В организации числится три автомобиля, в штатном расписании — два водителя. Можно ли закрепить за одним из водителей два автомобиля? Как в этом случае следует вести учет рабочего времени водителя?
Ответ: Закрепление за одним работником-водителем двух автомобилей возможно в случае, если это не противоречит определенным сторонами условиям трудового договора.
В случае выполнения водителем работы на двух автомобилях учету подлежит время его работы на каждом из этих автомобилей. Для учета фактически отработанного рабочего времени водителя следует заполнять табели учета рабочего времени (унифицированные формы N Т-12 или N Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1), в обязательном порядке принимая во внимание данные, содержащиеся в путевых листах.
Обоснование: В силу специфики выполняемой трудовой функции автомобиль для водителя одновременно является рабочим местом и техническим средством, необходимым для исполнения им его трудовых обязанностей.
Согласно ст. ст. 21 и 22 Трудового кодекса РФ обеспечить работника рабочим местом, а также оборудованием, инструментами, иными средствами, необходимыми для исполнения им его трудовых обязанностей, обязан работодатель. При этом по смыслу ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ возможно исполнение работником его трудовой функции не на одном рабочем месте (агрегате, механизме). Указанная норма допускает перемещение работника без его согласия на другое рабочее место, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора (ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ). В противном случае перемещение работника на другое рабочее место (агрегат, механизм), в том числе и без изменения его трудовой функции, может быть произведено только с согласия работника в порядке, предусмотренном ст. 72 ТК РФ.
В соответствии со ст. 57 ТК РФ условия, определяющие рабочее место работника, оборудование, инструменты, иные средства, предоставляемые ему в целях выполнения трудовой функции, не относятся к числу обязательных условий трудового договора и могут вноситься в трудовой договор в качестве дополнительных либо не указываться вообще.
С учетом вышеизложенного считаем, что в рассматриваемой ситуации закрепление за водителем двух автомобилей возможно в случае, если это не противоречит определенным сторонами условиям трудового договора.
Работодатель обязан учитывать время, фактически отработанное водителем автомобиля (ч. 4 ст. 91 ТК РФ). Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что в случае выполнения водителем работы на двух автомобилях учету подлежит время его работы на каждом из этих автомобилей. При этом общая продолжительность рабочего времени водителя на двух автомобилях не должна превышать продолжительность рабочего времени, установленную данному работнику трудовым договором в соответствии со ст. 329 ТК РФ и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (далее — Положение N 15).
Привлечение водителя к работе за пределами установленной ему продолжительности рабочего времени возможно только в случаях, предусмотренных действующим трудовым законодательством:
— для выполнения сверхурочной работы (ст. 99 ТК РФ, п. 23 Положения N 15);
— если работник работает на условиях ненормированного рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).
При этом работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника (ч. 7 ст. 99 ТК РФ).
В силу п. 15 Положения N 15 рабочее время водителя включает:
а) время управления автомобилем;
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Для учета времени, фактически отработанного и (или) не отработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду применяются табели учета рабочего времени (унифицированные формы N Т-12 или N Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России N 1).
При учете рабочего времени водителей в обязательном порядке во внимание должны приниматься данные, содержащиеся в путевых листах. Унифицированные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Для организаций, не относящихся к категории автотранспортных предприятий, допускается использование самостоятельно разработанных форм путевых листов, содержащих обязательные реквизиты, указанные в разд. II Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (Письма УФНС России по г. Москве от 25.07.2005 N 20-12/53147, Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161). В любом случае в путевом листе должны быть указаны фамилия, имя, отчество водителя, дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя, а также дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда и заезда автомобиля на место его постоянной стоянки.
Расхождение сведений о рабочем времени конкретного водителя, указанных в табеле учета рабочего времени и путевом листе, может служить основанием для привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Постановление Верховного Суда РФ от 31.07.2009 N 18-АД09-8).
М. В.Зиновьева
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
09.04.2012
——————————————————————