Возмещение утраченной товарной стоимости автомобиля
(Косихин Д.)
(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 30)
ВОЗМЕЩЕНИЕ УТРАЧЕННОЙ ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ АВТОМОБИЛЯ
Д. КОСИХИН
Дмитрий Косихин, практикующий юрист.
У меня вопрос по поводу ремонта по ОСАГО. В ДТП виновным признан другой водитель. Меня отправили на станцию ремонта (замена переднего бампера с покраской). Я хотел оставить себе старый бампер, но мне отказали, сказав, что он теперь принадлежит страховой компании. Законно ли это? И кто должен возмещать потерю продажной стоимости моего авто из-за ДТП в данном случае?
А. Храбрых, г. Череповец
Рассмотрим, на каких условиях строятся правоотношения между Вами, страховой компанией и станцией технического обслуживания, в которой ремонтировался автомобиль.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусматривает обязанность страховщика за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом N 40-ФЗ, и является публичным. Напомним, что публичным договором в соответствии со ст. 426 ГК РФ признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
При наступлении страхового случая страховщик обязан осуществить выплату в счет компенсации причиненного ущерба (ст. 11 Закона N 40-ФЗ). В соответствии со ст. 12 Закона N 40-ФЗ при причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков.
Пунктом 2.1 этой же статьи установлено, что в случае повреждения имущества потерпевшего размер подлежащих возмещению убытков определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая. К таким расходам относятся также расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом.
Размер расходов на материалы и запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, в порядке, установленном Правительством РФ. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 80% их стоимости (п. 2.2 Закона N 40-ФЗ).
Из положения Закона N 40-ФЗ не следует обязанности страхователя передавать свое поврежденное имущество страховщику. Помимо приведенного Закона N 40-ФЗ, отношения в рамках ОСАГО регламентируются и подзаконным актом — Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263. И в этом документе обязанность пострадавшего предоставить поврежденное имущество или его остатки страховщику обусловлена лишь необходимостью проведения осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков (п. 45 Правил).
Согласно п. 65 Правил по согласованию с потерпевшим страховщик в счет страховой выплаты вправе организовать и оплатить ремонт поврежденного имущества. Ответственность за качество ремонта перед потерпевшим несет лицо, осуществившее ремонт. Страховая выплата производится путем наличного или безналичного расчета (п. 75 Правил).
Как видим, ни Закон N 40-ФЗ, ни Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не предусматривают обязанности автовладельца передавать страховой компании поврежденное имущество (агрегаты, детали).
Следует обратить внимание на взаимоотношения между автовладельцем и ремонтной мастерской. Здесь правила нормативных правовых актов, регулирующих ОСАГО, не применяются. Оказание услуг физическому лицу по ремонту автотранспортного средства регулируется Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и специальным нормативным правовым актом — Правилами оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290.
Так, пунктом 35 Правил предусмотрено, что после исполнения договора или отказа потребителя от его выполнения исполнитель обязан выдать потребителю справки-счета на вновь установленные на автомототранспортное средство номерные агрегаты, представить потребителю отчет о расходовании оплаченных им запасных частей и материалов и возвратить их остатки либо с согласия потребителя уменьшить цену услуги (работы) с учетом стоимости остающихся у исполнителя неиспользованных запасных частей и материалов, а также возвратить замененные (неисправные) узлы и детали. Из приведенных положений следует, что автомастерская не вправе оставлять у себя замененные детали. Нет такого права и у страховой компании, за исключением случаев, когда это требуется для проведения экспертизы.
Что касается возмещения товарной стоимости автомобиля, отметим следующее. Несмотря на то что абз. 1 п. б ст. 63, а также ст. 64 Правил не предусматривают обязанность страховщика возмещать утрату товарной стоимости автомобиля, однако такое право у потерпевшего есть. Это вытекает из решения ВС РФ от 24.07.2007 N ГКПИ07-658. В данном решении указано, что из анализа ст. 6 во взаимосвязи с п. 2 ст. 12 Закона N 40-ФЗ следует, что при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб. Такое условие публичного договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств непосредственно закреплено и в подп. «а» п. 60 оспариваемых Правил.
Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
Таким образом, утрата товарной стоимости транспортного средства, влекущая уменьшение его действительной (рыночной) стоимости вследствие снижения потребительских свойств, относится к реальному ущербу и наряду с восстановительными расходами должна учитываться при определении размера страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего.
Отсутствие в законодательстве специальных норм, регулирующих вопросы, связанные с утратой товарной стоимости и определением ее величины, не может служить основанием к отказу в возмещении в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств причиненного в результате уменьшения стоимости автомобиля реального ущерба, размер которого может быть определен специалистами в области автотехнической экспертизы.
Итак, обязанность по возмещению утраченной товарной стоимости автомобиля лежит на страховой компании.
——————————————————————