Международное сотрудничество в деятельности по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием оружия
(Шайдуллин М. Ш.) («Международное уголовное право и международная юстиция», 2012, N 4)
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОРУЖИЯ <*>
М. Ш. ШАЙДУЛЛИН
——————————— <*> Shaidullin M. Sh. International cooperation in combating crimes committed with usage of weapons.
Шайдуллин М. Ш., аспирант кафедры уголовного права Московского государственного областного университета.
Статья посвящена исследованию международно-правовых аспектов организации и осуществления деятельности по противодействию преступлениям, которые совершаются с использованием оружия. Особое внимание уделено характеристике основных международных актов, устанавливающих права и обязанности государств в данной сфере сотрудничества.
Ключевые слова: оружие, международная сотрудничество, правовая помощь, преступление, противодействие преступлениям.
The article deals with the study of international legal aspects of combating crimes committed with the usage of weapons. Special attention is paid to the outline of main international documents regulating rights and responsibilities in this cooperation sphere.
Key words: weapons, international cooperation, legal assistance, crime, combating crimes.
Россия принимает активное участие в международном сотрудничестве в сфере борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием оружия, в рамках Организации Объединенных Наций. В докладе Генерального директора Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию на седьмой сессии Экономического и Социального Совета ООН (Вена, 21 — 30 апреля 1998 г.) «Реформа системы уголовного правосудия и укрепления правовых институтов: меры по регулированию оборота огнестрельного оружия» было высказано предложение о проведении в государствах — членах ООН широких общенациональных кампаний с призывом сдавать незаконно хранящееся у них огнестрельное оружие. Для сбора и уничтожения такого огнестрельного оружия предлагались следующие меры: объявление амнистии, т. е. сдача незаконно хранящегося огнестрельного оружия без каких-либо уголовных последствий, оформляемая на основе принимаемого в этой связи законодательного акта; выплата денежных сумм за сдаваемое огнестрельное оружие (программа «Деньги за оружие»); уничтожение сданного или конфискованного огнестрельного оружия; запрет на коллекционирование огнестрельного оружия частными лицами и ограничение коллекционирования огнестрельного оружия музейными коллекциями <1>. ——————————— <1> Мамонтов А. Г., Никитина О. А. Международное сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом оружия. М., 2002. С. 19.
На международном региональном уровне вопросы контроля за оборотом оружия регламентируются Европейской конвенцией о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами (Страсбург, 28 июня 1978 г., подписана Россией 10 декабря 1999 г.), заключенной в рамках Совета Европы <2> в целях введения более эффективных методов контроля за перемещением огнестрельного оружия через государственные границы. ——————————— <2> Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве: Сб. док. М., 2000. Вып. 3. С. 133 — 141.
Конвенция предусматривает два вида контроля за приобретением оружия частными лицами: 1) уведомление о торговых операциях (гл. 2). В этом случае государство, продающее оружие иностранцу, должно уведомить об этом страну, гражданином которой он является. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы уведомление предшествовало торговой операции или связанному с ней перемещению оружия; если это не удается, уведомление делается впоследствии в возможно более короткие сроки. В уведомлении, в частности, указываются: данные о личности, номер паспорта или удостоверения личности и адрес лица, которому огнестрельное оружие продано, перемещено или каким-либо другим образом передано, либо лица, которое перемещает огнестрельное оружие на территорию другого государства на постоянной основе и без перехода права собственности; тип, марка и технические данные огнестрельного оружия, его номер и другие отличительные знаки; 2) двойное разрешение (гл. 3). Оружие продается частному лицу за границей только с разрешения компетентных органов его страны и страны, где оно приобретается. Статья 3 Конвенции оговаривает право каждой договаривающейся стороны издавать законы и правила в отношении огнестрельного оружия при условии, что они не должны противоречить положениям Конвенции. В соответствии с этим Конвенция имеет и материальное (уголовно-правовое) значение для унификации внутреннего уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот оружия <3>. ——————————— <3> Лукашук И. И., Наумов А. В. Международное уголовное право. М., 1999. С. 163.
На 8-м Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся 27 августа — 7 сентября 1990 г. в Гаване, были выработаны меры по борьбе с международным терроризмом. В части контроля за оборотом оружия, боеприпасами и взрывчатыми веществами было сформулировано положение о том, что государствам необходимо разрабатывать соответствующее национальное законодательство для эффективного контроля над оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами и другими опасными материалами, которые попадают в руки лиц, могущих использовать их в террористических целях <4>. ——————————— <4> Казакова В. А. Вооруженная преступность: криминологические и уголовно-правовые проблемы. М., 2003. С. 217.
На 9-ом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каир, 29 апреля — 8 мая 1995 г.) участниками было выражено общее мнение, что государствам в одиночку трудно регулировать оборот огнестрельного оружия. В этой связи огромное значение имеет международное сотрудничество, особенно в том, что касается пресечения незаконного оборота огнестрельного оружия, в котором нередко участвуют уголовные организации. Конгресс в своих резолюциях предлагает государствам-членам принять эффективные меры для борьбы с незаконной торговлей огнестрельным оружием на основе взаимного сотрудничества, обмена информацией и координации правоохранительной деятельности, учитывая, что незаконная торговля огнестрельным оружием является широко распространенным видом транснациональной преступной деятельности. Конгресс также рекомендовал Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию просить Генерального секретаря установить и поддерживать тесное сотрудничество с государствами-членами и межправительственными и другими организациями, особенно с Международной организацией уголовной полиции Интерпол, занимающимися вопросами регулирования оборота огнестрельного оружия, в частности, посредством регулярного обмена данными и иной информацией, в т. ч. о: степени регулирования оборота огнестрельного оружия правоохранительными органами, состоянии транснациональной незаконной торговли огнестрельным оружием, внутригосударственном законодательстве и нормативных актах, касающихся регулирования оборота огнестрельного оружия, соответствующих мерах в области регулирования оборота огнестрельного оружия на региональном и межрегиональном уровнях <5>. ——————————— <5> Регулирование оборота огнестрельного оружия для целей предупреждения преступности и обеспечения общественной безопасности: Резолюция IX Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каир, Египет, 29 апреля — 8 мая 1995 г.).
Во исполнение принятых резолюций и решений под эгидой ООН осуществлен крупномасштабный Международный исследовательский проект «Регулирование оборота огнестрельного оружия». Итогом его реализации явилось принятие Комиссией ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию проекта соответствующей резолюции Экономического и Социального совета ООН (ЭКОСОС), содержащей ряд важных рекомендаций государствам в области контроля за оборотом оружия. В декабре 2000 г. в Палермо Россия подписала в числе 18 государств Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. 31 мая 2001 г. на пятьдесят пятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН был принят Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Государства — участники настоящего Протокола, «сознавая безотлагательную необходимость предупреждения и пресечения незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему и борьбы с этими деяниями, поскольку такие действия наносят ущерб безопасности каждого государства, региона и мира в целом, создавая угрозу благополучия народов, их социально-экономического развития и права на мирную жизнь», согласились с принятием следующих мер. В частности, каждое государство-участник должно принять такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться для того, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно: «a) незаконное изготовление огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему; b) незаконный оборот огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему; c) фальсификацию или незаконное удаление, уничтожение или изменение маркировки на огнестрельном оружии, предусмотренной в ст. 8 настоящего Протокола». В статье 10 Протокола перечислены необходимые документы для осуществления экспортно-транзитных операций с оружием, его международного транзита с указанием содержания и формы документов, процедуры и сроков их предоставления. В целях выявления, предупреждения и пресечения хищений, утрат или утечек, а также незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему каждое государство-участник должно принимать надлежащие меры для обеспечения сохранности и безопасности этих предметов во время изготовления, импорта, экспорта и транзита и повышения эффективности контроля за названными операциями. В первую очередь, имеются в виду меры пограничного контроля, а также взаимодействия между органами полиции и таможни. Статья 12 раскрывает содержание информации, которой должны обмениваться сотрудничающие государства. Она касается деятельности организованных преступных групп в сфере незаконного оборота и изготовления огнестрельного оружия, средств сокрытия, используемых ими, способов выявления таких групп. Обмен информацией предполагает также сведения о методах и средствах, пунктах отправления и назначения, а также маршрутах, обычно используемых организованными преступными группами. Отдельный пункт Протокола включает взаимное ознакомление с законодательной базой, а также практикой и мерами, направленными на предупреждение и пресечение незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия и борьбу с этими деяниями. Каждое государство-участник должно обеспечивать «хранение в течение не менее десяти лет информации, которая касается огнестрельного оружия и, когда это целесообразно и практически возможно, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, и которая необходима для отслеживания и идентификации этого огнестрельного оружия и, когда это целесообразно и практически возможно, таких его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, которые были незаконно изготовлены или находились в незаконном обороте, и для предупреждения и выявления такой деятельности». В докладе Генерального секретаря ООН, подготовленном к 12 Конгрессу ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, отмечено, что «наблюдаемые за последние пять лет (2005 — 2010 гг.) криминологические тенденции носят смешанный характер. В странах, имеющих отношение к незаконной торговле оружием и наркотическими веществами, зафиксирован рост числа убийств. По оценкам Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК), в 2004 г. число умышленных убийств составило 490000, при этом среднегодовой показатель убийств в мире в этом же году составил 7,6 на 100000 человек». Анализ вооруженного насилия в мире представляет значительные трудности, что обусловлено рядом обстоятельств. В частности, в международной практике отсутствуют универсальные определения «вооруженное насилие» и «преступления, сопряженные с применением оружия». В указанном докладе Генерального секретаря ООН отмечено, что «зачастую сложно провести четкую грань между случаями насильственной смерти людей в ходе вооруженного конфликта и случаями, которые могут быть охарактеризованы как преступление». На 12 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию впервые в мировой практике было предложено обратить особое внимание на убийства как основной и решающий показатель вооруженного насилия и активизировать усилия по улучшению качества статистических данных. Таким образом, традиционная оценка вооруженного насилия через тяжкую насильственную преступность получила нормативное закрепление <6>. ——————————— <6> Сулакшин С. С., Сидоренко Э. Л., Куропаткина О. В. и др. Целесообразность, возможность и содержание реформы оборота гражданского огнестрельного оружия. М., 2011. С. 146 — 149.
Важным правовым средством в отношении огнестрельного оружия является документ Европейского союза «Совместные действия» 1998 г., обновленный в 2002 г., предусматривающий меры по усилению контроля за огнестрельным оружием и боеприпасами к нему, совершенствованию национальных механизмов регулирования его оборота и оказанию технической и финансовой помощи обратившимся за ней странам в уничтожении излишних запасов оружия. Наиболее полно направления политики Евросоюза в рассматриваемой сфере были сформулированы в Стратегии по борьбе с незаконным накоплением и оборотом легкого и стрелкового оружия и боеприпасов, утвержденной Советом ЕС 15 — 16 декабря 2005 г. Одним из главных инструментов реализации политики Евросоюза в сфере противодействия незаконному обороту оружия является принятая 18 июня 1991 г. Директива Совета ЕС 91/477/EEC, основной целью которой является установление минимальных стандартов гармонизации национальных законодательств государств-членов в сфере изготовления, приобретения, владения и транспортировки гражданского огнестрельного оружия внутри ЕС. Директива ввела классификацию огнестрельного оружия, подразделив его на 4 категории, установив требования для торговцев оружием о порядке и сроках хранения информации о проданном оружии, и определила порядок транспортировки оружия частными лицами из одной страны ЕС в другую с использованием единого Европейского пропуска. В 2007 г. Советом ЕС и Европейским парламентом была одобрена еще одна Директива, вносящая изменения и дополнения в указанную ранее Директиву и направленная на приведение законодательства ЕС в соответствие с Протоколом ООН по огнестрельному оружию 2001 г. В соответствии с ней в странах ЕС должен быть введен запрет на приобретение оружия лицами, не достигшими 18-летнего возраста; предусматривается обязательная маркировка для всех видов огнестрельного оружия и комплектов боеприпасов к нему, ужесточение правил торговли оружием, создание национальных компьютерных баз данных по огнестрельному оружию, в которых в течение 20 лет будут храниться сведения об оружии, в т. ч. о бывших и настоящих владельцах <7>. ——————————— <7> Справка постоянного представительства Российской Федерации при Европейских сообществах (г. Брюссель) от 21 апреля 2008 г. (исх. N 1015) «О политике ЕС в сфере борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия».
Важную роль в борьбе с незаконным международным оборотом оружия и вооруженной транснациональной преступностью играет Международная организация уголовной полиции — Интерпол. Говоря о связи указанных видов преступной деятельности, Генеральный секретарь Интерпола Д. Манросс прямо отметил, что эскалация вооруженной преступности — прямое следствие повышающейся доступности оружия на легальных и нелегальных рынках. В финансовом отношении международная торговля оружием оценивается специалистами примерно в 500 млрд. долларов. Проведенная Интерполом работа позволила сделать выводы о повышающейся доступности оружия во всем мире и разработать соответствующие меры реагирования.
——————————————————————