Имиджевые права спортсменов в России как институт частного права
(Вострикова Е. А., Полухина Р. Э.) («Современное право», 2013, N 12)
ИМИДЖЕВЫЕ ПРАВА СПОРТСМЕНОВ В РОССИИ КАК ИНСТИТУТ ЧАСТНОГО ПРАВА
Е. А. ВОСТРИКОВА, Р. Э. ПОЛУХИНА
Вострикова Е. А., кандидат юридических наук, руководитель юридического отдела сети фитнес-клубов «Планета Фитнес».
Полухина Р. Э., кандидат юридических наук, зав. кафедрой международного права Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия.
Анализируется правовая природа имиджевых прав спортсменов в рамках российского законодательства. В работе предлагается авторское определение понятия «имиджевые права»: это права, приобретенные в результате профессиональной деятельности человека, направленные на защиту его имени, деловой репутации, неприкосновенности частной жизни, иных нематериальных благ и результатов интеллектуальной деятельности. Отмечается, что в России не принят специальный закон, который регулировал бы использование имиджевых прав, однако существуют определенные правовые средства, которые могут быть применены для защиты данного вида прав.
Ключевые слова: имиджевые права спортсменов, право на имя, право на изображение.
Image rights of athletes in Russia as an institute of the private law E. A. Vostrikova, R. E. Polukhina
Vostrikova Elena A., Cand. in Law, head of Law Dept. of the fitness clubs network «Planeta Fitnes».
Polukhina Ruzanna E., Cand. in Law, head of Dept. of International Law of North Caucasus Branch of the Russian Academy of Justice.
The article analyzes legal nature of the sports image rights within the framework of the Russian legislation. Concerning the Russian legislation the author mentions the fact that Image rights should be defined as a combined term which comprises such objects of civil rights as intangible benefits (the right to privacy, the right to ones name, the right to be portrayed) and intellectual property (photos, video records and works of visual art with sportsmen). It is stated that Russia has no specific law that addresses the issue of the image rights. But despite absence of this term in Russian legislation there are several legal measures that can be used for defense of this kind of rights.
Key words: sports image rights, right to ones name, right to be portrayed.
Понятие «имидж» относительно недавно появилось в русском языке — в конце 1970-х гг. (например, в советском словаре иностранных слов (1984 г.) это слово отсутствовало). До указанного времени в обиходе и литературе использовалось русское слово «образ». И если проблема имиджа в западных странах становится актуальной с 1950-х годов, то в российской литературе до 1990-х годов слово «имидж» употреблялось исключительно в контексте критики западной социальной действительности. Одним из первых, кто ввел понятие «имидж» в специальную русскоязычную литературу, был известный советский маркетолог О. Феофанов. В своей работе «США: реклама и общество» (1974) [1] он рассмотрел имидж как основное средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя. На Западе исследования в области имиджмейкинга проводились более активно, чем в России. Было бы неверным утверждать, что в России (а ранее в СССР) они не присутствовали вообще: они проводились, но имели узкую идеологическую направленность и были закрыты для широкого доступа. В настоящее время слово «имидж» активно используется в русском языке журналистами, рекламистами, социологами, философами, политологами. Однако в российской правовой доктрине данный термин пока не получил широкого распространения, в отличие от иностранной правовой науки, которая активно использует указанное понятие. С возрастанием значения информационных компонентов в жизни общества (будущие цивилизации уже называют информационными) повышаются требования к формированию имиджа и имиджевых прав. Имидж становится полноценным информационным продуктом, а не просто образом, основанным лишь на эмоциональном восприятии. Работа над ним будет опираться на объективные закономерности и процессы, тем самым все больше приближаясь к науке и необходимости четкой правовой регламентации в российском праве. Законодательство России в анализируемой области. В России не принят специальный закон, который регулировал бы использование имиджевых прав. Однако, несмотря на отсутствие указанного термина в российском законодательстве, существуют определенные правовые средства, которые могут быть применены для защиты данного вида прав. Известные лица, в том числе из области спорта, могут использовать для защиты своего образа совокупность норм из различных областей права, таких, как авторское право, законодательство о товарных знаках и недобросовестной конкуренции, а также нормы гражданского законодательства о нематериальных благах и общие принципы гражданской ответственности. На законодательном уровне имиджевые права находят свое косвенное отражение в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, а также в Федеральных законах от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи», от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации», от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» и др. Основу регулирования правового оборота имиджевых прав составляют следующие нижеуказанные положения Конституции РФ: — в силу ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»; — в соответствии со ст. 18 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»; — Конституция РФ в ч. 1 ст. 23 гарантирует: «1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени»; — в соответствии с ч. 1 ст. 24 Конституции РФ «1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; — в соответствии со ст. 45 Конституции РФ «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»; — согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»; — в силу ч. 1 ст. 21 Конституции РФ «достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием его умаления». В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) закреплен подробный перечень нематериальных благ, права на которые являются составной частью имиджевых прав. В частности, в соответствии со ст. 150 ГК РФ «жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом… Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения». Специальный кодифицированный акт — Трудовой кодекс Российской Федерации — содержит уточнение в части трудовой деятельности работника (применяется при заключении контрактов со спортсменами): в ст. 2 закреплен принцип обеспечения защиты достоинства работника в период трудовой деятельности. Российское законодательство о товарных знаках предлагает такую возможность, как регистрация товарного знака, состоящего из имени и фамилии известного человека. Обозначения, воспроизводящие или включающие фамилии известных лиц, обладают высокой охраноспособностью в связи с присутствием различительной способности. В Российском патентном ведомстве зарегистрированы обозначения «Калашников», «Каспаров», «Павел Буре», «Алла Пугачева», «Филипп Киркоров», «Слава Зайцев», «Дизайн Славы Зайцева», Valentin Yudushkin и пр. В массиве норм, регулирующих промышленную собственность, содержится важное положение, способствующее защите имиджевых прав спортсменов. В подп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК РФ говорится о том, что в качестве товарных знаков не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные «портрету или факсимиле известного в Российской Федерации… лица…». Российским патентным ведомством были изданы специальные Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений (утв. Приказом Роспатента от 23.03.2001 N 39), которые содержат отдельный раздел «Особенности экспертизы обозначений, воспроизводящих фамилию или включающих фамилию». Экспертам рекомендуется в процессе экспертизы обозначений, состоящих из фамилий или включающих фамилию, использовать информацию, содержащуюся в энциклопедиях, толковых и других словарях, в том числе словарях имен и фамилий, справочниках, в частности именных телефонных справочниках, сети Интернет, данных переписки, если таковые имеются. С помощью источников информации эксперты Роспатента устанавливают следующее: — не является ли заявленное на регистрацию в качестве товарного знака обозначение, состоящее из фамилии или включающее фамилию, достоянием истории и культуры РФ (например, обозначение «Чайковский»); — не тождественна ли фамилия на русском или каком-либо ином языке, например английском, немецком, французском, испанском, итальянском, описательному обозначению, общепринятому символу, термину или какому-либо иному обозначению, регистрация которого в отношении каких-либо определенных товаров и/или услуг недопустима (например, «Учитель», Wood, Smith). Заявленному на регистрацию в качестве товарного знака обозначению, воспроизводящему фамилию, может быть предоставлена правовая охрана в том случае, если она является не только именем собственным, но и имеет смысловое словарное значение, которое в соответствии с действующим законодательством не может служить препятствием для регистрации в отношении заявленных товаров и услуг. Например, может быть предоставлена правовая охрана фамилии «Муха», заявленной в отношении товара «музыкальные инструменты», фамилии «Перекати-поле», заявленной в отношении услуг по организации путешествий, фамилии «Скрытный», заявленной в отношении адвокатских услуг. Роспатент указывает, что фамилии целесообразно предоставить правовую охрану, если представленные заявителем материалы подтверждают, что заявленная фамилия воспринималась потребителем именно как обозначение товаров производителя, а не как фамилия до даты подачи заявки. В качестве такого подтверждения могут быть приняты во внимание результаты опросов потребителей, письменные заявления специалистов, данные об объемах продаж, рекламе и т. п., которые демонстрируют, что потребитель воспринимает заявленное обозначение как обозначение товаров производителя, а не как фамилию. Интересная история связана с товарным знаком известного российского хоккеиста Павла Буре. Швейцарская часовая компания «ПБ Креасьонз СА» (владелец марки швейцарских часов «Павел Буре») выдвинула возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку «Павел Буре — Русская Ракета». Оспариваемый товарный знак представляет собой комбинированное обозначение, в центральной части которого помещен словесный элемент «Павелъ Буре», выполненный оригинальным стилизованным шрифтом, вокруг которого более мелким шрифтом по невидимой окружности вписаны фразы из оригинальной части фирменного наименования правообладателя: сверху — «Торговый Дом по возрождению традиций», снизу — «Павла Карловича Буре». Противопоставленный товарный знак N 199553 также является комбинированным обозначением, в котором доминирует словосочетание «Павел Буре — Русская Ракета», выполненное стилизованным шрифтом с завитками, над которым помещен вензель из букв «П» и «Б». Роспатент, отказывая в удовлетворении возражений швейцарского часового дома, указал следующее: — не вызывает сомнений, что имя Павла Буре стало прецедентным именем в русском языке и ассоциируется с деятельностью в области часового производства; причиной этому служат многочисленные упоминания имени Павла Буре в литературе XIX века; — противопоставленный товарный знак «Павел Буре — Русская Ракета» по свидетельству N 199553 также содержит имя собственное и псевдоним, под которым приобрел мировую известность Буре Павел Владимирович, 31 марта 1971 года рождения, легендарный хоккеист сборной России, генеральный менеджер олимпийской сборной по хоккею, игрок сильнейшей хоккейной лиги мира — НХЛ, серебряный призер Олимпиады 1998 года в Нагано, чемпион мира 1990 года, бронзовый призер чемпионата мира 1991 года, чемпион мира среди молодежных команд 1989, 1990 годов, лучший новичок НХЛ в сезоне 1991/1992, лучший бомбардир чемпионатов НХЛ в сезонах 1993/1994, 1999/2000, 2000/2001; — псевдоним «Русская Ракета» Павел Буре получил в период игры в НХЛ благодаря своей феноменальной скорости, неудержимой, стремительной игре, которой сопутствовала поразительная быстрота мышления на хоккейной площадке; — наделение прозвищами игроков НХЛ является общепринятой практикой; — псевдоним впоследствии всегда сопутствует имени результативных игроков, помогает запомнить их имя зрителям, то есть потенциальным потребителям; — в настоящее время известность Павла Буре — хоккеиста как в России, так и по всему миру гораздо выше, чем известность исторического лица Павла Буре — часовщика, о чем свидетельствуют результаты запроса в поисковых системах сети Интернет; — в первом десятке ссылок на имя собственное «Павел Буре» фигурирует сугубо информация о Павле Буре — хоккеисте; — сочетание имени «Павел Буре» с псевдонимом «Русская Ракета» исключает возможность ассоциаций с известным историческим лицом — часовых дел мастером Павлом Карловичем Буре; — оспариваемый товарный знак содержит полное имя «Павел Буре», включая отчество «Карлович»; — следовательно, оба сравниваемых знака вызывают ассоциации с разными, но очень известными людьми и не могут быть смешаны потребителем; — ввиду того что товарные знаки N 310756 и N 199553 не ассоциируются друг с другом в целом, они не являются сходными до степени смешения; — сопоставляемые знаки содержат тождественную по звучанию словесную часть «Павелъ Буре»/»Павел Буре», что фонетически сближает знаки, однако данное обстоятельство не свидетельствует о сходстве сравниваемых обозначений в целом; — по мнению коллегии Палаты по патентным спорам, различие знаков в целом достигается за счет принципиально различной семантики и отличной графической проработки обозначений. Таким образом, Палатой по патентным спорам было установлено, что анализируемые знаки не являются сходными в целом, поскольку имеют существенные семантические и графические отличия. На настоящий момент на территории Российской Федерации правовая охрана предоставлена двум вышеуказанным товарным знакам. Что касается российского законодательства о недобросовестной конкуренции, то согласно предыдущей редакции Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» его положения распространялись исключительно на хозяйствующих субъектов — индивидуальных предпринимателей, коммерческие организации, а также некоммерческие организации, что исключало из сферы его действия физических лиц. Таким образом, в отличие, например, от Великобритании, в России законодательство о недобросовестной конкуренции нельзя было применить к регулированию имиджевых прав. В конце 2011 года в данный Закон были внесены изменения и в число хозяйствующих субъектов была включена категория «иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход», что на текущий момент позволяет применять законодательство о конкуренции в сфере имиджевых прав. Понятие имиджевых прав в контексте российского законодательства, его структурные элементы. Исходя из анализа имиджевых прав в контексте российского законодательства, можно утверждать, что это комбинированное понятие, в которое входят права на такие объекты гражданских прав, как нематериальные блага и результаты интеллектуальной деятельности. К результатам интеллектуальной деятельности относятся, прежде всего, фотографические произведения с изображением спортсменов, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, на которых они изображены. К нематериальным благам в рамках имиджевых прав относятся право на неприкосновенность частной жизни, право на имя и право на охрану изображения гражданина. Остановимся на перечисленных нематериальных благах, так как именно их использование вызывает многочисленные вопросы в правоприменительной практике. Легальное определение права на неприкосновенность частной жизни в российском законодательстве в настоящий момент отсутствует, что несколько затрудняет использование данного института для защиты имиджевых прав спортсменов. Однако обеспечение реализации указанного права осуществляется через обеспечение конкретных личных неимущественных правомочий: права на неприкосновенность жилища, права на неприкосновенность документов, сообщений и информации личного или семейного характера, права на неприкосновенность личной свободы (включающего в себя право на неприкосновенность свободы передвижения и право на неприкосновенность свободы общения), права на неприкосновенность внешнего облика и голоса, права на неприкосновенность персональных данных и т. д. Существует разница в терминологии между нормой Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 23), декларирующей право на неприкосновенность частной жизни, и нормой Конвенции о защите прав и основных свобод (ч. 1 ст. 8), оперирующей термином «уважение». Понятие «уважение частной жизни» представляется более объемным, чем понятие «неприкосновенность частной жизни». Однако, как показывает судебная практика, указанные различия в терминологии не препятствуют защите данного права в России. В конце 2007 года Верховный Суд РФ издал Обзор практики рассмотрения судами РФ дел о защите чести, достоинства и деловой репутации, а также неприкосновенности частной жизни публичных лиц в области политики, искусства, спорта. В результате изучения Верховным Судом РФ судебной практики было выявлено, что российские суды при рассмотрении данной категории дел руководствовались не только нормами российского законодательства, но и учитывали правовую позицию Европейского суда по правам человека, выраженную в его постановлениях и касающуюся вопросов толкования и применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (прежде всего — ст. 10). Также в ряде случаев суды ссылались на Резолюцию 1165(1998) Парламентской Ассамблеи Совета Европы о праве на неприкосновенность частной жизни, указывающую, что публичными фигурами являются те лица, которые занимают государственную должность и (или) пользуются государственными ресурсами, а также все те, кто играет определенную роль в общественной жизни, будь то политика, экономика, искусство, социальная сфера, спорт или любая иная область деятельности. Верховный Суд РФ указал на несомненный факт наличия посягательств на частную жизнь публичных лиц (которая становится выгодным товаром для определенных кругов средств массовой информации), но вместе с тем отметил, что публичность граждан, исходя из равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), не влияет на подход суда при решении вопросов о правах, обязанностях и ответственности, закрепленных в нормативных правовых актах Российской Федерации. Составной частью имиджевых прав является право на имя, которое закреплено в ст. 150 ГК РФ (данное право человека относится к нематериальным благам). В Конституции РФ понятие «право на имя» упоминается лишь в связи с гарантией защиты доброго имени (ст. 23), которое в ст. 150 ГК РФ упоминается отдельно от права на имя, что, к сожалению, говорит о наличии некоторого пробела в законодательстве. Содержанием права на имя является право лица на собственную индивидуализацию, выраженную в конкретных фамилии, имени, отчестве (или псевдониме). Имя неразрывно связано с личностью человека, дается человеку от рождения. Оно лишено материального, имущественного содержания и не может ни по каким основаниям, в том числе в порядке наследственного правопреемства, отчуждаться или передаваться иным способом другим лицам. Иной составной частью имиджевых прав является право на охрану изображения гражданина. Ст. 152.1 ГК РФ предусматривает институт охраны изображения гражданина, который как нельзя более удачно отражает суть такого явления правовой действительности, как имиджевые права. Изображение подразумевает под собой отражение на материальном носителе внешнего облика человека, характерных особенностей внешности, из которых складывается его образ. Внешность является элементом, индивидуализирующим гражданина в обществе. Внешность можно отнести к перечню нематериальных благ, которые принадлежат гражданину от рождения, она является неотчуждаемым благом и не передается иным способом. В содержание этого правового блага входит возможность гражданина формировать свою внешность по своему усмотрению, сохранять и изменять ее, определять круг лиц, которым гражданин предоставляет возможность обозрения своей внешности, фиксировать или разрешать фиксацию своей внешности в определенный момент времени путем, например, фотографирования, видеосъемки, разрешать использовать свой образ третьим лицам в коммерческих целях и т. п. [4]. Положения ст. 152.1 ГК РФ важны для защиты образа (имиджа) спортсменов, т. к. часто в коммерческих целях третьими лицами без получения соответствующего разрешения используются даже не фотографии или иные изображения гражданина, в деталях передающие его точный образ, а характерные особенности внешнего облика спортсмена (без упоминания имени), которые прямо не указывают на личность известного спортсмена, а ведут лишь к возникновению ассоциаций с данной личностью, что также нарушает ее имиджевые права. Приведем пример. Лискинский районный суд Воронежской области рассмотрел дело по иску Баркина М. А. к редакции районной газеты «Лискинские известия» <1>. Суть данного дела заключалась в следующем. В газете «Лискинские известия» была опубликована статья «Синдром ПАРКИНсона», которая сопровождалась фотографией истца. Фотография была сделана фотокорреспондентом газеты во время встречи с истцом в рамках подготовки статьи. Баркин М. А. видел, что его фотографируют, и каких-либо возражений по этому поводу не высказывал. Позднее он подал иск о компенсации морального вреда. Истец считал, что нарушено его право на изображение, так как он не давал согласия на опубликование фотографии. ——————————— <1> Решение Лискинского районного суда Воронежской области от 22.10.2007.
Суд признал, что право на изображение гарантируется ст. 152.1 ГК РФ, так как внешность «по своим признакам… входит в открытый перечень тех нематериальных благ, о которых идет речь в этой норме. Поскольку внешность является индивидуализирующим гражданина в обществе элементом его личности, описание внешности гражданина или его изображение представляет собой часть сведений о его личности». Суд указал также, что публикация фотографии не имела целью защиту общественных интересов, а так как согласия истца на публикацию фотографии не было получено, суд признал, что его права на неприкосновенность частной жизни нарушены. Лискинский районный суд обязал редакцию газеты выплатить истцу 5000 рублей в качестве компенсации морального вреда. Иной пример. Останкинским районным судом г. Москвы 11 ноября 2005 года был удовлетворен иск П. к ЗАО «Проф-Медиа-Пресс». Основанием для обращения в суд явилась публикация в «Экспресс газете» статьи с фотографическим изображением истца, которое было искажено автором статьи. Содержание анонса статьи, фотография, дополненная искусственным внесением пороков кожи, по мнению истца, нарушили его право на тайну личной жизни, а также на личное изображение, поскольку оно не соответствует действительному изображению. Ответчик, считая свои действия правомерными, пояснил, в частности, что изображение П. представляет собой отредактированную фотографию истца, которая является частью его творческой деятельности. Публикуя информацию об истце, редакция газеты реализовала свое право на информацию, гарантированную п. 3 ст. 17 и п. 4 ст. 29 Конституции РФ. Оценив опубликованную ответчиком статью, фотографическое изображение истца, суд признал нарушением нематериальных благ истца публикацию его искаженного фотографического образа, поскольку любое изображение публично известного лица основано на принципе узнаваемости, а такая публикация направлена на подмену сформировавшегося личного образа истца вымышленным образом, сделанным журналистом. Доводы ответчика о творческом подходе к видению проблем не подтвердились в судебном заседании. Под творчеством понимается создание нового произведения, тогда как в рассматриваемом случае имеет место искажение изготовленного ранее произведения. В заключение анализа такого элемента имиджевых прав, как изображение, хотелось бы отметить не совсем удачный термин, используемый в ст. 152.1 ГК РФ и обозначающий лицо, имеющее право на охрану изображения, — «гражданин». А если спортсмен не является гражданином какой-либо страны, то его изображение не будет подлежать охране? Скорее всего, вместо термина «гражданин» целесообразнее было бы использовать термин «личность». В целом можно утверждать, что имиджевые права — это права, приобретенные в результате профессиональной деятельности человека, направленные на защиту его имени, деловой репутации, неприкосновенности частной жизни, иных нематериальных благ и результатов интеллектуальной деятельности. Использование понятия «имиджевые права» в области спорта в России. Несмотря на то что трудовое законодательство России не содержит понятия «имидж», не раскрывает содержание права на имидж и тем более не предусматривает обязанности передачи имиджевых прав работодателю, в российском спорте довольно популярной становится передача имиджевых прав спортсменов в пользу клуба либо общероссийской спортивной федерации. В качестве примера можно привести положения трудового договора, заключаемого с крупнейшим российским футбольным клубом «Локомотив» <1>: «Футболист предоставляет Клубу исключительные права на использование своего имиджа, то есть эксклюзивное право использовать имя, образ, фото — и видеоизображения, графические и любые иные изображения Футболиста в рекламе любых компаний, товаров и услуг, а также в иных целях, без согласования с футболистом и без какой-либо оплаты, кроме предусмотренной настоящим Контрактом, и в течение срока, на который заключен настоящий Контракт (досрочное расторжение настоящего контракта не прекращает права Клуба на использование имиджа Футболиста). Вознаграждение, выплачиваемое Футболисту в соответствии с настоящим Контрактом, включает в себя оплату прав на использование имиджа Футболиста. Клуб вправе передать права на использование имиджа Футболиста, целиком или в части, любым третьим лицам, без согласования с Футболистом. Футболист понимает, что, передавая Клубу исключительные (эксклюзивные) права на использование своего имиджа, он лишается возможности предоставления права использования своего имиджа третьим лицам (в том числе Футболист теряет право на самостоятельное участие в рекламе (заключение рекламных контрактов) любых компаний, брендов, товаров, работ или услуг, иначе как с письменного одобрения Клуба). ——————————— <1> С деятельностью ФК «Локомотив» можно ознакомиться на сайте: URL: http://www. fclm. ru/ru/.
Футболист обязуется не принимать никаких предложений о персональном участии в рекламе любых компаний, брендов, товаров, работ, услуг без письменного разрешения Клуба. В случае поступления таких предложений Футболист обязан: 1) уведомить лицо, от которого поступило предложение, о том, что эксклюзивным обладателем прав на использование имиджа Футболиста является Клуб; 2) уведомить Клуб о поступившем предложении». При этом ФК «Локомотив» при заключении спонсорских договоров детально расписывает права спонсоров на использование имени и изображений футболистов. Приведем другой пример передачи прав спортсменов организаторам соревнований, для этого обратимся к положению о проведении гонки «Берингия». Гонка «Берингия» — ежегодное состязание каюров-гонщиков на собачьих упряжках, которое проводится на Камчатке с апреля 1990 г. в целях: — возрождения ездового собаководства на Камчатке, Чукотке; — популяризации гонок как национального вида спорта народов Севера; — подготовки российских гонщиков к участию в международных гонках на собачьих упряжках и в зимних Олимпийских играх. В п. 6 указанного положения сказано: «Каждый гонщик обязуется не мешать работе Оргкомитета, спонсора, других содействующих лиц и организаций своими необоснованными требованиями. Гонщики по требованию Оргкомитета подписывают документы, регламентирующие проведение соревнований. Подписание документов, как правило, осуществляется во время собрания гонщиков. Оргкомитет имеет полное и неограниченное право на сбор информации о гонщиках, фото-, кино — и видеосъемку, а также использование этих материалов для рекламы и других общественных целей. Гонщик обязан использовать предложенные Оргкомитетом снаряжение и рекламную атрибутику (номерные майки, нашивки, логотипы спонсоров на одежде участников, его нарте)» <1>. ——————————— <1> URL: www. beringia. ru/2012/Beringia-2012_rules. doc.
В указанных примерах ярко выражена подмена понятий «использование имиджа спортсмена во время проведения спортивных мероприятий» и «имидж спортсмена в целом как личное нематериальное право человека». По мнению ряда ученых (см., например: [3]), такое положение противоречит действующему российскому законодательству. Во-первых, часть перечисленных прав относится к неотчуждаемым личным неимущественным правам (например, право на имя), во-вторых, требуется согласие спортсмена и соответствующее вознаграждение. Полагаем, что спортивная деятельность любого российского спортсмена, так же как и творчество артиста, является самовыражением личности в рамках трудовой функции, но не услугой. Услуги оказывает клуб, организатор спортивного соревнования, но не сам спортсмен. Спортсмен является работником по трудовому договору. Поэтому пр аво на использование клубом имиджевых прав спортсмена не может повлечь запрет на использование спортсменом имени, образа, изображения. Принимая во внимание тот факт, что в формировании имиджа спортсмена прямое участие принимает спортивная организация, с которой он заключил трудовой договор, представляется оправданной выплата определенного вознаграждения при личном использовании спортсменом своих имиджевых прав в пользу клуба, в котором он состоит. В российском спорте зафиксировано немало случаев использования имиджа известных спортсменов в тех или иных целях без получения их предварительного согласия на это. Так, олимпийская чемпионка Юлия Чепалова обвинила компанию Adidas-Salomon в незаконном использовании ее имени в рекламных целях. В том, что российская лыжница сфотографирована в спортивной одежде Adidas, который использовал данную фотографию в своей рекламной кампании, никакого криминала, считает ряд специалистов, нет: компания около 30 лет назад заключила с национальной Федерацией лыжного спорта (ныне — Федерация лыжных гонок России) контракт на поставку своей продукции. Согласно правилам Международной федерации лыжного спорта на соревнованиях, проводимых под эгидой этой организации, — Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира — спортсмены обязаны выходить в одинаковой форме. Для российской сборной такой формой являются костюмы и аксессуары от Adidas. На все прочие спортивные мероприятия лыжники могут выходить в одежде от спонсоров, с которыми заключены персональные контракты. Чепалова, к примеру, выступает в спортивной форме от Бьерна Дели. По мнению Александры Бриллиантовой, руководителя юридической службы Олимпийского комитета России, позиции Adidas незыблемы: «У спортсменов-лыжников вообще не бывает контрактов со спонсорами напрямую. Неудивительно, что у Чепаловой нет контракта с Adidas. Зато Федерация имеет право обеспечить рекламно-информационную кампанию своим спонсорам за счет предоставления имиджа спортсменов. Нет ничего противозаконного в том, что спортсмен видит свое изображение на постерах или открытках, если он был сфотографирован во время соревнований, то есть во время исполнения своих профессиональных обязанностей как члена сборной команды России. Чепалова изображена на лыжах, в костюме. Это не съемка папарацци, не кадры в неглиже». У Юлии Чепаловой, как и у других лыжниц из российской сборной, нет контрактов с Федерацией, где четко были бы прописаны все детали сотрудничества со спонсорами. Были ли попытки юридически оформить отношения спортсменки и Федерации? Об этом лыжница говорит так: «Такие попытки были, но контракты предлагались на кабальных условиях. Получалось, будто спортсмен — никто». Однако Юлия Чепалова до сих пор не обратилась в суд за защитой своих прав [2]. Приведем другой пример использования имиджа российского спортсмена без получения его предварительного согласия. Фотография футболиста сборной России Андрея Аршавина попала на страницы учебника химии для девятого класса. Российский футболист был изображен в форме петербургского «Зенита». Его изображение было использовано для того, чтобы объяснить ученикам, из каких химических элементов состоит человек. По словам представителей издания, фотография Аршавина была использована случайно <1>. Представители спортсмена отметили, что издатели обязаны были как минимум предупредить их об использовании изображения. Тем более создатели учебника не подписали фотографию именем прославленного футболиста. Несмотря на это, Андрей Аршавин заявил, что не будет обращаться в суд, так как изображение футболиста использовалось с благими целями (то есть в общественных интересах). ——————————— <1> См., например: URL: http://www. sovsport. ru/news/text-item/412898.
Российский боксер Николай Валуев в настоящий момент занимается политикой, а также часто снимается в рекламе. Его образ был использован в ролике, который показывали в пензенском кинотеатре «Современник» до начала сеанса. По задумке создателей видеоролика Валуев бьет зрителей, которые шумят и мешают другим смотреть кино. Боксер обратился в суд. По мнению Н. Валуева, информация, содержащаяся в видеоролике, порочит его доброе имя, а изображение было использовано без его согласия. Решение судом пока еще не принято <1>. ——————————— <1> Московские новости. 2012. N 345. 20 авг.
Практика рассмотрения дел по имиджевым правам публичных персон в российских судах или в дисциплинарных комитетах федераций по видам спорта пока невелика. В качестве одного из примеров можно привести дело, рассмотренное в кассационной инстанции <1>, в котором суд первой инстанции подтвердил права компании на сценический образ артиста, имя и изображение известного российского певца Димы Билана, а также правомерность всех требований по исполнению продюсерских договоров. Согласно условиям указанного договора, стороны договора преследовали цели создания имиджа артиста, организации и пропаганды его творческой деятельности, организации действий, направленных на получение прибыли от деятельности артиста. Артист признавал продюсера своим исключительным агентом, менеджером, продюсером видео — и грамзаписи, представителем на территории Российской Федерации и других стран мира в отношении использования авторских и смежных прав, а также своих выступлений в любой другой профессиональной деятельности в качестве артиста-исполнителя. Артист передает продюсеру на исключительной основе право использования своего имени, изображения, образа, личностных характеристик в рекламных, коммерческих и творческих целях на территории Российской Федерации и других стран мира; продюсер создал творческое имя (псевдоним) для артиста — «Дима Билан», под которым он будет осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках реализации договора; артист соглашается с тем, что псевдоним является результатом творческой деятельности продюсера и исключительное право его использования принадлежит продюсеру. ——————————— <1> Решение ФАС Московского округа от 19 ноября 2008 г. N КГ-А40/8332-08.
Истец (артист) в судебном процессе заявил о том, что творческий псевдоним «Дима Билан» является объектом личного неимущественного права на имя, а в силу положений ст. 150 ГК РФ личные неимущественные права неотчуждаемы и непередаваемы. Однако суд в своем решении указал, что право на творческое имя не совпадает с общегражданским правом на имя, принадлежащим любому физическому лицу, т. е. имиджевые права не совпадают с общегражданскими личными неимущественными правами, принадлежащими любому физическому лицу, и продюсер в силу заключенного договора приобретает все исключительные имущественные авторские права на использование в любой форме и любым способом соответствующих произведений, а также права и обязанности по проекту под условным названием «Дима Билан». Суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение. Таким образом, в настоящий момент в России идет становление института имиджевых прав и развитие судебной практики по разрешению соответствующих споров, которая формируется уже на уровне кассационной инстанции.
Список литературы
1. Феофанов О. США: реклама и общество. М., 1974. 2. Чепалова против Adidas // Итоги. 2003. N 35/377. 2 сент. 3. Шевченко О. А. Имиджевые права спортсменов в России // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 1. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья А. М. Эрделевского «Об охране изображения гражданина» включена в информационный банк. —————————————————————— 4. Эрделевский А. М. Об охране изображения гражданина // Законодательство. 2007. N 7. С. 9 — 13.
References
1. Feofanov O. SShA: reklama i obshchestvo. M., 1974. 2. Chepalova protiv Adidas // Itogi. 2003. N 35/377. 2 sent. 3. Shevchenko O. A. Imidzhevye prava sportsmenov v Rossii // Sport: ekonomika, pravo, upravlenie. 2011. N 1. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья А. М. Эрделевского «Об охране изображения гражданина» включена в информационный банк. —————————————————————— 4. Erdelevskii A. M. Ob okhrane izobrazheniia grazhdanina // Zakonodatel’stvo. 2007. N 7. S. 9 — 13.
——————————————————————