная сторона вопроса достаточно ощутима:
— на граждан налагается штраф от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
— должностное лицо несет ответственность в пределах от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
— на юридических лиц налагается штраф от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Во избежание наложения административных штрафов стоит посоветовать ответственным за очистку зданий и прилегающих территорий организациям составлять собственные фотоотчеты по проделанным работам; фиксировать, по возможности с вызовом компетентных органов, отсутствие объективной возможности для надлежащей очистки территории; писать различные пояснения в адрес проверяющих органов и оперативно реагировать на их обращения.
Если составления протокола избежать не удалось и нарушение зафиксировано, стоит попытаться урегулировать спор до вынесения постановления об административном правонарушении. Как правило, виновная сторона представляет доказательства того, что нарушения ею устранены в полном объеме, или доказательства отсутствия вины, что также не исключает обязанности устранения. Рассматривающая дело комиссия в случае положительного исхода может снизить размер штрафа или прекратить дело по обстоятельствам малозначительности.
Как и по другим видам административных правонарушений, разумеется, можно оспорить вынесенное постановление в судебном порядке. Здесь в ход идут формальные основания для отмены в виде нарушения процедуры составления актов должностными лицами и порядка рассмотрения дела об административном правонарушении. Обстоятельства малозначительности правонарушения или оперативного исправления допущенных нарушений тоже имеют значение для оценки суда.
Хотелось бы, чтобы предупредительные меры, осуществляемые самими юридическими лицами по надлежащему выполнению своих обязанностей, способствовали снижению количества административных правонарушений.
Но обилие снега в Санкт-Петербурге и зачастую объективная невозможность осуществить надлежащую уборку крыш и прилегающих территорий собственником или ответственным лицом влекут не только наложение административных штрафов, но и значительное количество фактов причинения ущерба имуществу и гражданам.
Порой владельцы автотранспортных средств бросают свои машины из-за невозможности эксплуатации в зимний период, что препятствует сбрасыванию наледи и снега, чтобы не причинить ущерб имуществу автовладельцев. В итоге крыши чистят частями, а не по всему периметру, как полагается по правилам.
При всем этом рабочих рук не хватает. Графики очистки очень плотные.
Иногда ответственные организации настолько зажаты в сроки, что выполняют работы по плану, несмотря на отсутствие согласований с собственниками фасадных вывесок и рекламных щитов. В результате — порча имущества юридических лиц, причинение ущерба и последующие судебные иски в порядке гражданского судопроизводства.
Казалось бы, законодательство слишком сурово к организациям, осуществляющим очистку зданий, кровли и прилегающих территорий от снега и наледи. Но ведь и цена последствий слишком велика. Она не ограничивается только материальным ущербом. Каждую зиму — печальные новости о случаях причинения травм и смерти в связи с падением сосулек. Или крыши зданий, обрушающиеся под тяжестью снега.
Повторюсь, что официальный период зимней уборки в Санкт-Петербурге определяется законодательством с 16 октября по 15 апреля каждого года. Снежный антураж на улицах не исчезнет еще долго. А судебные иски по возмещению ущерба и оспариванию административных штрафов будут напоминать судьям о минувшей зиме по крайней мере целый год, до следующих морозов.
——————————————————————