Итоги участия в международном семинаре в Узбекистане

(Руднев В. И.)

(«Журнал российского права», 2010, N 12)

ИТОГИ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СЕМИНАРЕ В УЗБЕКИСТАНЕ

В. И. РУДНЕВ

Руднев В. И., ведущий научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук, доцент.

28 — 29 сентября 2010 г. в г. Бухаре (Республика Узбекистан) прошел международный семинар на тему «Институты гражданского общества — важный фактор демократического обновления и модернизации страны: опыт Узбекистана». Семинар был организован Институтом по изучению гражданского общества, а также офисом Координатора ОБСЕ в Узбекистане, Национальным демократическим институтом (США), Фондом им. Ф. Эберта (ФРГ), Университетом Цукуба (Япония).

В г. Бухаре располагается филиал Института по изучению гражданского общества (ИИГО). Сам Институт, находящийся в г. Ташкенте, был создан в 2003 г. Это независимая негосударственная, некоммерческая организация, объединившая лучших ученых-аналитиков Республики Узбекистан, работающих над исследованием социально-гуманитарных и общественно-экономических проблем формирования основ гражданского общества.

Открывая работу международного семинара, директор Института по изучению гражданского общества М. Усманов приветствовал его участников, рассказал о важности и необходимости проведения семинара, его значении для развития демократии в Республике Узбекистан. Выступающий отметил необходимость расширения международных контактов, изучения опыта построения гражданского общества в зарубежных странах. Также участников семинара приветствовал координатор проекта ОБСЕ в Узбекистане И. Венцель, который обратил внимание на перемены, происходящие в странах Центральной Азии, необходимость развития институтов гражданского общества, охраны прав и свобод человека и гражданина.

В выступлении Хеди Вегенер (ФРГ) на тему «Активное гражданское общество — зеркальное отражение демократии. Возможности государства по обеспечению активного участия своих граждан» было отмечено, что гражданское общество — это прежде всего политическое понятие, хотя, например, политические партии не относятся к гражданскому обществу. К гражданскому обществу относятся неправительственные организации (НПО), которые в Германии играют заметную роль в формировании законодательства. Мнение НПО учитывается при разработке законов. Депутаты бундестага с должным вниманием относятся к гражданской активности населения, к которой можно отнести факторы добровольности, самостоятельности, самоопределенности. Гражданская активность наблюдается в ряде случаев в виде совместной работы государственных структур и НПО. Гражданская активность проявляется в Германии в последние годы в движениях против строительства атомных электростанций, против правого экстремизма и в ряде других ситуаций.

В выступлении «Неправительственные организации в Италии. Их роль и законодательство» докладчик Витторио Джорджи отметил роль неправительственных организаций в Италии в защите фундаментальных прав человека. В Италии основными целями НПО является безопасность жизни общества, сохранение окружающей среды, улучшение жизни детей и женщин. В связи с этим НПО присущи такие направления деятельности, как борьба против бедности, гендерное равенство, снижение детской смертности, глобальное сотрудничество и развитие. Важным для развития НПО является вовлечение молодежи в их деятельность. НПО должны получать одобрение в стране. Цели и задачи НПО в Италии находят свое отражение в законодательстве.

Директор Евразийской программы Национального демократического института США Лаура Жеветт в докладе «Роль НПО в законодательном процессе» сообщила, что неправительственные организации являются основой гражданского общества. НПО смогут успешно развиваться, если будут соблюдены следующие условия: 1) при получении юридического статуса для НПО не должно быть ограничений; 2) НПО должны иметь примерно одинаковые права и обязанности; 3) для регистрации НПО не должно требоваться большое количество документов; 4) НПО могут работать в одной стране и должны иметь возможность учреждать свои филиалы в других странах; 5) НПО должны иметь возможность осуществлять свою деятельность беспрепятственно; 6) НПО должны иметь возможность «свободно говорить и обсуждать любые сферы жизни»; 7) НПО должны иметь возможность повышать квалификацию своих сотрудников; 8) НПО должны иметь возможность получать гранты.

Законодательство должно способствовать созданию условий для появления новых неправительственных организаций.

Ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ В. И. Руднев в докладе «Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в местах принудительного содержания как важный фактор общественного контроля» обратил внимание на новый правозащитный институт, существующий в Российской Федерации, — институт Уполномоченного по правам человека; аналогичный институт имеется и в Узбекистане. Уполномоченный по правам человека дополняет имеющиеся средства защиты прав и свобод человека и гражданина. В субъектах РФ действуют региональные уполномоченные по правам человека. Создан также институт Уполномоченного по правам ребенка. Деятельность Уполномоченного широка и разнообразна. В частности, он защищает также и права лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Их жалобы рассматривает Европейский суд по правам человека. В места принудительного содержания выезжают неправительственные организации, которые взаимодействуют с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и уполномоченными в субъектах РФ. По мнению докладчика, в перспективе возможно учреждение специализированного Уполномоченного по защите прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

Директор Института изучения гражданского общества М. Усманов в заключение сказал о необходимости развития институтов гражданского общества в Узбекистане, о расширении возможности судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Выступающий обратил внимание на целесообразность разработки и принятия законов, регулирующих деятельность неправительственных организаций, осуществление контроля гражданского общества за работой правоохранительных органов в Узбекистане.

——————————————————————