Малый и средний бизнес: государство в помощь!
(Горшков Г.)
(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 32)
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: ГОСУДАРСТВО В ПОМОЩЬ!
Г. ГОРШКОВ
Герман Горшков, юрист, г. Самара.
Реализация провозглашенного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности — это была основная цель Закона шестнадцатилетней давности о поддержке малого и среднего бизнеса. Каковы направления этой поддержки в 2010 — 2011 годах?
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого и среднего предпринимательства определил хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
— от 101 до 250 человек включительно — для средних предприятий;
— до 100 человек включительно — для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек).
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, также понимаются под субъектами малого предпринимательства.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его сотрудников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случае превышения вышеуказанной численности малое предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
В соответствии с Постановлением N 178 Минэкономразвития России утверждает распределение субсидий бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта РФ, возникающих при выполнении мероприятий, предусматривающих:
— создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере;
— создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
— поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
— развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;
— ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Расходы федерального бюджета на реализацию государственной программы поддержки предпринимательства в 2010 году составили 24 млрд. руб., в том числе:
— на программу поддержки компаний, созданных высшими учебными заведениями;
— субсидии регионам по линии Минэкономразвития России (на моногорода, на поддержку инноваций, на Северный Кавказ, на поддержку экспорта) и пр.
В государственной программе поддержки предпринимательства в 2010 году основное внимание уделено поддержке инновационных малых компаний и компаний, осуществляющих модернизацию производства и экспорт произведенной продукции. Наиболее востребованные направления: микрофинансирование, грантовая поддержка, обучающие программы.
Отметим, что среди основных мер поддержки начинающих малых инновационных компаний — гранты малым компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях.
Также предусмотрено предоставление субсидий уже действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; приобретению новых технологий (в том числе прав на патенты, лицензий на использование промышленных образцов, изобретений, полезных моделей); приобретению оборудования и машин, связанных с технологическими инновациями и т. д.
Еще одно направление поддержки — развитие лизинга малых и средних компаний. В это направление включались субсидии федерального бюджета на развитие лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства. В частности, субсидировались проценты и предоставлялись целевые гранты на уплату первого взноса в размере, не превышающем 1 млн. руб.
В настоящее время реализуются следующие целевые программы:
— «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009 — 2011 годы»;
— «Популяризация и развитие малого и среднего предпринимательства в сфере культуры на 2010 — 2012 годы»;
— «Развитие малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе Российской Федерации на 2010 — 2012 годы»;
— «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле».
——————————————————————