Обеспечение законности в деятельности внутренних войск МВД России
(Миняйленко Н. Н., Стремоухов А. А.) («Военно-юридический журнал», 2010, N 9)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Н. Н. МИНЯЙЛЕНКО, А. А. СТРЕМОУХОВ
Миняйленко Н. Н., начальник адъюнктуры Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
Стремоухов А. А., заместитель начальника кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук.
В Конституции Российской Федерации записано, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство (ст. 1). Однако это совсем не означает, что такое государство уже существует. От провозглашения до построения правового государства в России пройдет еще немало лет, пока не будут созданы соответствующие условия: экономические, политические, духовные, правовые. Среди правовых условий важнейшим является законность. Только установив в стране правопорядок, под которым понимают состояние упорядоченности общественных отношений на основе законности и дисциплины, можно говорить о построении правового государства. Особую роль законность играет в деятельности внутренних войск МВД России — важного элемента механизма государства, призванного обеспечить безопасность личности, общества и государства, защитить права и свободы человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств <1>. ——————————— <1> См.: Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. N 6. Ст. 711.
Законность как принцип деятельности внутренних войск — это основополагающее руководящее начало их функционирования, при котором деятельность военнослужащих войск по охране личности, общества и государства осуществляется в строгом соответствии с требованиями закона. От состояния законности в войсках в немалой степени зависит уровень обеспечения военнослужащими внутренних войск прав и свобод человека. Абсолютное большинство военнослужащих внутренних войск выполняет свои должностные обязанности по защите прав, чести и достоинства граждан в рамках принципа законности, через правомерные действия. Однако нередки случаи, когда при выполнении своих обязанностей военнослужащие совершают и неправомерные деяния (действия или бездействие), которые грубо ущемляют либо нарушают предоставленные человеку законом права, т. е. нарушают законность. Причины этому весьма и весьма разнообразны. К ним, в частности, можно отнести: — корыстные мотивы, желание создать видимость хорошей службы любой ценой, ложно понимаемые интересы государственной службы, переоценка и преувеличение значимости своих служебных обязанностей, завышенная самооценка своего личного служебного положения, искаженное представление о своих полномочиях; — не удовлетворяющие современным требованиям стиль и методы руководства отдельными воинскими коллективами. Беспринципность в оценке противоправного поведения подчиненных, попытка скрыть допущенные правонарушения, создание видимости благополучия, злоупотребление служебным положением в личных целях и др.; — некачественный подбор кадров. Неполное и неглубокое изучение личности кандидата на военную службу по контракту, а также на замещение вышестоящих должностей. Упущения в организации и содержании профессиональной и правовой подготовки; — низкий уровень необходимой психологической подготовки, отсутствие умений адекватно реагировать и вести себя сообразно сложившейся ситуации, слабые знания механизма реализации полномочий; — отсутствие элементарной правовой культуры. Для того чтобы снизить уровень негативного воздействия указанных причин на процесс реализации принципа законности в деятельности внутренних войск, необходимо создать определенные условия и средства, т. е. обеспечить этот процесс. Термин «обеспечить» имеет несколько однопорядковых значений: предоставить достаточные материальные средства к жизни; снабдить чем-нибудь в нужном количестве; сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым; оградить, охранить <2>. Исходя из вышеприведенного, можно утверждать, что обеспечение принципа законности в деятельности внутренних войск есть деятельность органов государственной власти, органов военного управления и их должностных лиц по созданию различных гарантий для правомерной и неуклонной его реализации. ——————————— <2> См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1985. С. 364.
Под гарантиями законности понимаются взятые в совокупности объективно сложившиеся условия и специальные средства, применяемые для соблюдения принципа точного и неуклонного выполнения требований закона военнослужащими внутренних войск при исполнении ими своих служебных обязанностей и решении служебно-боевых задач <3>. ——————————— <3> См.: Лазарев В. В. Законность: понятие, основные черты, гарантии // Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел: Учеб. пособ. М., 1993. С. 8.
Все гарантии законности делятся на две группы: 1) группа общих гарантий; 2) группа юридических гарантий. Общие гарантии — это объективные материальные и духовные условия, в которых внутренним войскам приходится осуществлять свою деятельность. К ним относятся следующие виды: экономические, политические и культурные. Экономические гарантии (наличие помещений, средств связи, транспорта и др.) обеспечивают нормальное функционирование войск, возможности выполнения требований законности, связанных, в частности, с обязанностями по охране общественного порядка, борьбе с незаконными вооруженными формированиями, охране особо важных государственных объектов и др. Материальные условия в значительной мере обусловливают условия отбора и уровень кадров внутренних войск, возможности их подготовки и переподготовки. В обеспечении законности важное место занимают политические гарантии. К их числу необходимо отнести следующие основные условия: высокий уровень демократии, наличие правового государства, стабильность в обществе, высокий уровень политической культуры общества и человека. Все это оказывает воздействие на уровень правового и нравственного сознания, общей культуры, на другие качества и свойства личности воина внутренних войск. Тесно соприкасаются с экономическими и политическими гарантиями социальные гарантии. Среди них необходимо особо выделить такие условия, которые дают возможность военнослужащим реализовать права: на высокий жизненный уровень, на отдых, на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и др. Следует подчеркнуть особую важность для обеспечения законности уровня духовной культуры и нравственного сознания, ибо именно мораль неизменно подключена ко всем этапам формирования и социального действия права. Юридические гарантии — это специальные средства, направленные на соблюдение законности, предусмотренные и регулируемые законом. Юридические гарантии законности включают: контроль и надзор за деятельностью внутренних войск; право обжалования неправомерных действий военнослужащих внутренних войск; юридическую ответственность военнослужащих внутренних войск; организационно-правовую работу, под которой понимается основанная на праве, не имеющая правовых последствий деятельность субъектов управления по осуществлению законности. Она включает в себя: организационное обеспечение законности, правовое обеспечение законности и правовоспитательную работу военнослужащих внутренних войск <4>. ——————————— <4> См.: Стремоухов А. В. Человек и его правовая защита: теоретические проблемы: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1996. С. 257.
Все гарантии обеспечения законности в деятельности внутренних войск имеют большое значение. Законность не может быть обеспечена только экономическими или только юридическими гарантиями. Лишь в комплексе они образуют тот прочный фундамент, на котором строится весь механизм осуществления принципа законности в практической деятельности внутренних войск МВД России.
——————————————————————