Гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств: едины ли условия его проведения для всех субъектов ОРД?
(Ударцев С. Ю.) («Российский следователь», 2011, N 15)
ГЛАСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: ЕДИНЫ ЛИ УСЛОВИЯ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ ОРД? <*>
С. Ю. УДАРЦЕВ
——————————— <*> Udartsev S. Yu. Public examination of premises, buildings, constructions, land plots and transport means: if the conditions of carrying out there of are uniform for all subjects of operative-search activity.
Ударцев Сергей Юрьевич, доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Дальневосточного юридического института МВД России, кандидат юридических наук.
Рассмотрены вопросы правовой регламентации условий проведения оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».
Ключевые слова: условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
The author considers the issues of legal regulation of conditions of carrying out of operative-search measure «examination of premises, buildings, constructions, land plots and transport means».
Key words: conditions of carrying out of operative-search measures, public examination of premises, buildings, constructions, land plots and transport means.
Оперативно-розыскная деятельность, как особый вид деятельности государства, осуществляется посредством оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) и зачастую затрагивает охраняемые права и интересы человека и гражданина, поэтому проводиться безосновательно такая деятельность не может. Помимо четких и конкретных оснований, перечисленных в ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД), законом предусмотрены условия проведения ОРМ, наличие или отсутствие которых непосредственно влияет на принятие решения об их проведении. Соблюдение условий проведения ОРМ, как справедливо отметил В. Г. Бобров, «призвано обеспечить эффективное осуществление указанных мероприятий по достижению целей и решению задач оперативно-розыскной деятельности. Четкое урегулирование на законодательном уровне условий проведения ОРМ имеет исключительное значение» <1>. В то же время в специальной литературе неоднократно поднимались вопросы законодательного регулирования условий проведения ОРМ <2>, что свидетельствует о наличии проблем их правовой регламентации. ——————————— <1> Бобров В. Г. О законодательном регулировании некоторых условий проведения оперативно-розыскных мероприятий // Оперативник (сыщик). 2008. N 4 (17). С. 16 — 17. <2> См., например: Бобров В. Г. К вопросу о классификации условий проведения оперативно-розыскных мероприятий // Оперативник (сыщик). 2007. N 4. С. 16; Чечетин А. Е. Комментируем условия проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, обладающих неприкосновенностью // Оперативник (сыщик). 2005. N 4. С. 19; и др.
Несмотря на достаточно большой спектр проблем законодательного регулирования условий ОРМ в целом, мы полагаем целесообразным остановиться на отдельных аспектах правовой регламентации условий проведения гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (далее — гласное обследование). Такая необходимость обусловлена тем фактом, что 30 марта 2010 г. министром внутренних дел Российской Федерации подписан Приказ N 249 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» (далее — Инструкция). Данный ведомственный акт разработан «в целях обеспечения законности и обоснованности проводимого сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» и исключения нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц». Основная идея Инструкции заключается в необходимости вынесения распоряжения должностным лицом органа внутренних дел о проведении обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, которое регистрируется в соответствующем журнале. Разработчики Инструкции, обеспечивая прежде всего интересы лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, предусмотрели процедуру получения соответствующего разрешения для проведения гласного обследования в нежилых помещениях. Как и прежде, на проведение рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия в жилище необходимо получать судебное решение. Таким образом обеспечивается законность и обоснованность при проведении обследования в жилых и иных помещениях. Ознакомление с текстом Инструкции выявило ряд недостатков, которые подробно анализировались в специальной литературе <3>. В целом поддерживая точку зрения профессора Н. С. Железняка, мы бы хотели обратить внимание на проблему, связанную с необходимостью ведомственного санкционирования ранее несанкционируемого гласного обследования. ——————————— <3> См.: Железняк Н. С. О недостатках проекта Инструкции о порядке проведения сотрудниками ОВД гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» // Оперативник (сыщик). 2010. N 3 (24). С. 24 — 29; Он же. О недостатках Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» (взгляд второй) // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2010. N 3 (7). С. 11 — 15.
Дело в том, что Инструкция, по сути, вводит новое условие проведения обследования, относя гласную форму его проведения к ОРМ ведомственного санкционирования. При этом указанное условие относится только к сотрудникам оперативных подразделений органов внутренних дел. Получается, что для разных ведомств — разные условия проведения ОРМ, и сотрудникам оперативных подразделений других субъектов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, обеспечивать законность и обоснованность проведения обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств не нужно. Как справедливо отмечает А. Е. Чечетин, «сегодня каждый государственный орган, уполномоченный на осуществление оперативно-розыскной деятельности, издает свои нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику ОРД, в которых отражаются ведомственные традиции и подходы. Эти нормативные акты между собой не согласованы и, вполне естественно, по-разному регламентируют проведение одних и тех же оперативно-розыскных мероприятий» <4>. Таким образом, появляется ведомственное усмотрение на условия проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий, что вряд ли можно признать позитивным явлением. ——————————— <4> Чечетин А. Е. Некоторые проблемы ведомственного правового регулирования оперативно-розыскных мероприятий // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: Материалы Третьей международной научно-практической конференции. Барнаул: Барнаульский юрид. ин-т МВД России, 2005. С. 17.
Следует отметить, что среди ученых нет единства мнений о правовой регламентации условий ОРМ. Одни авторы полагают, что условия ОРМ должны устанавливаться только ФЗ об ОРД <5>. Другие считают, что условия проведения ОРМ могут содержаться не только в ФЗ об ОРД, но и в других нормативных правовых актах <6>. Указанный аспект подробно анализировался на страницах «Оперативника (сыщика)» В. Г. Бобровым <7>, который, рассматривая понятие «условия ОРМ» в широком смысле слова, пришел к выводу о том, что они устанавливаются: ——————————— <5> См.: Вагин О. А. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий // Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». М., 2006. С. 159. <6> См.: Чечетин А. Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий: Монография. М.: Издательский дом И. И. Шумиловой, 2006. С. 159 — 160. <7> См.: Бобров В. Г. К вопросу о понятии «условия проведения оперативно-розыскных мероприятий» // Оперативник (сыщик). 2007. N 2 (11). С. 15.
1) законодательными нормативными правовыми актами; 2) иными нормативными правовыми актами; 3) вырабатываются и апробируются практикой; 4) формулируются теорией. Не вдаваясь в полемику и признавая право на существование каждой из приведенных точек зрения, в целом следует согласиться с мнением В. Г. Боброва о том, что «ограничивать рассматриваемые условия лишь предписаниями, содержащимися в законах, нельзя. Выполнению подлежат требования нормативных правовых актов, в целом регулирующих данные вопросы» <8>. Однако, исходя из того, что оперативно-розыскная деятельность едина для всех органов, уполномоченных на ее осуществление, наиболее общие и системообразующие условия проведения ОРМ должны содержаться в одном нормативном правовом акте, каким и является ФЗ об ОРД. ——————————— <8> См.: Бобров В. Г. Указ. соч. С. 12.
Так, например, в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД перечислены некоторые условия проведения отдельных ОРМ: «Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации…». Часть 7 ст. 8 ФЗ об ОРД также содержит обязательные правила (условия) проведения некоторых ОРМ: «Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность». Считаем, что аналогичным образом должны быть сформулированы условия, касающиеся гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Таким образом, в целях однообразного подхода к проведению ОРМ требуется унификация, т. е. приведение к единообразию нормативных актов различных субъектов ОРД, регулирующих одни и те же отношения в сфере оперативно-розыскной деятельности <9>, поэтому, на наш взгляд, дополнения о необходимости получения распоряжения на проведение гласного обследования, которые распространялись бы на все субъекты ОРД, нужно было вносить в ФЗ об ОРД. ——————————— <9> См.: Чечетин А. Е. Некоторые проблемы ведомственного правового регулирования оперативно-розыскных мероприятий // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: Материалы Третьей международной научно-практической конференции. Барнаул: Барнаульский юрид. ин-т МВД России, 2005. С. 18.
——————————————————————