Соответствует ли закону условие договора мены облигаций на предъявителя, согласно которому право собственности на облигации у сторон договора возникает одновременно после исполнения ими обязательств по передаче друг другу облигаций?

Ответ: Согласно ст. 567 Гражданского кодекса РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются правила о купле-продаже (гл. 30 ГК РФ), если это не противоречит правилам гл. 31 «Мена» ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

При этом ст. 128 ГК РФ устанавливает, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Исходя из анализа приведенных норм можно сделать вывод, что товаром могут быть любые вещи, не изъятые из оборота, в том числе ценные бумаги и валютные ценности.

Таким образом, ГК РФ не предусматривает, что ценные бумаги, в частности облигации, не могут быть предметом договора мены.

В силу ст. 570 ГК РФ, если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами.

Вместе с тем в силу ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон N 39-ФЗ) облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт.

В силу п. 3 ст. 33 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» облигации могут быть именными или на предъявителя.

При этом в силу ст. 16 Закона N 39-ФЗ эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме.

Согласно ст. 2 Закона N 39-ФЗ документарная форма эмиссионных ценных бумаг — форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или в случае депонирования такового на основании записи по счету депо.

Сертификат эмиссионной ценной бумаги — документ, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных бумаг. Владелец ценных бумаг имеет право требовать от эмитента исполнения его обязательств на основании такого сертификата.

При этом ст. 28 Закона N 39-ФЗ устанавливает, что права владельцев на эмиссионные ценные бумаги документарной формы выпуска удостоверяются сертификатами (если сертификаты находятся у владельцев) либо сертификатами и записями по счетам депо в депозитариях (если сертификаты переданы на хранение в депозитарии).

Согласно ст. 29 Закона N 39-ФЗ право на предъявительскую документарную ценную бумагу переходит к приобретателю:

в случае нахождения ее сертификата у владельца — в момент передачи этого сертификата приобретателю;

в случае хранения сертификатов предъявительских документарных ценных бумаг и (или) учета прав на такие ценные бумаги в депозитарии — в момент осуществления приходной записи по счету депо приобретателя.

При этом понятия «ценная бумага» и «сертификат ценной бумаги» не являются идентичными. Так, в соответствии с п. 1 ст. 142 ГК РФ ценная бумага — это сам документ, удостоверяющий имущественные права. Из ст. 2 Закона N 39-ФЗ следует, что сертификат документарных эмиссионных ценных бумаг удостоверяет не только закрепленные ими права, но и право владельца на определенное количество ценных бумаг, указанное в сертификате.

Таким образом, в рассматриваемом случае в договоре мены облигаций на предъявителя можно было установить, что право собственности на облигации у сторон договора возникает одновременно после исполнения ими обязательств по передаче друг другу сертификатов облигаций.

Поскольку Закон N 39-ФЗ является специальным по отношению к ст. 570 ГК РФ, то условие договора мены облигаций на предъявителя, предусматривающее, что право собственности на облигации переходит к покупателю в момент их передачи, не соответствует законодательству.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

30.03.2010

——————————————————————