Защита прав потребителей при оказании коммунальных услуг

(Шехтер А. И.)
(«Законы России: опыт, анализ, практика», 2012, N 12)

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ОКАЗАНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

А. И. ШЕХТЕР

Шехтер Андрей Игоревич, адвокат, председатель НО «Московская коллегия адвокатов «Экс Леге».

Статья посвящена рассмотрению распространенных нарушений прав потребителей при получении коммунальных услуг и особенностям защиты указанных прав.

Ключевые слова: коммунальные услуги; защита прав потребителей; оплата коммунальных услуг.

Public services consumer’s rights protection
A. I. Shekhter

Shekhter Andrey Igorevitch, advocate, chairman of non-profit organization Moscow bar association «ExLege».

The article is concerned with widespread violations of consumers’ rights on public services and peculiarities of their protection.

Key words: public services; consumers’ rights protection; payment for public services.

Коммунальные услуги — осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Специфика обеспечения потребителей коммунальными ресурсами в том, что они, как правило, получают их не непосредственно от ресурсоснабжающей организации, а от организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, ТСЖ или жилищным кооперативом.
Оказание коммунальных услуг регулируется гражданским и жилищным законодательством. В случае, когда коммунальные услуги оказываются гражданину, использующему их в личных, бытовых целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на соответствующие отношения распространяются положения законодательства о защите прав потребителей.
Поскольку исполнителем в соответствии с Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» <1> является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, данный Закон применяется как в случае оказания коммунальных услуг коммерческими организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами или продажу коммунальных ресурсов через присоединенную сеть, так и некоммерческими организациями, на которые возлагается обязанность оказывать соответствующие услуги.
———————————
<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» <2> если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
———————————
<2> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 9.

Законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этим гражданам коммунальных услуг Закон о защите прав потребителей распространяется, поскольку предоставление коммунальных услуг членам данных организаций осуществляется так же, как и лицам, не являющимся членами ТСЖ или жилищного кооператива, на основании возмездного договора (п. 6 Правил оказания коммунальных услуг).
На отношения по предоставлению коммунальных услуг в полной мере распространяются общие положения Закона о защите прав потребителей, касающиеся предоставления необходимой информации, возмещения морального вреда и т. д.
Поскольку речь идет о предоставлении услуг, применимы положения гл. III Закона о защите прав потребителей при выполнении работ, оказании услуг.
Вместе с тем, учитывая характер коммунальных услуг, некоторые меры, предусмотренные данной главой, к исполнителю применить нельзя, в частности о повторном выполнении услуги. Связано это с тем, что суть услуги — в возможности получения гражданином-потребителем коммунальных ресурсов непрерывно и бесперебойно. Поэтому неполученное на определенный момент благо (коммунальный ресурс) невозможно восполнить.
Важно обратить внимание, что значительная часть требований потребителя касается не качества самой услуги как таковой, а качества передаваемых потребителю коммунальных ресурсов.
Следует учитывать и то, что помимо договоров об оказании услуг, в зависимости от ситуации, потребитель может оказаться и в непосредственных отношениях с ресурсоснабжающей организацией, т. е. фактически заключить договор о снабжении коммунальным ресурсом, квалифицируемый как купля-продажа, а не оказание услуг.
Поэтому в отношениях «исполнитель-потребитель» могут применяться не только положения о некачественном оказании услуг, но и о нарушении требований к качеству товара (определенного коммунального ресурса). Однако большинство положений гл. II Закона о защите прав потребителей применить в случае нарушения требований к качеству коммунальных ресурсов невозможно, в частности, это касается замены товара, безвозмездного устранения недостатков, так как коммунальные ресурсы потребляются сразу, причем процесс их потребления тесно связан с процессом их передачи потребителю. Поэтому при нарушении требований к температуре горячей воды, напряжению в электросети устранения недостатков можно требовать лишь на будущее время в отношении ресурсов, которые потребитель получит в будущем.
Поскольку в большинстве случаев управление многоквартирными домами осуществляют управляющие организации, применить правила о расторжении договора и возмещении убытков при ненадлежащем исполнении обязательств по предоставлению коммунальных услуг сложно, так как договор с управляющей организацией заключается всеми собственниками и отказаться от него в одностороннем порядке можно только по решению общего собрания собственников (п. 8.2 ст. 162 ЖК РФ). При этом смена управляющей организации отнюдь не является гарантией получения в последующем качественного товара, так как проблемы с качеством коммунальных ресурсов могут возникать по обстоятельствам, зависящим от ресурсоснабжающей организации.
Даже при непосредственном заключении договоров о ресурсоснабжении собственники часто не могут воспользоваться правом расторжения договора, так как иной продавец необходимого коммунального ресурса на данной территории отсутствует.
При осуществлении защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг (далее — ЖКУ) необходимо также принимать во внимание, что данные отношения во многом регламентируются нормами административного права (установление нормативов, осуществление жилищного надзора). При применении к нарушителям прав потребителей в сфере ЖКУ мер административного воздействия следует учитывать положения об осуществлении государственного и муниципального жилищного надзора, одним из направлений которого является контроль за деятельностью организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, и исполнении обязательств, возникающих из договора об управлении многоквартирными домами (ст. 20 ЖК РФ).
При этом полномочия органов государственного и муниципального жилищного надзора (жилищных инспекций) сами по себе не заменяют и не ограничивают соответствующие полномочия территориальных органов Роспотребнадзора (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) по осуществлению в жилищной сфере федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (ст. 40 Закона о защите прав потребителей).
Действия Роспотребнадзора (его территориальных органов) по привлечению к ответственности лиц, совершивших (допустивших) нарушения обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей, обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей и др. могут основываться на соответствующих материалах проверок, проведенных органами жилищного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего правоотношения с участием граждан — потребителей ЖКУ <3>.
———————————
<3> В практической деятельности возникали разногласия по поводу возможности иных, кроме Роспотребнадзора, надзорных органов осуществлять проверки по факту нарушения интересов потребителей в отдельных сферах, однако, исходя из позиции Верховного Суда РФ, такие проверки возможны (см.: Определение Верховного Суда РФ от 8 сентября 2010 г. N 44-Г10-34 // СПС «КонсультантПлюс»).

Как свидетельствует судебная практика, несмотря на реформирование системы ЖКХ, по-прежнему при снабжении потребителей коммунальными ресурсами допускаются многочисленные нарушения как со стороны ресурсоснабжающих организаций, так и со стороны управляющих организаций. Также часто наблюдается нарушение прав собственников помещений при оказании коммунальных услуг ТСЖ и жилищными кооперативами, хотя они, по идее, должны отстаивать интересы собственников.
Согласно информации, содержащейся в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 8 февраля 2006 г. N 0100/1260-06-32 «О повышении эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере жилищного строительства и при предоставлении жилищно-коммунальных услуг» <4>, основу претензий потребителей, как правило, составляют:
———————————
<4> Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2006. N 6 (ч. II).

несоблюдение соответствующими организациями — исполнителями жилищно-коммунальных услуг требований действующего законодательства по оформлению договорных отношений;
навязывание условий предоставления жилищно-коммунальных услуг, ущемляющих права потребителей;
несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг;
нарушение требований к качеству жилищно-коммунальных услуг и односторонний отказ от исполнения соответствующих обязательств, связанных с тепло-, водо — и электроснабжением жилых помещений (квартир) граждан.
Итак, первая категория нарушений наблюдается еще на стадии заключения договора с потребителем. Помимо несоблюдения требований к оформлению договорных отношений, которое, в частности, может выражаться в отказе заключить с потребителем договор по тем или иным причинам, зачастую договор заключается с нарушением императивных требований законодательства. Подобные прецеденты часто встречаются при заключении договоров с управляющими организациями, которые могут пытаться ограничить круг предоставляемых потребителям коммунальных услуг, а также подменить указание законодательства об обязанности управляющей организации предоставлять коммунальные услуги на обязанность «обеспечить предоставление», «содействовать» и т. д. <5>.
———————————
<5> См., например: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 ноября 2008 г. по делу N А52-1741/2008 // СПС «КонсультантПлюс».

Статья 162 ЖК РФ, а также Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (п. 8, 9, 10) относят управляющие организации, ТСЖ и жилищные кооперативы к исполнителям, в обязанности которых входит непосредственно предоставление коммунальных услуг потребителям, а не оказание содействия и прочие посреднические действия. На это указывается и в письме Министерства финансов РФ от 11 августа 2009 г. N 03-03-09/126: в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг <6>.
———————————
<6> См.: Савицкая О. Г. Особенности правового положения управляющей организации в сфере предоставления коммунальных услуг // Юрист. 2012. N 2. С. 12 — 17.

Соответственно, включение в договор управления многоквартирным домом или в договор ТСЖ либо жилищного кооператива с собственником подобных условий недействительно в силу противоречия законодательству и не может влечь за собой ограничение ответственности данных организаций на ненадлежащее оказание или неоказание коммунальных услуг.
Еще одним видом нарушений, встречающихся при заключении договоров об оказании коммунальных услуг гражданам-потребителям, является включение в договор условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с положениями, установленными императивными нормами законодательства (в частности, о порядке и сроках ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, последствиях допущенных потребителями нарушений и т. д.), а также понуждение к заключению дополнительных договоров, якобы необходимых для получения определенных коммунальных ресурсов. Так, при рассмотрении жалобы жительницы г. Губкина Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Белгородской области в Губкинском районе выявлено, что ОАО «Производственное предприятие по газоснабжению Белгородской области «Белгородоблгаз» при заключении договоров на установку бытового газового счетчика возлагало на потребителя обязанность по заключению двух дополнительных договоров — по выдаче технических условий и разработке эскиза, определяющего место установки счетчика на газопроводе, что является нарушением права потребителя на свободу договора, установленного ст. 421 Гражданского кодекса РФ и запрещено ч. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
При судебном рассмотрении данного дела по иску управления Роспотребнадзора в защиту неопределенного круга потребителей действия ОАО «Производственное предприятие по газоснабжению Белгородской области «Белгородоблгаз» были признаны незаконными, на предприятие возложена обязанность не совершать указанные действия и довести до сведения потребителей через средства массовой информации судебное постановление. Жители Белгородской области, которые были вынуждены нести незаконные дополнительные расходы, получили возможность потребовать от исполнителя возмещения причиненных им убытков в полном объеме <7>.
———————————
<7> Управление Роспотребнадзора по Белгородской области // http://gsen. intbel. ru/lawfully/?id=6&template;=print.

Достаточно часто споры возникают в связи с ненадлежащим качеством предоставленных коммунальных услуг, необоснованными перерывами в подаче коммунальных ресурсов, а также необоснованным ограничением или приостановлением оказания услуги. Допустимые периоды перерывов предоставления коммунальных ресурсов установлены в приложении 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Условия и порядок ограничения и приостановления предоставления коммунальных услуг установлены разд. XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Нарушение данных положений может повлечь предъявление требований о возобновлении подачи коммунального ресурса, а также применение мер гражданской и административной ответственности. Необоснованные перерывы в подаче коммунальных ресурсов, а также приостановление или ограничение их предоставления обычно касаются интересов не одного, а всех потребителей, проживающих в многоквартирном доме или на определенной территории. Поэтому в защиту потребителей могут предъявляться иски в защиту неопределенного круга потребителей органами государственного надзора, в частности Роспотребнадзора, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями потребителей (ст. 46 Закона о защите прав потребителей). Удовлетворение таких исков дает возможность пострадавшим от правонарушения гражданам предъявить требования о возмещении причиненных убытков, морального вреда. Так, в связи с образовавшейся задолженностью по оплате поставленного газа ООО «Владимиррегионгаз» прекратило для ООО «Коммунальное обслуживание населения» его поставку, предварительно направив в адрес указанного общества соответствующие уведомления. В связи с этим ООО «Коммунальное обслуживание населения» было прекращено горячее водоснабжение жилых домов.
Межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга потребителей о возобновлении подачи горячего водоснабжения.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что в ходе проверки соблюдения законодательства установлен факт прекращения поставки ООО «Владимиррегионгаз» газа на котельные ООО «Коммунальное обслуживание населения», в связи с чем оставлены без горячего водоснабжения граждане и социальные учреждения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из незаконности действий ООО «Владимиррегионгаз» по прекращению поставки газа, поскольку им применен такой способ защиты своих прав, который привел к нарушению прав добросовестных потребителей коммунальной услуги горячего водоснабжения, не имеющих возможности получить указанную услугу иным способом.
Отменяя решение суда первой инстанции в части признания незаконными действий ООО «Владимиррегионгаз», Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда пришла к выводу о том, что действия ответчика полностью согласуются с требованиями действующего законодательства. Поскольку ООО «Владимиррегионгаз» не связано договорными отношениями с получателями коммунальной услуги по горячему водоснабжению, у него отсутствуют информация о наличии добросовестных потребителей и сведения о необходимых для них объемах газа, оснований для признания его действий по ограничению и прекращению подачи газа незаконными не имеется.
Верховный Суд РФ при пересмотре данного дела в порядке надзора указал, что, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Судом кассационной инстанции не учтено, что согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке <8>.
———————————
<8> См.: Определение Верховного Суда РФ от 20 сентября 2011 г. N 86-Впр11-4 // СПС «КонсультантПлюс».

Защита интересов потребителей может осуществляться в рассматриваемых случаях и в административном порядке. Например, прокуратурой по обращению гражданина П. была проведена проверка исполнения законодательства о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам. В ходе проверки установлено, что между ресурсоснабжающей организацией и гражданином П. заключен договор на поставку питьевой воды и прием сточных вод, согласно которому поставщик принимает на себя обязательства обеспечить подачу абоненту питьевой воды надлежащего качества для хозяйственно-бытовых нужд и для ведения личного подсобного хозяйства на границе раздела эксплуатационной ответственности поставщика. 15 февраля 2012 г. гражданин обратился в ресурсоснабжающую организацию с письменным заявлением об отсутствии водоснабжения, однако водоснабжение восстановлено не было. Длительное неисполнение заявки, как следует из объяснения начальника цеха транспортировки воды и насосных станций, обусловлено большим количеством аналогичных заявок. Как показала проверка и как следует из письма исполнительного директора ресурсоснабжающей организации, водоснабжение по вышеуказанной улице восстановлено только 1 марта 2012 г. Причиной отсутствия водоснабжения явилось несоответствие глубины залегания труб санитарным нормам.
Поскольку срок приостановления подачи коммунального ресурса превысил допустимый, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг, а также исполнителем была нарушена процедура оформления факта непредоставления коммунальных услуг (не составлялся акт о непредоставлении коммунальных услуг), исполнитель был привлечен к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ — нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами <9>.
———————————
<9> http://www. prokuror56.ru/news/narusheniya-pri-predostavlenii-kommunalnykh-uslug-naseleniya

Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе о защите прав потребителей. В частности, если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг (п. 157 Правил предоставления коммунальных услуг).
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг или вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме независимо от вины исполнителя. Общие основания возмещения вреда, причиненного потребителям вследствие недостатков товара, работы или услуги, а также лица, ответственные за такой вред, сроки его возмещения и основания освобождения продавца (изготовителя, исполнителя) от соответствующей ответственности определены ст. 1095 — 1098 ГК РФ и ст. 13, 14 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Правовыми основаниями для компенсации потребителям морального вреда служат соответствующие положения ст. 151, 1099 — 1101 ГК РФ и ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, признается за любым потерпевшим, независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет (п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг).
При этом следует отметить, что Правила предоставления коммунальных услуг возлагают ответственность за причиненный при оказании коммунальных услуг (включая вред, причиненный некачественным коммунальным ресурсом) вред именно на исполнителя, в том числе и в случаях, когда исполнитель оказывает услуги не непосредственно, а приобретает коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающей организации. Для обеспечения наиболее эффективной защиты интересов потребителя не следует исключать возможность привлечения к ответственности ресурсоснабжающей организации, несмотря на то, что данная организация не состоит с потребителем в договорных отношениях.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, подлежит возмещению в течение 10 лет со дня предоставления такой услуги. При этом требования, предъявленные по истечении трех лет со дня возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.
Исполнитель несет ответственность не только за качество предоставляемого ресурса, но и за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для предоставления коммунальных услуг, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет (п. 153 Правил предоставления коммунальных услуг).
Исполнитель освобождается от ответственности за причинение вреда, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил потребления коммунальных услуг.
При разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на исполнителе (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК РФ).
Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают исполнителя от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Еще одной распространенной группой нарушений прав потребителей при оказании ЖКУ является несоблюдение установленного порядка начисления платежей за коммунальные услуги.
Данные нарушения могут выражаться в неправильном расчете размера платежей, неправомерных периодических перерасчетах, а также в неосуществлении перерасчетов платы за коммунальные услуги при их временном отсутствии или некачественном предоставлении, в нарушении порядка начисления пеней при просрочке платежей потребителем. В частности, при взыскании пени не всегда учитывается, что пеня — разновидность неустойки, мера ответственности, применяемая при наличии вины потребителя в невнесении платы.
Наиболее часто споры возникают из-за отказа в осуществлении перерасчета или неправильного исчисления подлежащих уплате платежей. Так, А. обратилась в суд с иском к ООО «Свет Жилсервис», в котором с учетом уточнения просила обязать ответчика провести корректирующий перерасчет оплаты за услуги теплоснабжения.
Свое обращение истец мотивировала тем, что с января 2010 г. размер оплаты за отопление необоснованно увеличился более чем в два раза.
На основании материалов дела суд установил, что дом, где проживает истец, не оборудован общедомовым прибором учета потребления тепловой энергии, в связи с чем расчеты по нагрузке производятся по показаниям прибора учета N 02-05-1216/007, установленного на ЦТП. В результате, как было установлено судом, начисление платежей за отопление производилось с превышением установленного норматива потребления (0,016 Гкал/кв. м).
Поскольку при определении размера платежей были допущены нарушения порядка расчета, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг, суд указал, что такой перерасчет должен быть произведен ответчиком в соответствии с действовавшим на тот момент Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (утратило силу с 1 сентября 2012 г.) <10>.
———————————
<10> См.: Определение Мосгорсуда от 30 января 2012 г. по делу N 33-2272 // СПС «КонсультантПлюс».

Как видно, в данном случае было нарушено положение Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами, содержащимися в приложении к Правилам предоставления коммунальных услуг, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Вместе с тем следует учитывать, что норматив как критерий исчисления размера платы за коммунальные услуги применим лишь при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета. Поэтому в другом деле суд признал необоснованными требования гражданина о взыскании с управляющей организации излишне полученных коммунальных платежей. При этом суд пояснил, что «расчеты истца построены на применении нормативов потребления, тогда как истец при составлении представленных расчетов не учитывал, что в данном доме установлены домовые приборы учета потребления, в связи с чем подлежит применению порядок начислений с учетом данных приборов учета» <11>.
———————————
<11> См.: Определение Мосгорсуда от 20 декабря 2011 г. по делу N 33-40007/11 // СПС «КонсультантПлюс».

Иногда к неверному исчислению размера платежей приводит расчет, исходя из большего количества человек, нежели проживает в жилом помещении. К примеру, Л. Д. обратился в суд с иском к ТСЖ «Первомайское», согласно которому просил суд признать действия ТСЖ по начислению коммунальных платежей за холодное и горячее водоснабжение за четырех человек незаконным, обязать ТСЖ «Первомайское» произвести перерасчет начислений за коммунальные услуги за холодное и горячее водоснабжение (водоотведение) по квартире, собственником которой является Л. Д., за период с 1 июня 2009 г. по 1 июня 2011 г. из расчета на одного проживающего, с зачетом излишне выплаченных сумм в счет будущих платежей.
В обоснование своих требований Л. Д. указал, что он является собственником квартиры. В квитанциях на оплату коммунальных услуг, выставленных ответчиком с июня 2009 г., истец обнаружил, что ТСЖ осуществило начисление коммунальных платежей за пользование холодной и горячей водой за четырех человек, тогда как в квартире никто не зарегистрирован.
Представитель ответчика исковые требования не признал и пояснил, что фактически в квартире п роживают истец и его жена, а также их несовершеннолетние дети. Этот факт был установлен работниками ответчика, показаниями соседей, подтверждается актами должностных лиц, в связи с чем начисляются коммунальные платежи за горячее и холодное водоснабжение на четырех человек.
Решением суда действия ТСЖ по начислению коммунальных платежей за холодное и горячее водоснабжение за четырех человек признаны незаконными. ТСЖ обязано произвести перерасчет начислений за коммунальные услуги за холодное и горячее водоснабжение (водоотведение) из расчета одного проживающего с зачетом излишне выплаченных сумм в счет будущих платежей.
Доводы ответчика о фактическом проживании в квартире всей семьи истца судом отвергнуты, поскольку установлено, что постоянным местом жительства истца и членов его семьи является квартира, расположенная по иному адресу, где истец оплачивает коммунальные услуги в полном объеме <12>.
———————————
<12> См.: Определение Мособлсуда от 3 ноября 2011 г. по делу N 33-24528 // СПС «КонсультантПлюс».

Поскольку требования о возврате излишне уплаченных сумм носят денежный характер, на сумму необоснованно взысканных платежей могут быть начислены проценты в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Кроме того, при необоснованном отказе выполнить требование потребителя о возврате излишне уплаченных сумм может быть взыскана неустойка, предусмотренная ст. 31 Закона о защите прав потребителей.
Итак, как видно из вышеизложенного, законодательство об оказании коммунальных услуг не устанавливает каких-либо особых мер защиты прав и законных интересов потребителей, отсылая к положениям Закона о защите прав потребителей. В то же время, учитывая специфику оказываемых услуг, не все меры, предусмотренные данным Законом, могут быть реализованы в отношении коммунальных услуг. Для нарушений прав потребителей при оказании коммунальных услуг характерно то, что такие нарушения часто затрагивают интересы не одного, а значительного числа граждан, что предполагает возможность и необходимость активных действий со стороны органов государственного надзора и органов местного самоуправления. Так, множество нарушений касается именно несоблюдения административно-правовых норм, в данной сфере наряду со средствами гражданско-правовой защиты широко применяются меры административно-правового воздействия.
Осложняет защиту интересов потребителей то, что они получают коммунальные ресурсы через исполнителя: во многих случаях это некоммерческая организация — ТСЖ, жилищный кооператив, которая при предъявлении к ней требований часто не в состоянии оперативно устранить допущенные нарушения, особенно если они допущены по обстоятельствам, находящимся в сфере ответственности ресурсоснабжающей организации.

Библиографический список

1. Савицкая О. Г. Особенности правового положения управляющей организации в сфере предоставления коммунальных услуг // Юрист. 2012. N 2.

——————————————————————