Между налогоплательщиком — физическим лицом и банком заключен договор об уступке права требования задолженности (договор цессии), в соответствии с которым банк уступил физлицу в полном объеме свои права требования по кредитному договору на сумму 100 000 руб., а физлицо взяло на себя обязательство по оплате их стоимости. Права требования по кредитному договору были переданы по акту приема-передачи в день подписания договора цессии. При этом физлицо вместо перевода денежных средств банку намерено предоставить ему в качестве отступного долю в уставном капитале ООО, номинальная стоимость которой составляет 10 000 руб. Какие при этом возникают у физлица налоговые последствия по НДФЛ?

Ответ: Полагаем, что у физического лица, реализовавшего долю в уставном капитале общества за право требования по кредитному договору, возникнет обязанность исчислить и уплатить НДФЛ при получении дохода (погашение должником долга по кредитному договору), при этом налоговую базу можно будет уменьшить на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и реализацией доли в уставном капитале (ст. 41, пп. 5 п. 1 ст. 208 и ст. 209, п. 1 ст. 223, абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ).

Обоснование: В соответствии со ст. 209 НК РФ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения по НДФЛ признаются доходы, полученные налогоплательщиками в налоговом периоде, которым согласно ст. 216 НК РФ признается календарный год. В доход включаются все поступления, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Согласно ст. 382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Уступка права требования представляет собой перемену лица (стороны) в обязательстве, но не меняет предмет обязательства.

Право требования является имущественным правом. В соответствии с положениями п. 2 ст. 38 НК РФ имущественные права не относятся к имуществу, и, следовательно, имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, к доходам от продажи имущественных прав не применяется независимо от давности приобретения таких прав.

В силу п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме. Дата совершения расходов определяется в соответствии с платежными документами.

Согласно НК РФ переход к физическому лицу права требования по кредитному договору не признается объектом обложения НДФЛ.

Следовательно, получив право требования исполнения обязательства по кредитному договору, физическое лицо не имеет фактического дохода ни в денежной, ни в натуральной форме.

Датой фактического получения дохода в данном случае будет признаваться день выплаты должником по кредитному договору.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с положениями ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

То есть выгодой (доходом, облагаемым НДФЛ) является разница между суммой выручки, которую налогоплательщик получит на основании договора уступки права требования, и суммой платежа по договору, на основании которого он такое право приобрел.

В рассматриваемом случае стороны договорились вместо оплаты денежными средствами прекратить обязательство физического лица по оплате права требования путем предоставления отступного — доли в уставном капитале ООО. Предоставление в качестве отступного доли в уставном капитале ООО по своей правовой сути, с нашей точки зрения, приравнивается к реализации данной доли, поскольку происходит переход права собственности. Доля в уставном капитале ООО была предоставлена в качестве оплаты (отступного) за право требования по кредитному договору.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 208 и ст. 209 НК РФ объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от реализации в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций. При этом согласно абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ физическое лицо вправе уменьшить сумму дохода за реализованную долю в уставном капитале организации на документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением и реализацией этой доли.

Таким образом, с учетом вышеизложенного полагаем, что у физического лица, реализовавшего долю в уставном капитале общества за право требования по кредитному договору, возникнет обязанность исчислить и уплатить НДФЛ при получении дохода (погашение должником долга по кредитному договору), при этом налоговую базу можно будет уменьшить на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и реализацией доли в уставном капитале.

Л. В.Попова

Директор Департамента

налогового консультирования

АКГ «Панацея ПРОФ»

30.07.2010

——————————————————————