Миграция и преступность

(Сухаренко А.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 16)

МИГРАЦИЯ И ПРЕСТУПНОСТЬ

А. СУХАРЕНКО

Александр Сухаренко, юрист, г. Владивосток.

За последние 20 лет в РФ миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. Однако несовершенство действующей системы управления миграционными процессами привело к появлению нескольких миллионов незаконных мигрантов. Как этот процесс влияет на внутреннюю безопасность страны?

Миграционная ситуация в России

Активная интеграция РФ в мировое экономическое пространство сопровождается значительным притоком мигрантов. Сегодня по масштабам иммиграции Россия занимает 2-е место в мире после США. Ежегодно в страну с разными целями въезжают 13 — 15 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако слабый пограничный и миграционный контроль, несовершенство законодательства и коррумпированность компетентных органов способствовали появлению значительного числа незаконных мигрантов. По подсчетам ФМС России, 3,3 млн. находящихся в стране иностранцев превысили 3-месячный срок законного пребывания. Большинство из них — граждане Узбекистана (почти 900 тыс.), Украины (более 500 тыс.) и Таджикистана (400 тыс.). Незаконная миграция оказывает дестабилизирующее влияние на состояние рынка труда, вызывая проблемы в сфере занятости, способствует росту социальной напряженности и обострению межнациональных отношений. Также с ней тесно связана проблема торговли людьми и трудовой эксплуатации, которая приобрела большие масштабы. Находясь на нелегальном положении, иностранцы нередко объединяются в преступные группы или вливаются в уже существующие в целях обеспечения своего существования. Таким образом, незаконная миграция становится источником формирования и дальнейшего существования транснациональных преступных формирований. Наибольшую общественную опасность представляют преступные сообщества, сформированные гражданами стран Закавказья (азербайджанские и грузинские) и Средней Азии (узбекские и таджикские). Основными видами их деятельности являются: незаконный оборот наркотиков и оружия, похищение людей и торговля людьми, преступления против собственности и на потребительском рынке. На протяжении последнего десятилетия на долю иностранцев приходится около 2% от общего числа регистрируемых в России преступлений (не более 50 тыс. в год). При этом латентность таких преступлений достигает 80%. Высокий уровень преступности иностранцев наблюдается в Центральном, Приволжском, Северо-Западном и Уральском федеральных округах РФ. Криминологический портрет личности преступника-иностранца: — мужчина 22 — 35 лет (72,4%); — гражданин СНГ (91,0%); — имеет среднее (полное) общее образование (44,8%); — на момент совершения преступления находится на территории РФ нелегально (87,6%); — официально не работает (37,0%); — ранее имел трудовой стаж (73,2%); — имеет низкий ежемесячный доход (60,3%); — ранее не совершал преступления (86,8%); — совершил преступление в группе, в том числе организованной (47,1%); — не имеет постоянного источника дохода (87,8%); — холост (64,3%); — совершил преступление в состоянии алкогольного (20,3%) или наркотического (24,8%) опьянения; — им двигают корыстные мотивы (87,1%); — совершает умышленные преступления (76,8 %); — имеет обстоятельства, отягчающие наказание (60,8%). Жертвами таких преступлений чаще становятся сами иностранные граждане и лица без гражданства (87,2%), а 78,1% иностранцев становятся жертвами своих соотечественников <1>. ——————————— <1> Богомолова К. Преступность, связанная с иностранцами. Саратов, 2011.

Внутригосударственные меры

Президент РФ 13 июня 2012 года утвердил Концепцию государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года. Одной из ее целей является противодействие незаконной миграции. Согласно Концепции под незаконной миграцией понимаются перемещения в РФ с нарушением законодательства, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории РФ и (или) осуществления ими трудовой деятельности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.11.2012 N 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции» ФМС России разрабатывает проект приказа «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением положений миграционного законодательства иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников и использования их труда». Федеральные законы от 30.12.2012 N 308-ФЗ и 312-ФЗ внесли поправки в ст. ст. 322 — 322.1 УК РФ и ст. ст. 150 — 151 УПК РФ. Теперь пересечение государственной границы РФ иностранцами, въезд которым в РФ заведомо не разрешен, наказывается штрафом в размере до 300 тыс. руб., либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо лишением свободы на тот же срок. За совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения предусмотрено лишение свободы на срок до 6 лет. В свою очередь, за организацию незаконного въезда в Россию иностранцев и лиц без гражданства, их незаконного пребывания в стране или незаконного транзитного проезда через территорию РФ увеличен максимальный размер штрафа с 200 тыс. до 300 тыс. руб., максимальный срок обязательных работ — с 360 до 420 часов, исправительных — с 1 года до 2 лет, принудительных — с 2 до 3 лет. Максимальный срок лишения свободы вырос с 2 до 5 лет с ограничением свободы с 1 года до 2 лет, а если те же деяния совершены организованной группой или в целях совершения преступления на территории России, срок увеличивается с 5 до 7 лет. В целях реализации Федерального закона от 03.12.2012 N 244-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был подготовлен проект постановления Правительства РФ. Данный проект определяет условия и порядок содержания иностранцев и лиц без гражданства, подлежащих депортации или выдворению в спецучреждениях ФМС России до исполнения соответствующих решений. Одновременно проект закрепляет требования к режиму пребывания указанных лиц. Реализация проекта потребует создания 89 спецучреждений в 82 субъектах РФ. В настоящее время созданы и функционируют за счет субъектов РФ 17 таких учреждений. Для повышения эффективности противодействия незаконной миграции подготовлен законопроект, предусматривающий увеличение срока ограничения въезда на территорию РФ иностранцам и лицам без гражданства, являющимся злостными нарушителями миграционного законодательства, в отношении которых ранее уже выносились решения о реадмиссии, депортации либо об административном выдворении (срок ограничения права на въезд иностранцу, в отношении которого повторно вынесены указанные решения, составит 10 лет). По данным ФСБ России, за 2009 — 2011 годы пограничные органы выявили 591 иностранца, в отношении которых ранее применялось административное выдворение за пределы РФ, но которые въехали в страну по другим документам. В феврале 2013 года Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за фиктивную регистрацию/постановку на учет иностранцев или лиц без гражданства по месту жительства. Как отмечается в пояснительной записке, только в 2011 году на территории РФ было выявлено более 6400 адресов, по которым зарегистрировались почти 300 тыс. граждан. Согласно проекту под фиктивной регистрацией иностранцев понимается их регистрация в жилых помещениях на основании предоставления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов. В свою очередь, под фиктивной постановкой на учет понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании предоставления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов и (или) постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения проживать (пребывать) в этих помещениях либо без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для проживания (пребывания). За совершение указанных преступлений предусматривается штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или лишение свободы на срок до 3 лет.

Международное сотрудничество

Президент РФ 18 июля 2011 года подписал Федеральный закон N 178-ФЗ «О ратификации Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств на территории Таможенного союза». Соглашение было заключено в ноябре 2010 года в целях создания правовой основы сотрудничества сторон (России, Беларуси и Казахстана) по противодействию незаконной трудовой миграции из третьих государств. Согласно документу стороны осуществляют мониторинг объемов нелегальной трудовой миграции, пресечение каналов и структур, организующих и оказывающих содействие нелегальной трудовой миграции, применение механизмов высылки (выдворения, депортации) нелегальных мигрантов, проведение оперативно-профилактических мероприятий и спецопераций, заключение соглашений о реадмиссии, обмен статистической, научно-методической и иной информацией по вопросам противодействия нелегальной трудовой миграции. Данное Соглашение не применяется к лицам, прибывшим из третьих государств на территорию государства одной из сторон в целях получения убежища или статуса беженца в порядке, предусмотренном законодательством этой стороны. Программа сотрудничества государств — участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2012 — 2014 годы была утверждена 3 сентября 2011 года. Основными задачами Программы являются: — выработка и реализация согласованной миграционной политики государств СНГ; — развитие международно-правовой базы сотрудничества; — совершенствование и сближение национального законодательства; — совершенствование пограничного и миграционного контроля на государственных границах государств СНГ; — проведение совместных и/или согласованных оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций; — информационное и научное обеспечение сотрудничества; — осуществление сотрудничества в сфере подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации руководящих работников и специалистов. За 2011 год на территории государств СНГ были задержаны более 2,3 тыс. нарушителей миграционного законодательства, ликвидированы 10 каналов незаконной миграции, выявлены 26 фактов торговли людьми. Особое внимание уделяется укреплению межгосударственного сотрудничества миграционных служб и правоохранительных органов приграничных территорий. Так, на базе Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) функционирует Координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ). В феврале 2013 года рабочая группа КСБНМ подготовила проект документа по созданию системы обмена информацией в сфере противодействия незаконной миграции в рамках Единой системы учета (ЕСУ) СНГ <2>. ——————————— <2> Богданов В. ОДКБ борется с незаконной миграцией // Российская газета от 14.02.2013.

Кроме того, на протяжении последних 5 лет в формате ОДКБ проводится комплексная оперативно-профилактическая операция «Нелегал», направленная на противодействие незаконной миграции граждан третьих (по отношению к ОДКБ) стран, включая торговлю людьми. Всего в ходе операции «Нелегал-2012» было выявлено 100,9 тыс. нарушений миграционного законодательства, из них 79,6 тыс. связаны с незаконным въездом, выездом и пребыванием, 21,2 тыс. — с нелегальной трудовой деятельностью. Сумма взысканных штрафов превысила 3,3 млн. долл., 4002 человека выдворены. По результатам операции возбуждено более 9 тыс. уголовных дел. Пятая часть из них (1884) связана с оборотом наркотиков, 506 — с оборотом оружия, 165 — с организацией незаконного въезда и выезда и 11 — с торговлей людьми <3>. ——————————— <3> Алехина М. «Третьи» лишние // Новые известия от 21.11.2012.

Наиболее эффективными способами снижения уровня незаконной миграции в России являются: — скорейшее обустройство госграницы с Казахстаном; — развитие системы организованного набора рабочей силы в странах происхождения трудовых мигрантов; — совершенствование системы выдачи разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности; — легализация части незаконных трудовых мигрантов, не совершавших преступлений и имеющих стабильную работу; — создание условий для адаптации и интеграции мигрантов; — гармонизация и унификация миграционного законодательства и применение информационных технологий в сфере миграции; — выработка единых подходов по вопросу реадмиссии граждан третьих государств, включая расходные обязательства сторон.

——————————————————————