О военных сборах и правовом статусе граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения военных сборов
(Фатеев К. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 8)
О ВОЕННЫХ СБОРАХ И ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ, ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННЫХ СБОРОВ
К. В. ФАТЕЕВ
Фатеев К. В., профессор Военного университета, доктор юридических наук, полковник юстиции.
1. Общие положения
В советский период отечественной истории военная служба делилась на действительную военную службу и военную службу в запасе. Военнообязанные, которых призывали на военные сборы, проходили военную службу в запасе. С принятием в 1993 г. Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» было введено следующее разграничение военной службы: прохождение военной службы по призыву — как исполнение воинской обязанности и прохождение военной службы путем добровольного поступления (по контракту) — как исполнение конституционного долга по защите Отечества. Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе для граждан, проходивших военную службу по призыву и по контракту, были отнесены к исполнению воинской обязанности гражданами Российской Федерации. В настоящее время согласно п. 1 ст. 1 и ст. 54 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в частности, призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе. Таким образом, прохождение военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, не является формой прохождения военной службы, а является формой исполнения воинской обязанности. Под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Военные сборы подразделяются на: а) учебные сборы: — в составе воинских частей (подразделений) на штатных воинских должностях, на которые граждане предназначены (приписаны) для прохождения военной службы в военное время (учебные сборы приписного состава); — по подготовке граждан по военно-учетным специальностям и воинским должностям (учебные сборы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям); — по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса; б) сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов (проверочные сборы). Военные сборы проводятся в целях подготовки граждан к военной службе и накопления их в запасе для доукомплектования войск (сил) при мобилизационном развертывании Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Целями учебных сборов являются: — приписного состава — проверка и совершенствование навыков граждан на соответствующих воинских должностях в действии при вооружении и военной технике; — по подготовке граждан по военно-учетным специальностям — приобретение и повышение уровня военных профессиональных знаний, совершенствование выучки и воинского мастерства по соответствующим военно-учетным специальностям, необходимым в районах комплектования соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации; — по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса — поддержание материальных средств в готовности к боевому применению (использованию) в интересах доукомплектования (отмобилизования) соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. Проверочные сборы проводятся в целях проверки готовности органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей (кораблей), организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и военных комиссариатов к выполнению боевых задач (задач по предназначению). Таким образом, основная цель военных сборов — подготовка граждан к военной службе. Проведение военных сборов в иных целях не допускается (п. 1 ст. 54 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию и порядок проведения военных сборов, являются: — Федеральный закон «Об обороне» (п. п. 17 и 18 ст. 6); — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»; — Федеральный закон «О статусе военнослужащих»; — Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»; — Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих»; — Уголовный кодекс Российской Федерации (ч. 1 ст. 331); — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 2.5); — Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495; — Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности»; — Положение о проведении военных сборов, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333; — Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704; — Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»; — Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников»; — Руководство по организации проведения военных сборов в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное Приказом министра обороны Российской Федерации от 17 мая 2007 г. N 185 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333», и др. Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку, снимается с воинского учета и не привлекается к прохождению военных сборов. Предельные возрасты пребывания в запасе, до наступления которых граждане, пребывающие в запасе, могут проходить военные сборы, установлены: — для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов — до 50 лет; — для младших офицеров — до 55 лет; — для старших офицеров — до 60 лет; — для высших офицеров — до 65 лет. Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Министерством обороны Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При этом продолжительность военных сборов не может превышать 2 месяца, а общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев. Периодичность призыва граждан на военные сборы не может быть чаще одного раза в три года. В продолжительность военных сборов не засчитывается время отбывания дисциплинарного ареста. В соответствии с п. 1 ст. 55 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от военных сборов освобождаются граждане женского пола. От военных сборов также освобождаются: — граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время; — сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации; — гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации; — летно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта; — плавающий состав судов морского флота, а также плавающий состав речного флота и флота рыбной промышленности — в период навигации; — граждане, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, — в период проведения таких работ; — граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений; — граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в образовательных учреждениях; — граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях — на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы; — граждане, уволенные с военной службы, — в течение двух лет со дня увольнения в запас; — граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей; — граждане, имеющие основания для отсрочки от призыва на военную службу, предусмотренные Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»; — граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации; — члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), граждане, временно исполняющие обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); — граждане, представленные в установленном порядке законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве кандидатур высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), — до принятия решения об отклонении представленной кандидатуры или о наделении ее полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); — граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу. Не подлежат призыву на военные сборы также граждане, указанные в п. 3 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»: — отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; — имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; — в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд. Правом освободить гражданина от призыва на военные сборы при наличии уважительных причин обладает военный комиссар. Уважительными причинами неявки гражданина при условии документального подтверждения причины неявки являются: — заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; — тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; — препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; — иные причины, признанные уважительными военным комиссаром или судом.
2. Организация военных сборов и призыва граждан на военные сборы
Организация проведения военных сборов возлагается на федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Организация проведения военных сборов граждан, предназначенных (приписанных) в специальные формирования, создаваемые на военное время, осуществляется центральными органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации по заявкам соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Количество призываемых на военные сборы граждан устанавливается указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации с учетом потребности в подготовке специалистов, необходимых для укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей и специальных формирований. Сведения о количестве граждан, призываемых на учебные сборы, и сроках проведения учебных сборов доводятся военными комиссариатами до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и руководителей организаций. Общее планирование военных сборов осуществляется Генеральным штабом (Главным организационно-мобилизационным управлением) на основании предложений центральных органов военного управления, штабов военных округов, Балтийского флота. Планирование военных сборов проводится заблаговременно в год, предшествующий году их проведения. Выписки из плана проведения военных сборов доводятся Генеральным штабом (Главным организационно-мобилизационным управлением) до центральных органов военного управления, штабов военных округов, Балтийского флота не позднее чем за два месяца до начала военных сборов. Призыв граждан на военные сборы и проведение военных сборов осуществляются в соответствии с Руководством по организации проведения военных сборов в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным Приказом министра обороны Российской Федерации от 17 мая 2007 г. N 185. Призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента Российской Федерации. На военные комиссариаты возлагаются функции: по отбору граждан для призыва на учебные сборы во взаимодействии с комплектуемыми воинскими частями; по организации медицинского освидетельствования граждан, призываемых на учебные сборы; по оповещению и призыву граждан на военные сборы; по организации перевозки граждан, призванных на военные сборы, от военного комиссариата (пункта сбора) до места проведения военных сборов и обратно; по компенсации расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов. Отбор граждан для призыва на учебные сборы проводится военными комиссариатами совместно с комплектуемыми воинскими частями. Для призыва на проверочные сборы отбор граждан военными комиссариатами не проводится. В период отбора на учебные сборы граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования. Граждане при призыве на военные сборы проходят медицинское освидетельствование в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 200 «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации». Гражданам, призываемым на учебные сборы на воинские должности специалистов по ракетному топливу, водолазов, специалистов войскового питания, по результатам медицинского освидетельствования выдаются документы установленного образца о годности к работе по специальности. Призыв граждан на учебные сборы военным комиссариатом проводится в соответствии с выписками из сводных планов военных округов, Балтийского флота и заявками воинских частей на поставку граждан на учебные сборы. Перед призывом на учебные сборы военные комиссариаты муниципальных образований совместно с воинскими частями осуществляют изучение и отбор граждан — кандидатов для прохождения учебных сборов. По данным воинского учета осуществляется предварительный отбор граждан без вызова их в военные комиссариаты. На граждан, прошедших военно-врачебную комиссию и призванных на учебные сборы, составляются именные списки. На граждан, призванных на военные сборы, военные комиссариаты направляют командирам воинских частей именные списки и личные дела офицеров запаса (с послужными картами). Личные дела офицеров запаса, призванных на военные сборы, в опечатанном виде, а также именные списки граждан вручаются старшему команды под расписку. Граждане, призываемые на военные сборы на воинские должности, предусматривающие работу со сведениями, составляющими государственную тайну, должны иметь оформленный в установленном порядке допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, по соответствующей форме. Граждан, не имеющих допусков соответствующей формы или имеющих допуски, действие которых прекращено или сроки действия которых истекли, направлять на военные сборы на воинские должности, предусматривающие работу (ознакомление) со сведениями, составляющими государственную тайну, запрещается. На учебные сборы приписного состава, учебные сборы по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса, проверочные сборы призываются, как правило, граждане, предназначенные по мобилизации в воинские части или из остатков ресурсов военных комиссариатов, имеющие соответствующую подготовку по военно-учетным специальностям. Решение о призыве гражданина на военные сборы оформляется приказом военного комиссара. Оповещение граждан о призыве на учебные сборы осуществляется заблаговременно. Вызов гражданина в комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования и призыва на военные сборы осуществляется повесткой. Гражданам, отобранным для прохождения учебных сборов, повестки вручаются не позднее чем за 10 дней до их начала. Повестка состоит из трех частей: — расписка о получении; — собственно повестка; — извещение руководителю организации. В извещении указываются дата и время, с которой (на которое) гражданин призывается на военные сборы, или дата и время его нахождения в военном комиссариате. Кроме того, согласно п. 26 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333, гражданину, проходившему военные сборы или медицинское освидетельствование, не позднее даты его убытия из военного комиссариата должна быть выдана справка военного комиссариата. Форма справки приведена в приложении N 2 к названному Положению. В ней указывается период времени, в который гражданин находился на военных сборах или в военном комиссариате. В случае неявки гражданина в место и время, указанные в повестке военного комиссариата о призыве на военные сборы, без уважительных причин военный комиссар принимает все необходимые меры по его призыву и доставке к месту проведения военных сборов. При необходимости для этих целей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» привлекаются органы внутренних дел. Перевозка граждан, призванных на военные сборы, осуществляется за счет средств Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти железнодорожным, морским (речным) или автомобильным транспортом, а на расстояние 3000 км и более — воздушным транспортом.
3. Начало военных сборов
Граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы. В соответствии с п. 5 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333, началом военных сборов считается: — для граждан, призванных на военные сборы, доставка которых к месту проведения военных сборов осуществляется в день их отправки из военного комиссариата (пункта сбора), — день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части; — для граждан, призванных на военные сборы, доставка (прибытие) которых к месту проведения военных сборов осуществляется в дни, следующие за днем их отправки из военного комиссариата (пункта сбора), — день убытия гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом. Прием граждан, призванных на военные сборы, в воинских частях осуществляется на пунктах приема личного состава по именным спискам военных комиссариатов. Личные вещи граждан принимаются на хранение с выдачей им квитанций установленного образца. По окончании приема граждан, призванных на военные сборы, издается приказ командира воинской части об их зачислении в списки личного состава воинской части, о чем в документах воинского учета граждан производятся соответствующие записи. Граждане, призванные на военные сборы и ранее не принимавшие Военную присягу, в пятидневный срок в порядке, установленном ст. ст. 40, 41 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, приводятся к Военной присяге. О приведении граждан к Военной присяге в их документах воинского учета производятся соответствующие записи.
4. Виды военных сборов и порядок их проведения
Учебные сборы приписного состава. Основными задачами учебных сборов приписного состава являются: а) проверка реальности установленных сроков (нормативов) выполнения мобилизационных мероприятий; б) подготовка воинских частей (подразделений) к действиям в условиях проведения мобилизации, военного положения и военного времени; в) подготовка военных комиссариатов к проведению мобилизации людских и транспортных ресурсов на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; г) совершенствование гражданами военных знаний, умений и навыков при исполнении должностных обязанностей; д) подготовка граждан к выполнению первоочередных работ по переводу воинских частей с мирного на военное время. Для проведения учебных сборов приписного состава осуществляется полный или частичный перевод воинских частей на штаты военного времени. Подготовка граждан на учебных сборах приписного состава проводится на штатных воинских должностях и осуществляется по программам боевой подготовки (учебных сборов приписного состава), разрабатываемым федеральными органами исполнительной власти, в воинских частях которых проводятся военные сборы. Учебные сборы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям. На учебных сборах по подготовке граждан по военно-учетным специальностям проводятся: а) подготовка офицеров запаса на вышестоящие должности; б) подготовка офицеров запаса из числа прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов запаса; в) подготовка, переподготовка граждан и совершенствование их военных знаний, умений и навыков по требуемым военно-учетным специальностям и воинским должностям, в том числе на новых образцах вооружения и военной техники; г) подготовка к военной службе граждан, ранее не прошедших военную службу, с присвоением им соответствующих военно-учетных специальностей. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям и воинским должностям проводится в учебных воинских частях, при военно-учебных заведениях, в воинских частях, имеющих соответствующие условия для размещения обучаемых, необходимую учебную материально-техническую базу и личный состав, способный осуществлять подготовку обучаемых по программам проведения учебных сборов по подготовке граждан по военно-учетным специальностям, разрабатываемым федеральными органами исполнительной власти, в воинских частях которых проводятся учебные сборы. Учебные сборы по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса. Учебные сборы по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса проводятся для оценки состояния вооружения, военной техники, других материальных средств неприкосновенного запаса, их технического обслуживания, проверки работоспособности (для военной техники — контрольного пробега) и пригодности, переконсервации и постановки (закладки) на хранение, а также для изучения обслуживаемых вооружения, военной техники, других материальных средств неприкосновенного запаса и совершенствования гражданами практических знаний по их эксплуатации и применению. На учебных сборах не менее 25% учебного времени отводится на техническую и специальную подготовку. Учебные сборы проводятся в соответствии с планами воинских частей по освежению и переконсервации материальных средств неприкосновенного запаса, проведению технического обслуживания и ремонта вооружения, военной техники, других материальных средств неприкосновенного запаса, содержащихся на длительном хранении. Проверочные сборы. Проверочные сборы проводятся в целях определения уровня боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов, проверки реальности сроков (нормативов) выполнения спланированных мероприятий по мобилизации людских и транспортных ресурсов, переводу воинских частей с мирного на военное время (отмобилизованию и переводу воинских частей на военное время) и проведению их боевого слаживания, а также совершенствования знаний, умений и навыков граждан по воинским должностям, на которые они предназначены (приписаны) по мобилизации. Проведение проверочных сборов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации на основании указов Президента Российской Федерации. Для проведения проверочных сборов осуществляется полный или частичный перевод воинских частей на штаты военного времени с призывом граждан, приписанных к этим воинским частям, и проведением боевого слаживания (слаживания). После перевода воинских частей с мирного на военное время воинские части могут подвергаться проверке на их способность выполнять задачи по предназначению. При переводе (полном или частичном) воинских частей на штаты военного времени в ходе проведения учебных сборов приписного состава и проверочных сборов пользоваться действительными наименованиями и условными наименованиями военного времени воинских частей запрещается. В этот период воинские части в официальных документах и в переписке именуются только по условным наименованиям, а вновь формируемые воинские части — по условным наименованиям мирного времени воинских частей — формирователей с присвоением им соответствующих литеров. При переводе воинских частей на штаты военного времени в ходе проведения учебных сборов приписного состава и проверочных сборов призыв граждан, предназначенных по мобилизации на воинские должности, укомплектованные личным составом кадра, подлежащим увольнению при переводе воинских частей с мирного на военное время (на штаты военного времени), не проводится. Подготовка граждан, призванных на военные сборы, осуществляется на штатном вооружении и военной технике воинских частей по программам боевой подготовки и (или) проведения военных сборов, разрабатываемым центральными органами военного управления и (или) управлениями объединений, соединений и воинских частей, проводящих учебные сборы. Продолжительность учебного времени (занятий) на военных сборах устанавливается в соответствии с требованиями программ боевой подготовки, программ и планов проведения военных сборов. Для проверки качества проведения занятий и оказания необходимой помощи командирам (начальникам), проводящим военные сборы, могут привлекаться специалисты из других воинских частей по указаниям соответствующих командиров (начальников). Ознакомление граждан, призванных на военные сборы, с новыми образцами вооружения и военной техники, проходящими войсковые испытания, запрещается. Для приема зачетов приказом командира воинской части из числа наиболее подготовленных и опытных офицеров создаются специальные комиссии.
5. Окончание военных сборов
Окончанием военных сборов считается: — для граждан, призванных на военные сборы, доставка которых в военный комиссариат осуществляется в день их отправки с места проведения военного сбора, — день исключения гражданина из списков личного состава воинской части; — для граждан, призванных на военные сборы, доставка (прибытие) которых в военный комиссариат осуществляется в дни, последующие за днем их отправки с места проведения военного сбора, — день прибытия гражданина в военный комиссариат, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом. По завершении учебных сборов приписного состава проводится проверка усвоения гражданами пройденного программного материала со сдачей зачетов и делается заключение об их подготовленности с указанием того, на какую воинскую должность они могут быть предназначены (приписаны). При необходимости им присваивается военно-учетная специальность. Гражданин, успешно сдавший зачеты, может быть представлен должностным лицом, руководившим военными сборами, к присвоению очередного воинского звания в соответствии со ст. 57 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», о чем в установленном порядке вносятся соответствующие изменения в документы воинского учета. У граждан, подготовленных на учебных сборах по воинским должностям механиков-водителей танков, боевых машин пехоты, гусеничных тягачей, инженерных и специальных машин, принимаются зачеты по устройству и эксплуатации вооружения и военной техники, правилам дорожного движения и практическому вождению боевых (специальных) машин. Успешно сдавшим зачеты в установленном порядке выдаются удостоверения на право управления боевой (специальной) машиной или другим образцом вооружения и военной техники.
6. О некоторых проблемах распространения статуса военнослужащих на граждан, призванных на военные сборы
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, призванные на военные сборы, не являются военнослужащими. Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядк е, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В п. 27 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333, уточняется, что на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обороны. Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами и федеральными законами. Такой подход к распространению статуса военнослужащих на граждан, призванных на военные сборы, когда права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены, в том числе и подзаконными нормативными правовыми актами, противоречит ст. 55 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также в некоторых предусмотренных в Конституции Российской Федерации иных случаях, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. Следовательно, распространение статуса военнослужащих на граждан в период прохождения ими военных сборов допустимо лишь федеральными конституционными законами или федеральными законами. Граждане, призванные на военные сборы, исполняют лишь некоторые из обязанностей, возложенных на военнослужащих, что обусловлено назначением военных сборов. В данной норме должен быть отражен ограниченный характер распространения статуса военнослужащих на граждан, призванных на военные сборы, так как в полном объеме им могут обладать только военнослужащие, которые исполняют особый вид федеральной государственной службы — военную службу. Это подтверждает, в частности, тот факт, что социальные гарантии и компенсации предоставляются только военнослужащим в связи с особым характером обязанностей, возложенных на них <1>. ——————————— <1> См. также: Корнишин С. В. Можно ли считать военнослужащими граждан, призванных на военные сборы? // Российская юстиция. 1999. N 12. С. 21.
В соответствии с п. 15 Положения о проведении военных сборов граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы. Таким образом, они не проходят военную службу, а лишь исполняют обязанности военной службы, и статус военнослужащих не может распространяться на них в полном объеме. Согласно п. 23 Руководства по организации проведения военных сборов в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации от 17 мая 2007 г. N 185, внутренняя и караульная службы на военных сборах осуществляются в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. Вместе с тем ни из Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, ни из обязанностей командиров воинских частей, установленных вышеуказанным Руководством, не следует, что граждане, проходящие военные сборы, несут караульную службу, а командиры воинских частей ее организуют, осуществляют издание приказа о несении караульной службы и допуск к ее несению гражданами, призванными на военные сборы. Согласно ст. 115 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации несение караульной службы является выполнением боевой задачи. Целями военных сборов является подготовка к военной службе. Анализ п. 16 и п. 19 Положения о проведении военных сборов позволяет сделать вывод, что при проведении учебных сборов осуществляется совершенствование гражданами военных знаний, умений и навыков при исполнении должностных обязанностей, а также осуществляются подготовка, переподготовка граждан и совершенствование их военных знаний, умений и навыков по требуемым военно-учетным специальностям и воинским должностям. При проведении проверочных сборов осуществляется подготовка к выполнению боевых задач. Поскольку несение караульной службы является выполнением боевой задачи и исполнением специальных обязанностей, постольку граждане, проходящие военные сборы, не должны привлекаться к ее несению. Согласно п. 30 Положения о проведении военных сборов привлечение граждан, призванных на военные сборы, к исполнению иных, не связанных с прохождением военных сборов, обязанностей запрещается. В отношении граждан, призванных на военные сборы, можно говорить лишь об отдельных правах, обязанностях и частично об ответственности военнослужащих в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7. Социально-бытовое и материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы
1. Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704, предусматривают компенсацию расходов в случае: — прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о призыве на военные сборы; — прохождения военных сборов; — вызова военным комиссариатом для решения вопросов, связанных с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов. 2. Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает: — обеспечение продовольствием по нормам пайка, установленным для личного состава воинских частей, проводящих военные сборы; — обеспечение имуществом по нормам, установленным для соответствующих категорий военнослужащих; — финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов. Финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение): а) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: — среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения; — расходов по проезду граждан от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно; — расходов по найму (поднайму) жилья; — командировочных (суточных); б) за время прохождения военных сборов: — оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию; — коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях; — среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения; — командировочных (суточных) при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно. В соответствии с п. 18 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в случае призыва на военные сборы лица, уволенного с военной службы (службы), получающего ежемесячное социальное пособие или оклад по воинскому (специальному) званию, выплата указанных пособия или оклада приостанавливается на срок прохождения военных сборов. При этом период прохождения военных сборов засчитывается в общий срок выплаты ежемесячного социального пособия и оклада по воинскому (специальному) званию. 3. Размещение граждан на период проведения военных сборов осуществляется в пунктах постоянной дислокации воинских частей, учебных центрах или лагерях по решениям соответствующих руководителей центральных органов военного управления, командующих войсками военных округов, Балтийским флотом. Увольнение указанных граждан из расположения воинской части проводится командирами подразделений (начальником военных сборов) в порядке, установленном командиром воинской части, в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Вместе с тем согласно ст. 74 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации к гражданам, призванным на военные сборы, не может применяться дисциплинарное взыскание — лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег. 4. Время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются соответствующие записи в документах воинского учета. В продолжительность военных сборов не засчитывается время отбывания дисциплинарного ареста. 5. В соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается время пребывания на военных сборах, если военные сборы проходили не ранее 1 марта 1993 г. 6. Граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти), ранения (контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военных сборов, в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855. 7. Согласно п. 2 ст. 57 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, — по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. При этом гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке. Для граждан, пребывающих в запасе, сроки пребывания в воинских званиях, права должностных лиц по присвоению воинских званий и порядок присвоения воинских званий определяются Положением о порядке прохождения военной службы.
8. О юридической ответственности граждан, призванных на военные сборы
Статьей 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с указанным Федеральным законом и другими федеральными законами. Согласно п. 32 Положения о проведении военных сборов граждане, призванные на военные сборы и нарушившие установленный порядок их прохождения, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации в отношении военнослужащих. Административная ответственность. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, граждане, призванные на военные сборы, несут дисциплинарную ответственность. За административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, гл. 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места прохождения военных сборов), гл. 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. ст. 18.1 — 18.4, 19.5.7, 19.7.2 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места прохождения военных сборов), граждане, призванные на военные сборы, несут административную ответственность на общих основаниях. Дисциплинарная ответственность. Граждане, проходящие военные сборы, привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, т. е. противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. В соответствии со ст. 74 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, к гражданам, призванным на военные сборы, могут применяться дисциплинарные взыскания в полном объеме, за исключением предусмотренных п. п. «в» и «г» ст. 55, п. «д» ст. 61 и п. «д» ст. 67 указанного Устава. Кроме того, к ним может быть применено дисциплинарное взыскание — отчисление с военных сборов. Вместе с тем в ст. 55 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации содержится такой вид дисциплинарного взыскания, как досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, которое не может применяться к гражданам, проходящим военные сборы, так как они военную службу не проходят и контракта о прохождении военной службы не заключают. К солдатам, матросам, сержантам и старшинам, проходящим военные сборы, могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий: выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; снижение в воинской должности ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины); снижение в воинском звании ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины); снижение в воинском звании со снижением в воинской должности ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины); дисциплинарный арест. К прапорщикам и мичманам, проходящим военные сборы, могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий: выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; снижение в воинской должности; дисциплинарный арест. К младшим и старшим офицерам, проходящим военные сборы, могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий: выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; снижение в воинской должности. Во время отбывания дисциплинарного ареста гражданин, проходящий военные сборы, не может быть исключен из списков личного состава воинской части в связи с отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов, за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, а гражданин, проходящий военные сборы на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, — также, за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. Дисциплинарный арест не применяется к офицерам, проходящим военные сборы, а также к гражданам, не приведенным к Военной присяге. Граждане, призванные на военные сборы, могут быть с них отчислены. Согласно ст. 101 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации дисциплинарное взыскание — отчисление с военных сборов — применяется в отношении граждан, призванных на военные сборы, за один или несколько совершенных ими грубых дисциплинарных проступков и объявляется приказом командира воинской части, в которой гражданин, призванный на военные сборы, проходит военные сборы. Отчисление граждан с военных сборов осуществляется по представлению командиров воинских частей, проводящих военные сборы, старшими командирами (начальниками). В соответствии с п. 31 Положения о проведении военных сборов о причинах и времени отчисления граждан с военных сборов уведомляются военные комиссариаты, которые немедленно доводят эту информацию до руководителей организаций, в которых работают отчисленные с военных сборов граждане. При этом время нахождения на военных сборах гражданину, призванному на военные сборы, не засчитывается. Уголовная ответственность. Согласно ч. 1 ст. 331 Уголовного кодекса Российской Федерации граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения военных сборов признаются субъектами преступлений против военной службы, предусмотренных гл. 33 УК РФ. Вместе с тем анализ конструкций уголовно-правовых норм и диспозиций статей гл. 33 УК РФ, а также прямое указание в них на конкретного субъекта уголовной ответственности позволяет сделать вывод, что граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения военных сборов должны привлекаться к уголовной ответственности не за все преступления против военной службы. Часть 2 ст. 3 УК РФ предусматривает, что применение уголовного закона по аналогии не допускается. Так, не должны привлекаться к уголовной ответственности граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения военных сборов: 1) по ст. 335 УК РФ (нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности), ч. 1 ст. 336 УК РФ (оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы), ст. 337 УК РФ (самовольное оставление части или места службы), ч. 1 ст. 339 УК РФ (уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана), так как в диспозиции данных статей указаны конкретные субъекты преступлений — военнослужащие, военнослужащие при отсутствии между ними отношений подчиненности, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту, военнослужащие, отбывающие наказание в дисциплинарной воинской части; 2) по ст. 338 УК РФ (дезертирство), так как дезертирство есть самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу. Ранее уже отмечалось, что прохождение военных сборов не тождественно прохождению военной службы и граждане, проходящие военные сборы, не проходят военную службу; 3) по ст. ст. 340 — 343 УК РФ, так как граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения военных сборов не должны привлекаться к выполнению боевых и служебно-боевых задач, в том числе по несению боевого дежурства (боевой службы), несению пограничной службы, несению караульной службы, несению службы по охране общественного порядка и общественной безопасности. Целями военных сборов является подготовка граждан к прохождению военной службы, подготовка к выполнению боевых задач, а не само их выполнение. Материальная ответственность. Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» устанавливает условия и размеры материальной ответственности граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. К материальной ответственности в соответствии с указанным Федеральным законом граждане, пребывающие в запасе, призванные на военные сборы, могут быть привлечены в течение трех лет со дня обнаружения ущерба. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены иные размеры материальной ответственности. Согласно п. 82 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, гражданам, призванным на военные сборы, по месту прохождения военных сборов выплачиваются: оклады по воинскому званию; оклады по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, по которой гражданин исполняет обязанности в период прохождения военных сборов. Указанные оклады выплачиваются со дня зачисления граждан в списки личного состава воинской части по день их исключения из списков личного состава воинской части на основании приказа командира воинской части, в которой граждане проходят военные сборы. Гражданам, проходящим военные сборы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинскому званию и окладу по воинской должности устанавливаются коэффициенты (районные, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. Указанные процентные надбавки выплачиваются на основании справок о стаже работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, выдаваемых организациями по месту работы граждан, пребывающих в запасе. Месячная надбавка за выслугу лет гражданину, призванному на военные сборы, не выплачивается. Другие месячные и иные дополнительные выплаты гражданам за время прохождения военных сборов в воинской части не производятся. Полная материальная ответственность граждан, призванных на военные сборы, наступает в случаях, когда ущерб причинен: — имуществу, переданному под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей; — действиями (бездействием), содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; — в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; — умышленными действиями, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения пострадавших в результате этих действий; — гражданами, проходящими военные сборы, добровольно приведшими себя в состояние опьянения. Согласно ст. 9 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» в случае, когда привлеченный к материальной ответственности гражданин, призванный на военные сборы, не возместил ко дню окончания военных сборов причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации. В случае, когда причинивший ущерб гражданин, призванный на военные сборы, убыл с военных сборов ввиду их окончания и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном указанным Федеральным законом. При этом размер оклада месячного денежного содержания определяется на день увольнения гражданина, призванного на военные сборы, до окончания военных сборов. Гражданско-правовая ответственность. Граждане, проходящие военные сборы, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
9. Алгоритм действий работодателя при призыве гражданина для прохождения военных сборов
1. Прохождение военных сборов является государственной обязанностью, поэтому работодатель, сотрудник которого призван на военные сборы, должен освободить его от выполнения трудовых обязанностей на этот период. При этом за сотрудником сохраняются место работы и должность (ч. 1 ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации) (далее — ТК РФ). 2. В случае призыва гражданина на военные сборы военкомат присылает повестку. В ней также содержится извещение работодателю о том, что его сотрудник будет находиться на военных сборах определенное количество времени. Извещение подшивается в личное дело сотрудника. Бланк повестки приведен в приложении N 1 к Положению о военных сборах, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333. В документе указывается, сколько времени будет отсутствовать сотрудник. В указанный период включается не только период его пребывания на военных сборах, но и время, проведенное в пути следования до места военного сбора и обратно. Если повестка приходит не по месту жительства сотрудника, а по месту его работы, организация обязана известить сотрудника о том, что его призывают на военные сборы (п. 1 ст. 4 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Руководство организации не должно препятствовать своевременной явке сотрудника в военкомат или другой орган, осуществляющий воинский учет. В противном случае руководителя организации или работника, ответственного за военно-учетную работу, могут оштрафовать на сумму от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). 3. На основании повестки руководитель организации издает приказ в произвольной форме о призыве сотрудника на военные сборы с сохранением за ним места работы и должности. В приказе указывается, что сотрудника организации следует полагать отсутствующим на рабочем месте в определенный в повестке период по причине призыва на военные сборы (основание: повестка из военкомата). Бухгалтеру дается указание произвести расчет заработной платы сотрудника, призванного на военные сборы, в размере среднего заработка в период пребывания сотрудника на военных сборах. 4. Сотрудника, призванного на военные сборы, замещает, как правило, другой сотрудник организации (внутренний совместитель). В некоторых случаях на его место приглашается иной специалист и оформляется срочный трудовой договор. В этом случае издается приказ о приеме на работу по форме N Т-1 (унифицированная форма документа утверждена Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»). 5. В период отсутствия сотрудника в табеле учета рабочего времени в соответствующей ячейке проставляется буквенный код «Г» «Исполнение государственных или общественных обязанностей согласно законодательству». Ему соответствует цифровой код «23». Условные обозначения указаны в Постановлении Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1. 6. На время прохождения военных сборов сотрудник освобождается от работы. На постоянном месте работы работодатель обязан сохранить за ним место работы или учебы и выплатить средний заработок. При расчете среднего заработка следует руководствоваться ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922. Расчетный период независимо от режима работы составляет 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, за который сохраняется средний заработок. В данном случае следует учитывать месяцы, которые предшествуют месяцу призыва на военные сборы. Календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца, а в феврале — по 28-е или 29-е число включительно (ч. 3 ст. 139 ТК Российской Федерации). Если сотрудник отработал на предприятии менее 12 месяцев, в расчетный период войдет фактически отработанное время. В п. 5 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы перечислены периоды, которые исключаются из расчета. В частности, это время, когда: — за сотрудником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка; — сотрудник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам; — сотрудник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника, и т. д. Согласно п. 2 вышеназванного Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат. Средний заработок рассчитывают следующим образом. В начале суммы заработной платы, фактически начисленные за расчетный период, следует поделить на количество фактически отработанных в этот период дней (ч. 3 ст. 139 ТК РФ и п. 9 вышеназванного Положения). Полученную величину следует умножить на количество рабочих дней по графику работы, пропущенных в связи с прохождением военных сборов. Если сотруднику установлен суммированный учет рабочего времени, необходимо определить средний часовой заработок. Для этого суммы заработной платы, фактически начисленные за расчетный период, следует разделить на количество часов, фактически отработанных в этот период. Средний заработок сотрудника будет равен произведению среднего часового заработка на количество рабочих часов в периоде, подлежащем оплате. Сколько дней сотрудник находился на сборах, будет указано в справке из военного комиссариата (приложение N 2 к Положению о военных сборах). 7. Сотруднику, призванному на военные сборы, гарантированы не только сохранение места работы и денежная компенсация. Если ежегодный оплачиваемый отпуск сотрудника приходится на период прохождения военных сборов, он сможет продлить его или перенести на другой срок. Работодатель определяет время отдыха работника с учетом его пожеланий (ст. 124 ТК РФ). Поскольку за время военных сборов за сотрудником сохраняется место работы (ст. 170 ТК РФ), этот период включается в стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 121 ТК РФ). 8. Время, в течение которого сотрудник проходил военные сборы, включается в его трудовой стаж (п. 2 ст. 28 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. N 1032-1). 9. При расчете пособия по временной нетрудоспособности время, проведенное на военных сборах, и начисленные за этот период суммы не учитываются. Это следует из п. 8 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 375.
10. О компенсации расходов организации в случае призыва ее сотрудника на военные сборы
В подп. 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704, указано, что компенсации подлежат расходы организации, связанные с выплатой среднего заработка лицам, призванным на военные сборы. Возмещение затрат организации, связанных с выплатой среднего заработка работникам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации. Для компенсации понесенных расходов необходимо получить от сотрудника справки, выданные военным комиссариатом. Затем организация выплачивает сотруднику причитающийся ему средний заработок. Чтобы компенсировать свои затраты за счет средств федерального бюджета, организация должна подать в военкомат, призвавший сотрудника на сборы, сведения о своих фактических расходах. Иными словами, выставить комиссариату счет <2>. В счете, в разделе «Наименование работ», должно быть указано: «компенсация расходов, понесенных в связи с призывом сотрудника организации на военные сборы», с указанием даты. ——————————— <2> См. подробнее: Гаврикова И. А. Работника призвали на военные сборы // Зарплата. 2007. N 10.
К счету прилагаются заверенные печатью организации и подписью руководителя копии документов, подтверждающих произведенные расходы. Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и печатью организации. Компенсация будет перечислена на счет организации в пределах лимитов установленных бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. В связи с вышесказанным возникает ряд определенных вопросов. 1. Как учитывать расходы на выплату среднего заработка, начисленного сотруднику, призванному на военные сборы? Подлежит ли налогообложению данная компенсация? На сумму среднего заработка не начисляется ЕСН. Поэтому при направлении в военный комиссариат сведений о фактических расходах организация уведомляет об отсутствии необходимости компенсировать им суммы ЕСН. Об этом говорится в письме Министерства финансов Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 03-04-07-02/18. Данный документ Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России) довела до налоговых инспекций (письмо ФНС России от 1 июня 2007 г. N ГВ-6-05/447@). 2. По поводу удержания НДФЛ с суммы компенсации есть два противоположных мнения. Как следует из письма Министерства финансов Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 03-05-01-04/227, средний заработок, выплаченный сотруднику за период прохождения им военных сборов, облагается НДФЛ. При этом специалисты Министерства финансов Российской Федерации ссылаются на п. 29 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). В нем сказано, что от обложения НДФЛ освобождаются доходы только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов. Так как в соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы сотрудника, средний заработок также необходимо включить в расчет. Такого же мнения придерживаются налоговые органы. Об этом свидетельствует письмо ФНС России от 19 апреля 2007 г. N 04-1-02/310@. Существует и противоположная точка зрения. Она изложена в судебной практике в Постановлении ФАС Уральского округа от 17 мая 2005 г. N Ф09-2076/05-С2. В данном Постановлении указано, что в ст. 164 ТК РФ определены понятия гарантий и компенсаций. Работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей, за время исполнения этих обязанностей выплачивается компенсация. Она предусмотрена ст. 170 ТК РФ. Такая выплата в силу п. 3 ст. 217 НК РФ не облагается НДФЛ. 3. В письмах Министерства финансов Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 03-04-07-02/18 и от 24 августа 2007 г. N 03-04-06-02/162 указывается, что облагать ЕСН средний заработок не следует. Такой вывод основывается на том, что эти выплаты не зависят от трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Выплаты производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей. Судебная практика идет по тому же пути. Оснований для начисления ЕСН на сумму среднего заработка сотруднику, призванному на военные сборы, нет. Эти выплаты не относятся к выплатам по трудовым договорам и не входят в состав расходов на оплату труда при расчете налога на прибыль. Об этом свидетельствуют Постановления ФАС Поволжского округа от 24 марта 2005 г. N А12-33165/04-С60, ФАС Уральского округа от 15 июня 2005 г. N Ф09-2472/05-С2 и ФАС Северо-Западного округа от 18 июля 2006 г. N А56-35031/2005. Объектом обложения пенсионными страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН. Такое правило установлено в п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Таким образом, начислять пенсионные взносы на величину среднего заработка нет необходимости. Не следует платить и взносы на страхование от несчастных случаев. Основанием для этого служит п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 765. В нем сказано, что компенсации, выплачиваемые в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, не облагаются взносами на страхование от несчастных случаев. Компенсация за исполнение государственных обязанностей предусмотрена в ст. 170 ТК РФ. 4. В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 03-05-01-04/42 сумма среднего заработка, начисленного сотруднику за время прохождения военных сборов, уменьшает облагаемую базу по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда (п. 6 ст. 255 НК РФ). Необходимо отметить, что, когда военный комиссариат возмещает расходы, полученные суммы следует учесть в составе внереализационных доходов. Судебная практика не признает выплату среднего заработка работнику, призванному на военные сборы, расходом работодателя (Постановления ФАС Уральского округа от 15 июня 2005 г. N Ф09-2472/05-С2 и от 22 ноября 2006 г. N Ф09-10453/06-С2). По мнению судов, указанные расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета, поэтому у организаций отсутствуют экономически оправданные затраты. 5. Как должен осуществляться бухгалтерский учет выплат? Обратимся к Положению по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 33н. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации (п. 2 ПБУ 10/99). В п. 16 ПБУ 10/99 перечислены условия, при которых расходы признаются в бухгалтерском учете, а именно: — расход производится в соответствии с конкретным договором, требованиями законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота; — сумма расхода может быть определена; — есть уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Например, организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении его передачи. Если хотя бы одно из названных условий не исполнено, в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность. Как уже было отмечено выше, расходы на оплату среднего заработка сотруднику, призванному на военные сборы, будут возмещены за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации. Значит, при оплате среднего заработка возникает дебиторская задолженность, а не расход организации. Начисление выплаты будет отражено по дебету счета 76 «Прочие дебиторы и кредиторы». Поскольку данная выплата не является оплатой труда работника, применять счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» нельзя. Вместо него следует использовать счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
——————————————————————
Вопрос: Наш работник был отправлен в командировку. День выезда выпал на выходной день, субботу. В воскресенье работник также находился в пути. После окончания командировки работник не вышел на работу. На следующий день он появился на работе и аргументировал свое отсутствие тем, что ему полагаются 2 дня отгула за 2 выходных дня, выпавших на путь следования в командировку. Поэтому он взял отгул за субботу. Так ли это на самом деле? Работник теперь хочет взять отгул за воскресенье, а мы хотим его уволить за прогул. («ЭЖ-Юрист», 2008, N 28)
Вопрос: Наш работник был отправлен в командировку. День выезда выпал на выходной день, субботу. В воскресенье работник также находился в пути. После окончания командировки работник не вышел на работу. На следующий день он появился на работе и аргументировал свое отсутствие тем, что ему полагаются 2 дня отгула за 2 выходных дня, выпавших на путь следования в командировку. Поэтому он взял отгул за субботу. Так ли это на самом деле? Работник теперь хочет взять отгул за воскресенье, а мы хотим его уволить за прогул. Сергей Перепелкин, г. Санкт-Петербург
Ответ: В Трудовом кодексе РФ порядок направления работника в командировку подробно не регламентирован, установлены лишь основные положения. Поэтому для решения вопроса об отгулах необходимо обратиться к Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 N 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (далее — Инструкция). Данный документ действует в части, не противоречащей ТК РФ. Согласно п. 8 Инструкции в случаях, когда по распоряжению администрации работник выезжает в командировку в выходной день, ему по возвращении предоставляется день отдыха в установленном порядке. Днем выезда считается день отправления транспортного средства из места постоянной работы командированного. Таким образом, в рассматриваемой ситуации работник имеет полное право на предоставление ему дня отгула за субботу. Что касается предоставления дня отгула за воскресенье, то здесь ситуация достаточно спорная. Ни Инструкция, ни ТК РФ прямо не предусматривают случаи, когда дни следования в пути выпадают на несколько выходных дней. Специалистами высказываются две противоположные точки зрения. Первая: за такой день следует либо предоставлять отгул, либо оплачивать его в повышенном размере (по аналогии со ст. 153 ТК РФ), так как дни следования в пути не принадлежат ни к дням командировки, ни к выходным дням работника, в которые ему положено отдыхать. Следовательно, эти дни надо оплачивать как работу в выходной день либо предоставлять отгул. Другая точка зрения сводится к тому, что день следования в пути и день отъезда — понятия разные. Поэтому за второй выходной день отгул не предоставляется, поскольку это не предусмотрено Инструкцией. На наш взгляд, предпочтительнее следовать первой точке зрения. Теперь что касается прогула. Действия работника в настоящей ситуации следует рассматривать как самовольное использование дней отгула, так как он не согласовал день использования отгула. Прогул — это отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены). Безусловно, работник прогул совершил, поэтому работодатель имеет право его уволить по подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, но с обязательным соблюдением процедуры наложения дисциплинарного взыскания (ст. 193 ТК РФ). Данное положение также подтверждается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (п. 39).
Юлия Терешко Газета «ЭЖ-Юрист»
——————————————————————