Обязанности человека и гражданина в контексте теории прав человека
(Глухарева Л. И.) («История государства и права», 2009, N 7)
ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Л. И. ГЛУХАРЕВА
Глухарева Людмила Ивановна, профессор кафедры гуманитарного права Российского государственного гуманитарного университета, доктор юридических наук, профессор.
Статья раскрывает институт обязанности человека и гражданина как неотъемлемый элемент современного гражданского общества. В частности, автор дедуцирует, что Всеобщая декларация обязанностей человека помогла бы осознать людям: индивиды, сообщества и государства обладают в отношениях друг с другом обязанностями, и что широкое осуществление своих прав возможно лишь в случае, если каждый будет на всех уровнях добросовестно выполнять свои обязанности. Прошедшая, да и настоящая эпохи характерны энергичным провозглашением прав личности, акцентированием внимания на ее правах при оттеснении на второй план обязанностей. Большинство демократических конституций мира и международных актов ограничивается сегодня установлением минимума обязанностей. Например, лишь одна из тридцати статей Всеобщей декларации прав человека 1948 г. <1> (ст. 29) посвящена обязанностям. В Конституции РФ <2> обязанности человека и гражданина напрямую указаны всего в семи статьях текста (ст. ст. 15, 38, 43, 44, 57, 58, 59). В результате создается впечатление дисбаланса между правами и обязанностями, неуравновешенности их вклада в регулирование общественных отношений. ——————————— <1> Всеобщая декларация прав человека. Принята ГА ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 декабря. <2> Конституция Российской Федерации (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 1993. N 237. 25 декабря; 2009. N 7. 21 января.
Лаконичное перечисление в правовых документах обязанностей по сравнению с правами имеет свое объяснение. Так, Н. И. Матузов совершенно справедливо указывает, что если права охватывают все сферы жизнедеятельности людей, то обязанности связаны главным образом с поддержанием общественного порядка, который как таковой может быть обеспечен путем использования небольшого количества юридических средств — установлением минимума запретов и обязываний <3>. «Перекос» между правами и обязанностями имеет, кроме того, и историческое объяснение: длительное, повсеместное, а с определенного времени (XVII — XVIII вв.) и нетерпимое отношение к унижению человеческого достоинства потребовало к себе внимания широких слоев населения с той целью, чтобы искоренить подобную практику. С решением данной задачи, как очевидно, мог оптимально справиться институт прав человека (а не обязанностей), который поэтому и был максимально активирован. Вот почему на нормативном уровне в количественном плане стали лидировать права, но не обязанности. ——————————— <3> Матузов Н. И. Теория и практика прав человека в России // К 50-летию Всеобщей декларации прав человека. СПб., 1998. С. 35.
Итог этой акции оказался неоднозначным. Нормативное провозглашение и широкое перечисление прав человека и гражданина, количественно несоотносимое с перечнем соответствующих обязанностей, создали благоприятные условия для формирования в общественном сознании секуляризованного, освобожденного от духовных, нравственных и иных сдерживающих начал индивидуализма, провоцирующего конфронтацию и обостренное желание отдельного лица осуществить свои права немедленно и в полном объеме, не считаясь с интересами других людей, общества и государства. Понимая всю опасность провозглашения и пропаганды прав, лишенных нравственно-социального и гражданского содержания, т. е. прав, «оторванных» от обязанностей, многие ученые, политические деятели и практические работники во имя восстановления гармонии между ними выдвинули предложение создать Всеобщую декларацию основных обязанностей человека <4> или Декларацию обязательств и ответственности человека <5>. В 1997 г. Организацией Объединенных Наций рассматривался проект Всеобщей декларации обязанностей человека, который, к сожалению, так и не был принят. Подобная декларация имела бы важное не только политико-правовое, но и воспитательное значение в деле формирования культуры прав человека. Декларация могла бы служить, как заметил профессор Будапештского университета И. Виг, «компасом в лабиринте эгоизма, заблуждений и невежества» <6>, а международные и национальные правовые системы приобрели бы в таком случае еще один действенный гуманитарный механизм. ——————————— <4> О необходимости такой правовой новеллы неоднократно шла речь на представительных международных и национальных форумах, в частности в 1990 г. на XII Всемирном социологическом конгрессе в Мадриде, на конгрессе Международного общества социальной защиты в Париже в 1991 г. См.: Права человека в России: декларации, нормы и жизнь: Материалы Международной научной конференции, посвященной 50-летию Всеобщей декларации прав человека. М., 1999. С. 147. <5> Маритен Ж. Философия прав человека (Ответ на анкету ЮНЕСКО, июнь 1947 г.): Пер. с франц. // Европейский альманах. М., 1992. С. 34. <6> Виг Й. Соотношение прав и обязанностей человека и проблемы преступности // Государство и право. 1995. N 7. С. 48.
Содержание обязанностей и их каталог в контексте учения о правах человека и гражданина могут быть представлены самым различным образом. Например, Л. Д. Воеводин выделял обязанности по сферам общественной жизни <7>. Б. С. Эбзеев называет гражданские, этико-социальные, социально-культурные и экологические обязанности <8>. А. Н. Головистикова и Л. Ю. Грудцына считают возможным разделять обязанности на общие и конкретные <9>. Высказано и множество других предложений. Для сферы прав человека наиболее значимой представляется классификация по следующему критерию: в зависимости от носителя обязанностей в его отношении к лицам, которым адресуется результат исполнения данных обязанностей. Такой подход, как думается, интересен не только для юридического понимания института обязанностей и соответственно юридического учения о правах человека. Он позволяет развернуть теорию прав человека в более широком плане, в качестве комплексного и социогуманитарного знания. Основываясь на указанном критерии, нужно выделять: 1) обязанности человека по отношению к самому себе (индивидуальные обязанности); 2) обязанности человека по отношению к другим членам общества и обществу в целом (социальные обязанности); 3) обязанности гражданина по отношению к государству (гражданские обязанности) <10>. Каждая из перечисленных групп обязанностей имеет свои особенности и характеристики. ——————————— <7> Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М., 1997. С. 172 — 221. <8> Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. С. 220 — 229. <9> Головистикова А. Н., Грудцына Л. Ю. Права человека: Учебник. М., 2006. С. 238. <10> В системе обязанностей, существующих в рамках института обеспечения прав человека и гражданина, несомненно, следует выделять также и обязанности государства по отношению к своим гражданам и другим лицам, находящимся на его территории, но в данном случае такие обязанности не являются предметом настоящего анализа.
Обязанности человека по отношению к самому себе (индивидуальные обязанности). Обязанности, имеющиеся у человека по отношению к себе, выступают свидетельством некоторых позитивных социально-психологических качеств индивида, его меры требовательности к себе, уровня его нравственного и гражданского сознания. Любая обязанность, помимо того что связана с решением непосредственно практической задачи (т. е. обеспечением предметного блага, стоящего за осуществлением той или иной обязанности), одновременно является и способом самоутверждения человека в обществе и государстве. Для сохранения своей личности каждый не только вправе, но и обязан поддерживать свое достоинство и, следовательно, настаивать на своих правах. Притязание субъекта иметь права — это притязание на признание себя личностью, в то же самое время это есть и обязывание самого себя защищать свои права и свое достоинство как дело чести, как ощущение себя личностью. Поскольку человек, будучи социальным и правовым существом, не может отказаться от прав (т. е. от своей правоспособности), то он не может как член общества и государства устраниться и от обязанности притязать, требовать и защищать свои права. Известный представитель европейской социологической школы права Р. Иеринг в свое время провозгласил важнейший лозунг — «борьбы за право» и видел в нем прежде всего нравственную обязанность и долг человека <11>. Совершенно очевидно, что пассивное отношение к своим правам наносит моральный урон не только личности, но и способствует произволу и беззаконию в общественных отношениях. Поэтому обязанность защищать свои права, борьбы за них выходит далеко за пределы личного интереса, составляет общий интерес. В таком контексте, с этико-философской точки зрения, права и обязанности выступают как феномен правообязанности, выражающий единство правового и нравственного аспектов теории человеческих прав. ——————————— <11> См.: Иеринг Р. Борьба за право. М.: Феникс, 1991.
Обязанности человека по отношению к другим членам общества и к обществу в целом (социальные обязанности). В человеческом сообществе состояние взаимности предопределяет наличие обязанностей у всех его членов. Выполняя обязанности, люди гарантируют, что не будут препятствовать друг другу стремиться к тем целям, которые открывают права; не будут лишать других благ, стоящих за правами; не будут делать остальным того, чего не хотели бы, чтобы сделали им; будут оказывать содействие и помощь в реализации прав; не будут злоупотреблять своими правами и вредить другим; будут защищать друг друга от третьих лиц в случае попыток лишить их этих прав и т. п. Все эти абстрактно сформулированные обязанности весьма органичны в отношении идеи человеческих прав. Но их следует уточнить применительно к формулировкам основ декларации обязанностей человека. В рамках этого документа они могут звучать, например, так: никто не может препятствовать, ограничивать или ущемлять права других; каждый должен соблюдать законы страны пребывания, стремиться к соблюдению не только юридических, но также и нравственно-моральных норм; незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение; каждый обязан говорить правду и воздерживаться от оскорбления или унижения чести и достоинства других людей; все обязаны уважать и не посягать на чужую собственность; каждый обязан работать и действовать в соответствии со своими способностями во имя осуществления интересов сообщества; каждый обязан в соответствии со своими доходами и имущественным положением нести часть общественного бремени (платить налоги и т. д.); каждый обязан заботиться о своих детях и нуждающихся родителях; каждый в своей деятельности обязан хранить верность договорам; каждый должен воздерживаться от загрязнения окружающей среды; запрещается жестокое обращение с животными и живым миром; все обязаны сохранять историческое и культурное наследие, уважительно относиться к национальным и религиозным традициям; каждый должен подчиняться семейной и государственной власти, ее законным требованиям; никто не может, не будучи уполномочен на то законом, присваивать какую-либо власть или выполнять какую-либо публичную функцию; каждый обязан по возможности оказывать помощь нуждающимся в случае опасности, несчастного случая или катастрофы; в случае препятствий к осуществлению своих прав никто не должен применять насилие, а обязан попытаться реализовать свои права с помощью переговоров, компромиссов или при помощи государства. Конечно, этот примерный перечень общих обязанностей человека предполагает также некоторые корректировки применительно к социокультурным регионам своего действия. Например, специфические обязанности могут быть предусмотрены для мусульман. Так, ныне действующая Всеобщая исламская декларация прав человека 1981 г. <12> возлагает на верующих обязанность следить за тем, чтобы с телом скончавшегося человека обходились с должной торжественностью. Декларация ориентирует на поиски знания и правды как обязанность всякого мусульманина. Она требует также от мужа содержать свою супругу и детей в соответствии со своими средствами. ——————————— <12> Всеобщая исламская декларация прав человека // Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991. С. 193 — 198.
Обязанности гражданина. Обязанности гражданина дополнительны к обязанностям человека. Все те обязанности, которые возлагаются на «каждого», равным образом распространяются и на граждан. Обязанностей гражданина в количественном отношении все же больше, поскольку к ним добавляются обязательства члена государства, т. е. обязанности индивида, связанного узами единства с другими гражданами государства и несущего свою долю ответственности за его существование и развитие. Обязанности гражданина — не услуга индивида государству, их осуществление носит характер государственной деятельности (например, несение военной службы, отправление обязанностей присяжного заседателя). В разных государствах мира за гражданами закрепляются примерно одинаковые виды обязанностей, однако имеют место и такие, которые связаны с национальной, социокультурной, религиозной, идеологической и т. п. спецификой. Например, Конституция КНР 1982 г. к обязанностям своих граждан относит: обязанность трудиться, получать образование, не наносить ущерб интересам государства, защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны, хранить государственную тайну, беречь общественную собственность, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, охранять безопасность, честь и интересы Родины; на супругов возлагается обязанность осуществлять планирование рождаемости. По Конституции Арабской Республики Египет 1971 г. национальным долгом каждого гражданина является защита социалистических завоеваний, их упрочение и охрана, укрепление национального единства и сохранение государственной тайны, участие в общественной жизни и т. п. Таким образом, следует отметить необоснованность взглядов на обязанность как понятие и явление, противостоящее правам человека. На самом деле обязанность есть необходимый компонент прав человека, фактор, вместе с правами решающий общую гуманитарную задачу в сфере регулирования правовых и других общественных отношений.
——————————————————————