Различия статусов сотрудника полиции и сотрудника милиции на стадии возбуждения уголовного дела

(Рыжаков А. П.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

РАЗЛИЧИЯ СТАТУСОВ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ И СОТРУДНИКА МИЛИЦИИ НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 марта 2011 года

А. П. РЫЖАКОВ

Рыжаков Александр Петрович, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, ветеран труда, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Тульского филиала НОУ ВПО «Международный юридический институт», а по совместительству профессор кафедры правовых дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, член редакционной коллегии научно-практического журнала «Правовой аспект», член Международной ассоциации содействия правосудию, автор более 905 публикаций, в том числе 152 книг на бумажном носителе и 15 CD-ROM дисков по уголовному, гражданскому и арбитражному процессу, он же автор учебников по дисциплинам: «Правоохранительные органы» — для высших, «Уголовный процесс» — для высших и средних юридических учебных заведений, постатейных комментариев к старым и новым УПК РФ (РСФСР), АПК РФ и ГПК РФ (РСФСР). Общий объем публикаций превысил 6790 авторских листов.

Нижеприведенная таблица позволяет наглядно продемонстрировать, насколько отличаются права и обязанности сотрудников полиции от соответствующих полномочий сотрудников милиции. В левой колонке указаны формулировки Федерального закона «О полиции», в средней — Закона РФ «О милиции». В правой колонке даны рекомендации (пояснения). Обращается внимание на то, какие изменения статуса соответствующих должностных лиц имели место, на что следует обратить внимание в связи с этим дознавателям из числа сотрудников полиции и что должны иметь в виду адвокаты (заявители, пострадавшие и т. п.).

Стало Было Примечания

Согласно Согласно Достаточно много изменений, Федеральному Закону РФ от касающихся полномочий сотрудников закону от 18 апреля 1991 г. полиции (милиции) на стадии 7 февраля 2011 г. N 1026-1 возбуждения уголовного дела N 3-ФЗ «О милиции» «О полиции»

Принятие и регистрация сообщений о преступлении

Полиция Милиция Ничего в этой части не обязана обязана принимать изменилось. И до, и после вступления принимать и и регистрировать в действие Федерального закона регистрировать заявления, «О полиции» сотрудники ОВД при (в том числе в сообщения и иную приеме и регистрации сообщений о электронной поступающую происшествиях руководствуются форме) заявления информацию о Инструкцией о порядке приема, и сообщения о преступлениях, регистрации и разрешения в органах преступлениях, об административных внутренних дел Российской Федерации административных правонарушениях и заявлений, сообщений и иной правонарушениях, событиях, информации о происшествиях <1>. о происшествиях угрожающих личной Исходя из содержания п. 4 (п. 1 ч. 1 ст. 12) или общественной данной Инструкции, сообщениями о безопасности происшествиях, помимо сообщений о (п. 3 ст. 10); преступлениях, признаются сообщения принимать и и письменные заявления о событиях, регистрировать угрожающих личной или общественной сообщения и иную безопасности, в том числе о информацию, несчастных случаях, дорожно — поступающую в транспортных происшествиях (ДТП), форме электронных авариях, катастрофах, чрезвычайных документов, о происшествиях, массовых беспорядках, преступлениях, об массовых отравлениях людей, административных стихийных бедствиях и иных событиях, правонарушениях и требующих проверки для обнаружения о событиях, возможных признаков преступления или угрожающих личной административного правонарушения, а или общественной равно иная информация о безопасности происшествиях. (п. 3.1 ст. 10) Толкование данной обязанности в отрыве от закрепленных в указанной Инструкции положений недопустимо. Отказ в принятии заявления о преступлении и невыполнение обязанности по его регистрации — правонарушение, а при доказании неоднократности — преступление, совершенное работником полиции. Согласно п. 1.3 Приказа МВД России N 1058 и Генеральной прокуратуры РФ N 72 от 28 ноября 2001 года «О мерах по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел при регистрации и учете преступлений» укрытие преступлений от регистрации рассматривается как чрезвычайное происшествие. По каждому факту нарушения порядка регистрации и учета преступлений должна определяться роль и ответственность не только сотрудников, которым это вменено в служебные обязанности, но и руководителей, своевременно не выявивших и не устранивших способствующие этому условия и причины. Адвокаты могут поднимать вопрос о привлечении соответствующих сотрудников полиции к ответственности, направлять в Следственный комитет РФ заявление о совершенном ими преступлении

Выдача заявителю документа о принятии сообщения о преступлении

Полиция Прямого Ничего не изменилось. обязана выдавать указания на Сотрудники полиции так же, как и заявителям на данную ранее сотрудники милиции, действуют основании личных обязанность нет. в соответствии с требованиями обращений Обязанность Инструкции о порядке приема. уведомления о выдачи заявителю Заявитель и его представитель приеме документа о (адвокат) имеют право требовать от и регистрации их принятии оперативного дежурного ОВД выдачи письменных сообщения о заявителю талона-уведомления, заявлений о преступлении обжаловать незаконное бездействие преступлениях давно закреплена (действия) сотрудника полиции (п. 1 ч. 1 ст. 12) ч. 4 ст. 144 прокурору и (или) в суд УПК РФ и в п. п. 22 — 25 Инструкции о порядке приема

Проверка заявлений и сообщений о происшествиях

Полиция Этой общей Обязанность дознавателей и обязана обязанности в органов дознания проверить сообщение осуществлять в Законе РФ «О о любом совершенном или готовящемся соответствии с милиции» преступлении всегда была закреплена подведомственностью прописано не в ст. 144 УПК РФ, а до этого — в проверку было. Наличие ст. 109 УПК РСФСР. заявлений и таковой между Дублированием в Федеральном сообщений тем могло законе «О полиции» таковой снимается о преступлениях, подразумеваться в вопрос о законности предварительной об п. п. 3, проверки заявлений (сообщений) о административных 3.1 ст. 10. преступлениях сотрудниками полиции. правонарушениях, Эта И ранее они имели право это делать о происшествиях обязанность как сотрудники органа внутренних дел (п. 1 ч. 1 ст. 12) дознавателей и РФ или входящего в состав ОВД органов дознания территориального, в том числе закреплена в линейного, управления (отдела, ст. 144 УПК РФ отделения) милиции (а сейчас — полиции) (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ). Но это была обязанность указанных подразделений (сотрудников таковых). Теперь же законодатель прямо указал (ч. 4 ст. 25 Федерального закона «О полиции»), что это и обязанность полиции (всех сотрудников полиции в пределах территории, обслуживаемой ее территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией)). Адвокаты лишены возможности поставить под сомнение законность проведения сотрудником полиции проверки заявления (сообщения) о преступлении

Сохранение следов преступления

Полиция Такой Если следы не сохранены — полиция обязана обязанности не выполнила возложенную на нее обеспечивать у милиции не было обязанность. Адвокат может поднять сохранность вопрос об ответственности виновных, следов более того, использовать данное преступления обстоятельство при обосновании того, (п. 2 ч. 1 ст. 12) что осмотр места происшествия произведен с нарушением закона — пункта 2 части 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции». В этом случае дознаватель должен сослаться на формулировку ст. 75 УПК РФ, где недопустимыми именуются доказательства, полученные с нарушением УПК РФ, а не любого иного закона

Вызов граждан до возбуждения уголовного дела

Полиция Милиция могла На первый взгляд ничего не вправе вызывать вызывать граждан изменилось. Право есть, а привод граждан и и должностных неявившегося по вызову полиция должностных лиц лиц по делам и осуществить не имеет права, пока не в связи с материалам, будет возбуждено уголовное дело. проверкой находящимся в Но теперь и вызов граждан зарегистрированных производстве (должностных лиц) ограничен. в установленном милиции Во-первых, нельзя вызывать таковых порядке заявлений (п. 3 ч. 1 по не зарегистрированным в КУСП и сообщений о ст. 11) сообщениям о происшествии. преступлениях, Во-вторых, можно вызывать только по разрешение по тем материалам, которые могут которых отнесено быть разрешены самими сотрудниками к компетенции полиции полиции (п. 3 ч. 1 ст. 13)

Возможность привода на стадии возбуждения уголовного дела

Полиция Милиция была Ничего не изменилось. вправе подвергать уполномочена на Порядок производства в уголовном приводу в полицию в привод в случаях процессе привода как ранее, так и случаях и порядке, и порядке, сейчас урегулирован ст. 113 УПК РФ и которые которые Инструкцией о порядке осуществления предусмотрены предусмотрены привода, утвержденной Приказом МВД Федеральным уголовно — России от 21 июня 2003 г. N 438 <2>. законом, граждан и процессуальным Лицо может быть подвергнуто должностных лиц, законодательством приводу, только если оно не является уклоняющихся без и по вызову по имеющемуся в уважительных причин законодательством производстве сотрудника полиции от явки по вызову об уголовному делу либо не является на (п. 3 ч. 1 ст. 13) административных рассмотрение дела об правонарушениях, административном правонарушении. граждан и Если нет дела об административном должностных лиц, правонарушении и уголовное дело не уклоняющихся без возбуждено, неявка лица к уважительных должностному лицу полиции причин от явки по (следователю и т. п.) не может иметь вызову следствием привод последнего. (п. 3 ч. 1 Согласно ч. 1 ст. 113 УПК РФ в ст. 11) случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель могут быть подвергнуты приводу. Однако, пока не будет возбуждено уголовное дело, в уголовном процессе нет подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и даже свидетелей. Свидетелем, к примеру, согласно ч. 1 ст. 56 УПК РФ является лицо, которому могут быть известны какие — либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний. Не только расследования и разрешения уголовного дела не может быть без его возбуждения. Показания даются лишь при производстве следственных действий, которые производить до возбуждения уголовного дела нельзя. Соответственно, и свидетеля до возбуждения уголовного дела нет

Получение объяснений

Полиция Милиция Раньше объяснения можно было вправе получать по уполномочивалась получать и до (без) регистрации «таким… получать от заявления (сообщения) о происшествии материалам, граждан и в КУСП. Сейчас — только после заявлениям и должностных лиц регистрации «в установленном порядке сообщениям» (т. е. необходимые заявления и сообщения о по объяснения преступлениях». зарегистрированным (п. 4 ч. 1 Несмотря на отсутствие в ст. 144 в установленном ст. 11) УПК РФ упоминания о получении порядке заявлениям объяснения, данным средством и сообщениям о предварительной проверки заявления преступлениях) (сообщения) о преступлении вправе необходимые пользоваться сотрудники полиции. объяснения Адвокаты могут поднять вопрос о (п. 3 ч. 1 ст. 13) недопустимости использования в качестве доказательств объяснений, которые получены до момента регистрации заявления (сообщения) о преступлении в КУСП

Запрос справок и документов

Полиция Милиция была Детализирована процедура запроса. вправе получать по вправе получать Акцентировано внимание на том, зарегистрированным от граждан и что запрос должен быть мотивирован, в должностных лиц соответственно, из него должно быть установленном необходимые видно, какова его правовая основа, порядке заявлениям сведения, по какому материалу и сообщениям о справки, (зарегистрированному или нет преступлениях документы и копии заявлению, сообщению о преступлении) необходимые с них он подготовлен и т. п. Указано, куда справки, документы (п. 4 ч. 1 может быть направлен запрос. (их копии); в связи ст. 11) В п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального с проверкой закона «О полиции» уточнено, что зарегистрированных полиция вправе запрашивать в установленном персональные данные граждан, за порядке заявлений и исключением случаев, когда сообщений о федеральным законом установлен преступлениях, специальный порядок получения разрешение информации; при выявлении и которых отнесено пресечении налоговых преступлений к компетенции запрашивать и получать от кредитных полиции, организаций справки по операциям и запрашивать и счетам юридических лиц и граждан, получать на осуществляющих предпринимательскую безвозмездной деятельность без образования основе по юридического лица; в порядке, мотивированному определяемом федеральным органом запросу исполнительной власти в сфере уполномоченных внутренних дел и федеральным органом должностных лиц исполнительной власти, полиции от осуществляющим функции по выработке государственных государственной политики и и муниципальных нормативно-правовому регулированию в органов, сфере здравоохранения, запрашивать и общественных получать от медицинских объединений, организаций сведения о гражданах, организаций, поступивших с ранениями и телесными должностных лиц повреждениями насильственного и граждан характера либо с ранениями и сведения, справки, телесными повреждениями, полученными документы (их в результате дорожно-транспортных копии), иную происшествий, а также о гражданах, необходимую имеющих медицинские противопоказания информацию… или ограничения к водительской (п. п. 3 и деятельности. 4 ч. 1 ст. 13) Но главное, запрос справок, документов и копий с таковых теперь возможен только по зарегистрированному в установленном порядке заявлению (сообщению) о преступлении. Сотрудники полиции лишены права запрашивать документы (сведения) в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий, если сообщение о происшествии в установленном порядке не зарегистрировано. Соответственно, должностные лица, во-первых, могут не исполнять запросы, из содержания которых не следует, что таковые направлены по уголовному делу или зарегистрированному в установленном порядке заявлению (сообщению) о преступлении. Адвокаты могут обжаловать сам факт направления в учреждение запроса по незарегистрированному заявлению (сообщению) о преступлении, требовать привлечения к ответственности сотрудника полиции, вышедшего за пределы предоставленных ему законом полномочий

Проведение исследований

Полиция Такого права Теперь проведение любых, имеющих вправе проводить милиции в Законе отношение к факту, о котором исследования РФ «О милиции» сообщается в заявлении (сообщении) о предметов и закреплено не преступлении, исследований предметов документов при было. и документов на стадии возбуждения наличии признаков Между тем уголовного дела экспертно — подготавливаемого, исследования на криминалистическими подразделениями совершаемого или стадии полиции, безусловно является совершенного возбуждения правомерным. Результаты таковых противоправного уголовного дела могут служить полноценным деяния; проводить проводились. В доказательством по уголовному делу. исследование ведомственных Адвокаты могут поднимать вопрос о изъятых у граждан и нормативных недопустимости использования в должностных лиц правовых актах качестве доказательств заключений документов, имеющих упоминались лишь не являющихся сотрудниками признаки подделки, заключения полиции специалистов а также вещей, специалиста. изъятых из Научная гражданского общественность оборота или постоянно ограниченно поднимала вопрос оборотоспособных, о законности находящихся у таковых них без специального разрешения, и по результатам такого исследования возвращать эти документы и вещи владельцам, либо приобщать их в качестве доказательств по делу, либо уничтожать в порядке, установленном Правительством РФ, либо передавать по назначению в установленном порядке (п. 17 ч. 1 ст. 13)

Возбуждение и отказ в возбуждении уголовного дела

Полиция Милиция просто Так как полномочие по возбуждению обязана в была обязана уголовного дела полностью соответствии с «возбуждать урегулировано УПК РФ, уточнение подследственностью, уголовные дела» редакции данного права в Федеральном установленной (п. 5 ст. 10) законе «О полиции» ничего не уголовно — изменило. Причем ни в том ни в процессуальным другом Законе прямо право законодательством полиции выносить постановления об РФ, возбуждать отказе в возбуждении уголовного дела уголовные дела не декларируется. Между тем, (п. 8 ч. 1 ст. 12) несомненно, и это процессуальное решение сотрудники полиции обязаны выносить в соответствии с подведомственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ

Извещение заявителя о ходе рассмотрения заявления

Полиция Прямо такого На первый взгляд ничего не обязана права в Законе РФ изменилось. На самом же деле информировать «О милиции» появилась совершенно иная заявителей о ходе закреплено не обязанность полиции. Не освобождая рассмотрения было. от обязанности сообщить о принятом заявлений и Будучи по заявлению о преступлении сообщений о дознавателем, процессуальном решении, дознаватель преступлениях, сотрудник милиции из числа сотрудников полиции обязан об административных должен был также информировать заявителей о правонарушениях, сообщить о ходе рассмотрения заявлений о о происшествиях принятом по преступлении и т. п. в сроки, материалу Правда, не ясно, что это такое — установленные проверки решении информирование о ходе рассмотрения законодательством заявителю заявления. РФ, но не реже (ч. 2 ст. 145 УПК В связи с этим сотрудникам одного раза РФ) или, иначе, полиции рекомендуется настаивать на в месяц уведомить том, что уведомление о том, когда и (п. 1 ч. 1 ст. 12) заявителя о какое решение по заявлению принято, принятом — это и есть информация о ходе им по заявлению о рассмотрения заявления. преступлении Адвокатам вполне можно не процессуальном соглашаться с таким толкованием решении (п. 34 п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона Инструкции о «О полиции» и настаивать на порядке приема) получении сведений о том, какие и где документы полиция запрашивала, какие исследования назначала, каковы их результаты, кто и какие объяснения дал и т. п. в ходе рассмотрения заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Отказ в выдаче соответствующей информации обжаловать руководителю ОВД, вышестоящего ОВД, прокурору и т. п.

Срок направления извещения заявителю

Полиция Сроки, в Во исполнение требований обязана течение которых ч. 4 ст. 146 и ч. 4 ст. 148 УПК РФ информировать должно быть уведомление заявителя о принятом по заявителей о осуществлено заявлению о преступлении ходе рассмотрения информирование процессуальном решении направляется заявлений и заявителя «о ходе последнему в день вынесения самого сообщений… рассмотрения процессуального решения. в сроки, заявления», не Теперь, ссылаясь на установленные установлены ни в п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона законодательством УПК РФ, ни в «О полиции», сотрудники полиции РФ, но не реже Инструкции о могут «оправдывать» одного раза в порядке приема, несвоевременность извещения месяц регистрации и заявителя о принятом по материалу (п. 1 ч. 1 ст. 12) разрешения в процессуальном решении со органах ссылкой на установленный в указанном внутренних дел пункте новый (месячный) срок. Между Российской тем по общему правилу (если срок Федерации проверки заявления о преступлении не заявлений, продлевался) проверка должна быть сообщений и иной завершена в течение трех суток информации о (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). В этом происшествиях. случае, думается, нет необходимости УПК РФ ждать окончания месячного срока для (ч. 4 ст. 146) того, чтобы известить заявителя о требует «ходе рассмотрения заявлений и незамедлительно сообщений о преступлениях». информировать Поэтому адвокатам, обжалующим заявителя о бездействие либо несвоевременность возбуждении действия сотрудника полиции, следует уголовного дела. делать акцент на том, что они ведут Согласно речь о невыполнении (несвоевременном ч. 4 ст. 148 УПК выполнении) требований РФ копия ч. 2 ст. 145, ч. 4 ст. 146 и постановления об ч. 4 ст. 148 УПК РФ. Причем отказе в требовать от полиции два отдельных возбуждении документа: один — во исполнение уголовного дела требований вышеуказанных статей УПК заявителю РФ, а другой — п. 1 ч. 1 ст. 12 направляется в Федерального закона «О полиции» — течение 24 часов извещение о ходе рассмотрения с момента его заявления о преступлении. вынесения При отказе в выдаче последнего вынесения вполне последовательно обжаловать незаконное бездействие сотрудника полиции начальнику ОВД, прокурору и (или) в суд

Передача сообщения о преступлении по подследственности

Полиция обязана Такой Дознаватели из числа сотрудников передавать обязанности в полиции, ссылаясь на рассматриваемую (направлять) Законе РФ обязанность, вполне могут обосновать заявления и «О милиции» не законность передачи заявления сообщения о было. (сообщения) о преступлении по преступлениях… в Пункт 3 ч. 1 подследственности в соответствии государственные и ст. 145 УПК РФ со ст. 151 УПК РФ и в тех случаях, муниципальные предусматривал и когда его рассмотрение и разрешение органы, предусматривает находятся в пределах компетенции организации или сейчас право органа внутренних дел, а значит, и должностному лицу, передавать полиции. Тем самым полиция к компетенции сообщения по самоустранится от возбуждения которых подследственности уголовных дел, подследственных относится решение в соответствии со органам предварительного следствия, соответствующих ст. 151 УПК РФ, а а значит, и от производства основной вопросов по уголовным части неотложных следственных (п. 1 ч. 1 ст. 12) делам частного действий. обвинения — в суд Данная обязанность находится в в соответствии с противоречии с предусмотренной ч. 2 ст. 20 УПК ч. 1 ст. 144 УПК РФ обязанностью РФ. Это право дознавателя, органа дознания становится проверить сообщение о любом обязанностью, совершенном или готовящемся когда разрешение преступлении и в пределах заявления компетенции, установленной УПК РФ, (сообщения) о принять по нему решение. Исходя из преступлении положений, закрепленных в ст. 157 выходит за УПК РФ, возбуждение уголовных дел пределы при наличии признаков преступления, компетенции по которому производство органа внутренних предварительного следствия дел и, обязательно, находится в пределах соответственно, компетенции органа дознания. Об этом полиции обстоятельстве следует помнить адвокату — представителю пострадавшего и настаивать на немедленном возбуждении уголовного дела, производстве неотложных следственных действий при наличии тому фактических оснований

Срок уведомления заявителя о направлении заявления о преступлении по подследственности

Полиция обязана Указанный срок Сотрудник полиции, будучи уведомить заявителя уведомления дознавателем, принявшим решение о о передаче заявителя в направлении заявления о преступлении (направлении) Законе РФ «О по подследственности (в суд), заявления милиции» и в УПК должен принять меры к тому, чтобы в (сообщения) о РФ не был течение 24 часов после подписания преступлении в предусмотрен соответствующего постановления государственный (сопроводительного письма и т. п.) орган и др. в заявитель был уведомлен о принятом течение 24 часов решении. Недостаточно в этот срок (п. 1 ч. 1 ст. 12) отправить ему уведомление. Нужно, чтобы он таковое получил. Данное обстоятельство могут учитывать и адвокаты, обосновывая нарушение сотрудником полиции требований п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции», выразившееся в несвоевременности уведомления заявителя о принятом решении

Информирование органов и должностных лиц о преступлении

Полиция обязана Такой Эта обязанность является одним из информировать обязанности в средств профилактики совершения соответствующие Законе РФ «О преступлений. Дознаватели из числа государственные и милиции» не было. сотрудников полиции обязаны при муниципальные Нет ее и в УПК наличии такой возможности широко ее органы, РФ применять. Причем обращаем организации и внимание, что такого рода должностных лиц информирование не право, а этих органов и обязанность полиции. организаций о Адвокаты должны отслеживать, ставших известными чтобы в данной информации не полиции фактах, появилось сведений, не требующих их подтвержденных доказательствами и оперативного нарушающих принцип презумпции реагирования невиновности. В случае выявления (п. 1 ч. 1 ст. 12) данных фактов — обжаловать решения о таком информировании, требовать направления в те же организации (должностным лицам) опровержений. Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О полиции» сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности

Соблюдение закона

Полиция обязана Предусмотрена Данное словосочетание принимать по обязанность бессодержательно. Всегда было ясно, заявлениям и милиции что все государственные органы сообщениям о «своевременно обязаны «своевременно принимать преступлениях, об принимать меры, меры, предусмотренные административных предусмотренные законодательством». Причем такая правонарушениях, о законодательст — обязанность не ограничивается происшествиях вом» деятельностью по заявлениям и меры, (п. п. 3, сообщениям о преступлениях, об предусмотренные 3.1 ст. 10) административных правонарушениях, о законодательством происшествиях. РФ В то же время адвокатам следует (п. 1 ч. 1 ст. 12) иметь в виду, что любое нарушение закона со стороны сотрудника полиции, имевшее место на стадии возбуждения уголовного дела, одновременно является и нарушением указанного требования

——————————— <1> См.: Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях: Приказ МВД РФ от 4 мая 2010 года N 333 // Рос. газета. 2010. 25 июня. Далее — Инструкция о порядке приема. <2> См.: Рос. газета. 2003. 11 июля.

——————————————————————