Таксистов-мигрантов планируют заставить получать права в России
(Питунова И., Слободин А., Сафронов Г.)
(«Административное право», 2013, N 3)
ТАКСИСТОВ-МИГРАНТОВ ПЛАНИРУЮТ
ЗАСТАВИТЬ ПОЛУЧАТЬ ПРАВА В РОССИИ
И. ПИТУНОВА, А. СЛОБОДИН, Г. САФРОНОВ
Профессиональных водителей-мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность без водительских удостоверений российского образца, предлагают лишать права вождения в России на два года. Такие поправки в Кодекс об административных правонарушениях подготовили московские власти. По их мнению, только так можно заставить водителей-иностранцев учить правила российского дорожного движения для безопасного и безаварийного вождения, как это делается во многих странах Европы.
Помимо самих водителей-мигрантов, планируется наказывать и их начальство. Штрафы для должностных лиц запланированы в размере 50 тыс. Руб., для юридических — 100 тыс. Руб.
Соответствующие поправки в КоАП РФ могут вступить в силу уже в ноябре этого года.
При этом эксперт считают, что увеличение штрафов и другое ужесточение наказаний в России в первую очередь повышает уровень коррупции, а не безопасности на дорогах.
Ирина Питунова, юрист, юридическая фирма Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov. Комментарий.
С данной инициативой выступили депутаты фракции ЛДПР, апеллируя тем, что новый закон повысит безопасность на российских дорогах и ужесточит миграционный контроль.
Действительно, в условиях жесткой конкуренции, в целях получения наибольшей выгоды, работодатели зачастую игнорируют установленные нормы и правила, действуя по принципу «риск оправдан». Кроме этого известны случаи, когда водитель-иностранец, управляющий автобусом или маршрутным такси, не только не имеет достаточного опыта для осуществления подобных перевозок, но управляет транспортным средством по чужим документам или не имея вообще на то прав.
Естественно, все это может обернуться неприятными последствиями для всех участников дорожного движения, и риск здесь уж точно не оправдан.
Таким образом, Федеральный закон от 07.05.2013, N 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который вступит в законную силу 05.11.2013, за исключением дополнения пунктом 14 и абзацем вторым пункта 18 статьи 25, вступающими в силу по истечении одного года после дня официального опубликования, устанавливает запрет на привлечение для работы в качестве водителей лиц, не имеющих водительских удостоверений соответствующих категорий, выданных в России, а также приводит национальное законодательство в соответствие с нормами Конвенции о дорожном движении 1968 г.
Дополнительно п. 2 ст. 20 Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» запрещено юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в какой бы то ни было форме понуждать или поощрять водителей транспортных средств к нарушению требований безопасности дорожного движения.
И эта норма не только должна быть прописана в законе, но еще должна исполняться. А для того, чтобы она действительно имела положительный эффект на практике, необходимо снизить коррупционность в органах ГИБДД как на самой дороге, так и в системе выдачи водительских удостоверений.
Ни для кого не секрет, что сегодня можно получить водительские права, заплатив за них определенную сумму.
С моей точки зрения, необходимо установить полный запрет на вождение общественного транспорта иностранцам, но для этого придется значительно повысить заработную плату, для того чтобы появился интерес у российских водителей к данной работе.
Отмечу, что изменения в законодательстве коснуться только коммерческих организаций, чья деятельность непосредственно связана с грузовыми и пассажирскими перевозками.
Об этом сказано в п. 13 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» «не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами».
Что ж, будем надеется, что новые правовые нормы уменьшат аварийность на дорогах в целом.
Антон Слободин, старший юрист ЗАО «Адвокат ФРЕММ». Комментарий.
Минфин России разрабатывает поправки, согласно которым в случае ДТП владельцы авто смогут требовать по ОСАГО ремонт вместо страховых выплат. Направление на ремонт будет выдаваться в течение 20 дней с момента получения заявления от пострадавшего водителя. Если же страховщик задержит выплату станции техобслуживания и машину не починят в срок, водитель будет вправе требовать уплаты неустойки, правда, по сниженному тарифу — 1 : 75 от ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Данное нововведение направлено на дополнительную защиту выгодоприобретателей по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В случае выплаты страхового возмещения в денежной форме размер страховой выплаты определяется по результатам оценки стоимости восстановительного ремонта. В силу сложившейся практики такая оценка проводится оценочными компаниями, формально независимыми, однако, как правило, аффилированными со страховщиком.
В результате стоимость восстановительного ремонта автомобиля оценивается значительно ниже рыночной, и реальные расходы на ремонт в подавляющем большинстве случаев превышают размер страховой выплаты.
Кроме того, страховая выплата рассчитывается с учетом износа транспортного средства, и чем старше автомобиль, тем меньше будет страховая выплата.
Таким образом, наличие у владельца автомобиля права выбрать вместо денежной выплаты ремонта транспортного средства должно позволить ему в полном объеме компенсировать свои расходы на ремонт, независимо от того, сколько лет автомобилю и сколько стоит ремонт в автосервисе.
С другой стороны, принимая данные поправки в закон об ОСАГО, необходимо одновременно урегулировать и ряд вопросов, который могут возникнуть в процессе применения нового закона. В противном случае автовладельцы могут столкнуться со следующими проблемами:
1. Кто будет определять станцию техобслуживания, на которой будет производиться ремонт, — страховщик или автовладелец?
С одной стороны, для того, чтобы выдать собственнику автомобиля направление на ремонт, у страховой компании должен быть заключен договор с соответствующей станцией техобслуживания. В то же время автовладельцу должна быть предоставлена возможность выбирать автосервис, исходя из таких критериев, как качество выполняемых работ, близость к дому и т. п.
Наиболее логичным представляется вариант, при котором ремонт автомобиля будет осуществляться официальным дилером соответствующей марки, а у страховой компании будут заключены договоры с несколькими дилерами, право выбора между которыми будет предоставлено автовладельцу.
2. К кому предъявлять претензии в случае некачественного ремонта автомобиля?
На первый взгляд кажется очевидным, что ответственность за качество и полноту выполненных работ несет станция техобслуживания. С другой стороны, автосервис в данном случае сможет ссылаться на ненадлежащее исполнение договора со стороны страховой компании, которая, к примеру, не в полном объеме оплатила работы либо заказала не те работы и не те материалы.
Кроме того, в дополнение к неустойке за нарушение сроков ремонта автомобиля при неоплаты работ страховой компанией целесообразно было бы внести в закон норму, позволяющую автовладельцу при нарушении сроков выплаты страхового возмещения самостоятельно оплатить ремонтные работы с последующим предъявлением данной суммы страховой компании. Страховая компания в таком случае должна лишаться права оспаривать размер расходов на ремонт, если он был произведен в автосервисе, в который было выдано направление, и не превышает максимальный размер страхового возмещения.
3. В случае если стоимость ремонта превышает максимальный размер страховой выплаты, каким образом будет определяться объем ремонтных работ, выполняемых за счет страховой компании?
Закон должен предоставить автовладельцу право выбирать, выполнять ли работы в полном объеме с оплатой их за свой счет в части, превышающей максимальный размер страховой выплаты, либо выполнять работы на сумму страховой выплаты, но при этом объем выполняемых работ должен определяться также автовладельцем.
Для того чтобы новый Закон действительно мог защитить интересы автовладельцев, перечисленные проблемы следует разрешить уже на стадии подготовки и обсуждения законопроекта.
Георгий Сафронов, юрист ООО «1-й Консалт Центр».
Поправки в основном касаются изменения и раскрытия положений абз. 5 п. 2 ст. 13 ФЗ об ОСАГО. На данный момент страховщик в счет страховой выплаты ВПРАВЕ организовать и оплатить ремонт поврежденного имущества, по согласованию с потерпевшим и на условиях, предусмотренных договором обязательного страхования. Изменения, предлагаемые Минфином, переводят степень долженствования из права в обязанность страховщика произвести ремонт по заявлению страхователя.
Это сложно оценивать с точки зрения целесообразности, так как вопрос упирается в понимание компенсаторного характера гражданской ответственности. Если понимать ее как восстановление первоначального состояния, то интерес будет удовлетворен в результате ремонта. В любом случае, в результате наступления ответственности не должно происходить обогащения. Если целью поправок является именно сведение к нулю возможности обогатиться, манипулируя стоимостью ремонта, то они бьют мимо цели, поскольку у владельцев автомобилей сохраняется право выбора между ремонтом и денежной компенсацией. Просто страховщик в силу закона будет обязан провести этот ремонт при волеизъявлении автовладельца.
Кроме того, поправки касаются уменьшения срока исполнения обязательства с 30 (п. 1 ст. 13 ФЗ об ОСАГО) до 20 дней, после которого начинает начисляться неустойка. Что значит фраза «по сниженному тарифу», не совсем ясно, так как в аналогичном обязательстве по действующей норме ст. 13 установлен тот же размер неустойки в 1/75 от ставки рефинансирования ЦБ.
Как вывод, можно констатировать политико-правовой реверанс в сторону страхователей, оценив его как положительную тенденцию в связи с ускорением гражданского оборота.
——————————————————————