Информация Федеральной налоговой службы
(Редакционный материал)
(«Налоги» (газета), 2007, N 5)
ИНФОРМАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
Итоги работы комиссий по легализации «теневой» заработной платы за десять месяцев 2006 г.
С начала 2006 г. в налоговых органах во всех регионах России созданы комиссии по легализации «теневой» заработной платы. Аналогичные комиссии с участием налоговиков работают также при администрациях городов, районов, муниципальных образований. На заседания приглашаются налогоплательщики, выплачивающие заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в регионе.
За 10 месяцев 2006 г. на заседаниях комиссий по легализации «теневой» заработной платы заслушано более 500 тысяч налогоплательщиков.
При этом повысили заработную плату до прожиточного минимума и выше 334 тысячи налогоплательщиков, или 67% от общего количества заслушанных налогоплательщиков.
Если по состоянию на 1 октября 2006 г. в целом по Российской Федерации прекратили выплату заработной платы ниже прожиточного минимума около половины налогоплательщиков (46,5% от сформированного на начало текущего года списка), то к 1 ноября 2006 г. количество таких налогоплательщиков составило уже 62%.
В январе — октябре 2006 г. в целом по Российской Федерации темп роста поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (126,3%) опережает темп роста среднемесячной начисленной заработной платы за январь — сентябрь текущего года (124,0%) на 2,3 процентного пункта.
Темп роста страховых взносов на обязательное пенсионное страхование мог бы быть еще выше, если бы не разделение в законодательстве функций по администрированию страховых взносов на ОПС. Так, функции контроля за исчислением и уплатой возложены на налоговые органы, а взыскание недоимки осуществляют органы Пенсионного фонда Российской Федерации (частично на основании своих решений, частично — в судебном порядке).
В ходе работы комиссий налоговые органы проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, поскольку низкая заработная плата может являться как объективным результатом хозяйственной деятельности, так и свидетельствовать об использовании различных «серых схем».
В налоговых инспекциях по всей России работают телефоны доверия. Все обращения граждан на «серые» заработные платы фиксируются. Наибольшее количество таких жалоб поступает от работников, которые из-за «серых» зарплат столкнулись с отказом в кредите, а также от тех граждан, кто стремится получить налоговые вычеты при покупке жилья. Налоговые органы используют сведения, поступившие по телефонам доверия, в ходе камерального и выездного налогового контроля.
Например, за 10 месяцев 2006 г. в налоговые органы Нижегородской области поступило жалоб и обращений граждан на работодателей, выплачивающих им заработную плату ниже прожиточного минимума, в количестве 161. Налоговыми органами области рассмотрены все жалобы и заявления, из них 48 использовались при проведении выездных налоговых проверок. После рассмотрения в налоговых органах 39 заявлений направлены в органы прокуратуры, 62 — УВД и органы местного самоуправления, 34 направлены в трудовую инспекцию, 26 — другим налоговым инспекциям (по месту постановки на налоговый учет).
Одним из основных результатов работы, проведенной налоговыми органами области в части легализации «теневой» заработной платы работодателями, выплачивающими заработную плату ниже уровня прожиточного минимума, является снижение количества работодателей, выплачивающих заработную плату наемным работникам ниже уровня прожиточного минимума на 13,5 тыс. работодателей.
До конца года комиссии заслушают всех налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. На следующем этапе ФНС России намерена начать работу с налогоплательщиками, выплачивающими заработную плату ниже среднего уровня по отрасли или по виду экономической деятельности, но финансовое состояние которых позволяет обеспечить более достойную оплату труда своих работников.
Одновременно будут проводиться контрольные мероприятия, направленные на выявление и пресечение схем ухода от налогообложения, в том числе «конвертной».
В своей работе ФНС России опирается на данные Росстата и Минэкономразвития России. По их оценке, удельный вес «теневой» заработной платы в целом по стране в 2004 г. составил 44,3%, в 2005 г. — 43,6%. Именно поэтому Федеральная налоговая служба инициировала создание комиссий по легализации «теневой» заработной платы.
——————————————————————