Особенности подготовки сотрудников органов внутренних дел РФ для операций ООН по поддержанию мира
(Земсков Ю. В.) («Российский следователь», 2005, N 6)
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ОПЕРАЦИЙ ООН ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА
Ю. В. ЗЕМСКОВ
Земсков Ю. В., Московский университет МВД России, кандидат юридических наук.
29 мая 2003 г. впервые в современной истории был отмечен Международный день миротворцев ООН. В своем послании по этому поводу Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан отметил, что пятьдесят лет назад солдат отправили на поле битвы под новым флагом и с новой миссией — миссией мира… Но сегодняшние миротворцы выполняют также полицейские функции и обеспечивают соблюдение прав человека <*>. В этой связи остро встает проблема кадрового обеспечения участия и соответственно подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в операциях по поддержанию мира. ——————————— <*> Информационный центр ООН в Москве. Послание Генерального секретаря ООН по случаю Международного дня миротворцев ООН 29 мая 2003 г. М., 22 мая 2003 г. С. 1.
Свою лепту в подготовку будущих кандидатов в наблюдатели гражданской полиции для участия в операциях по поддержанию мира вносят и высшие учебные заведения системы Министерства внутренних дел, в том числе и Московский университет МВД России, где кроме специальных и юридических дисциплин, дающих представление о международных организациях и принципах международного права, преподается углубленное изучение иностранного языка, который является одним из главных критериев отбора для участия в миротворческих операциях. Но более полное изучение предметов, требуемых для успешного выполнения своих обязанностей и функций будущими наблюдателями гражданской полиции, осуществляется в национальных специальных центрах подготовки и в центрах подготовки миротворческих миссий. Впервые компоненты гражданской полиции были включены в операции ООН по поддержанию мира в 1964 г. на Кипре (1964 — по н. в.) и в Конго (1960 — 1964). Количество сотрудников, участвующих в тех миротворческих миссиях, было незначительно и задачи, которые ставились перед ними в соответствии с мандатами этих миссий, сводились только к наблюдению за ситуацией в месте развертывания миссии. В конце 90-х гг. гражданская полиция стала составным элементом миротворческих операций ООН, начиная с наблюдательной миссии в Намибии (UNTAG) и с ограниченным исполнительным мандатом полномочий в Кампучии (UNTAC). Существенное расширение полномочий гражданской полиции произошло при участии ее в миссии ООН в Боснии и Герцеговине (UNIPTF) — миссия по контролю, воспитанию и обучению местной полиции с уполномоченной численностью международной полиции более двух тысяч человек. С открытием миссий в Косове (UNMIK) и Восточном Тиморе (UNTAET) мандат гражданской полиции расширился по возможностям и масштабу: полный спектр исполнительных правоохранительных полномочий, то есть полномочие на ношение огнестрельного оружия, задержание и арест вместе с важными миростроительными задачами по созданию местных правоохранительных органов и системы уголовного правосудия. С момента первого участия компонента гражданской полиции прошло немало времени и число миротворческих миссий, в которых участвовали и участвуют сотрудники полиции/милиции, приблизилось к 20 с численностью около 8000 человек, которые были предоставлены более 50 странами мира, причем объем полномочий и задач значительно возрос. В последнее пятилетие намечается рост участия региональных организаций в решении и предупреждении конфликтов, таких, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейский Союз (ЕС), Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ) и других, из-за большой загруженности ООН миротворческими операциями. Естественно, опыт, накопленный при подготовке сотрудников полиции для участия в миротворческих операциях под эгидой ООН, в том числе и Российской Федерацией с момента участия ее сотрудников органов внутренних дел в миротворческой деятельности с 1992 г., также используется и для подготовки кадров для работы в миссиях региональных организаций. В качестве примера можно привести участие российских сотрудников органов внутренних дел в качестве гражданских наблюдателей в верификационной (проверочной) миссии ОБСЕ в Косове в 1999 г. и выполнение обязанностей гражданских полицейских наблюдателей в миссии Европейского союза в Боснии и Герцеговине с июля 2003 г. по настоящее время (2005 г.). Апробированная и доказанная на практике система подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для операций ООН по поддержанию мира, в том числе и для миротворческих операций, проводимых региональными организациями, осуществляется в три этапа. Первый этап подготовки будущих кандидатов в наблюдатели гражданской полиции осуществляется национальными центрами подготовки. Например, сотрудники органов внутренних дел проходят подготовку в Центре подготовки наблюдателей гражданской полиции Всероссийского института повышения квалификации МВД России (пос. Домодедово Московской области), сотрудники Пограничной службы Федеральной службы безопасности (ПС ФСБ) на базе Военного института (пос. Голицино Московской области). Здесь не случайно упоминается этот центр подготовки, так как сотрудники ПС ФСБ тоже выполняют обязанности сотрудников гражданской полиции в миссии ООН в Косово в основном по обеспечению пограничного контроля <*>. ——————————— <*> В соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН от 10 июня 1999 г. N 1244 п. «g» ст. 9 предусматривается выполнение обязанностей по осуществлению пограничного контроля, который был возложен на гражданскую полицию ООН. — Примеч. авт.
В ходе этапа, который еще называют «предмиссионным», Главным управлением кадров МВД России проводится предварительный отбор сотрудников органов внутренних дел с учетом требований ООН к возрасту и стажу работы кандидата в органах внутренних дел, его физическому и психическому состоянию, а также по уровню знаний иностранного языка и навыку управления автотранспортным средством. После отбора группа сотрудников направляется в центр подготовки, где в течение месяца получает информацию и данные о различных аспектах деятельности гражданской полиции в конкретной миротворческой миссии, обзор по истории страны и культуре ее населения, где развертывается или уже развернута миротворческая миссия, о причинах возникновения конфликта, об основополагающих нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность миссии и в особенности гражданской полиции, об основах работы на компьютере. Коротко хотелось бы остановиться на тех предметах, которые преподают для будущих кандидатов в полицейские наблюдатели гражданской полиции и которые условно можно разделить на основные и дополнительные. К основным предметам можно отнести те дисциплины, по которым проводятся вступительные экзамены или, как принято называть, тесты с целью выяснения уровня знаний и навыков сотрудников для дальнейшего принятия решения о зачислении кандидатом в наблюдатели гражданской полиции. Тестирование проводится экзаменационной комиссией, как правило, состоящей из 2 — 3 человек, направляемой отделом гражданской полиции Департамента ООН по миротворческим операциям по согласованию с Министерством внутренних дел через Постоянное представительство Российской Федерации при Организации Объединенных Наций. К этим предметам относятся языковая, автомобильная и огневая подготовки, причем по последней из перечисленных тестируются сотрудники, направляемые в миротворческие миссии, где в соответствии с утвержденным мандатом миссии для выполнения задач и обязанностей сотрудника гражданской полиции ООН разрешено ношение и применение огнестрельного оружия. Тест по каждой дисциплине состоит из нескольких этапов, несдача одного из них является основанием для исключения из списка кандидатов в полицейские наблюдатели гражданской полиции. Ко второй группе можно отнести те предметы, которые необходимо знать сотруднику гражданской полиции для выполнения своих задач и функций, а также дающие представление о стране развертывания операции по поддержанию мира: история и культура страны, принимающей миротворческую миссию, радиообмен, медицинская подготовка, компьютерная подготовка, обзор нормативно-правовых документов, устанавливающих мандат миссий и регулирующих деятельность гражданской полиции, топография и так далее. Как показали исследования, около 50% опрошенных сотрудников органов внутренних дел, участвующих в миротворческих миссиях ООН, после предмиссионной подготовки считали себя недостаточно пригодными для работы в качестве полицейского наблюдателя, причем среди сотрудников, принимающих участие впервые, этот процент составил около 85. Это связано, во-первых, с неясностью мандата миссии и вытекающих отсюда задач гражданской полиции и, во-вторых, с неполнотой представляемой информации, особенно на начальном этапе развертывания миротворческой миссии. Предмиссионная подготовка заканчивается после прибытия сотрудников органов внутренних дел в миссию. Дальнейшая подготовка в течение 10 — 12 дней осуществляется в центрах подготовки миссий. Как показывает практика, около 90 — 95% гражданских полицейских наблюдателей проходят подготовку в этих центрах и только 5 — 10% не принимали участия в такой подготовке из-за задействования на начальном этапе развертывания миротворческой миссии, когда центры подготовки не были еще сформированы. Этот этап характеризуется разнообразием преподаваемых предметов, которые можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся предметы, ориентированные на формирование понятийного и ценностного потенциала сотрудников гражданской полиции, а именно: международные принципы и принципы деятельности гражданской полиции, соблюдение и защита прав человека, основные международно-правовые документы ООН, регулирующие ее деятельность, и в частности гражданскую полицию. Ко второй группе относятся предметы, дающие обзорную информацию о месте и условиях реализации операции по поддержанию мира, — история и культура страны, история конфликта, этнический состав населения, беженцы и миграция населения. К третьей группе — предметы, направленные на формирование профессиональных знаний и навыков: процедура радиообмена, ведение документации, навыки самообороны, топография, криминологическая ситуация и состояние преступности. Как показал опрос сотрудников гражданской полиции, только 35% опрошенных заявили о соответствии полученных знаний, используемых в практической деятельности миссии, около 60% затруднились ответить, а около 5% ответили отрицательно. Этап подготовки на этом не заканчивается и продолжается по прибытии сотрудника гражданской полиции на место выполнения своих должностных функциональных обязанностей и может рассматриваться как третий этап подготовки. Вновь прибывших знакомят с оперативной и криминогенной обстановкой на обслуживаемой территории, с особенностями местности и проживающего здесь населения, его этническим составом, с возможными трудностями и проблемами бытового и личного характера, с которыми они могут столкнуться, с минной и экологической обстановкой. Приведенная программа подготовки является неисчерпывающей и может варьироваться в зависимости от мандата миссии и вытекающих из него задач и функций гражданской полиции. В последнее время отделом гражданской полиции Департамента ООН операций по поддержанию мира практикуется тестирование сотрудников органов внутренних дел путем интервьюирования по телефону с целью выяснения знаний иностранного языка, культуры, истории страны и истории конфликта, знание основополагающих документов и так далее. Таким способом происходил отбор сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для участия в миссии ООН в Сьерра-Леоне и в Грузии, а также в дальнейшем планируется использовать такой метод тестирования для отбора кадров в другие миссии ООН, где будет развернут небольшой контингент гражданской полиции. Таким образом, несмотря на продуманность и всесторонность, система подготовки с учетом уже накопленного практического опыта, разработанных методик подготовки и апробированных в национальных и миссионных центрах требует совершенствования с учетом складывающейся ситуации в мире и в регионах. В частности, было бы правильно и своевременно ввести ознакомительный курс лекций для курсантов высших учебных заведений системы МВД России по миротворческим операциям под эгидой ООН и других региональных организаций, в которых принимал и принимает участие российский полицейский компонент, по программе, базирующейся на дисциплинах, используемых для подготовки сотрудников органов внутренних дел.
——————————————————————